Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изменение звука в потоке речи




Звук речи. Изменение звука в потоке речи. Модификации и чередования звуков.

Звуки речи. Звук речи. минимальные единицы речевой цепи, являющиеся результатом сложной артикуляционной деятельности человека и характеризующиеся определенными акустическими и перцептивными (связанными с восприятием речи) свойствами. 3. р. относятся к с е г-м е н т н ы м средствам, поскольку соотносятся с миним. линейными единицами языка — фонемами. Супрасег-меягпые звуковые средства, напр. тон, ударение, интонация, соотносятся с единицами большей протяженности — такими, как слог, слово, синтагма.

Способность к членораздельной речи возникает параллельно со способностью к таким мыслит, процессам, к-рые отличают человека от животных, пользующихся звуковой сигнализацией в целях коммуникации. Артикуляционно все 3. р. делятся иа 2 класса — гласные и согласные, различия между которыми связаны как с ролью отдельных участков речевого тракта при их образовании (обязательное участие голосовых связок при произнесении гласных), так и с наиболее типичными артикуляторными движениями (смыкат. движения при артикуляции согласных, размыкатель-вые — при артикуляции гласных), а также со специфическими для каждого класса 3. р. общими свойствами (локализованное мускульное напряжение при артикуляции согласных, разлитое — прн артикуляции гласных). Наиболее существенны различия между гласными и согласными в их роли при образовании слога: как правило, вершиной слога является гласный.

В связной речи звуки произносятся не изолированно, а в виде цепи звуков.

При этом звуки могут подчиняться влиянию общих условий произношения или взаимодействовать, влияя друг на друга.

В первом случае имеют место позиционные изменения, во втором – комбинаторные.

Комбинаторные изменения возникают при сочетании звуков в звуковой цепи. Они представляют собой различные типы нейтрализации фонологических оппозиций.

Природа комбинаторных изменений зависит от 3 фаз: экскурсия, выдержка, рекурсия.

Сдвиги границ между этими фазами и приводят к возникновению комбинаторных изменений.

Если на экскурсию последующего звука воздействует рекурсия предшествующего звука, то возникают прогрессивные комбинаторные изменения, если же на рекурсию предыдущего звука воздействует экскурсия последующего звука, то имеют место регрессивные комбинаторные изменения.

Аккомодация- - (приспособление) изменение в артикуляции согласных под влиянием соседних гласных, либо наоборот. Или изменения в артикуляции звуков разной природы (гласные и согласные).

1) Прогрессивная аккомодация - предшествующий звук влияет на последующий, e.g. подыграть

Так гласные [a], [o], [y] после мягких согласных становятся более передними: мать – мять, сок – сёк, тук – тюк, а гласный переднего ряда [u] после твёрдых согласных становится более задним: ми – мы, бил – быт.

2) Регрессивная аккомодация – влияние последующего звука на предыдущий.

E.g. брат – брату (огубление), или у гласных перед мягкими согласными, гласные становятся более напряжёнными: цеп – цепь, мол – моль, пар – парь.

В современном русском языке в основном гласные подстраиваются под согласные e.g пеку – печешь.

Аккомодация согласных гласными, палатализация согласных имеют место в турецком языке.

Ассимиляция – (уподобление) – изменения в связи с влиянием друг на друга либо гласных, либо согласных.

Ассимиляция может быть:

1 ) по результатам:

Полная – два разных звука становятся совершенно одинаковыми и сливаются в один: бесшумный (бешшумный), сжечь (жжечь);

Неполная (частичная) ассимиляция, при которой уподобление происходит лишь в одном компоненте артикуляции, т.е. несмотря на сходство одних признаков, сохраняется различие в других и тождества взаимодействующих звуков не возникает: лавка – лафка, ковка – кофка, лёгкий - лёхкий.

2) по направлению:

прогрессивной – регрессивной;

Прогрессивная – предыдущий звук влияет на последующий и уподобляет его себе, т.е. процесс идёт от начала слова к его концу: Zimmer возникло из Zimber.

Регрессивная ассимиляция – последующий звук влияет на предыдущий и уподобляет его себе, т.е. процесс идёт от конца слова к его началу (назад): сбить – (з’б’ит’), сделать (зд’элът’).

3 ) по положению взаимодействующих звуков:

Контактная - взаимодействуют стоящие рядом (соседние) звуки: мальчик (от мал, малый) Мягкий ч воздействовал на стоящий рядом звук л, уподобив его себе по признаку «мягкость».

Дистактная – (дистанционная) взаимодействуют звуки, находящиеся на расстоянии друг от друга, разделённые другими знаками. Наблюдается в турецком и ряде финно-угорских языков.

Диссимиляция- – (расподобление) – это процесс, при котором из 2-х одинаковых или близких по артикуляции звуков получаются разные или более далёкие по артикуляции. Например: ведти из вести.

Диссимиляция в основном свойственна диалектной речи и просторечию. Например: колидор – коридор, транвай – трамвай, мархрутка – маршрутка, кохти – когти.

Ассимиляция и диссимиляция направлены на облегчение произношения.

Гаплология. – выпадение из слова одного или близких одинаково звучащих слогов:

знаменосец – знаменоносец, минералология – минералогия, трагикокомедия – трагикомедия,

Диэреза - (выкидка) – выпадение звука из слова. Например:

сколько – скоко, честный – чесный,

солнце – сонце, праздный – празный

Эпентеза. (вставка) – вставка звука в определённых сочетаниях– в основе лежит диссимиляция. Например: радиво – радио, какаво – какао.

Протеза. (надставка) – приставка звука перед словом: встреча – сретати, гусеница – усеница, восемь – осемь. Сейчас эти слова являются нормативными.

Метатеза. – перестановка звуков или слогов местами (часто при заимствованиях или переходе слов из диалектов). Например: тарелка – талерка, ладонь – далонь, медведь - ведмедь, Фрол – Флор, bird – brid.

Позиционные изменения – изменения звуков, обусловленные их позицией в слове, вызванные наличием особых фонетических условий, т.е. связанные со слабой и сильной позицией фонемы.

Редукцией звука называется его ослабление в отношении силы голоса и долготы, т.е. менее отчётливое выражение качественных и количественных характеристик звука.

Редукция. Для гласных редукция – ослабление гласных в безударном слоге, редукция обусловлена ударением, например: мал – малыш – малыши, гласный а становится короче.

Полная редукция – выпадение гласного из середины слова: Иваныч – Иванович, Петь – Петя, чтоб – чтобы.

Колличественная редукция гласных - имеет место в языках с преобладающим количественным ударением, наблюдается в безударных слогах русского языка, при этом тембр гласного не меняется, например, в словах сýк, сучóк, сучковáтый ударяемый гласный у постепенно слабеет и делается короче в первом предударном слоге и затем во втором предударном слоге.

Качественная редукция. Имеет место в языках с сильным динамическим ударением.

Ударяемый гласный оказывается в сильных произносительных условиях, а неударяемые гласные звучат слабо, подвергаются различной степени редукции, дифференциальные признаки их нейтрализуются.

Так, в русском языке с относительно свободным ударением, ударяемый [o] редуцируется в первом и во втором предударных слогах в [a] и [ъ], например, вóды, - водá [вада] – водовоз [въдавос].

Качественная редукция согласных. Для согласных это – оглушение звонких согласных в конце слов в русском языке: дуб, пруд, луг;

Это – тип редукции, обусловленный положением звука в конце слова.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 3783; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.