КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экол. требования к размещению, проектированию, строительству, эксплуатации предприятий и других объектов
Правовая охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в процессе хозяйственной деятельности Размещение объекта и подготовка проектно-сметной документации являются изначальной стадией хозяйственного процесса, где закладываются требования экологического императива. Практика показывает, что от решения данного вопроса зависит экологическое будущее любого объекта. Экологические требования к размещению, проектированию, реконструкции, вводу в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов содержатся в Статья 29 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» предусматривает, что в проектах объектов хозяйственной и иной деятельности должны быть материалы по оценке воздействия на окружающую среду. Земельное законодательство также определяет, что при проектировании, размещении, строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструируемых объектов, строений и сооружений, а также внедрении новых технологий, отрицательно влияющих на состояние земель, должны предусматриваться и осуществляться мероприятия по охране земель (статья 137 Кодекса о земле). Размещение объекта — это определение конкретного месторасположения объекта в окружающей среде. В этой связи следует выделить земельное правоотношение и эколого-правовое правоотношение. Земельное правоотношение охватывает выбор земельного участка, согласование порядка его изъятия, предоставление земельного участка для размещения объекта. Эколого-правовое отношение предусматривает контрольно-надзорную деятельность органов санитарно-эпидемиологического надзора, экологического контроля и местных органов управления и самоуправления. Они проверяют выполнение требований экологических нормативов с точки зрения предстоящего функционирования проектируемого объекта, предполагаемого воздействия его на окружающую среду. Кроме того, учитывается состояние чистоты атмосферного воздуха, водоемов, растительного и животного мира, особо охраняемых природных территорий, заповедников, памятников природы, национальных парков и т. д. В соответствии со статьями 5 и 7 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» граждане имеют право вносить предложения о запрещении размещения, прекращении проектирования, строительства и реконструкции, эксплуатации объектов, оказывающих отрицательное влияние на окружающую среду и здоровье человека, а общественные объединения — принимать участие в проведении государственной экологической экспертизы по размещению экологически опасных объектов, проводить общественную экологическую экспертизу, требовать в судебном порядке отмены решений по размещению указанных объектов. Субъектами государственной экологической экспертизы являются заказчики (инициаторы планируемой хозяйственной и иной деятельности). В соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственной экологической экспертизе» и иными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в области проведения государственной экологической экспертизы, заказчики обязаны до начала реализации проектов хозяйственной деятельности представить в Минприроды Республики Беларусь или его территориальные органы документы (включая отчет о результатах проведения оценки воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности), характеризующие уровень экологической безопасности планируемой хозяйственной и иной деятельности и перечень мероприятий по предотвращению негативных воздействий на окружающую среду. По результатам проведенной государственной экологической экспертизы составляется экспертное заключение, содержащее выводы о соответствии проектных решений планируемой хозяйственной деятельности требованиям законодательства об охране окружающей среды и о целесообразности (нецелесообразности) их реализации. Заключение государственной экологической экспертизы является обязательным для исполнения заказчиком (инициатором планируемой хозяйственной и иной деятельности). При отрицательном заключении государственной экологической экспертизы заказчик (инициатор планируемой хозяйственной и иной деятельности) обязан учесть предложения экспертного заключения при доработке документации и представить ее на повторную экспертизу либо отказаться от реализации проектного решения. Финансирование и реализация проектных решений планируемой хозяйственной и иной деятельности, подлежащих государственной экологической экспертизе, без ее положительного заключения запрещаются. Кроме того, реализация проектных решений планируемой хозяйственной и иной деятельности, подлежащих государственной экологической экспертизе, без положительного заключения государственной экологической экспертизы является в силу статьи 20 Закона Республики Беларусь «О государственной экологической экспертизе» правонарушением, а лица, виновные в его совершении, несут ответственность в соответствии с законодательством (статья 21 указанного Закона). Государственная экологическая экспертиза проводится экспертами, которыми выступают должностные лица Минприроды Республики Беларусь и его территориальных органов. Данное Министерство является головным органом государственной экологической экспертизы. Оно осуществляет методическое руководство эколого-экспертной деятельностью в стране, совместно с подведомственными территориальными органами организует и проводит государственную экологическую экспертизу, определяет персональный состав экспертных комиссий. На стадии строительства объекта основная экологическая задача заключается в обеспечении выполнения природоохранной части проекта сооружения объекта. Законодательством Республики Беларусь предусмотрены меры и гарантии выполнения экологических требований и система специальных контрольно-надзорных органов: 1. Авторский и технический надзор, осуществляемый Комитетом государственного строительного надзора при Министерстве архитектуры и строительства и его инспекциями по областям и г. Минску в соответствии с Положением о государственном строительном надзоре в Республике Беларусь, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 ноября 1999 г. № I860'. Кроме того, данному Комитету и его органам на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 13 ноября 2000 г. № 17372 предоставлено право применять к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (субъектам предпринимательской деятельности) экономические санкции за нарушения законодательства об архитектурной и строительной деятельности; 2. Государственный санитарный надзор, который в соответствии со статьей 39 Закона Республики Беларусь «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» осуществляется санитарно-эпидемиологическими органами и учреждениями Минздрава Республики Беларусь. В сферу их деятельности входит обеспечение соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства как в ходе строительства объекта, так и в ходе его эксплуатации; 3. в-третьих, государственный строительный надзор, который осуществляется Комитетом государственного строительного надзора при Министерстве архитектуры и строительства и его инспекциями по областям и г. Минску. Главной задачей данных органов является надзор за соблюдением требований законодательства, нормативно-технической и утвержденной проектно-сметной документации в целях обеспечения надежности и безопасности объектов строительства, включая экологическую безопасность. Данные органы в части контроля за соблюдением норм экологической безопасности в пределах своей компетенции имеют право ограничивать или приостанавливать строительство, реконструкцию предприятий и других объектов, если они осуществляются с нарушением указанных норм, до проведения необходимых мероприятий и устранения имеющихся нарушений; 4. в-четвертых, государственный контроль за соблюдением норм экологической безопасности, осуществляемый органами Минприроды при строительстве и реконструкции предприятий, сооружений и иных объектов в соответствии с Положением о государственном контроле в области охраны окружающей среды. Все виды контрольно-надзорной деятельности осуществляются независимо от формы собственности и подчиненности объекта. В соответствии со своими Положениями органы контроля и надзора вправе давать обязательные указания об устранении недостатков, приостанавливать строительные работы до исправления недостатков с одновременным прекращением финансирования строительства объекта. Приемка законченных строительством объектов (реконструкцией, расширением, техническим перевооружением) является важнейшим промежуточным этапом в подготовке их к эксплуатации (выпуску продукции и оказанию услуг). В процессе приемки вскрываются недостатки и нарушения в обеспечении экологической безопасности и охраны окружающей среды, без устранения которых объект к эксплуатации допускать нельзя. Законодательство формулирует экологические и организационные требования к приемке объектов в эксплуатацию. Ввод в эксплуатацию проводится при условии выполнения в полном объеме всех экологических требований, предусмотренных проектом. Запрещается ввод в эксплуатацию объектов, не обеспеченных очисткой и обезвреживанием отходов до уровня предельно допустимых нормативов. В соответствии с утвержденным Правительством Республики Беларусь Положением о порядке приемки объектов в эксплуатацию1 законченные строительством (реконструкцией, расширением, техническим перевооружением) и подготовленные к эксплуатации объекты, очереди, пусковые комплексы независимо от способов возведения и источников финансирования подлежат приемке комиссиями. Заказчик (застройщик) с участием подрядчика предъявляет приемочным комиссиям для ввода в действиеобъекты в соответствии с утвержденными проектами и договорами. Приемочные комиссии по объектам, застройщиками по которым являются юридические лица, назначаются юридическими лицами, утвердившими проектную документацию, а по объектам, инвестируемым физическими лицами, — органами государственного управления, выдавшими им лицензию на осуществление инвестиционной деятельности. Соответствие объекта, принимаемого в эксплуатацию, проекту, требованиям безопасности (в томчисле экологической) и эксплуатационной надежности должно подтверждаться исполнительной технической документацией и заключениями соответствующих органов государственного надзора — Минприроды, Госсаннадзо-ра, Госстрой надзора и др. Кроме того, на органы Госстрой-надзора возложено осуществление контроля за соблюдением порядка приемки объектов в эксплуатацию. Приемка объекта в эксплуатацию оформляется актом установленной формы, который подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается юридическим лицом или органом, назначившим комиссию. В случае нарушения правил приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов председатель и члены приемочной комиссии несут ответственность в соответствии с законодательством. Так, в соответствии со статьей 226 УК Республики Беларусь прием в эксплуатацию членами государственных комиссий объектов, при строительстве или реконструкции которых заведомо не были соблюдены требования экологической безопасности, если это повлекло по неосторожности смерть человека, либо заболевания людей, либо причинение ущерба в особо крупном размере, наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от двух до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения. То же деяние, если оно не повлекло, но заведомо создавало угрозу наступления указанных выше последствий, наказывается штрафом или лишением права занимать определенные должности, или заниматься определенной деятельностью.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 596; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |