Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теории происхождения государства. 1. Теологическая (божественная) теория происхожд.гос-ва и права – наиб.ранняя теория, возникшая из первоначальных религиозно-мифологических представлений о




1. Теологическая (божественная) теория происхожд.гос-ва и права – наиб.ранняя теория, возникшая из первоначальных религиозно-мифологических представлений о происхожд.мира. Поскольку мир сотворил Бог, то и гос-во и право имеют божественное происхождение. Наиб.известным представителем этого учения явл.ученый-богослов Фома Аквинский (1225-1274).

2. Патриархальная теория гос-ва, выдвинутая еще Аристотелем, видит в гос-ве разросшуюся семью, также опекающую своих подданных, как отец- своих детей. Гос.власть, в соответствии с патриархальн.теорией, явл.как бы продолжателем отцовской власти, т.е. власть монарха, государя для народа - это как власть отца в семье.

3. Договорная теория, или теория договорного происхождения Ее представители (Дж. Лильберн, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, А.Н. Радищев и др.) рассм-ли гос-во и право как продукт человеч.разума, а не божествен.воли. Люди, выйдя из "естественного" (догосуцарственного) состояния, объединялись в гос-во на опр.условиях, оговоренных в заключенном ими добровольно и по взаимному согласию обществен.договоре. Важнейшими из этих условий признавались охрана гос-вом частной собственности и обеспечение безопасности заключивших договор индивидов. Если правители нарушают заключенный между ними и гр-нами договор, то они могут быть лишены власти.

4. Органическая теория представляет гос-во как некое подобие человеч.организма. Крупнейший представитель этой теории Г. Спенсер утверждал, что гос-во является общественным организмом, состоящим из отдельных людей, подобно тому, как живой организм состоит из клеток. Если организм здоров, то клетки его ф-ционируют нормально. Если клетки больны, то они снижают эффективность функционирования всего организма, т.е. гос-ва. Гос-во и право есть продукт органической эволюции. Как в природе выживают наиболее приспособленные, так и в общ-ве в процессе войн и завоеваний происходит естественный отбор наиб.приспособленных гос-в, функционирующих в соответствии с законом органич.эволюции.

5. Теория насилия. Наиб.характерные черты теории насилия изложены в работах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и др. В соответствии с этой теорией гос-во есть рез-тат насилия, вражды, завоевания одних племен другими, насилие превращается в первооснову гос-ва и права. Побежденное племя превращается в рабов, а победитель - в господствующий класс, появляется частная собственность, победители создают принудительный аппарат для управления побежденными, который превращается в гос-во. 6. 6.Психологическая теория сводит осн.причины возникновения гос-ва и права к тем или иным св-вам психики людей, к биопсихическим инстинктам и т.д. Суть данной теории состоит в утверждении психологич.потребности чел-ка жить в рамках организованного общ-ва. Психике индивида якобы изначально присуща потребность к повиновению, подчинению "выдающимся личностям". Из психологии индивида выводил необходимость создания гос-ва и права 3. Фрейд. Он исходил из существования первоначальной орды, деспотический глава к-рой был убит своими взбунтовавшимися сыновьями, движимыми особыми биопсихическими, сексуальными инстинктами. Для подавления в дальнейшем агрессивных влечений человека и понадобилось создать государство, право, всю систему социальных норм и вообще цивилизацию.

7. Расовая теория появилась в эпоху рабовладения в целях оправдания существующего строя и его основы - деления населения в силу прирожденных кач-в на 2 породы людей - рабовладельцев и рабов. Расовая теория исходит из тезиса о делении людей на высшую и низшую расы. Первые призваны господствовать в обществе и государстве, вторые - недочеловеки - слепо повиноваться первым. Основоположник расовой теории француз Ж. Гобино (1816-1882).

8. Материалистическая (марксистская) теория исходит из того, что гос-во возникло, прежде всего, в силу экон-ких причин: обществен.разделения труда, появления частн.собст-ти, а затем раскола общ-ва на классы с противоположными эк-кими интересами. На смену родоплеменной организации приходит гос-во, а на смену родовым обычаям - право. Поскольку гос-во возникло в рез-тате деления общ-ва на классы, то делался вывод о том, что гос-во есть исторически приходящее, временное явление - оно возникло вместе с возникновением классов и неизбежно должно отмереть вместе с исчезновением классов.

 

4.Формы правления:понятия и виды.

Форма государственного правления - это организация вышестоящих органов гос.власти, характер и принципы их взаимодействия с др.органами гос-ва, с полит.партиями, классами и соц.группами.

все государства разделяют на две больших группы: - монархии; - республики.

Монархия - это такая форма правления, при к-рой полномочие верховной власти принадлежат одному человеку: королю, царю, султану, шаха, императору и т.п. При такой форме правления вся высшая законодательн, исполнительн и судебн власть принадлежат монарху. Власть монарха передается, как правило, по наследству. Иногда монарх может избираться. За свою гос-венную деятельность монарх ни перед кем не отчитывается и не несет юр.ответственности. Как правило, такие монархи несут ответственность только перед Бог.

Все монархии делятся на: абсолютные, ограниченные, дуалистические, теократические, сословно-представительные.

При абсолютной монархии власть монарха не ограничена и имеет все характерные особенности, к-рые изложены в определении. Такие монархии были наиболее распространены в эпоху рабовладения и феодализма. Сегодня их осталось очень мало, в частности в Марокко, Арабских Эмиратах, Кувейте и др.

Парламентские или конституционные монархии характеризуются тем, что власть монарха ограничена парламентом или конституцией. Монарх - глава гос-ва, но он м.существенно влиять на законодат.деятельность парламента и на формирование им правительства. Иногда монархическая форма правления имеет формальный характер. К ограниченным монархиям относятся Испания, Швеция, Япония, которые еще можно назвать конституционными монархиями. К парламентским монархиям можно отнести Англию.

Дуалистическая монархия - это такая форма правления, когда монарх - глава гос-ва сам формирует правительство и назначает премьер-министра. В такой монархии действует два высших государственных органа - монарх и правительство во главе с премьер-министром. В ней могут существовать и другие высшие государственные органы, в частности судебные.

Теократическая монархия - это такая форма правления, когда абсолютная власть религиозного лидера сливается с гос.властью. Религиозный лидер есть одновременно и главой государства. Например, Ватикан, Тибет.

Сословно-представительная монархия харак-зуется тем, что рядом с монархом - главой гос-ва сущ-ет какой-нибудь совещательный представительный орган опр-нных классов или всего населения. К таким гос-вам можно отнести Россию до 1917 г., Польшу в XVII- XVIII столетиях.

Республика - это такая форма правления, при к-рой полномочие высших гос.органов осущ-ют представительные выборные органы. Республики не имеют монарха. В республике высшие представительные органы и их высшие должностные лица избираются на опр.срок. Они периодически изменяются, переизбираются. За свою деятельность они отчитываются перед народом и несут юр.ответ-ть (конституционную, криминальную, гражданскую, административную и дисциплинарную).

республики делятся на три вида: президентская республика, полупрезидентская (или смешанная), парламентская.

Президентская респ харак-зуется тем, что президент избирается всем населением, так как и парламент. В такой респ президент формирует и возглавляет правит-во, явл. главой гос-ва и формально не подотчетный парламенту. Например, в США, Мексике, Ираке.

Полупрезидентская или смешанная - это такая респ, когда президент - глава гос-ва избирается народом, так как и парламент. В такой респ.правит-во избирается (назначается) парламентом по рекомендации президента. Правит-во подотчетное одновременно президенту и парламенту. Президент не возглавляет правительство и не несет юр.ответственности за его деятельность. Например, Франция, Финляндия, Украина, Российская Федерация.

Парламентская республика харак-зуется центральн.положением парламента (законодательная власть), к-рый избирает главу гос-ва - президента и правит-во - исполнительную власть. Они подотчетные парламенту. Иногда президент не избирается, и главой гос-ва становится премьер-министр. Например, Италия, ФРГ.

 

5.Формы политико-территориального устройства:понятие и виды.

Форма государственного устройства - способ организации государственной власти по территории характеризующий соотношение государства как целого с его составными частями. Государства по форме федеративного устройства подразделяются на унитарные и федеративные

Унитарное – единое гос-во, территория которого делится только на административно-территориальные единицы, которые управляются изединого центра. Создается единая централизованная структура гос аппарата, власть которого распространяется на всю территорию гос-ва(один парламент, президент, прав-во, единое зак-во, гражданство, валюта, налоги).

Федеративное – сложное гос-во, в состав котрого входит несколько гос-вили гос образований. Члены федерации – гос-ва с ограниченны суверенитетом. Разграничиваются полномочия м/д федеральными органами и органами власти субъектов федерации. Сущ 2 сис-мы органов гос власти федеральные (их действие распростр на всю территорию федерации) и субъектов. Законы федерации и субъектов (не должны противоречить федеральным законам). Валюта едина. Гражданство двойное.

Конфедерация – союз суверенных гос-в, заключенный ими для достижени каких-л ограниченных целей. Но при этом новое гос-во не создается. Гос-ва полностью сохраняют свой суверенитет. Нет единой территории,гражданства, валюты. Свои органы зак, суд и исп власти, конституция.

Общие органы могут создаваться, но принятые ими решения должны бытьратифицированы высш орг власти субъектов, и только после этого действуют на их территории. Выход м осущ в одностороннем порядке.

 

6.Гостударственный (политический) режим:понятие,виды.

- совокупность средств и способов осуществл-я в стране гос.власти, явл-ся важнейшей частью полит. режима, в кот. т.ж. включаются характерные приемы деят-ти негосударств. политических организаций (партий, движений, союзов, клубов и т.д.).. Виды:1.демократия режим, при кот. единственный источник власти- народ,власть осуществл-ся по воле и в интересах народа. характерны идеологическое многообразие,полит.многообразие (многопартийность),разделение властей,организация местного самоуправл-я,многоукладная экономика с различн.формами собственности,рыночн.отношения. 2.Авторитаризм-отсутствие подлинной демократии в проведении выборов, и в вопросах управл-я гос.структурами.Часто сочетается с диктатурой отдельной личности, кот.проявляется в той или иной степени.3.Тоталитаризм-го-во вмешивается во все сферы жизни чел-ка и общества.Тоталитаризм основывается на официальной религии или на официальн.идеологии, характеризуется крайним центризмом, культом личности правящего вождя.Опирается только на политическую силу(чаще всего-военную), оппозиция не допускается или преследуется, насилие носит характер террора,зачастую допускается геноцид.4.Анархия -отсутствие полит.режима,безвластие.Такое состояние возможно, в течение непродолжит.периода времени,при упадке гос-ва и катастрофическом снижении роли гос. власти или противостоянии полит.сил.Также анархия-форма обществ.устройства,но не как некое промежуточное состояние в момент перехода от одного политического режима к иному.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 322; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.