Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гарантии для лиц, уволенных с военной службы




Лицам, уволенным с военной службы, гарантируется:

1) сохранение в течение трех месяцев со дня окончания состояния на военной службе за гражданами, работавшими до призыва на военную службу в государственных организациях, права поступления на работу к тому же нанимателю на должность, равноценную занимаемой до призыва на военную службу;

2) предоставление уволенным после прохождения срочной военной службы и принятым на прежнее место работы единовременной материальной помощи в размере не менее одной минимальной заработной платы;

3) предоставление уволенным после прохождения срочной военной службы первого рабочего места в соответствии с частью второй статьи 281 настоящего Кодекса.

Органы государственной службы занятости совместно с республиканским органом государственного управления в области обороны, иными заинтересованными принимают меры по трудоустройству и профессиональной подготовке военнослужащих, уволенных с военной службы.

 

75. Совместительство – выполнение работниками в свободное от работы время другой постоянной оплачиваемой работы у того или иного нанимателя на условиях трудового договора.

Работа по совместительству регулируется главой 32 ТК. Для работы по совместительству согласие нанимателя на основной работе не требуется. Обязательные признаки, по которым работа может быть признана работой по совместительству:

1) работа выполняется в свободное от основной работы время

2) наличие у работника другой регулярной работы

3) она оплачивается

4) работа выполняется при наличии у нанимателя вакантной должности, которая может составлять ставку ¾, 1/2, ¼.

Работа по совместительству может осуществляться:

· у того же нанимателя на основной работе, при этом работа должны быть по другой должности и специальности. Кроме медицинских и педагогических работников – внутреннее совместительство

· у другого нанимателя по любой должности и специальности – внешнее совместительство.

Отличие совместительства от совмещения работы, которое предполагает работу по другой профессии в основное время, сверхурочной работы, предполагающаяся работнику по тому же трудовому договору по той же специальности, должности, у того же нанимателя за пределами нормальной продолжительности рабочего времени. Продолжительность работы по совместительству не может превышать половину нормальной продолжительности рабочего времени. Оплата труда производится пропорционально отработанному времени. Совместителям предусмотрен трудовой отпуск, который предоставляется с основным отпуском. Компенсация или выплата отпускных производится всем лицам, работающим по совместительству.

Ограничения:

1) не допускается занятие на условиях совместительства 2-х руководящих должностей

2) работа запрещается лицам моложе 18 лет, беременным женщинам и если основная работа связана с вредными условиями труда. В государственных организациях запрещена совместная работа родственников, связанная с непосредственным подчинением и подконтрольностью

3) если осужден за корыстное преступление на материально-ответственные должности.

 

 

76. Социальное партнерство—совместная деятельность участников коллективных трудовых отношений в социально-трудовых сфере различных слоев и групп населения. Это консультации и сотрудничество между работниками и нанимателем на различных уровнях по поводу определенных взаимоприемлемых условий найма и оплаты труда.

Значение СП заключается в том, что оно:

1. Является новым методом ТП, служащим для урегулирования противоречий интересов работников и нанимателей, а также органов в государстве.

2. Призвано наглаживать взаимоотношения работников и нанимателей согласно форме и принципов, предусмотренным ТК.

Принципы СП – это основополагающие начала, идеи, выражающие сущность и основной смысл СП отношений. Основными принципами СП являются:

1. Равноправие сторон, которое проявляются как в инициативе переговоров, их введении и подписании коллективных договор

2. Соблюдение норм законодательства

3. Полномочность принятия обязательств, которые определяются полномочиями и наличием письменных документов, подтверждающих полномочность сторон вести коллективные договора и соглашения

4. Добровольность принятия обязательств путем консенсуса или уступая друг другу

5. Учет реальных возможностей принятия реальных обязательств.

6. Обязательность выполнения договоренностей

7. Взаимное информирование сторон переговоров о изменении ситуации.

Стороны СП – работники и наниматели в лице их представителей. Также может быть орган госвласти, если он является нанимателем.

Представительство интересов работников – это основанное на законодательстве (уставы, положения и т.д.) деятельность уполномоченных лиц по отстаиванию и защите прав и интересов в отношениях с уполномоченными лицами, органами организациями нанимателей.

Представители интересов нанимателей выступают руководители организации или лица, уполномоченные учредительными документами организации этих учреждений.

Третьей стороной СП является государство. Оно участвует в СП – отношениях на переговорах и в консультациях в целях выработки и проведения в жизнь социальной и эк политики.

Органами СП являются комиссии по урегулированию соц-трудовых отношений. Эти комиссии создаются для ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективных договоров и соглашений, а также для заключения и контроля их выполнения на различных уровнях.

Система СП включает 4 уровня:

1. Республиканский уровень

2. Отраслевой

3. Местный (территориальный)

4. Уровень организации

 

77.Коллективные переговоры – это основная форма СП, цель ее – составить, учесть и согласовать взаимные интересы собственника, средств производства в лице нанимателя и занятых у него работников. Коллективные переговоры являются начальной стадией процедуры разработки, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений. В коллективных переговорах кроме представителей сторон могут участвовать и другие лица, которые консультируют, но не принимают участие в голосовании.

Порядок ведения коллективных переговоров:

Каждая их сторон имеет право предъявлять другой стороне письменное требование о проведении коллективных переговоров по заключению, изменению или дополнению коллективного договора или соглашения. Другая сторона обязуется начать переговоры в 7-дневный срок. По соглашению сторон коллективные переговоры могут быть назначены на другой срок. Для ведения переговоров стороны на равноправной основе создают комиссию из уполномоченных представителей. Состав комиссии, сроки проведения и место определяются сторонами. Стороны не имеют права прекратить переговоры в одностороннем порядке. Коллективный договор или соглашение – момент окончания коллективных переговоров.

 

78.Соглашение—это нормативный акт, регулирующий социально-трудовые отношения между работником и нанимателем, содержащий обязательство по установлению условий труда, занятости и социальных гарантий для работников определенной профессии, отрасли, территории.

Соглашение—это правовая форма социального партнерства. Соглашение отличается от коллективного договора тем, что регулирует отношения в социально-трудовой сфере на более высоком уровне. Соглашения не должны противоречить законодательству.

В зависимости от сферы регулирования социально-трудовых отношений различают:

1. Генеральные—заключенные на республиканском уровне.

2. Тарифные—заключенные на отраслевом уровне.

3. Местные—заключенные на определенной территории.

В зависимости от количества сторон, участвующих в переговорах по заключению соглашения:

- двусторонние;

- трехсторонние;

Третья сторона—орган государственного управления, если он не является нанимателем.

Количество участников определяется соглашением сторон. Ч. 2 ст. 359.

Участники соглашений определяются уровнем заключенных соглашений. Ч. 1 ст. 359:

1. Генеральное соглашение—республиканские объединения профсоюзов и нанимателей, прав. РБ.

2. Тарифные соглашения—соответствующие профсоюзы или их объединения, объединения нанимателей, органы государственного управления.

3. Местные соглашения—профсоюзы или их объединения, местные исполнительные и распорядительные органы.

Содержание—ст. 360—определяется сторонами в пределах их компетенции.

Генеральное соглашение—цель его заключения—установление общих принципов регулирования социально-трудовых отношений в РБ.

Срок действия соглашения—ст. 367. Соглашение заключается на срок от 1 до 3 лет, конкретная продолжительность определяется сторонами. Вступает в силу со дня подписания либо в установленный сторонами срок. Действует до принятия нового соглашения

 

79, 80.. Коллективный договор – это локальный НПА, регулирующий трудовые и соц-экономические отношения между нанимателем и работающими у него работниками. Это всегда двухсторонний акт. Сторонами КД являются работники организации в лице их представительного органа. Со стороны нанимателя могут выступать должностные лица, обладающие информацией необходимой для ведения коллективных переговоров.

Содержание КД определяются сторонами в соответствии с генеральными и местным соглашением, а также законодательными актами, предусмотренных в данном случае. Содержание Кд являются условия, определенные права и обязанности сторон и ответственность за их нарушения.

По характеру все условия делят на:

1. Нормативные – закрепляют нормы централизованного законодательства и локальные нормы ТП

2. Обязательные – предусматривают конкретные обязательства нанимателя по улучшению условий труда и быта работников.

3. Организационные. О сроках действия КД, а также о порядке изменения и пересмотра.

КД заключается в письменной форме, проект договора обсуждаются на общем собрании коллектива организации, подписываются на каждой странице уполномоченными представителями сторон. Заключается КД не менее, чем на год, но не более чем на три, вступает в силу с момента подписания.

За несоблюдение обязательств, предусмотренных КД и соглашением, стороны несут ответственность.

Адм наступает в случае непредставления информации, необходимой для ведения коллективных переговоров нанимателю, а также несоблюдение нормативной части КД.

Если неисполнение условий КД по охране труда привело к несчастному случаю с работником – должностные лица привлекаются к уголовной ответственности.

Материальная ответственность при возмещению имущественного вреда.

Должностные лица могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности

 

81, 82. Коллективный трудовой спор - неурегулированные разногласия сторон коллективных трудовых отношений по поводу установления, изменения социально-экономических условий труда и быта работников, заключения, изменения, исполнения либо прекращения коллективных договоров, соглашений.

трудового спора - наниматель (наниматели, объединения нанимателей) и работники в лице их представительных органов.

Субъектами индивидуальных трудовых споров являются с одной стороны – отдельный работник, с другой – наниматель. В коллективных – группа работников и с другой стороны – наниматель/ наниматели, его/их представители.

В случае возникновения разногласий при заключении, изменении или прекращении коллективного договора, соглашения требования работников выдвигаются по истечении одного месяца (или иного срока, определяемого сторонами) с начала ведения коллективных переговоров.

Требования нанимателю утверждаются на собрании, конференции большинством голосов присутствующих работников (делегатов конференции). Собрание считается правомочным, если на нем присутствует более половины работников, а конференция - не менее двух третей делегатов.

 

Требования работников излагаются в письменной форме и направляются нанимателю.

Наниматель обязан рассмотреть требования и в письменной форме не позднее чем в десятидневный срок со дня их получения уведомить о своем решении представительный орган работников и в трехдневный срок Республиканский трудовой арбитраж о возникшем споре.

При отказе нанимателя от удовлетворения всех или части требований работников или неуведомлении о своем решении в трехдневный срок создается примирительная комиссия.

Примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе.

Представители сторон, предложенные в примирительную комиссию, не позднее чем в трехдневный срок большинством голосов избирают в состав примирительной комиссии нейтрального члена, не входящего в данный представительный орган работников и не работающего у данного нанимателя. При недостижении решения об этом нейтральный член комиссии в пятидневный срок назначается Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.

Члены примирительной комиссии могут быть определены предварительно в коллективном договоре, соглашении.

Примирительная комиссия проводит необходимые консультации с представительным органом работников (статья 354), нанимателем, собственником или уполномоченным им органом и в пятидневный срок с момента избрания (назначения) нейтрального члена принимает большинством голосов предложения по урегулированию коллективного трудового спора, которые в письменной форме направляет сторонам.

При согласии сторон с предложениями примирительной комиссии коллективный трудовой спор прекращается.

При несогласии с предложениями примирительной комиссии стороны по соглашению между ними могут обратиться к посреднику, который после консультаций (в том числе конфиденциальных) со сторонами вносит не позднее чем в пятидневный срок предложение по разрешению коллективного трудового спора.

Порядок взаимоотношений с посредником определяется по соглашению между ним и сторонами.

Органами государственного управления, другими нанимателями и представительными органами работников могут создаваться службы посредничества.

При согласии сторон с предложениями посредника коллективный трудовой спор прекращается.

 

83. При несогласии одной из сторон с предложениями примирительной комиссии (посредника) стороны по соглашению между собой не позднее чем в пятидневный срок могут обратиться в трудовой арбитраж.

Трудовые арбитражи могут создаваться из числа трудовых арбитров Республиканским трудовым арбитражем, сторонами, органами государственного управления, другими нанимателями.

Решение трудового арбитража в письменной форме не позднее чем в пятидневный срок со дня получения обращения сторон направляется сторонам и имеет для них, как правило, рекомендательный характер.

Решение трудового арбитража приобретает для сторон обязательную силу, если стороны заключили соглашение об обязательности этого решения. При невыполнении обязательного решения трудового арбитража каждая из сторон имеет право обратиться в суд для его принудительного исполнения.

Персональный состав трудового арбитража, создаваемого сторонами, определяется в соответствии с требованиями статьи 384 настоящего Кодекса. Количественный состав трудового арбитража, порядок рассмотрения в нем коллективных трудовых споров, правила принятия решений и иные вопросы его деятельности, за исключением вопросов, предусмотренных частью шестой настоящей статьи, определяются в коллективном договоре, соглашении либо по соглашению сторон.

Расходы, связанные с рассмотрением коллективного трудового спора в трудовом арбитраже, возмещаются сторонами в порядке, установленном законодательством.

Трудовыми арбитрами могут быть научные работники, общественные деятели, работники органов государственного управления, других нанимателей, иные определенные сторонами лица, имеющие высшее юридическое или экономическое образование и опыт работы по специальности не менее трех лет.

Списки лиц, которые могут привлекаться в качестве трудовых арбитров (кадровый реестр трудовых арбитров Республики Беларусь), составляются Республиканским трудовым арбитражем с учетом предложений органов государственного управления, других нанимателей, по согласованию с лицами, рекомендуемыми в качестве трудовых арбитров.

 

В число трудовых арбитров, привлекаемых для рассмотрения коллективного трудового спора, не могут входить представители сторон по рассматриваемому спору.

Повышение квалификации трудовых арбитров осуществляется Республиканским трудовым арбитражем совместно с республиканскими органами государственного управления по вопросам труда, юстиции, местными исполнительными и распорядительными органами.

 

84. Забастовка - временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.

Забастовка может проводиться не позднее трех месяцев после отклонения предложений примирительной комиссии, а если стороны обращались к посреднику или (и) в трудовой арбитраж - после отклонения предложений посредника или (и) несогласия с решением трудового арбитража, за исключением случая, если оно имеет для сторон обязательную силу.

Законом могут быть установлены ограничения реализации права на забастовку в той мере, в какой это необходимо в интересах национальной безопасности, общественного порядка, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

Запрещается оказание материальной помощи участникам забастовки за счет средств политических партий, движений, иных общественных объединений, преследующих политические цели, а также иностранных юридических и физических лиц.

Решение о проведении забастовки принимается на собрании или конференции тайным голосованием.

Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей присутствующих работников (делегатов конференции).

Собрание считается правомочным, если на нем присутствует более половины работников, а конференция - не менее двух третей делегатов.

Представительный орган работников обязан в письменной форме уведомить нанимателя о решении провести забастовку не позднее двух недель до ее начала.

После получения уведомления о забастовке наниматель обязан немедленно сообщить об этом собственнику или уполномоченному им органу, поставщикам, потребителям, транспортным организациям, местному исполнительному и распорядительному органу.

Принуждение к участию в забастовке либо отказу от участия в ней запрещается.

Во время проведения забастовки стороны обязаны продолжить разрешение коллективного трудового спора путем переговоров.

Забастовка прекращается, а ее участники обязаны приступить к работе на следующий день после:

1) признания ее незаконной в соответствии со статьей 395 настоящего Кодекс

2) получения письменного согласия нанимателя удовлетворить требования;

3) принятия об этом решения общим собранием, конференцией в порядке, предусмотренном статьей 379 настоящего Кодекса;

4) заключения письменного соглашения сторон о прекращении забастовки.

За работниками, участвовавшими в забастовке, заработная плата за все время забастовки не сохраняется. Период участия в забастовке не включается в стаж, дающий право на отпуск.

За работниками, отказавшимися в письменной форме от участия в забастовке, но в связи с ней не имевшими возможности исполнять свои трудовые обязанности, заработная плата за все время забастовки выплачивается в размерах, не ниже установленных законодательством за простой не по вине работника.

Участники забастовки, признанной судом незаконной, могут быть привлечены к дисциплинарной и иной ответственности, предусмотренной законодательством.

Лица, которые путем насилия или угрозы применения насилия принуждают к участию в забастовке либо отказу от участия в ней, привлекаются к уголовной ответственности в соответствии с законодательством.

 

85, 86, 87. Материальная ответственность рабочих и служащих за ущерб, причиненный нанимателю – самостоятельный вид ответственности в трудовом законодательстве. Привлечение работников к дисциплинарной ответственности, административной ответственности, гражданско-правовой ответственности или уголовной ответственности не освобождает их от материальной ответственности за ущерб, причиненный нанимателю.

Материальная ответственность работников является их обязанностью возместить нанимателю ущерб в денежном выражении или в натуре. Материальная ответственность наступает при наличии следующих условий:

1) причинение прямого действительного ущерба

2) противоправность поведения работника, совершившего действие или бездействие

 

3) при наличии прямой причинной связи между противоправным действие/бездействием работника и наступившим ущербом.

Материальная ответственность работника за ущерб, причиненный нанимателю наступает тогда, когда нанимателю причинен прямой действительный ущерб. Упущенная выгода при этом взысканию не подлежит.

В соответствии со ст.400 ТК противоправное поведение – поведение работника, совершившего противоправное действие/ бездействие, при котором он не исполняет надлежащим образом свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, контрактом, коллективным договором, соглашением.

Факт доказывания причинения вреда нанимателю лежит не на работнике, а на нанимателе. Действующим законодательством не предусмотрена обязанность возмещения работников вреда, которые относится к категории нормального производственного риска. Например: при экспериментальном производстве – введение новых технологий.

В соответствии со ст.402 ТК работники, как правило, несут полную материальную ответственность. Но в ст.403 предусмотрены ограничения (ограниченная ответственность):

При ограниченной материальной ответственности работник обязан возместить ущерб а фактическом размере, но сумма возмещения не может превышать размер либо среднемесячного заработка, либо трехкратного среднемесячного заработка. Согласно ст.404 работники несут полную материальную ответственность в следующих случаях:

1) если между работником и нанимателем заключен письменный договор о принятии на себя работником полной материальной ответственности за не обеспечение сохранности имущества и других ценностей, переданных ему для хранения или для других целей.

2) Имущество и другие ценности были получены работником под отчет по разовой доверенности или другим разовым документам

3) Ущерб причинен преступлением, освобождение работника от уголовной ответственности не освобождает его от материальной ответственности

4) Ущерб причинен работником в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения

5) Ущерб причинен недостачей, умышленным повреждением, порчей материалов, изделий, инструментов, спецодежды, выданной нанимателем для трудового процесса

6) Ущерб причинен не при исполнении трудовых обязанностей.

В соответствии со ст.405 ТК письменные договоры о полной материальной ответственности могут быть заключены нанимателем с работниками, достигшими 18 лет, занимающими должности или выполняющие работы непосредственно связанные с хранением, продажей, отпуском или применением в процессе производства переданных им ценностей на хранение.

Если размер ущерба не превышает среднего месячного заработка, по распоряжению нанимателя удержание производится из зарплаты. Распоряжение должно быть сделано не позднее 2-х недель со дня обнаружения ущерба и обращено к исполнителю не ранее 10 дней со дня сообщения работнику об этом. От работника истребуется письменное объяснение, а если он не согласен с вычетом или с его размером, трудовой спор рассматривается в соответствии с законодательством. В другом случае возмещение ущерба производится в судебном порядке. Если наниматель в нарушение порядка, установленного ч.1-4 ст.408 ТК произвел удержание, то комиссия по трудовым спорам принимает по жалобе работника решение о возврате суммы. Взыскание с руководителей материального ущерба в судебном порядке производится по заявлению собственника, уполномоченного органа, прокурора. Возмещение ущерба производится независимо от дисциплинарной, уголовной, административной ответственности.

 

88. Материальная ответственность нанимателя состоит в его обязанности возместить материальный ущерб, причиненный его действием, бездействием работнику в установленном законом размере и порядке. У нанимателя возникает обязательство возместить работнику вред, причиненный им при наличии общих условий гражданско-правовой ответственности. Среди этих условий называют:

1) противоправность действий причинителя вреда, которым является наниматель

2) наличие вины.

1) наниматель обязан создать для работника здоровые и безопасные условия труда, если такие условия не созданы, наниматель несет ответственность за вред, причиненный жизни и здоровью работника. Этот вред может выражаться в увечье или ином повреждении здоровья. Увечье состоит в физически необратимых повреждениях организма, которые явились результатом внешнего воздействия, повреждая организм работника извне внутрь, что ведет к профессиональным заболеваниям. Вредные последствия могут возникать в результате травмы или общего заболевания, если они были результатом нарушения нанимателем правил охраны труда и техники безопасности. Возмещению подлежат имущественные потери рабочих на заработок, которые они могли иметь, если бы не было заболевания. Кроме того возмещается моральный вред, который они понесли в результате моральных и нравственных страданий.

2) такая вина предполагается. Наниматель освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Доказательством вины может служить акт о несчастном случае на производстве, профессиональное заболевание, решение суда, заключение специального органа о причинах повреждения здоровья, медицинское заключение о профессиональном заболевании, решение о наложение административного или дисциплинарного взыскания на должностное лицо.

В соответствии со ст.415 ТК может наступить смешанная ответственность работника и нанимателя, если грубая неосторожность потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, размер возмещения уменьшается, но не более чем на 25%. Решение нанимателя об определении степени вины потерпевшего при его грубой неосторожности может быть обжаловано в суде. Смешанная ответственность не применяется при временном переводе на другую работу, к дополнительным видам возмещения вреда, выплате единовременного пособия связи с потерей кормильца. Для наступления ответственности нанимателя необходимо наличие причинной связи между действием и бездействием нанимателя и повреждением здоровья работника, и причинная связь между повреждением здоровья работника и его имущественными потерями. Различают возмещение вреда самому работнику и нетрудоспособным членам его семьи, состоящим на иждивении потерпевшего или умершего работника от профессионального заболевания.

П.1 ст.954 ГК определяет объем и характер возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья. Возмещению подлежат:

1) утраченный заработок, который он имел или мог иметь

2) дополнительные расходы, связанные с лечением

Размер возмещения вреда зависит от среднемесячного заработка, от степени утраты профессиональной трудоспособности или общей. Степень утраты профессиональной трудоспособности определяет МРЭК (медицинская ребилитационная экспертная комиссия) в процентах. Одновременно с определением степени утраты профессиональной трудоспособности определяется инвалидность и определяется нуждаемость в дополнительных видах помощи.

Утрата трудоспособности может быть временной и стойкой. При временной утрате работник считается полностью нетрудоспособным на весь период временной нетрудоспособности, в период которой он утрачивает заработок. При полной стойкой утрате профессиональной трудоспособности размер возмещения будет равен размеру среднемесячного заработка. При частичной утрате трудоспособности размер возмещения будет составлять 50%, если он утратил 50% профессиональной трудоспособности. Потерпевший имеет право на возмещение дополнительно понесенных расходов. Если будет доказана грубая неосторожность потерпевшего в повреждении им своего здоровья размер возмещения может быть уменьшен.

В случае смерти кормильца право на возмещение вреда имеют нетрудоспособные члены семьи умершего, состоящие на его иждивении ко дню смерти кормильца. Это дети, в том числе ребенок, родившийся после смерти кормильца, один из родителей или супруг, либо другой член семьи, независимо от его трудоспособности, который не работает и занят уходом за находящимися на иждивении детьми, внуками, братьями, сестрами, не достигшими 14 лет по состоянию здоровья нуждающиеся в постоянном уходе. Право на возмещение вреда имеют лица, состоящие на иждивении умершего и ставшие нетрудоспособными в течение 5 лет после его смерти. Срок возмещения вреда указан в п.2 ст.957 ГК. В этом пункте указано, что вред возмещается до 21 года в ПТУ, женщинам старше 55 лет, мужчинам старше 60 лет, инвалидам на срок инвалидности. Лицам, имеющим право на возмещение вреда в связи со смертью кормильца, размер возмещения определяется в соответствии с долей заработка умершего кормильца, который они получали или имели право получать при его жизни. При определении размера вреда, подлежащего возмещению, он уменьшается на суму пенсии, назначенной в связи со смертью кормильца, по другие пенсии, а также заработок и стипендии, полученные этими лицами в счет возмещения вреда не засчитывается. Не учитывается в таких случаях и вина умершего кормильца в наступлении его смерти (ст.952 ГК).

Наниматель, виновный в смерти работника, возмещает расходы на погребение, ритуальные услуги и даже поминки.

В соответствии со ст.434 ТК наниматель обязан возместить потерпевшему (в случае его смерти – членам семьи) моральный ущерб.

 

89. В ст.462 ТК указано, что систему государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства составляют специально уполномоченные госорганы, действующие в соответствии с законодательством. Назначение этих органов – обеспечение соблюдения трудового законодательства.

Особое место в системе органов контроля занимают высшие и местные органы власти и управления. Общий контроль за соблюдением трудового законодательства осуществляют парламент, президент, правительство и министерства и государственные комитеты, местные исполнительно-распорядительные органы.

 

Парламент РБ принимает законы, в соответствии с которыми принимаются законы о труде и осуществляется контроль за соблюдение трудового законодательства.

Президент РБ, издавая декреты и указы по трудовым отношениям, в общем плане посредством их осуществляет контрольные функции за соблюдением трудового законодательства.

Правительство РБ, принимая постановления, осуществляет общий контроль за соблюдением трудового законодательства. Такое же значение имеют распоряжения и постановления МИРО, рассчитанные на неоднократное их применение.

Министерства и государственные комитеты осуществляют ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства на подчиненных им предприятиях путем издания инструкций, точное исполнение которых позволяет проводить ведомственный контроль (министерство труда и соцзащиты). Министерство является органом республиканского управления, которое осуществляет управление и государственный контроль за соблюдение трудового законодательства, занятости, миграции, координирует деятельность других ОГУ.

Органы надзора – департамент государственной инспекции труда и социальной защиты, МЧС, органы государственной экспертизы условий труда, департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике при МЧС, государственный санитарный контроль, органы пожарного надзора при МЧС прокурата РБ – закон от 8 мая 2007г. №220-З «о прокуратуре».

Согласно ст.463 ТК профсоюзы осуществляют обязательный контроль за соблюдением трудового законодательства. Профсоюзы согласно этой статье:

1) имеют право проверять соблюдение нанимателем трудового законодательства

2) защищать трудовые права граждан

3) осуществлять обязательный контроль при заключении трудового договора, расторжении его

4) при переводах и перемещениях по должности

 

90. Юридические и физические лица, виновные в нарушении трудового законодательства несут дисциплинарную, административную или уголовную ответственность.

 

Ответственность несут как наниматель, так и должностные лица. При этом наниматель как юридическое лицо несет материальную ответственность, другие виды ответственности (дисциплинарную, административную, уголовную) несут только физические лица, должностные лица нанимателя.

Дисциплинарная ответственность заключается в применении мер дисциплинарного воздействия: замечание, выговор, увольнение.

Административная ответственность – ст.9.15-9.20 КоАП.

Уголовная ответственность – нарушение трудового законодательства и правил охраны труда (ст.194, 199 УК), необоснованный отказ от приема на работу и увольнение женщины по мотивам беременности, ст.301-308, 318, 336, 338 УК, по ст.306 – нарушение правил охраны труда, привлекаются только должностные лица, которые отвечают за их соблюдение.

Материальная ответственность наступает, если предприятию причинен материальный ущерб.

Ст.245 ТК, когда при незаконном увольнении, переводе, перемещении должностное лицо должно возместить работнику потери и выплатить зарплату. Должностные лица нанимателя несут полную материальную ответственность.

 

91. Определение понятия «занятость» дано в ст.1 закона «о занятости населения» в РБ. Занятость – деятельность граждан РБ, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащих законодательству и приносящая им зарплату в доход. Основными формами занятости являются:

1) работа по трудовому договору или на основании членства

2) предпринимательская деятельность, фермерство

3) дневная форма обучения во всех учебных заведениях

4) военная и приравненная к ней служба

5) уход за ребенком в возрасте до 3-х лет, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, инвалидом 1 группы либо лицом, достигшим 80 лет, а также ребенком до 18 лет, инфицированным вирусом СПИД.

Наряду с основными формами занятости различают организационно-правовые формы:

· труд с режимом неполного рабочего времени

· сверхурочная работа, совместительство

 

92. В ст.10 закона РБ «о занятости населения» установлено, что государство создает условия полной занятости населения. Государственная политика в области содействия занятости направлена на:

 

· обеспечение равных возможностей всем гражданам независимо от пола, расы, национальности и т.д.

· ориентация системы образования для подготовки кадров в соответствии с потребностями рынка труда

· сокращение безработицы

Для реализации государственной политики в области содействия занятости населения и обеспечения гарантов создается Госслужба занятости. Работу данной службы организует министерство труда и социальной защиты.

Главное управление политики занятости и народонаселения является структурным подразделением министерства труда. В состав его входят управление проблем содействия занятости, отдел народонаселения, отдел рынка труда, гендерной и семейной политики. На местах в структуре местных исполкомов создаются комитеты по труду, занятости и социальной защиты.

Ст.14 закона «о занятости населения» установлено, что для оценки состояния рынка труда и положения в области занятости осуществляется государственная статистическая отчетность. Органы по труду обязаны сообщать в суд о неявке к ним обязанных лиц не позднее 3-х дней со дня истечения срока явки, указанного в судебном порядке.

Наряду с госорганами посреднические услуги по труду могут оказывать негосударственные организации на основании выданной им лицензии. Негосударственные организации не вкладывают средства в создание и сохранение мест на предприятиях, не выплачивают пособия по безработице, не проводят бесплатного обучения, но они могут предоставить выбор необходимых форм занятости. Правовой статус таких агентств определен конвенцией МОТ о частных агентствах занятости.

В содействии занятости населения большую роль играют наниматели. Их деятельность начинается со сбора предложений рабочей силы в зависимости от профессии, специальности, квалификацииВажное место в обеспечении занятости отведено профсоюзу. Согласно ст.16 они принимают участие в разработке государственной политики в области содействия занятости населения и осуществляют контроль за соблюдением законодательства в этой сфере.

 

 

93. 94 Безработный – трудоспособный гражданин, не имеющий работы и заработка, который зарегистрирован в органе по труду. В целях поиска подходящей работы ищет работу и готов к ней приступить.

Безработными не могут быть зарегистрированные занятые граждане, а также граждане, не достигшие 16 лет, лица, которым по законодательству назначена пенсия по возрасту за выслугу лет, отбывающие наказание по приговору суда, находящиеся на лечении в ЛТП, а также обучающиеся за счет бюджета, но отказавшиеся от распределения, но они регистрируются в качестве граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства. Регистрация граждане в качестве безработных осуществляется по их постоянному месту жительства при личном обращении.

Для регистрации предъявляются следующие документы:

1) паспорт

2) свидетельство о рождении

3) трудовая книжка или документ ее заменяющий

4) декларация доходов

5) военный билет и т.д.

Одна из основных задач службы занятости – подыскать безработному подходящую работу. Подходящей считается работа, которая соответствует профпригодности с учетом его профподготовки, состоянию здоровья и стажа, опыта работы, должности, транспортной доступности. Правовой статус безработного включает в себя права и обязанности. Определенными правами в области занятости населения наделены граждане как обладающие, так и не обладающие статусом безработного. Закон устанавливает права всех граждан в области занятости. Специальной статьи, содержащей права и обязанности безработного нет, но их можно выделить из текста закона.

Безработные имеют право на:

1) бесплатную профориентацию

2) получение пособия по безработице

3) бесплатного медосмотра при приеме на работу

4) содействия в предпринимательской деятельности

Обязанности:

1) самостоятельно подыскивать работу

2) в течение 3-х дней обратиться к нанимателю, указанному в направлении

3) явится по вызову для получения направления на работу, учебу

4) выполнять месячные нормы участия в оплачиваемых работах

Снятие с учета безработного происходит в случаях:

1) зачисления на переподготовку

2) подача заявления об отказе от услуг органов по труду

3) неявка более 3 месяцев в орган по труду без уважительной причины, после последнего посещения и повторно сможет зарегистрироваться после 12 месяцев

4) попытка получить пособие обманным путем

5) назначение пенсии по возрасту

6) смерть гражданина

7) переезд в другую местность

 

95. Работник как субъект трудового права.

Правовой статус гражданина включает в себя всю суму прав и обязанностей адресованных ему конституцией и текущим законодательством. Все граждане обладают общим правовым статусом, равным для всех без исключения, но для женщин и подростков он имеет свои особенности, связанные с возрастными и другими отличиями.

Правовой статус работника включает в себя общий правовой статус гражданина, в том числе права и обязанности, вытекающие из правового положения работника. Если работник реализовал свое право на труд, закрепленное в ст.41 конституции РБ и право на выбор профессии, специальности, квалификации в конкретных трудовых правоотношениях, возникших на основе трудового договора или контракта, то к общему правовому статусу такого гражданина добавляется трудовые права и обязанности, возникшие у него в силу реализации права на труд. Заключение договора с 15-летни возможно по согласованию с профсоюзом и инспекцией по делам несовершеннолетних и с 14 лет с согласия одного из родителей и такой труд должен осуществляться под контролем учителя.

Право на труд, закрепленное в ст.41 конституции РБ и право на выбор профессии адресованы гражданину с рождения и сопровождают его до конца жизни.

Трудовая способность граждан как способность приобретать трудовые права и обязанности возникает с момента рождения и сопровождает до конца жизни. Это юридическое свойство как и правовое положение гражданина для всех одинаково. Трудовая дееспособность возникает с момента достижения гражданином 16 лет, в исключительных случаях с 15 и 14 лет, поэтому она как бы оторвана от трудовой правоспособности и от элемента правового статуса граждан – права на труд. Если право на труд и способность его реализации нельзя ограничить у граждан, то трудовая дееспособность может быть ограничена, уменьшена в предусмотренных законом случаях. С момента принятия гражданина на работу, т.е. после заключения трудового договора, контракта или соглашения у такого гражданина наряду с общим трудовым статусом возникает правовой статус работника.

Правовой статус работника имеет свои разновидности от видов трудовых договоров или контрактов и видов трудовых правоотношений. Основные права работников закреплены в ст.11 ТК РБ. В соответствии с этой статьей работники имеют следующие права:

1) право на труд, что означает право на выбор профессии, рода занятий, а также право на здоровые безопасные условия труда

2) право на защиту экономических и социальных прав и интересов, включая объединения в профсоюз, участие в забастовках, заключение коллективных договоров

3) право на участие в собраниях

4) право на участие в управлении организацией

5) право на справедливое вознаграждение за труд

6) право на ежедневный, еженедельный отдых:

7) право на социальное страхование, на пенсионное обеспечение и на гарантии в случае профессионального заболевания

8) право на невмешательство в частную жизнь и на уважение личного достоинства

9) право на судебную и другую защиту своих прав и обязанностей (ст.53 ТК)

Перечисленные права и обязанности работника относятся ко всем работникам независимо от должности, профессии и квалификации. Именно эти права и обязанности не только установлены трудовым законодательством, но и гарантируются соответствующими средствами и мерами трудового законодательства.

Нарушение прав и свобод и неисполнение возложенных обязанностей влечет за собой меры дисциплинарного воздействия.

 

96. Трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности работника.

Трудовые книжки ведутся на всех работников, работающих у нанимателя свыше пяти дней, если работа в этой организации является для работника основной.

В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, подготовке, повышении квалификации и переподготовке, о наградах и поощрениях за успехи в работе, о назначении пенсии.

Взыскания (за исключением увольнения работника в качестве меры дисциплинарного взыскания) в трудовую книжку не записываются.

Записи о причинах увольнения в трудовую книжку должны производиться в точном соответствии с формулировками настоящего Кодекса или акта законодательства.

При прекращении трудового договора в связи с болезнью, инвалидностью, уходом на пенсию по возрасту, зачислением на дневную форму получения образования в учреждении образования и по другим причинам, с которыми законодательство связывает предоставление определенных гарантий и преимуществ, запись об увольнении вносится в трудовую книжку с указанием этих причин.

При увольнении трудовая книжка выдается работнику в день увольнения (в последний день работы).

За задержку выдачи трудовой книжки по вине нанимателя он несет ответственность в соответствии со статьей 79 настоящего Кодекса.

Порядок ведения трудовых книжек определяется Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 811; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.