Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Таможенного союза




Формирование Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и реализация принятых международных обязательств в национальных законодательствах государств-членов

 

После подписания Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), который вступил в силу 30 мая 2001 г.дальнейшая работа по созданию ТС велась на площадке ЕврАзЭС.

16 августа 2006 г. в Сочи на встрече глав государств-членов ЕврАзЭС было принято Решение № 313 о формировании ТС трех государств (Белоруссия, Казахстан, Россия) в рамках ЕврАзЭС.

Была проведена необходимая работа по формированию договорно-правовой базы ТС в рамках ЕврАзЭС, направленная на переход от первого интеграционного этапа, уже функционирующего режима свободной торговли, ко второй интеграционной стадии - ТС на первых порах «тройки», с последующим присоединением остальных участвующих сторон по мере их готовности.

Работа по подготовке и принятию международных договоров по созданию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС велась в соответствии с Планом действий по формированию Таможенного союза, утвержденным Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) от 6 октября 2007 г. № 1. К настоящему времени реализованы мероприятия по формированию договорно-правовой базы Таможенного союза, Единого таможенного тарифа, единой системы внешнеторгового и таможенного регулирования, санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля, институциональной структуры Таможенного союза. Продолжается работа по унификации торговых режимов и защитных мер, поэтапному переносу согласованных видов государственного контроля на таможенную границу Таможенного союза.

Из 51 международного договора, входящего в основной Перечень международных договоров договорно-правовой базы Таможенного союза, вступили в силу и применяются 41. Из 10 оставшихся договоров 8 утратили актуальность в связи со вступлением в силу Таможенного кодекса Таможенного союза (ТКТС). По одному соглашению (Соглашение о создании информационной системы Евразийского экономического сообщества в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер от 12 декабря 2008 г.) Кыргызской Республикой завершаются внутригосударственные процедуры, необходимые для его вступления в силу. Единственный договор, по которому продолжается работа — Соглашение о вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран от 25 января 2008 г. Его планируется заменить Соглашением об определении порядка уплаты вывозных таможенных пошлин при вывозе товаров с таможенной территории Таможенного союза, проект которого согласовывается экспертами Сторон.

Кроме того, государствами-членами Таможенного союза заключены и вступили в силу новые международные договора, которые необходимо включить в данный Перечень:

— Протокол от 21 мая 2010 г. о внесении изменений в Соглашение Таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 г.;

— Протокол от 21 мая 2010 г. о внесении изменений Соглашение Таможенного союза по ветеринарно-санитарным мерам от 11 декабря 2009 г.;

— Протокол от 21 мая 2010 г. о внесении изменений Соглашение Таможенного союза о карантине растений от 11 декабря 2009 г.

Принято и временно применяется с 18 ноября 2010 г. Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации.

В связи с завершением формирования договорно-правовой базы Таможенного союза и ее введением в действие особое значение приобретает приведение в соответствие с ней национального законодательства государств-членов Таможенного союза. К настоящему времени эта работа не завершена.

Исполнение Комиссией Таможенного союза (далее — Комиссия) функций, установленных международными договорами по формированию Таможенного союза происходит следующим образом.

1. Регулирование внешней торговли товарами

Решениями Межгоссовета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. № 18 и 19 с 1 января 2010 г. Комиссия была наделена полномочиями в области таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности в Таможенном союзе согласно принятым международным договорам.

По Решению Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав правительств от 21 мая 2010 г. № 37 с 1 июля 2010 г. Комиссии переданы полномочия, предусмотренные Соглашением о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам от 25 января 2008 г. в отношении товаров, происходящих с таможенных территорий третьих стран и предназначенных для единой таможенной территории. При этом, в соответствии с положениями указанного Соглашения, Комиссией поручено уполномоченным органам Сторон выполнение процедурных действий по рассмотрению заявлений, началу, проведению и завершению расследований в течение переходного периода.

В целях предварительного рассмотрения и согласования предложений Сторон по мерам регулирования внешней торговли Комиссией создан Комитет по вопросам регулирования внешней торговли, в который входят уполномоченные Сторонами представители исполнительных органов власти государств — членов Таможенного союза. Разработан и принят Регламент внесения в Комиссию соответствующих предложений, предусматривающий требование об их экономическом обосновании.

В сфере таможенно-тарифного регулирования Комиссией был утвержден Единый таможенный тариф Таможенного союза. С момента передачи Комиссии соответствующих полномочий по предложениям Сторон было принято более 30 решений, касающихся изменений ставок ввозных таможенных пошлин, вопросов предоставления тарифных льгот и установления тарифных квот в отношении ряда товаров, происходящих из третьих стран.

На основании полномочий по нетарифному регулированию Комиссией были утверждены Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами-членами Таможенного союза в торговле с третьими странами, а также Положения о применении соответствующих ограничений. Выполняя функции принятия решений по применению мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами на единой таможенной территории в отношении третьих стран, с 1 января 2010 г. Комиссия Таможенного союза приняла свыше 20 решений, уточняющих ряд разделов и положений указанного Единого перечня товаров.

Сторонами ведется работа по приведению национального законодательства в сфере нетарифного регулирования в соответствие с законодательством Таможенного союза.

В Республике Беларусь разработан Комплекс мер по внесению изменений в законодательство Республики Беларусь, согласно которому приводятся в соответствие с законодательством Таможенного союза в области нетарифного регулирования свыше 25 нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, постановлений Совета Министров Республики Беларусь, ведомственных актов органов госуправления.

В отношении применения мер защиты внутреннего рынка Комиссией был утвержден Временный регламент проведения расследований, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, и внесения предложений по результатам расследований в Комиссию Таможенного союза.

В настоящее время в государствах — членах Таможенного союза применяются меры защиты внутреннего рынка, введенные в соответствии с национальным законодательством. В целях их унификации Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав правительств от 19 ноября 2010 г. № 59 принято Соглашение о порядке применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в течение переходного периода, которое определяет процедуры пересмотра действующих национальных мер на предмет распространения отдельных национальных мер на единую таможенную территорию Таможенного союза, порядок завершения расследований, не завершенных Сторонами до даты подписания этого Соглашения, и сроки действия этих мер на национальном уровне. Одновременно был принят Протокол о порядке предоставления органу, проводящему расследования, сведений, содержащих, в том числе конфиденциальную информацию, для целей расследований, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам.

Вопросы экспортного контроля до принятия соответствующих международных договоров, разрабатываемых в соответствии с Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 5 июля 2010 г. № 52, регулируются национальным законодательством. Указанным Решением определен следующий перечень нормативных правовых актов Таможенного союза, подлежащих принятию в данной области:

— Соглашение о едином порядке экспортного контроля государств — членов Таможенного союза;

— Соглашение о порядке перемещения продукции военного назначения между государствами — членами Таможенного союза, а также через таможенную границу Таможенного союза;

— Единые правила к порядку контроля за осуществлением внешнеэкономических операций с товарами и технологиями, подлежащими экспортному контролю в государствах — членах Таможенного союза;

— Единые списки товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю в государствах — членах Таможенного союза;

— Единый список продукции военного назначения государств — членов Таможенного союза;

— Единый список товаров Таможенного союза, контролируемых по соображениям национальной безопасности государств — членов Таможенного союза.

Решением Комиссии от 17 августа 2010 г. № 356 утвержден План мероприятий по обеспечению экспортного контроля государств — членов Таможенного союза, предусматривающий наряду с другими мероприятиями, разработку указанных нормативных правовых актов.

2. Техническое регулирование и применение санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер

С 1 июля 2010 г. в соответствии с Решениями Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав правительств от 21 мая 2010 г. № 38 и 39 на единой таможенной территории Таможенного союза начало действовать единое правовое поле в области санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер, предусматривающее применение единых перечней подконтрольной продукции и требований к ней, а также единого порядка ее ввоза и обращения на единой таможенной территории.

В соответствии с Планом действий по формированию Таможенного союза, утвержденным Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) от 6 октября 2007 г. № 1, на российско-белорусской границе отменены санитарно-эпидемиологический, ветеринарно-санитарныи и карантинный фитосанитарный виды контроля. При этом на белорусской части таможенной границы Таможенного союза дополнительно создано 22 санитарно-карантинных поста в пунктах пропуска. С 1 июля 2011 г. указанные виды контроля должны быть отменены и на казахстанско-российской границе.

Большинство норм законодательства Таможенного союза в области применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер являются нормами прямого действия. Национальные законодательства государств — членов Таможенного союза применяется исключительно в части, им не противоречащей.

Применение мер санитарного контроля осуществляется на основе разрешительных документов, составляемых по единым формам, которые признаются всеми государствами — членами Таможенного союза без дополнительного подтверждения соответствия.

Сторонами осуществляются меры по включению норм законодательства Таможенного союза в этой сфере в национальные законодательства.

В целях приведения обязательных требований к продукции в соответствие с едиными санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями к подконтрольным товарам, Сторонами разработаны новые и внесены изменения в действующие санитарные правила.

Применение мер ветеринарного контроля с 1 января 2011 г. осуществляется на основе разрешительных документов, составляемых по единым формам, которые будут признаваться всеми государствами - членами Таможенного союза без дополнительного подтверждения соответствия Единым ветеринарно-санитарным требованиям к продукции. В Республике Беларусь национальное законодательство в целом приведено в соответствие с законодательством Таможенного союза.

В области карантина растений фитосанитарные сертификаты оформляются в соответствии с единой международной формой. При этом сертификат, выданный на территории одной из Сторон, признается на территориях других государств-членов Таможенного союза. Сторонами ведется работа по отмене применения импортных карантинных разрешений.

В сфере технического регулирования в соответствии с принятыми решениями ведется работа по унификации законодательства. Определен перечень продукции, на которую документы о соответствии могут выдаваться по единым формам и признаются всеми государствами — членами Таможенного союза без дополнительного подтверждения соответствия. При этом пока остаются в силе и установленные национальными законодательствами перечни продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия требованиям безопасности.

Дальнейшая унификация технического регулирования в Таможенном союзе будет осуществляться путем принятия единых технических регламентов Таможенного союза в соответствии с подписанным 18 ноября 2010 г. межгосударственным Соглашением о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации.

3. Таможенное регулирование

Со вступлением в силу с 6 июля 2010 г. Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза (Решение Межгоссовет ЕврАзЭС на уровне глав государств от 5 июля 2010 г. № 48) заработала единая система таможенного регулирования на Единой таможенной территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

В настоящее время завершается реализация утвержденного Решением Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. № 17 Плана мероприятий по введению в действие Таможенного кодекса Таможенного союза. В соответствии с ним подготовлено 20 проектов международных договоров, 16 из которых приняты и применяются. 3 проекта соглашений находятся в стадии доработки (о порядке перемещения товаров по линиям электропередачи и трубопроводным транспортом; об определении порядка уплаты вывозных таможенных пошлин при вывозе товаров с таможенной территории Таможенного союза; об особенностях применения Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП от 14 ноября 1975 г. на таможенной территории Таможенного союза).

В целях единообразного обеспечения форм и методов таможенного администрирования на единой таможенной территории Таможенного союза разрешаются вопросы:

— о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах по вопросам деятельности представительств таможенных служб государств - членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС;

— об осуществлении транспортного контроля на внешней границе Таможенного союза;

— об Объединенной коллегии таможенных служб государств — членов Таможенного союза.

В соответствии с ТКТС подготовлены и приняты 75 нормативных документов, которые отнесены к компетенции Комиссии. В том числе решениями Комиссии утверждены: формы таможенных документов и инструкции по их заполнению; регламент ведения единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности; порядок совершения таможенных операций по товарам для личного пользования физических лиц; перечни товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин; документы по декларированию и классификации товаров, а также их таможенной стоимости.

Стороны ведут работу по приведению национального законодательства в соответствие с Таможенным кодексом Таможенного союза. В Республике Беларусь подготовлен проект Указа Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах таможенного регулирования, об осуществлении деятельности в сфере таможенного дела, уполномоченных экономических операторах, внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу некоторых указов и структурных элементов указов Президента Республики Беларусь».

Необходимым условием эффективного правоприменения законодательства Таможенного союза является унификация уголовных, административных и гражданских законодательств государств-членов Таможенного союза в части незаконного перемещения товаров через таможенную границу. Уголовное законодательство Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации единообразно закрепляет систему преступлений, посягающих на установленный порядок перемещения товаров и ценностей через таможенную границу. К таким преступлениям относятся: контрабанда, уклонение от уплаты таможенных платежей, невозвращение объектов культурного наследия на территорию государства, из которого они были вывезены, незаконный экспорт объектов экспортного контроля, невозвращение валюты из-за границы.

Анализ соответствующих норм уголовного законодательства трех государств выявил различные подходы к определению предмета контрабанды в зависимости от его экономических характеристик и ограниченности в гражданском обороте, а также несогласованность законодательных предписаний относительно оснований конфискации товаров, являющихся предметом контрабанды. Необходимо унифицировать определение предмета контрабанды и положения о конфискации имущества за контрабанду.

В соответствии с принятыми Межгоссоветом ЕврАзЭС на уровне глав государств 5 июля 2010 г. Договора об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и государств — членов Таможенного союза и Соглашения о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств-членов Таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях целесообразно провести сравнительно-правовой анализ уголовно-процессуальных законодательств и административно-процессульных норм государств-членов Таможенного союза с целью приведения их в соответствие с терминами и понятиями законодательства Таможенного союза.

Комиссией проводится мониторинг исполнения таможенного законодательства Таможенного союза. По результатам правоприменительной практики первых месяцев после вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза Комиссией принято Решение от 17 августа 2010 г. № 335, в соответствии с которым до 1 июля 2011 г. на белорусско-российской и казахстанско-российской границах таможенный и иные виды контроля осуществляются исключительно на основании стандартных коммерческих и товарно-транспортных документов. При этом Сторонами ведется работа по обеспечению таможенного контроля за отдельными товарами, подпадающими под временные изъятия из режима функционирования единой таможенной территории Таможенного союза, установленными Протоколом об отдельных временных изъятиях из режима функционирования единой таможенной территории Таможенного союза от 5 июля 2010 г. С прекращением действия норм этого Протокола и переносом согласованных видов контроля на внешнюю границу Таможенного союза с 1 июля 2011 г. необходимо решить вопрос об организации контроля за обращением товаров, в отношении которых согласно Решению Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 130 казахстанской Стороной в течение переходного периода продолжительностью до 5 лет применяются ставки, отличные от Единого таможенного тарифа Таможенного союза.

Прекращение таможенного оформления и контроля в отношении товаров Таможенного союза, перемещаемых через межгосударственных границы внутри Единой таможенной территории, существенно облегчило взаимную торговлю и обеспечило рост экономической активности.

В перспективе, после завершения формирования Единого экономического пространства, представляется целесообразным разработать мероприятия по отмене на межгосударственных границах государств — членов Таможенного союза паспортного контроля и подготовить соответствующий международный договор, предусматривающий также унификацию норм визового режима и создания на единой таможенной территории зоны свободного перемещения граждан с единой информационной системой.

В целях обеспечения переноса таможенного и других согласованных видов контроля, планируемого с 1 июля 2011 г., Решением Комиссии Таможенного союза № 173 от 26 февраля 2010 г. сформирована совместная группа экспертов Сторон, которой поручено провести оценку и анализ состояния технического оснащения и обустройства, технических и технологических возможностей, аппаратного и программного обеспечения пунктов пропуска на территориях государств — членов Таможенного союза, а также разработать Типовые требования к оборудованию и материально-техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации таможенного контроля.

В рамках работы по поэтапному переносу согласованных видов государственного контроля на внешний контур Таможенного союза подготовлен проект Соглашения между государствами — членами Таможенного союза об осуществлении транспортного (автомобильного) контроля на внешней границе Таможенного союза (Решение Комиссии от 14 октября 2010 г. № 433), в отношении которого проводятся процедуры внутригосударственного согласования. Это позволит перейти к практической реализации переноса транспортного контроля на внешнюю границу Таможенного союза.

4. Исполнение международных договоров в финансовой сфере

В налоговой сфере сформирована нормативно - правовая база Таможенного союза в области косвенного налогообложения, которая регламентирует порядок взимания косвенных налогов и позволяет обеспечить контроль за их уплатой при экспорте и импорте товаров. С 1 июля 2010 г. введены в действие: Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе; Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе; Протокол о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе; Протокол о внесении изменений в Соглашение от 25 января 2008 г. «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе»; межведомственный Протокол об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств-членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов от 11 декабря 2009 г. Разрабатывается проект Соглашения о создании института налоговых представителей государств-членов Таможенного союза.

В государствах - членах Таможенного союза проводится работа по приведению налоговых законодательств в соответствие с международными нормативно-правовыми актами Таможенного союза. В этих целях в Республике Беларусь принят Декрет Президента от 13 сентября 2010 г. № 477 «О внесении изменений и дополнений в некоторые декреты Президента Республики Беларусь по вопросам взимания косвенных налогов в Таможенном союзе».

Решениями Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав правительств от 21 мая 2010 г. № 36, от 19 ноября 2010 г. № 57 Сторонам поручено принять меры, направленные на прекращение действия двусторонних международных договоров по взиманию косвенных налогов во взаимной торговле.

В сфере валютно-финансовых отношений с 1 сентября 2010 г. применяется Соглашение об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие). В соответствии с указанным Соглашением ввозные таможенные пошлины зачисляются на единый счет уполномоченного органа той Стороны, в которой они подлежат к уплате в соответствии таможенным законодательством Таможенного союза, и распределяются в бюджеты Сторон согласно установленным нормативам распределения: Республика Беларусь — 4,70%, Республика Казахстан — 7,33%, Российская Федерация — 87,97%.

По предварительным итогам распределения ввозных таможенных пошлин в сентябре - октябре 2010 г., в бюджеты государств - членов Таможенного союза поступили следующие суммы в долларовом эквиваленте:

Республика Беларусь — 210,9 млн. долларов США;

Республика Казахстан — 329,2 млн. долларов США;

Российская Федерация — 3947,6 млн. долларов США.

Принят, находится в стадии ратификации и в части, не противоречащей национальному законодательству, применяется Договор о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза.

Планируется к подписанию Договор о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при ввозе на территорию Таможенного союза и вывозе с территории Таможенного союза наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, проект которого в настоящее время проходит процедуры внутригосударственного согласования.

5. Исполнение международных договоров в отношении информационного взаимодействия и статистики, а также Решения Межгосударственного Совета на уровне глав правительств от 19 ноября 2010 г. № 61 «О срочных мерах информационного обмена между таможенными органами Таможенного союза».

В соответствии с Решением Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав правительств от 21 мая 2010 г. № 40 с 1 июля 2010 г. вступили в силу Протокол о порядке передачи данных статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств —членов Таможенного союза и Протокол о статусе Центра таможенной статистики Комиссии Таможенного союза. Решениями Комиссии одобрена Единая методология ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств — членов Таможенного союза, приняты Технические условия передачи данных и утверждена Программа статистических работ Центра таможенной статистики Комиссии Таможенного союза на 2011 г.

Решениями Комиссии принят комплект унифицированных классификаторов, применяемых для заполнения таможенных деклараций и одобрены структуры и форматы электронных копий таможенных деклараций, деклараций таможенной стоимости и корректировки таможенной стоимости.

Система статистического учета взаимной торговли государств—членов Таможенного союза нуждается в существенном совершенствовании.

Во исполнение Решения Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав правительств от 19 ноября 2010 г. № 61 «О срочных мерах информационного обмена между таможенными органами Таможенного союза» таможенными службами Сторон проводятся работы, направленные на организацию информационного взаимодействия в целях обеспечения полноценного трехстороннего контроля и учета товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, а также помещенных под таможенные процедуры таможенного транзита. Технические условия обмена информацией применяются с 1 января 2011 г.

Осуществляется работа по проектированию, разработке и внедрению Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза (далее — ИИСВВТ), в рамках которой должны быть приняты унифицированные решения, обеспечивающие эффективную интеграцию национальных сегментов и построение общего информационного пространства Таможенного союза. Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав правительств от 19 ноября 2010 г. № 60 утверждена Концепция создания ИИСВВТ и определены уполномоченные органы по созданию ее национальных сегментов. Этим же Решением Комиссии Таможенного союза поручено утвердить Положение о Координационном совете по информационным технологиям при Комиссии таможенного союза и состав названного Совета. Кроме того, Решением Комиссии Таможенного союза от 18 ноября 2010 г. № 470 Секретариату Комиссии Таможенного союза поручено до 1 февраля 2011 г. провести согласование со Сторонами Технико-экономического обоснования создания и функционирования ИИСВВТ, а в первом квартале 2011 г. — обеспечить разработку и согласование Сторонами технического задания на создание Системы. В государствах — членах Таможенного союза на 2011 г. планируются работы по созданию национальных интеграционных шлюзов для подключения национальных сегментов к ИИСВВТ.

6. Развитие судебной системы Таможенного союза

В соответствии с принятым Протоколом о внесении изменений в Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 6 октября 2007 г., Межгосударственным Советом ЕврАзЭС 5 июля 2010 г. была принята новая редакция Статуса Суда ЕврАзЭС (далее — Суд), компетенция которого расширяется в части рассмотрения дел в рамках Таможенного союза. В новой редакции установлено, что обращения в Суд хозяйствующих субъектов и особенности судопроизводства по ним определяются отдельным международным договором (ст. 14). Проект Договора об обращении в Суд хозяйствующих субъектов по спорам в рамках Таможенного союза и особенностях судопроизводства по ним разработан, в настоящее время завершаются необходимые для его принятия внутригосударственные процедуры. В нем определяется компетенция Суда при рассмотрении дел по заявлениям хозяйствующих субъектов, сроки рассмотрения дел, процедура и правила подачи заявлений хозяйствующими субъектами, порядок оплаты пошлины и иные процедурные вопросы. Проект Договора предусматривает также, в соответствии с требованиями международных актов Всемирной торговой организации (ВТО), возможность обращения в Суд ЕврАзЭС хозяйствующих субъектов третьих стран.

7. Унификация торговых режимов

Как отмечено в Договоре о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза от 6 октября 2007 г., установление и применение в отношениях с третьими странами единого торгового режима является одним из необходимых условий объединения таможенных территорий Сторон в единую таможенную территорию и завершения формирования Таможенного союза.

Переговоры по унификации торговых режимов государств — членов Таможенного союза проводятся единой переговорной делегацией Сторон, состав которой был утвержден Решением Комиссии от 25 сентября 2009 г. № 90 одновременно с директивами на проведение переговоров с ВТО (далее — ЕПД). Данная работа ведется в соответствии с Концепцией унификации торговых режимов государств-членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 11 декабря 2009 г. № 144 и последующими решениями Комиссии по данной тематике.

Действующие непреференциальные международные торговые соглашения государств — членов Таможенного союза (включая РНБ) остаются в силе до момента присоединения Сторон к ВТО, положения соглашений которой заменят указанные непреференциальные двусторонние соглашения. Поэтому работа по унификации торговых режимов государств — членов Таможенного союза ведется со странами, которые имеют с государствами-членами Таможенного союза преференциальные торговые режимы свободной торговли с различными изъятиями.

По итогам проведенных ЕПД консультаций была одобрена единая позиция государств-членов Таможенного союза в отношении режима свободной торговли с Азербайджаном, Арменией и Молдовой. Продолжаются переговоры с Украиной по согласованию единого перечня изъятий из режима свободной торговли. В ходе консультаций с Грузией и Узбекистаном не удалось достичь договоренности о начале переговоров по унификации торговых режимов в четырехстороннем формате.

В соответствии с Решением Комиссии от 14 октября 2010 г. № 427 переговоры по унификации торговых режимов стран-членов Таможенного союза со странами СНГ продолжаются в рамках переговоров по Договору о зоне свободной торговли СНГ.

Стороны завершают работу по унификации режима свободной торговли с Сербией и Черногорией. В четырехстороннем формате согласованы Единые перечни товаров, подпадающих под изъятия при импорте из Сербии и из Черногории, а также Единые правила происхождения товаров.

Государствами — членами Таможенного союза были проведены консультации относительно целесообразности заключения новых соглашений о свободной торговле с Египтом, Вьетнамом, ЕАСТ, Новой Зеландией и Сирией. 23 ноября 2010 г. начались официальные переговоры с ЕАСТ. На министерской конференции АТЭС 10-11 ноября 2010 г. Сторонами сделано заявление о целесообразности заключения соглашения о свободной торговле с Новой Зеландией.

Продолжаются переговоры по присоединению государств-членов Таможенного союза к ВТО.

8. Ограничительные меры во взаимной торговле

В целях исполнения п. 7.3 Плана действий по формированию Таможенного союза ведется работа по приведению национальных правовых актов, регулирующих ограничительные меры экономического характера во взаимной торговле Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, в соответствие с законодательством Таможенного союза. Составлен перечень различных ограничительных мер экономического характера, применяемых Сторонами во взаимной торговле. С целью обеспечения свободного перемещения товаров на едином рынке Таможенного союза разработан проект Соглашения о свободном движении товаров на общем рынке Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. В настоящее время ведется работа по его согласованию.

Следует отметить, что ряд действующих в настоящее время ограничительных мер в сферах, связанных с правилами конкуренции, госзакупками, субсидированием и предоставлением иных мер государственной поддержки, выходит за пределы сферы регулирования Таможенного союза.

10. Совершенствование работы Секретариата Комиссии Таможенного союза по исполнению международных договоров

 

Формирование Секретариата Комиссии Таможенного союза в 2009-2010 годах велось в соответствии с Решениями Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. № 18 и № 20 и от 5 июля 2010 г. № 53. Решением Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 5 июля 2010 г. № 53 утверждена структура Секретариата Комиссии на 2011 г. и штатная численность 180 человек исходя из функций и полномочий Комиссии Таможенного союза, установленных к тому времени.

18 ноября 2010 г. было принято Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации, наделивший Комиссию Таможенного союза новыми полномочиями в сфере технического регулирования. С утверждением Межгоссоветом ЕврАзЭС 19 ноября 2010 г. Концепции ИИСВВТ на Секретариат возложены обязанности по организации разработки и ведению Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза.

В настоящее время в соответствии со вступившими в силу международными договорами и Решениями Межгоссовета ЕврАзЭС и Комиссии Таможенного союза Секретариат обеспечивает выполнение около 250 функций в области таможенного, тарифного, нетарифного, технического регулирования, санитарного, ветеринарного, фитосанитарного контроля в Таможенном союзе. В дополнение к этому формируемая договорно-правовая база Единого экономического пространства предусматривает наделение с 2012 г. Комиссии Таможенного союза новыми полномочиями и функциями по вопросам проведения гармонизированной антимонопольной политики, включая мониторинг доступа к услугам естественных монополий и соблюдения установленных принципов и правил регулирования их деятельности, контроля за предоставлением промышленных и сельскохозяйственных субсидий, применением общих правил проведения государственные закупок и др.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Раскройте сущность и значение понятия «Международное таможенное право (МТАП)».

2. Кто выступает субъектом таможенных правоотношений в Международном таможенном праве?

3. Перечислите принципы, на которых базируется МТАП.

4. Какие нормативные правовые акты можно назвать основными источниками МТАП?

5. Дайте определение понятию «Европейское таможенное право».

6. Перечислите субъектов таможенного права Европейского союза.

7. Раскройте сущность и значение таможенного союза ЕС.

8. Назовите особенности отдельных таможенных процедур в ТС ЕС.

9. Из чего состоит система единых правил таможенного оформления в ЕС?

10. Раскройте сущность и значение Совета руководителей таможенных служб (СРТС).

11. Дайте определение понятию «Единое экономическое пространство».

12. Раскройте процесс формирования Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и реализация принятых международных обязательств в национальных законодательствах государств-членов Таможенного союза.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 877; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.