КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Власть и социальные нормы архаичных обществ. Исторические формы и методы регулирования
Пробелы в праве и способы их восполнения. Институт аналогии и юридические границы применения. Пробелом в праве считают полное или частичное отсутствие в действующем законодательстве юридических норм, которые необходимы для решения дел по существу или урегулирования общественных правоотношений на основании законности и справедливости. Важно соблюдать два условия при выявлении пробела в праве: 1) фактические обстоятельства должны находиться в области правового регулирования; 2) определенная норма права, которая призвана регулировать конкретные фактические обстоятельства, должна отсутствовать. Различают объективные и субъективные причины пробелов в праве. Их необходимо своевременно устранять и преодолевать. Устранить пробел можно только с помощью правотворческого процесса через принятие новой нормы права. С помощью правоприменительного процесса можно преодолеть пробел. Хотя в этом случае новых норм права уже не создается, а правоприменителю необходимо каждый раз пополнять отсутствующее нормативное предписание через аналогии права, аналогии закона. Проблема пробелов в праве разрешается посредством аналогий, что представляет собой процесс выведения умозаключения, чтобы, используя знание, полученное в процессе изучения конкретных объектов, перенести его и полученный опыт на вновь возникший объект правовых отношений, который требует разрешения. Законодатели рассматривают как инструмент устранения пробелов две возможности, способные разрешить и урегулировать ситуацию в рамках закона: 1) аналогия закона – решение конкретного юридического дела на основании правовой нормы, которая рассчитана не на данный, а на похожий случай. Аналогия закона применяется в том случае, когда отсутствует норма права, регулирующая разбираемый конкретный жизненный случай, но в законодательстве есть иная норма, регулирующая похожие с ним отношения; 2) аналогия права – решение конкретного юридического дела на основании общих принципов и смысла права. Этот способ преодоления пробелов можно применить только в том случае, когда нет конкретной нормы, способной урегулировать похожий случай. Ее не должно быть ни в данной отрасли, ни в смежной. Аналогию права применяют тогда, когда в законодательстве отсутствует также норма права, которая регулирует похожий случай, и дело должно решиться на основании главных, общих принципов права, таких как: справедливость, гуманизм, равенство перед законом и т. д. Данные принципы закрепляются в Конституции и иных законах. Пробелы в праве устраняются, кроме того, при систематизации и рассмотрении правоприменительной практики. Законодательный орган власти, который имеет необходимые полномочия, может принимать нормы права, регулирующие отношения, в которых прежде имел место правовой пробел. Но необходимо заметить, что законодатель не реагирует оперативно на наличие пробелов в праве, поэтому преимущественно и используется аналогия при устранении пробелов. Таким образом, пробел в праве – это отсутствие в законодательстве юридических норм и институтов, необходимых для решения дела по существу или урегулирования общественного отношения на основании законности и справедливости. Российское законодательство официально закрепляет институт аналогии – п.1 ст.6 ГК РФ. В юридической литературе и в законодательстве признается, что аналогия не допускается в уголовном законодательстве, в нем единственный путь восполнения пробелов – это деятельность законодателя. Правоприменительная деятельность существенно затрудняется наличием коллизий в действующем законодательстве. Под юридическими коллизиями понимается расхождение или несогласованность между нормативно-правовыми актами, регулирующими одни и те же либо смежные отношения, а также противоречия, возникающие в процессе правоприменения и осуществления субъектами правоприменения своих полномочий. Субъективные причины коллизий достаточно многочисленны: нечеткое разграничение правотворческих функций у различных субъектов правотворчества, неурегулированные субординационные отношения органов власти, отсутствие научной проработки вопросов, подвергаемых регулированию, отсутствие хорошей систематизации действующего законодательства, некомпетентность лиц, занимающихся правотворчеством, использование без разъяснений многозначных терминов в различных правовых актах. Коллизии бывают: между действующими нормами права; между законами и подзаконными актами; между конституцией и законами; между нормами международного и внутригосударственного права; между нормативными актами федеральных органов власти и нормативными актами, принятыми субъектами федерации; между нормативными актами и правоприменительными актами; между актами, изданными должностными лицами различного правового статуса; между нормативными актами и актами толкования. Способы устранения коллизий – это приемы, средства, процедуры, посредством которых осуществляется приведение действующего права в состояние упорядоченности, непротиворечивости, четкости и ясности. Практикой выработаны следующие основные способы устранения коллизий: принятие нового акта; толкование правового акта; отмена старого акта; внесение изменений, уточнений в действующий акт; применение согласованного решения созданной согласительной комиссией; судебное решение, вынесенное по результатам судебного разбирательства; приостановление действия правового акта. Наиболее эффективным способом устранения коллизий являются принятие нового акта, отмена старого, внесение изменений и уточнений в действующее законодательство. Важное место в деле разрешения коллизий принадлежит судам. Своими решениями они вносят ясность во многие коллизионные ситуации, возникающие на практике. В последние годы стала практиковаться такая форма устранения коллизий, как согласительная процедура, предполагающая создание согласительных комиссий. В ходе таких процедур вырабатываются единое понимание целей, задач, структуры нормативного акта, основных понятий и положений, содержащихся в нем. Согласительные комиссии создаются между правительством и парламентом, между палатами парламента. Первобытно-общинный строй – это догосударственная организация, в которой не было частной собственности, а была общественная собственность на средства добычи, пропитания и результаты этой добычи. Все были равны по отношению к орудиям труда и по отношению друг к другу. В первобытном обществе был особый вид власти – власть авторитета, старейшины, вожака, который был первым среди равных. Органами власти являлись собрания, старейшины, вожди. Управление делами рода носило коллективный характер. Власть в первобытном обществе – это власть рода в целом, а не отдельных членов рода. Главным институтом власти в родовой общине было родовое собрание. Решения собрания были обязательны для всех. В процессе развития первобытного строя отдельные роды объединяются в племена, возникает круг вопросов, общих для всех соседствующих общин. Появляется коллегиальный орган управления первобытного общества – совет старейшин. Совет старейшин разрешал наиболее важные вопросы: споры между родами, согласование действий семей общины в осуществлении общественных работ и т.д. совет старейшин избирал вождя племени и других должностных лиц. Власть в первобытном обществе осуществляли также жрецы. Они выполняли идеологическую функцию. В первобытном обществе существовало уважение, власть авторитета, власть имела моральных характер, не было особого разряда людей, которые выделяются, чтобы управлять другими. Наряду с властью существовало принуждение, оно носило моральный характер и осуществлялось всем обществом. Регулирование поведения осуществлялось разнообразными нормами – ритуалы, обряды, мифы, традиции, обычаи, религиозные нормы и т.п. Ритуалы – форма символического внешнего поведения, церемония. Цель ритуала – внушить определенные чувства, побудить человека совершить определенные действия. Через обряды выражалась радость, жалость, память об умершем и т.д. Обряд инициации применялся при переходе из одной возрастной группы в другую, при приеме в род; свадебные обряды, обряды захоронения. Главное в мифах – нормативная, предписывающая часть, которая основывалась на опыте человечества и доводила его до каждого члена первобытного общества. Обычаи – правило поведения, складывающееся исторически, ставшее правилом в результате многократного повторения. В нормах первобытного общества не было разделения на права и обязанности. Санкции существовали в виде общественного порицания и жестоких наказаний. По способу выражения социальные нормы того периода можно разделить на три вида: запреты – недопустимость совершать те или иные поступки (кровнородственные браки); дозволения – указывали, например, когда и какую пишу добывать; обязывание имело своей целью организовать необходимое поведение в процессах приготовления пищи, строительства жилищ, изготовления орудий труда. Социальные нормы первобытного общества не могут быть отнесены ни к правовым, ни к моральным – они имеют характер мононорм. С появлением социальной дифференциации в обществе исчезают и мононормы. 8. Правонарушение: понятие,виды,состав. Правонарушение-деяние человека, достигшего установленного законом возраста и обладающего относительной свободой воли, способного подчинять свои действия требования правовых норм. Правонарушение - это такое поведение (поступки) людей, которое противоречит правовым предписаниям и наносит вред общественным отношениям.
Не могут быть правонарушением мысли человека, его убеждения. Вне конкретных деяний религиозные взгляды людей, их национальные, политические и иные воззрения не носят противоправного характера, и юридическая ответственность за них, по мысли К. Маркса, - это позитивная санкция беззакония; 4) правонарушение совершается достигшим определенного возраста и вменяемым лицом. Правонарушитель должен осознавать свой поступок, отдавать отчет о его результатах, понимать, что он должен отвечать за него. Все это составляет понятие деликтоспособности - способности субъекта самостоятельно осознавать свой поступок и его вредоносные результаты, отвечать за свои противоправные действия и нести за них юридическую ответственность. Деликтоспособными признаются вменяемые лица, достигшие определенного возраста (за наиболее опасные преступления - с шестнадцати лет, за остальные преступления и административные проступки - с четырнадцати); Различаются две формы вины: -умысел. Правонарушение считается совершенным умышленно, если нарушитель осознавал и предвидел вредные последствия своего поведения, а также желал их наступления (прямой умысел) либо сознательно допускал такие последствия или относился к ним безразлично (косвенный или эвентуальный умысел). Заказное убийство, например, осуществляется в форме прямого умысла, а причинение телесных повреждений в пьяной драке - косвенного; -неосторожность. Неосторожное правонарушение совершается, когда лицо не желает и не допускает вредные последствия своего поступка, но легкомысленно надеется их предотвратить (легкомыслие) либо не предвидит наступления таких последствий, но при необходимой внимательности и предусмотрительности должно и может их предвидеть и предотвратить (небрежность); 7) наконец, правонарушение - это такой акт поведения, который наносит (или способен нанести) вред обществу и поэтому является опасным или нежелательным. Это вызов обществу, посягательство на его ценности, интересы и потребности людей, на общественные порядки, которые устанавливаются и охраняются правом. Таким образом, правонарушения чужды устоям общества, вызывают его отрицательную реакцию, и потому общество имеет в рамках закона право и обязано решительно бороться с ними, особенно с таким наиболее вредным их проявлением, как преступность.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 2266; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |