Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и функции бюджета




Центральное место в финансовой системе России, как и любого другого государства, занимает бюджет. Во всяком государстве он су­ществует не иначе как в правовой форме. В связи с этим о бюджете можно говорить в экономическом и юридическом аспектах.

Как экономическая категория бюджет представляет собой де­нежные отношения, возникающие по поводу перераспределения национального дохода. По мнению Н.И. Химичевой, «сущность бюджета проявляется в тех общественных отношениях, которые связаны с концентрацией и использованием его средств»". В мате­риальном аспекте бюджет является главным фондом денежных средств государства и входит вместе с внебюджетными фондами в группу централизованных денежных фондов государства.

Бюджет есть неотъемлемый признак государства, он вместе с налогами обеспечивает реализацию его суверенитета путем создания финансовой основы для деятельности государства. Характеристики государства обусловливают характеристики бюджета. Вместе с тем бюджет является средством государствен­ного управления, решения текущих и перспективных задач, стоящих перед обществом. Сюда входят задачи обеспечения обороны и безопасности страны, сохранения ивосстановления окружающей среды, поддержка эконо­мических субъектов, развитие духовной сферы общества.

В статье 6 Бюджетного кодекса установлено, что бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функ­ций государства и местного самоуправления».

Наиболее удачное и полное определение бюджета дано в учеб­нике «Финансовое право» под ред. О.Н. Горбуновой, где отме­чается, что «бюджет - это основной финансовый план формиро­вания, распределения и использования централизованного де­нежного фонда государственного или муниципального образо­вания, утверждаемый соответствующим представительным ор­ганом государственной власти или местного самоуправления». Данный финансовый план закрепляет юридические права и обя­занности участников бюджетных отношений.

Бюджет как финансовый план соответствующей территории, при­нимаемый в форме закона или правового акта представительного ор­гана местного самоуправления, следует отличать от консолидированно­го бюджета.

Консолидированный бюджет — это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории. Он дает инфор­мацию обо всех доходах и расходах территории и используется в целях анализа, расчетов, прогнозирования. Этот бюджет не утверждается в форме закона или иного нормативного правового акта. Следователь­но, он не способен порождать, прекращать или изменять права и обя­занности Российской Федерации, субъекта РФ и муниципального об­разования. Консолидированный бюджет муниципального района представляет собой бюджет муниципального района (районный бюд­жет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфер­тов между этими бюджетами) (ст. 14 БК РФ).

Консолидированный бюджет субъекта РФ включает в себя бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, входя­щих в состав субъекта РФ (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами) (ст. 15 БК РФ).

Консолидированный бюджет Российской Федерации представляет собой федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюджет­ной системы РФ (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами и за исключением бюджетов государственных внебюджет­ных фондов и территориальных государственных внебюджетных фон­дов) (ст. 16 БК РФ).

Сущность государственного бюджета реализуется через распределительную, контрольную и фискальную функции.

Содержание распределительной функции реализуется в процессе формирования доходных источников бюджета и их использования для проведения экономической политики государства. Аккумулированные в бюджетной системе финансовые ресурсы посредством налоговых и других обязательных платежей хозяйствующих субъектов и граждан затем в соответствии с проводимой государством социальной и инвестиционной политикой перераспределяются как в сферы материального производства, имеющие приоритетное значение для экономики страны, так и в сферу нематериального производства,

Контрольная функция бюджета заключается в том, что бюджет объективно через количественные характеристики формирования и использования фондов денежных средств государства отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики.

Благодаря этому свойству бюджет может «сигнализировать» о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объёму его потребностей, достаточно ли эффективно «работают» в экономике прямые государственные инвестиции и т.д.

Таким образом, контрольная функция бюджета не носит ни запретительного, ни ограничительного характера, она позволяет лишь контролировать степень и формы разумного косвенного воздействия государства на воспроизводственный процесс.

Фискальная функция бюджета предполагает, обеспечение финансовыми ресурсами выполнение государством своих прямых управленческих, оборонных, внешнеполитических и социальных задач, т. е. тех государственных услуг, которые на него возложены обществом.

 

5 .4 Бюджетная система Российской Федерации и принципы построения

Федеративное устройство российского государства, а также нали­чие системы местного самоуправления объективно породили сущест­вование на территории РФ целой системы бюджетов. Научное описа­ние бюджетной системы осуществляется с помощью категории «бюд­жетное устройство».

Бюджетное законодательство РФ не дает понятия «бюджетное уст­ройство». Однако разд. 1 БК РФ называется «Бюджетное устройство Российской Федерации». Исходя из анализа этого раздела, а также опираясь на выводы финансово-правовой науки можно утверждать, что понятие бюджетного устройства включает три элемента: 1) струк­туру бюджетной системы РФ; 2) бюджетную классификацию РФ; 3) принципы бюджетной системы РФ.

Согласно ст. 10 БК РФ бюджетная система РФ является трехуров­невой. Первый уровень образуют федеральный бюджет и бюджеты госу­дарственных внебюджетных фондов. Второй уровень — бюджеты субъ­ектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов. Третий уровень — местные бюджеты. При этом в рамках данно­го уровня бюджеты подразделяются на два подуровня. Первый подуро­вень образуют бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Второй подуровень образуют бюджеты городских и сельских поселений.

Как следует из вышеотмеченного, в бюджетную систему РФ включа­ются не только федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, но и бюджеты государственных внебюджетных фондов. К чис­лу последних относятся: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Включение этих фондов в бюджетную сис­тему обусловлено тем, что расходы государственных внебюджетных фондов обеспечиваются в значительной части федеральным бюджетом.

Итак, бюджетная система Россий­ской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируе­мая нормами права совокупность федерального бюджета, бюд­жетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Согласно ст. 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:

· единства бюджетной системы Российской Федерации;

· разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

· самостоятельности бюджетов;

· равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

· полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;

· сбалансированности бюджета;

· результативности и эффективности использования бюджетных средств;

· общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

· прозрачности (открытости);

· достоверности бюджета;

· адресности и целевого характера бюджетных средств;

· подведомственности расходов бюджетов;

· единства кассы.

Необходимо отметить, что основным принципом построения бюджетной системы и фор­мирования межбюджетных отношений является бюджетный федерализм. Несмотря на то, что в Бюджетном кодексе РФ от­сутствует принцип бюджетного федерализма, его содержание просматривается в других принципах (глава 5 БК), на которых должна базироваться бюджетная система РФ.

Первым из принципов, содержащихся в Бюджетном кодексе (ст. 29), назван принцип единства бюджетной системы РФ. Вме­сте с принципом разграничения доходов и расходов между уров­нями бюджетной системы РФ (ст. 30 БК) они определяют поря­док бюджетного устройства, формирования межбюджетных от­ношений. Принцип единства бюджетной системы РФ обусловлен единством правовой базы страны, единством денежной сис­темы, форм бюджетной документации, исходных положений бюджетного процесса, единообразными мерами юридической от­ветственности за нарушения бюджетного законодательства. По­мимо этого, единство бюджетной системы вытекает из единого порядка финансирования расходов бюджетов всех уровней, веде­ния бухгалтерского учета. Содержанием принципа разграниче­ния доходов и расходов является порядок закрепления доходов и соответствующих полномочий по осуществлению расходов меж­ду уровнями публичной власти. Однако между этими органами идет большая дискуссия вокруг проблемы пропорций разделе­ния между ними объема указанных бюджетных полномочий.

Согласно ст.31 БК принцип самостоятельности бюджетов означает:

· право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;

· самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных Бюджетным Кодексом;

· устанавливать в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

· право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации);

· недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств;

· право органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных трансфертов;

· недопустимость изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.

Статья 31.1.БК устанавливает принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований

Данный принцип означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными БК.

Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов (ст.32 БК)означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.

Статья 33 БК устанавливает принцип сбалансированности бюджета.

Указанный принцип означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.

При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств (ст.34БК) предполагает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов (ст. 35 БК) означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся:

  • субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • средств целевых иностранных кредитов (заимствований);
  • добровольных взносов, пожертвований, средств самообложения граждан;
  • расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с международными договорами (соглашениями) с участием Российской Федерации;
  • расходов бюджета, осуществляемых за пределами территории Российской Федерации;
  • отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года.

Статья 36 БК устанавливает принцип прозрачности (открытости)

Этот принцип означает:

· обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований;

· обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией);

· стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации Российской Федерации, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода).

Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

Принцип достоверности бюджета (ст. 37 БК) означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств (ст. 38 БК) предполагает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

 

Статья 38.1 БК устанавливает принцип подведомственности расходов бюджетов

Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств не вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных им распорядителей и получателей бюджетных средств в соответствии со статьей 158 настоящего Кодекса.

Распорядитель и получатель бюджетных средств могут быть включены в перечень подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств только одного главного распорядителя бюджетных средств.

Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации.

Особое значение для бюджетного процесса имеет принцип единства кассы (ст. ст. 38.2. БК РФ). Согласно ст. 38.2 Бюджетного кодекса РФ, принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений (доходов) и осуществление всех кассовых выплат (расходов) с использованием единого счета бюджета. Исключением являются операции по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации.

Под единым счетом бюджета понимается счет или совокупность счетов для федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации), открытый (открытых) Федеральному казначейству в учреждении Центрального банка РФ отдельно по каждому бюджету бюджетной системы РФ для учета средств бюджета и осуществления операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета (ст. 6 БК РФ).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 2065; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.