Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансово-правовые нормы




Начальными элементами финансового права как отрасли права являются финансово-правовые нормы. Как и любая другая норма права, финансово-правовая норма представляет собой установленное и охраняемое государством пра­вило поведения участников общественных отношений, выражен­ное в их юридических правах и обязанностях.

Финансово-правовая норма — это установленное государст­вом и обеспеченное мерами государственного принуждения пра­вило поведения в отношениях, возникающих в процессе образова­ния, распределения и использования денежных фондов государст­ва и муниципальных образований.

Финансово-правовые нормы имеют общие признаки характерные для всех юридических норм и специфические, свойственные финансового права.

К общим признакам финан­сово-правовой нормы относятся:

это писаные пра­вила поведения установленные государством, а поэтому исполнение обеспечивается принудительной силой государства;

правило поведения, рассчитанное на неоднократное применение;

это правило поведения общего характера, обращенное ко всем участникам регулируемых ею общественных отношений;

возлагает на участников отношений юридические обязанности и предоставляет им субъективные права;

имеет формализованный характер - всегда выражена в каком-либо правовом норматив­ном акте — законе, указе, постановлении, приказе, инструкции, принятом компетентным государственным органом или органом местного самоуправления.

Специфические признаки финансово-правовой нормы обуслов­лены особенностями предмета и метода финан­сово-правового регулирования.

Специфические особенности финансово-правовой нормы проявляются в:

а) регулируемых правоотношений – финансовые;

б) содержании финансово-правовых норм;

в) характере установленных в них предписаний;

г) мере ответственности за нарушение предусмотренных правил;

д) способах защиты прав участников финансовых отношений.

1. Финансово-правовые нормы отличаются по своему непосредственно целевому назначению, которое определяется отношениями, возникающими в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований по регулированию образования, распределения и ис­пользования государственных и муниципальных фондов, денежных средств.

2. Финансово-правовые нормы редко возникают как фактические, т.е. в общественной жизни редко складываются правила поведения, являющиеся прототипом финансово-правовой нормы. Финансово-правовые нормы не имеют своего прототипа в общественной жизни. Однако в редких случаях такие ситуации встречаются. Финансовые отношения не существуют и не возникают сами по себе, в чистом виде. Они объективно обусловлены общественными потребностями, масштабами государственной деятельности, социальными задачами на данном этапе и т.д., проявляются только в формах, установленных государством и муниципальным образованием. Однако в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований возникают и такие отношения, которые не являются с экономической точки зрения финансовыми, ибо в рамках этих отношений не осуществляется движение денежных средств, что является главным признаком финансов, например отношения по бюджет­ному процессу, по установлению налогов, сборов, пошлин, по государственному финансовому контролю и т.д.

Сначала создается фактическая модель поведения, а затем она оформляется нормой права. Так, на уровне субъектов Федерации порядок предоставления налоговых льгот, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ, долгое время существовал фактически и лишь в последние годы был закреплен в праве.

3. Финансово-правовые нормы являются средством реализации общественных, т.е. публичных, а не частных интересов. Это обусловлено принадлежностью финансового права к праву публичному, особенностями предмета финансово-правового регулирования. Финансово-правовые нормы являются средством реализации интересов всего общества, различных классов, социальных групп и т.д., а также интересов самого государства. Этим они отличаются от норм частного права (гражданского, семейного, трудового и т.д.), являющихся средством реализации интересов отдельных субъектов хозяйствования, физических лиц и др.

4. Финансово-правовые нормы отличаются своей нестабильностью.

Во-первых, отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, являются в своей основе экономическими, а значит, подвержены различным экономическим колебаниям, которые определяются влиянием политики на экономику, структурными перестройками в системе управления, миграционными процессами в различных регионах и др. Нестабильность отношений, приводит к нестабильности самого финансово-правового регулирования и прежде всего к отмене устаревших и появлению новых финансо­во-правовых норм.

Во-вторых, бюджетно-правовые отношения, охватываемые сферой финансовой деятельности государства и муниципальных образований, нестабильны изначально. Они существуют в рамках правовых актов о бюджете, которые вступают в силу с принятием соответствующих законов о бюджете и действуют только в течение финансового года.

5. Финансово-правовые нормы содержат редкую разновидность норм расчетов, которые представляют собой показатели, содержащие выраженные в количественном измерении объемы деятельности и уровни развития. Это связано с денежным характером финансов, а значит, с требованием счета и фиксации: например, нормы ежегодно принимаемых законов о бюджетах, содержащие числовые показатели доходов и расходов бюджетов, государственного долга и т.д.

Финансово-правовые нормы имеют ряд особенностей, обусловленных методом финансово-правового регулирования, в качестве которого выступает метод властных предписаний.

6. Финансово-правовые нормы в большинстве являются обязывающими (или императивными), т.е. ими устанавливаются обязанности самых различных субъектов финансового права. Метод властных предписаний, доминирующий в финансовом праве, предполагает, что решение любого вопроса осуществляется волей одной стороны, а именно: государства в законах или муниципального образования в постановлениях. Императивность финансово-правовых норм распространяется как на субъектов, издающих властные предписания, так и на субъектов, следующих им. В Налоговом кодексе РФ определены требования к такого рода предписаниям и свобода воли налогового органа, очень мала.

7. Большая часть финансово-правовых норм это компетенционные нормы, т.е. такие, которыми устанавливается компетенция государственных органов и органов местного самоуправления в области регулирования бюджетных правоотношений и финансов (ст. 7, 8, 9 БК РФ). Компетенционные нормы в законе чаще всего даются в ней­тральной формулировке или формулируются через права соответствующих субъектов (например, ст. 31 НК РФ). Однако компетенционные нормы нельзя рассматривать как исключительно управомочивающие, это такие права, которые государственный орган или орган местного самоуправления обязан реализовать при соответствующих обстоятельствах. Компетенционная норма это право-обязанность, т.к. устанавливает полномочие и одновременно закрепляет обязанность государственного органа или органа местного самоуправления.

8. В финансовом праве есть правовые нормы, устанавливающие права субъектов финансового права - управомочивающие, не обремененные признаком обязательности (ст. 21 НК: право на использование налоговых льгот; на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов; на по­лучение отсрочки, рассрочки, налогового кредита и т.д.). Особенность управомочивающих финансово-правовых норм состоит в том, что они в большинстве случаев производны, вторичны от обязывающих, как бы «привязаны» к обязывающей (императивной). Например, все управомочивающие нормы ст. 21 НК РФ производны от нормы п. 1 ст. 23 НК РФ, закрепляющей обязанность уплаты налога и сбора. Без этой нормы управомочивающие нормы не имели бы ни какого смысла и у субъектов финансового права не возникало бы потребности в их реализации.

Преобладание в системе финансово-правовых норм обязывающих (императивных), компетенционных норм, спе­цифика управомочивающих финансово-правовых норм позволя­ет констатировать, что в целом они имеют императивный ха­рактер.

Структура финансово-правовых норм

Структура финансово-правовой нормы это ее внутреннее строение, ее составные части: гипотеза, диспозиция, санкция.

Логическая (словесная) структура нормы права также состоит из трех элементов. Условно эта тройственность выражается формулой:

Гипотеза - условия, при наличии которых норма действует и субъекту следует руководствоваться данной нормой. Гипотеза имеет место во всякой финансово-правовой, норме. Гипотеза является строго обязательным элементом любой правовой нормы, и без неё она не существует. "Движение" правовой нормы начинается с гипотезы. В гипотезе указываются юридические факты.

Обычно в тексте правового акта она формулируется с использованием слова «если» и гораздо реже — с использованием слова «в случае». Если же эти слова отсутствуют, то они подразумеваются (п. 1 ст. 74 НК РФ).

Диспозиция — указывает на вариант поведения, определяет права и обязанности сторон, при наличии обстоятельств, предусмотренных гипотезой. Диспозиции финансово-правовых норм чаще всего объективируются через обязанности, которые должны исполнять соответствующие субъекты при наличии соответствующих условий, и гораздо реже — через права.

Санкция — меры государственного принуждения, которые мо­гут быть применены к субъектам, нарушающим диспозицию данной финансово-правовой нормы.

Особенности финансово-правовой нормы проявляются главным образом через ее санкции.

Во-первых, санкции финансово-правовой нормы имеют, как правило, де­нежный характер. Ими предусматривается пеня, штраф.

Во-вторых, финансово-правовые санкции имеют правовосстановительный и карательный (штрафной) характер. К правовосстановительным санкциям относится пени, к карательным — штраф. Часто при нарушении финансово-правовых норм применяются одновременно правовосстановительные и карательные (штрафные) санкции.

В-третьих, денежные средства, получаемые в результате применения санкций финансово-правовых норм, зачисляются в государственные и муниципальные денежные фонды: бюджеты, государственные и муниципальные внебюджетные фонды.

Необходимо иметь в виду, что понятие «норма» - не синоним понятию «статья» соответствующего нормативного правового акта. Элементы финансово-правовой нормы могут размещаться в разных статьях финансово-правового акта. Например, ч.1 ст. 83 НК РФ содержит гипотезу (которая в формулировке опущена, но подразумевается) и диспозицию финансово-правовой нормы, определяющую порядок учета налогоплательщиков, а в ст. 116 НК РФ содержится санкция этой финансово-правовой нормы, так как в ней предусматривается ответственность за нарушения сроков постановки на учет в налоговом органе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 539; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.