Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фонема и гиперфонема




Понятие о фонеме как функциональном тождстве звуковых единиц в концепции МФШ.

Основные функции фонем: смыслоразличительная и смыслоотождествительная. В результате качественной редукции может существенно изменяться звуковой облик корневых морфем и аффиксов. [стол] –нет [стала]; [п`ат`и] часов; [шест]-[шыэ сток]. Тем не менее носители языка не испытывают трудностей в распознавании этих слов и восприятии смысла в процессе коммуникации. Это объясняется тем, что качественные изменения безударных гласных регулируются определёнными закономерностями, следовательно, следует говорить о реализации той или иной гласной фонемы в данной позиции. В этом и заключается отождествительная функуия фонем, которая не отделима от смыслоразличительной.

Фонемы –это то, что может отличать друг от друга разные знаковые единицы. 2 основные функции: 1) ф обеспечивают возможность записи знаковых единиц в памяти-конститутивная функция; 2) обеспечивает различение разных знаковых единиц – сигнификативная или дистинктивная функция.

Фонема – мин единица хранения информации. Главное её свойство-способность участвовать в различении звуковых оболочек значимых единиц. Историческое понятие фонемы восходит к представлениям о том, что собственно звуков очень много и носитель распознает только часть из них. Кроме того, одни и те же звуковые различия в одних случаях легко осознаются носителями языка, а в других нет. [c] и [з], [т] и [д] [п] и [б] реализуют в языке разные языковые единицы(фонемы), поэтому различие между ними для нас существенно, а [р] и [р оглушённое] – нет, и это различие мы обычно не воспринимаем, объединяя эти звуки в одну языковую единицу.

Фонема (МФШ) -это минимальная линейная единица языка, служащая для смыслоразличения и смыслоотождествления и представленная в речи рядом позиционно чередующихся звуков. В различных позициях одна и та же фонема может быть реализована разными звуками, различия между которыми позиционно обусловлены. Звуки, реализующий одну и ту же фонему, может быть сколь угодно разными и даже представлять разные звукотипы. Одна и та же позиция для одной и той же фонемы может быть сильной по одному дифференциальному признаку и слабой по другому. Ряд звуков, позиционно чередующихся в пределах одной морфемы, но представленные только в слабых позициях, назыв гиперфонемой. Гл [а] в сл собака реализует гаперфонему {о/а}. Итак, в теории Мфш одна и та же фонема может быть реализована разными звуками (и разными звукотипами), а один и тот же звук(звукотип) может представлять разные фонемы.

Любой звук или подкласс зв, которые находятся в отношениях дистрибуции с другим звуком или подклассом зыков так, что вместе они образуют одну фонему, назыв аллофоном этой фонемы.

16. МФШ и другие фонологические школы.

Родоночальником современной фонологической теории считается Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ. Он первый предложил разграничивать фонетику физиологическую, изучающую конкретные звуки и фонетику функциональную, изучающие другие, абстрактные звуковые единицы. 2 типа более абстрактных фонетических единиц: 1) абстрактные фонетические единицы, в которых обобщаются артиккуляционные и перцептивные свойства сходных звуков; 2) абстрактные единицы, представляющие собой набор звуков, которые чередуются друг с другом в пределах одной морфемы

Фонологическая теория Пражской лингвистической школы. Руководитель: В. Матезиус. Участники: Р.О.Якобсон, Н.с. трубецкой, С.О. Карцевский, А.В. Исаченко, Б. Трнк ии др. Важнейшая мысль Н.С. Трубецкого состоит в том, что все звуковые единицы состоят из набора определённых признаков. Задача фонологического описания, чтобы выделить из всех возможных признаков фонологически существенные или дифференциальные признаки (ДП), т е такие, кот участвуют в смыслоразличении. Звуковое противопоставление, которое может дифференциировать значение двух слов, называется фонологической оппозицией. Фонема – совокупность фонологически существенных, дифференциальных признаков, свойственных данному звуковому образованию. Признаки, дифференциирующие значение: место образования, способ образования, твёр/мягк, гл/зв. Несущественные признаки назыв интегральными. Например, по глухости /зв [з] не имеет смыслоразличительной оппозиции. Правила: 1) Если 2 акустически и артикуляционно сходных звука не встречаются в одной позиции, они являются комбинаторными вариантами одной фонемы и наход в отношении дополнительной дистрибуции. 2) если 2 звука встречаются в одной позиции и замещают друг друга без изменения смысла, они являются факультативными вариантами одной фонемы и находятся в отношении свободного варьирования. 3) Если 2 зв встречаются в одной позиции и не могут при этом заменить друг друга, не изменив значение слова, то они относятся к разным фонемам и находятся в отношении фонологического контраста. Любые звуки, в которых реализуется фонем, Трубецкой назвается вариантами фонем. А) По отношению между членами оппозиции Трубецкой выделяет: привативные (оппозиции, один член кот характеризуется наличием, а др отсутствием признака), градуальные (различная степень одного и того же признака), эквиполентные (назыв такие оппозиции, оба члена котор логически равноправны, т е не являются ни ступенями какого-л признака, ни утверждением или отрицанием признака.Б) позиции: постоянные и нейтральные(в оппозициях противопоставление их членов может оуществляться не во всех позициях, в некоторых положениях оно может сниматься –такие позиции называются нейтрализуемыми. Единица фонологической системы, представленной в позиции нейтрализации, называется архифонемой. Архифонема – это сов-ть ДП, общих для двух или более фонем.

25. Ленинградская фонологическая школа. (Аня)

Представители Ленинградской фонологической школы - Л.В.Щерба, Ю.С.Маслов, Зингер, Касевич.

Фонема - кратчайшая звуковая единица языка, способная быть в нем единственным внешним различителем экспонентов морфем и слогов.

Фонемы неделимы и различны для восприятия.

Фонемы выполняют 2 основные функции:
1. конститутивную (функция строительного материала в составе экспонентов морфем)
2. дистинктивную (различительную), т.е. являются различителем для экспонентов.

Дистинктивные (дифференциальные) признаки фонем - это те признаки, которые обеспечивают различие фонем. Дифференциальные признаки одной фонемы реализуются одновременно.
Так, у фонемы /в/ в русском языке одновременно реализуются ее дифференциальные признаки:
1. согласный
2. губной
3. смычный
4. неносовой
5. шумный
6. звонкий
7. твердый

В соответствии с набором дифференциальных признаков осуществляется классификация оппозиций:
1. по количеству членов оппозиции:
- бинарные (бал-пал)
- тернарные (бас-газ- да-с)
2. по отношениям между членами оппозиции:
- пропорциональные - отношения между членами оппозиции пропорциональны отношениям между другими членами в том же языке (в-в’, ф-ф’)
- изолированные

В определенных случаях наблюдается нейтрализация противопоставлений.
Нейтрализация - это отсутствие использования определенных противопоставлений фонем в определенных позициях (сбруя, здоров - в обоих случаях первая фонема - /з/)

В отличие от МФШ Ленинградская школа выделяет фонемы /и/ и /ы/. Фонологическая транскрипция составляется в соответствии с произношением. Например, слово “величественный”, в зависимости от произношения, будет иметь разные варианты фонемной транскрипции по Ленинградской школе:
/в’ел’ич’еств’еныj/
/в’ил’ич’еств’еныj/
/в’ел’ич’иств’еныj/ и т.д.

Еще одним существенным различием Ленинградской школы от Московской является отсутствие разницы между вариантами и вариациями. Варианты, или аллофоны (аллофонемы) - это звуки, объединяемые вместе как разновидности 1 фонемы. Выделяются несколько типов вариантов:

1. обязательный - вариант, который при нормальном для данного языка произношении не может быть заменен другим вариантом той же фонемы.
- основной вариант - вариант, который возникает при изолированном произношении или при наименьшей зависимости от окружения. В русском языке таким примером может послужить любой согласный перед ударным /а/
- специфический вариант - обязательный вариант фонемы, который отличается от основного.
Специфический вариант может быть комбинаторным, если на него воздействуют соседние звуки (например, /у/ в слове “тюльпан”), и позиционным, когда изменяется артикуляция (при редукции:/а/ ([ъ]) в слове “голова”)

2. факультативный - вариант, не связанный с различием фонетических позиций и влиянием соседних звуков. Поэтому в каждой позиции, в которой возможен данный факультативный вариант, возможен и соотносительный с ним (например, немецкий [R] и русский [р]).

Дистрибуция - совокупность всех позиций и окружений, в которых конкретный элемент встречается в данном языке.
Дистрибуции бывают:
1. неперекрещивающиеся (дополнительные) - втречаются у обязательных вариантов.
2. свободного варьирования - встречаются у факультативных вариантов.

МФШ.Концепция МФШ в трудах Р.И.Аванесова, П.С. Кузнецова, В.Н.Сидорова,Н.Ф. Яковлева; основные её идеи развиваются в работах А.А. реформатского, М.В.Панова,К.В.Горшкова,Л.Л.Касаткина. Фонема расссматривается как элемент морфемы; при этом предполагается, что морфема (точнее морф) имеет постояныый фонемный состав. Особенности концепции Мфш: каждая морфема может быть реализована разными непохожими друг на друга звукотипами. Одно из основных понятий МФШ-звуковое чередование. В концепции МФШ важная рольотводится классификации чередований: фонетические и грамматические. Фонетические чередования всегда являются позиционными-они обусловлены фонетической позицией, т е положение данной фонетической единицы относительно других фонетических единиц; важнейшее свойство фонетических чередований состоит в том, что они осуществляются без исключений(звонкий шумный согл в положении конца слова оглушается) Позиционно обусловленные чередования не являются самостоятельными, не могут служить для различения значимых единиц(морфем). С другой стороны, 2 разных звука в одной и той же позиции могут различать значимые единицы языка(морффемы) именно потому, что их различие не обусловленно позиционно ([а] и [о] в сл дам-дом), в этом случае они являются представителями разных фонем(находятся в отношении фонологического контраста). Грамматические чередования тоже могут быть позиционными, но позиция в этом случае описывается не в фонетических терминах, а в грамматических(корневок [б`] заменяется на [бл`] перед окончаниями 1 лица единственного числа гл настоящего времени(любить-люблю), а не перед любым [у]. При грамматических чередованиях внутри одной и той же морфемы в тождественных фонетических позициях могут чередоваться разные фонемы([п`исат`/п`ишу] {c\ш}. Эти чередующиеся фонемы называются морфонемой, а разновидности морфемы, содержащие разные фонемы, -морфами. Разные морфы являются конкретными реализациями морфемы. Фонема МФШ- это минимальная линейная единица языка, служащая для смыслоразличения и смыслоотождествления и представленная в речи рядом позиционно чередующихся звуков. В Разных позициях одна и та же фонема может быть реализована разными звуками, различия между которыми позиционно обусловлены. Позиция, в которой данная фонема противопоставлена другим фонемам, называется сильной. В сильной позиции раззные фонемы реализованы разными звуками; зв, представленные в сильной позиции, назыв основным видом фонемы. Позиция, в кот 2 и более фонемы не противопоставлены друг другу, назыв слабой. Звук, в кот совпадают 2 и более фонемы, называются выриантом этих фонемю Одна и та же позиция для одной и той же фонемы может быть сильной по одному дифференциальному признаку и слабой по другому.( позиция конца слова в срля можжет быть сильной по дп твёрдость/мягк и слабой по ДП глухость/звонкость. Позиция, в которой фонемы противопоставлены друг другу по всем ДП, называются абсолютно сильной позицией. По абсолютной позиции определяется состав фонем конкретного языка. В русском языке такими позициями являются: Для согл-положение перед гл; для гл-позиция под ударением. Сильные и слабые позиции фонем получили название сигнификативно силльных и слабых позиций вследствие того, что в них по-разному проявляется смыслоразличительная функция фонемы: в слабых позициях смыслоразличительная способоность фонем ослабевается ввиду меньшего числа дифференциальных признаков по сравнению с фонемой в сильной позиции. Сигнификативно слабые позиции фонем возникают в результате перекрещивающихся чередований. Фонетические чередования назыв перекрещивающимися, если они приводят к нейтрализации фонем. Сигнификативно сильные и слабые позиции-это позиции фонем, иначе –фонологические позиции. Другой тип фонетических чередований, в результате которого не происходит нейтрализации фонем, назыв параллельным. На основании параллельных чередований выделяются перцептивно сильные и слабые позиции. Позиция, в кот зв не испытывает влияния соседних звуков, назыв перцептивно сильной. Позиция, в кот звук испытывает влияние соседних сегментов, называется перцептивно слабой. Перцептивно слабая позиция явл следствием параллельного чередования, не приводящего к мене звукотипов и нейтрализации фонем. Реализация фонемы в перцептивно слабой позиции назыв вариацией фонемы. Перцептивно сильные и слабые фонемы-это позиции звуков, а не фонем, иначе –фонетические позиции. Ряд звуков. Позиционно чередующихся в пределах одной морфемы, но представленных в только в слабых позициях, называется гиперфонемой. Итак, в теории МФШ одна и та же фонема может быть реализована разными звуками, а один и тот же звук может представлять разные фонемы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 3155; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.