КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды социальной помощи безработным гражданам
Права и обязанности граждан Российской Федерации в сфере обеспечения занятости и трудоустройства
Постоянное поддержание определенного уровня занятости населения — сложная проблема для любой страны, в том числе имеющей многовековые рыночные традиции. Считается, что в сфере занятости рынок не может оказывать автоматического влияния на процесс саморегулирования. Поэтому во всех странах рыночной ориентации проводится политика регулирования занятости на основе, применения постоянных, гибких по формам и средствам мер воздействия на сферу занятости. Обеспечение более полной и эффективной занятости населения является одной из важнейших задач любого демократического общества. Государственная политика в области занятости должна решать два основных вопроса: во-первых, удовлетворение потребности в рабочей силе функционирующего инвестирующего капитала. Энергично и прибыльно функционирующий капитал — лучшее свидетельство эффективного использования рабочей силы; во-вторых, обеспечение рабочими местами трудоспособного населения как условие нормального существования людей. Забота о благосостоянии населения является традиционной функцией государства[1]. Работник имеет право на: заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены ТК РФ, иными федеральными законами; предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором; рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором; своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы; отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращенного рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков; полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте; профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации в порядке, установленном ТК РФ[2], иными федеральными законами; объединение, включая право на создание профессиональных союзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов; участие в управлении организацией в предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами и коллективным договором формах; ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей, а также на информацию о выполнении коллективного договора, соглашений; Политика российского государства в области занятости осуществляется по следующим направлениям: обеспечение равных возможностей трудоустройства всем гражданам страны независимо от пола, национальности, возраста, социального положения и вероисповедания; · соблюдение добровольности труда, свободного воле-изъявления граждан при выборе вида занятости; · обеспечение социальной защиты в области занятости; · поддержка самостоятельности регионов при проведении централизованных мероприятий государства в решении проблем занятости; · поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности; · координация деятельности в области занятости с другими направлениями деятельности государственных органов — экономическими и политическими, включая социальное обеспечение, регулирование и распределение доходов; · поощрение работодателей, создающих новые рабочие места; · обеспечение занятости для малочисленных народов с учетом исторически сложившихся видов занятости; · международное сотрудничество в решении проблем занятости[3]. Государственная политика занятости в стране направлена не только на регулирование общих процессов в сфере труда, но и на осуществление их в рамках мер, разработанных для регулирования локальных (региональных) рынков труда. Схожие по регионам тенденции функционирования рынка труда определяют эффект при едином подходе к решению проблем занятости, особенно в расчете на перспективу. Для каждого региона в соответствии с особенностями рынка вообще, и рынка труда в частности, разработаны дифференцированные подходы к мерам регулирования, установлен их приоритет: 1) для Центрального, Волго-Вятского и Уральского регионов: 2) для Западно-Сибирского, Восточно-Сибирского и Дальневосточного регионов: оценка перспектив занятости в базовых отраслях регионов; поддержка диверсификации производства на основе более полного использования богатых ресурсов регионов; поддержка традиционных видов занятости коренного населения; расширение спектра профессий и специальностей при подготовке и переподготовке кадров; образовательное и финансовое содействие развитию самозанятости и мелкому бизнесу; 3) для Поволжского, Центрально-Черноземного и Северо-Кавказского регионов: углубление агропромышленного профиля подготовки и переподготовки работников; содействие развитию самозанятости населения; активное содействие усилению агропромышленной специализации регионов; создание новых рабочих мест, особенно в сфере услуг. При проведении государственной политики занятости все большее значение приобретают конвенции и рекомендации Международной организации труда (МОТ). Разрабатываются различные конвенции в области труда и его оплаты на основе применения современных правил и подходов. Международная организация труда была создана в 1919 г. с целью содействия общественному прогрессу, повышения благосостояния населения, улучшения условий труда и защиты прав человека на основе установления и поддержания эволюционным путем социального мира между различными слоями общества. Для достижения этих целей МОТ решает следующие задачи: 1. разрабатывает согласованную политику и программы, направленные на решение социально-трудовых проблем; 2. разрабатывает и принимает международные трудовые нормы в виде конвенций и рекомендаций для реализации принятой политики; 3. помогает странам-участницам в решении проблем занятости и сокращения безработицы; 4. защищает права человека, в частности на труд и на объединения, защищает человека от принудительного труда, дискриминации и т.п.; 5. организует и ведет борьбу с бедностью, за улучшение жизненных условий трудящихся, развитие социального обеспечения; 6. разрабатывает программы в области улучшения условий труда и производственной среды, техники безопасности и гигиены труда, охраны и восстановления окружающей среды; 7. содействует организациям трудящихся и предпринимателей в их работе совместно с правительством по регулированию социально-трудовых отношений; 8. разрабатывает меры по защите наиболее уязвимых групп трудящихся — женщин, молодежи, пожилых людей, трудящихся-мигрантов. Деятельность МОТ ведется как на макро-, так и на микроэкономическом уровне. Меры макроэкономического характера охватывают область минимальной заработной платы, уровень жизни работников, инфляционные процессы. Меры микроэкономического характера охватывают область переобучения, создания системы непрерывного образования и др. Результатом работы МОТ являются конвенции и рекомендации, которые применяют правительства многих стран, заботящихся о собственном авторитете. Конвенция МОТ — это международный договор, который должен быть ратифицирован и соблюдаться государствами-членами. Рекомендация МОТ представляет собой ориентир для отдельного государства в выработке политики, разработке национального законодательства и практических мер в социально-трудовой сфере. Разработками МОТ могут пользоваться как правительственные структуры, так и представители организаций трудящихся и предпринимателей. Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения прописаны в Законе РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"[4] (далее - Закон о занятости). Безработный гражданин имеет право на получение услуг по профессиональной ориентации, трудоустройству, профессиональному обучению, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации, содействию в самозанятости и содействию в переселении для работы в сельской местности. Кроме того, в полномочия службы занятости входят оказание психологической поддержки и социальная адаптация безработных граждан (пп. 3 п. 1 ст. 7.1 Закона о занятости). При этом Административный регламент предоставления государственной услуги по психологической поддержке безработных граждан утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 27.11.2007 N 726. В свою очередь, Административный регламент предоставления государственной услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда прописан в Приказе Минздравсоцразвития России от 07.06.2007 N 400. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников. В свою очередь безработными не могут быть признаны следующие лица (п. 3 ст. 3 Закона о занятости): - не достигшие 16-летнего возраста; - которым назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости) либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению; - отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости от двух вариантов подходящей работы, а впервые ищущие работу и при этом не имеющие профессии - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от оплачиваемой работы; - не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных; - осужденные к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы; - представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения, для признания их безработными. Достаточно часто возникает вопрос: вправе ли индивидуальный предприниматель, фактически не осуществляющий деятельности, зарегистрироваться в качестве безработного? В соответствии со ст. 2 Закона о занятости указанные лица могут быть признаны безработными лишь после исключения их из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. С января 2009 г. действует информационный портал Роструда "Работа в России" (www.trudvsem.ru). Это первый государственный общероссийский банк вакансий, который содержит актуальную информацию региональных служб занятости населения и муниципальных центров по трудоустройству. На сайте также можно получить квалифицированную юридическую помощь, ознакомиться с нормативными документами по трудовому законодательству, уточнить адреса и контакты региональных служб и центров занятости. Информация об адресах интернет-сайтов и электронной почты территориальных органов по вопросам занятости населения содержится на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости www.rostrud.info. В целях обеспечения временной занятости населения органы службы занятости организуют проведение оплачиваемых общественных работ. В данном случае речь идет о трудовой деятельности, имеющей социально полезную направленность (п. 1 ст. 24 Закона о занятости). Положение об организации общественных работ утверждено Постановлением Правительства РФ от 14.07.1997 N 875 (далее - Положение об общественных работах)[5]. Административный регламент предоставления государственной услуги по организации проведения оплачиваемых общественных работ прописан в Приказе Минздравсоцразвития России от 07.06.2007 N 401[6]. Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются граждане, не получающие пособия по безработице, и лица, состоящие на учете в органах службы занятости свыше шести месяцев. При этом участие граждан в таких работах допускается только с их согласия (п. 2 ст. 24 Закона о занятости). В данном случае с лицами, участвующими в общественных работах, заключается срочный трудовой договор. При этом указанный документ может быть досрочно расторгнут гражданином при его устройстве на постоянную или временную работу (п. 2 ст. 24 Закона о занятости). На лиц, занятых на общественных работах, распространяется законодательство о труде и социальном страховании (п. 4 ст. 24 Закона о занятости). Финансирование таких работ производится за счет средств организаций, в которых они проводятся (п. 5 ст. 24 Закона о занятости). В этот период за гражданами сохраняется право на получение пособия по безработице. Исключение составляют лишь уже упомянутые лица, для которых в соответствии с п. 3 ст. 4 Закона о занятости данная работа считается подходящей (п. 3 ст. 24 Закона о занятости). Основанием для выплаты пособия в период участия безработного гражданина в общественных работах является уведомление работодателя о приеме на работу, а также представление соответствующей справки о фактически отработанном времени, ежемесячно выдаваемой работодателем (п. 18 Положения об общественных работах). Кстати, время, в течение которого гражданин принимает участие в оплачиваемых общественных работах, засчитывается в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию (п. 14 Положения об общественных работах).
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1655; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |