КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие конкур-ции и недобр. конкур. Формы недобр. конкур-ции и отв-сть за нее
60. 57. Меры опер. воздействия. Формы имущественной ответственности. Возмещение убытков, Уплата неустойки, Комбинированная Неустойка (штраф, пеня) – определенная з-ном или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кр-ру в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства. Штраф взыскивается однократно, а пеня – за каждый день просрочки. Виды неустойки: * Законная * Договорная С т.зр. соотношения убытков и неустойки различают: * Исключительная неустойка – взыскивается сама неустойка, а убытки нет * Штрафная неустойка – допускается взыскание убытков в полной сумме сверх неустойки * Альтернативная неустойка – взыскивается либо неустойка либо убытки Зачетная неустойка – предоставление кр-ру права взыскания неустойки + убытки поверх неустойки Это меры неимущ, хар-ра, напр. на обесп-ние исполнения обяз-стей в хоз отн-ниях. 2 группы. 1)применяем. субъектами для зашиты своих прав и интересов (отказ от принятия и оплаты некач. товара, одност. измен. или расторж. д-ра). Они основаны на взаимод. прав и обяз-стей сторон. 2) прим. гос. органом в целях пресечения нарушений, прим-ся от имени гос-ва только в рамках закона. MOB выполи, те же ф-ции. что и санкции, но их осн. цель стимул-ние надлеж. исп-ния обяз-стей. Прим-ся до санкций (либо одновр. с ними).
58. В соответствии со ст. 1 Закона о стандартизации стандартизация (нормирование) - это деятельность по установлению и применению норм, правил и характеристик (в дальнейшем -требования) в целях обеспечения; безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества граждан; технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции; единства измерений; безопасности субъектов хозяйствования с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф, других чрезвычайных ситуаций; обороноспособности и мобилизационной готовности государства. В Республике Беларусь действуют следующие виды стандартов: государственные стандарты Республики Беларусь (далее - государственные строительные нормы Республики Беларусь государственные классификаторы технико-экономической отраслевые нормативные документы по стандартизации; стандарты предприятий и других субъектов хозяйствования; технические условия. Государственные стандартыустанавливают два вида требований к качеству товаров: 1) обязательные для применения всеми органами государственного управления и субъектами хозяйствования. Сюда входят требования, устанавливаемые государственными стандартами для обеспечения безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества граждан, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля и единства маркировки. 2) необязательныедля всеобщего применения. Они носят рекомендательный характер и должны выполняться изготовителем (поставщиком) товара в соответствии с условиями договора или технической документации. Государственные стандарты являются нормативными правовыми актами Республики Беларусь и подлежат применению и соблюдению на всей территории Республики Беларусь. Стандарты отраслейразрабатываются на продукцию отраслевого значения. Стандарты отраслей разрабатываются и утверждаются центральными органами государственного управления в пределах их компетенции и не должны нарушать обязательные требования государственных стандартов и строительных норм. • Стандарты предприятийразрабатываются и утверждаются субъектами хозяйствования самостоятельно. Они также не должны противоречить обязательным требованиям государственных стандартов. Технические условияразрабатываются и утверждаются субъектами хозяйствования при отсутствии стандартов, а также в случае необходимости дополнения или уточнения требований, установленных в этих стандартах, но в соответствии с последними. В целях обеспечения широкого применения субъектами предпринимательской деятельности всех"форм собственности в своей деятельности государственных стандартов, утверждено «Положение о Национальном фонде Стандартов». Национальный фонд стандартов представляет собой совокупность нормативных документов по стандартизации на бумажных и магнитных носителях, включающих: Держателем Национального фонда стандартов является Комитет по стандартизации, которому принадлежит также исключительное право официального опубликования нормативных документов в области стандартизации. Существуют и международные стандарты. 59. Для обеспечения требований, предъявляемых к качеству продукции, важное значение имеет состояние средств измерений ее различных параметров. Другими словами, необходимо обеспечение единства измерений для сопоставления их результатов,- выполненных в разных местах, в разное время, с использованием разных методов и средств. Единство измерений обеспечивают государственные метрологические службы и метрологические службы субъектов хозяйствования в соответствии с требованиями и нормами, установленными нормативными документами, действующими в Республике Беларусь. Основу законодательной метрологии и обеспечение единства измерений устанавливает Закон «Об обеспечении единства измерений» Обеспечение единства измерений достигается различными способами. К применению допускаются лишь узаконенные единицы величин Международной системы единиц величин, принятой Генеральной конференцией по мерам и весам и рекомендованной Международной организацией законодательной метрологии Все средства измерений подлежат Государственному метрологическому надзору, который представляет собой деятельность органов государственной метрологической службы по проверке соблюдения установленных метрологических правил и норм при производстве, применении, ремонте средств измерений, В соответствии с ч.1 ст. 113акона об измерениях в Республике Беларусь устанавливаются следующие виды государственного метрологического надзора за средствами и методами измерений: - государственные испытания средств измерений; - утверждение типа средств измерений; - метрологическая аттестация средств измерений; - поверка средств измерений; - проверка состояния и использования методик выполнения измерений и средств измерений. Правила выполнения перечисленных видов надзора, а также Запрещается выпуск в обращение (реализация) средств измерений, не прошедших государственных испытаний или метрологической аттестации, в результате которой устанавливаются метрологические свойства средств измерений и выдается документ с указанием полученных данных. В результате проверки средств измерений определяется и подтверждается их соответствие установленным требованиям. Положительные результаты метрологической аттестации (проверки) удостоверяются клеймением средства измерения, отметкой в паспорте или формуляре либо выдачей свидетельства. Правила и порядок проведения метрологического контроля устанавливаются субъектом хозяйствования. виды метрологического контроля: 1.испытания средств измерений; 2.метрологическая аттестация средств измерений; 3.поверка средств измерений; 4.проверка состояния и использования методик выполнения измерений и средств измерений. Все средства измерений могут использоваться только при условии прохождения метрологического надзора и метрологического контроля и подлежат государственным испытаниям с утверждением их типа.
61. Как известно, главные факторы, формирующие рынок, - это спрос и предложение. Основной способ установления равновесия между ними - цена. Цену можно рассмотреть как экономическую категорию и правовую категорию В качестве экономической категории цена представляет собой денежное выражение (форму) товара. По отношению к работам и услугам употребляется термин «тариф» (далее - цена). При формулировании цены как экономической категории учитывается ее взаимосвязь с различными факторами рыночной среды. Речь идет о взаимосвязи цены с потребителями, с государством, с другими производителями, с конкуренцией, с расходами на производство и т. Как юридическая категория цена представляет собой прежде всего денежную сумму, в которой оплачивается исполнение договора. Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон с соблюдением норм законодательства. В предусмотренных законодательством случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т. п.), установленные или регулируемые уполномоченными на то государственными орланами. Действующее законодательство предусматривает систему цен, включающую следующие их виды: 1.В зависимости от участия государства в процессе ценообразования выделяются свободные и регулируемые цены. Свободная цена - цена, складывающаяся под воздействием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции. Регулируемая цена - цена, устанавливаемая соответствующими государственным органами, осуществляющими регулирование ценообразования, или определяемая субъектом пред.деят. 2.В зависимости от наличия контроля за применением предусмотренного порядка ценообразования цены делятся на контролируемые и неконтролируемые. При этом установление контроля зависит от того, является цена регулируемой или свободной. В зависимости от территории формирования и применения цены можно разделить на государственные и мировые. Государственные формируются и применяются в соответствии с законодательством РБ, а мировые - на основе данных биржевых котировок. В зависимости от отрасли выделяют оптово-отпускные цены - применяются в промышленности, тарифы - применяются в транспортной деятельности, сметную стоимость - в строительстве, закупочные цены - цены, применяемые в сельском хозяйстве.
62. государственное регулирование ценообразования представляет собой воздействие на процессы установления и применения цен со стороны государственных органов путем принятия законодательных, административных, бюджетно-финансовых и других мер с целью стабилизации и стимулирования развития экономики республики. При этом такое регулирование может осуществляться на основе способов прямого и косвенного регулирования. К прямым способам относятся: фиксирование цен. установление предельных цен. установление предельных торговых надбавок (скидок).Например, предельный размер торговых надбавок установлен на лекарственные средства. 4)установление предельных нормативов рентабельности . декларирование цен регистрация цен Косвенное (экономическое) государственное регулирование процесса ценообразования осуществляется посредством льготного кредитования, налоговой, тарифной политики. Эти способы применяются с целью создания экономических условий, стимулирующих субъектов предпринимательской деятельности к снижению цен на производимые ими товары. Решение о выборе конкретного способа регулирования цен принимается государственными органами, осуществляющими регулирование ценообразования, исходя из государственных интересов и складывающейся социально-экономической ситуации в республике В соответствии с Законом о ценообразовании государственными органами, осуществляющими регулирование и контроль за ценообразованием в Республики Беларусь, являются: Департамент антимонопольной и ценовой политики, действующий в структуре Минэкономики с правами юридического лица; другие республиканские органы государственного управления, на которые возложены функции регулирования и контроля за ценообразованием, например, Комитет государственного контроля Республики Беларусь, НБ, отраслевые министерства; областные и Минский городской исполнительные и распорядительные органы. S хоз. вправе по согласованию с покупателем устанавливать цены и тарифы на товары и услуги, если в их отношениях не применяется госуд. ценовое регулирование. Субъект вправе обжаловать решения понятые в отношении их органами гос. управления и дол. лицами по? ценообр. с нарушением законодательства. 63. Понятие и виды монополий. Моноп. деят-сть и ее формы. Термин «монополия» впервые употр. в зак-ве Др.Рима в 483 г. до н.э. и определялся как запрещенное з-ном единоличное осуществление любого вида деят-сти. Позднее в ср. века оформилась концепция недействительности монополий. Впервые регулирование конкурентных отношений возникло в середине XIX века в рамках зак-ва о пресечении недобросовестной конкуренции, когда назрела необходимость в прав. регулировании методов и ср-в ведения конкуренции с тем, чтобы уберечь от дезорганизации тов.-ден. отношения. Моноп. д-сть - это противоречащие антимонопольному зак-ву действия (бездействие) хоз-щих субъектов, гос. органов, направлен. на недопущение, ограничение или устранение конкуренции, а также причиняющие вред правам, свободам и закон. интересам потребителей. Моноп. деят-сть подраздел. на монопол. д-сть субъектов хоз-ия и органов упр-ия. Признаки: противоправность (монополистич. деят. в люб. форме запрещена зак-вом под Все способы злоупотребления доминирующим положением можно разделить на 4 группы: действия против конкурентной среды. Напр.,создание препятствий для доступа на рынок др. хоз-щим субъектам; ценовые манипуляции, необоснованное и преднамеренное повышение цен. Моноп. цена - цена, кот. устойчиво отклон-ся от ее возможного ур-ня на конкурентном рынке и устан-ся доминирующим на рынке хоз-щим субъектом или вступ. в соглашение хоз-щими субъектами в реал-ции своих эк. интересов за счет злоупотребления монопольной властью. В усл. конкурентной среды на товарном рынке даже при отсутствии субъекта хоз-ия, занимающего доминир. положение, возможно осущ-ие монопол. деят-сти. Для этого субъекты хоз-ия могут договориться осущ-ть в различных формах согласованную деят-сть, создавая для этого объединения либо заключая соглашения Моноп. деят-сть органов уп-ия наиб. социально опасна, поск-ку она осущ-ся с использ-ем гос. властных полномочии. Выдел. след. формы: соглашения (согласованные действия) с др. субъектами хоз. д-сти; незаконное ограничение деят-сти субъектов предпринимат-ва; дискриминация субъектов предпринимат-ва; нарушение принципа свободы д-ра; создание препятствий возникновению и существованию конкурентной среды. Этот перечень не является закрытым. Т.о., антимоноп. орган, всесторонне оценив деяния гос. органов, может признать их монопол. деят-стью, если будут устан. все её признаки.
В основу комплекса гос. мер, составляющих антимонопольную политику, заложено общее концептуальное представление, согласно кот. наивысшее благосостояние гр-н достигается в случае, когда они имеют возможность свободно обмениваться производимыми ими товарами и услугами на конкурентном рынке. Сформировались 3 основных подхода к определению конкуренции: а) конкуренция как состязательность на рынке; б) конкуренция как элемент рыночного механизма, кот. позволяет уравновесить спрос и предложение; в) конкуренция как критерий, по кот. определ-ся тип отраслевого рынка. З-н определяет конкуренцию как состязательность хозяйствующих субъектов, при кот. их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров, на соответствующем товарном рынке. В экономике принято разделять конкуренцию по ее методам на ценовую и неценовую, или конкуренцию на основе цены и конкуренцию на основе качества (потребительной стоимости). В зав. от степени цивилизованности субъектов: строгой, т.е. осущ-ся по заранее определенным правилам; по прецедентам; без правил (недобросовестная). Согл. З-на РБ «О противодействии моноп. деят. и развитии конкуренции» недобросовестная конкуренция - деяния хоз-щих субъектов, направлен. на ограничение или устранение конкуренции путем "нарушения прав др. хоз-щих субъектов на свободную конкуренцию, а также нарушающие права и законные интересы потребителей: распространение ложных или неточных сведений о конкуренте;введение в заблуждение потребителей относительно хар-ра, способа, места изготовления товара и его кач-ва;незакон. использ-е товарного знака конкурента, его фирменного наимен. или маркировки;реклама товара, не отвечающего треб-ям кач-ва;искажение в рекламной информации сведений об истинных св-вах товара и др. Конкуренция как инструмент саморегулирования рынка выполняет след. ф-ции: способствует устан. равновесной цены, уравнению спроса и предложения; поддерживает общественно нормальные условия пр-ва и оборота произведенных благ; стимулирует НТП и повышает эффективность пр-ва и др. Однако поддержание конкуренции на товарном рынке довольно сложно без вмешательства гос-ва. Одним из самых важных ср-в гос. регулир-я экономики явл. разработка и принятие актов антимоноп. зак-ва комплекс НПА, направлен. на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции. Осн. НПА, направленными на развитие и содействие конкуренции, явл. З-н РБ О противодействии моноп. деят-сти и развитии конкуренции и З-н РБ О естественных монополиях, кроме того, отв-сть за наруш. антимоноп. зак-ва устан. в нормах КоАП и УК РБ.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |