Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принятие сокращения




АПК 1 ?— Арбитражный процессуальный кодекс РФ 2002 г.

ВВС •'" — Бюллетень Верховного Суда РФ

БК { ~~ Бюджетный кодекс РФ

БНА -^ — Бюллетень нормативных актов министерств и

;; н;;-• веД°мств Рф (ДО 1997 г.); Бюллетень нормативных

. актов федеральных органов исполнительной власти

ВВС — Ведомости Верховного Совета; Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета (СССР,

, РСФСР, РФ)

ГК; г—Л ; Гражданский кодекс РФ

КоАП -,- "- Кодекс РФ об административных правонарушениях

НК — Налоговый кодекс РФ

САПП; — Собрание актов Президента и Правительства РФ

G3;*!;— Собрание законодательства РФ

ТК.-'•: — Таможенный кодекс РФ

УК ' ' — Уголовный кодекс РФ

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Последнее десятилетие XX в. и начало XXI в. отмечены в Рос­сии бурным процессом формирования нового по своему содержд-нию финансового права. Долгие годы среди других отраслей права и юридических наук оно занимало весьма скромное место, не вызывало большого интереса как предмет изучения и научных исследований. Законы как источник финансового права были не­многочисленны, вместо них действовали в основном правительст­венные постановления и инструкции центральных финансово-кредитных органов. Длительное время в пределах всего Союза ССР насчитывалось всего лишь 4—5 докторов юридических наук по этой специальности, что ничтожно мало. Нечастыми были и защиты кандидатских диссертаций в этой области юриспруден­ции. '

В последние годы произошли существенные изменения: ак­тивно формируется законодательная основа регулирования фи­нансовых отношений; резко возрос интерес к финансовому праву со стороны управленческих структур во всех областях хозяйст­венной деятельности, органов государственной власти и местного самоуправления и граждан, особенно предпринимателей, широко проводятся научные исследования разнообразных финансово-правовых проблем.

Эти внешние приметы отразили глубинные процессы экономи­ческих и политических преобразовний, происходящих в стране, а именно: переход к рыночным отношениям в экономике, осно­ванной на равном признании всех форм собственности; обновле­ние в условиях распавшегося Союза ССР федеративных отноше­ний, в том числе в области финансов; конституционное закреп­ление основ местного самоуправления; действие принципа разде­ления законодательной и исполнительной властей; признание и гарантированность Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Предисловие

Предисловие

Все это проявилось в изменении содержания, структуры и роли финансового права. Соответственно сложились новые фи­нансово-правовые институты, расширился и стал более разнооб­разным круг субъектов финансового права, изменились их права, обязанности и ответственность.

В условиях перехода к рыночным отношениям в экономике важным фактором ее развития является активное использование механизма финансов. Приведение в действие этого целостного ме­ханизма и обеспечение его целенаправленного функционирова­ния в соответствии с задачами общества и государства призвано осуществлять финансовое право как отрасль публичного права. Однако, будучи нацеленным на эти общезначимые задачи, финан­совое право, исходя из конституционных норм, должно отражать и частные интересы граждан.

Под воздействием норм финансового права находится бюд­жетная система с входящими в нее федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Федерации и муниципальных образова­ний, обеспечивающими финансирование экономических, соци­альных, оборонных потребностей страны в целом и ее террито­риальных подразделений. С помощью норм финансового права образуются и используются государственные внебюджетные со­циальные фонды — пенсионный, социального страхования и обязательного медицинского страхования, осуществляется кре­дитно-денежная и валютная политика, регулируется деятель­ность банков, функции и система которых также отражают происшедшие экономические преобразования. Значительное место в финансовом праве занимают нормы, регулирующие на­логообложение организаций и граждан. Налоги являются те­перь не только главным источником бюджетных доходов, они призваны стать важным инструментом государственного регу­лирования экономики.

Новые особенности в государственном устройстве и развитии местного самоуправления отразились на структуре источников российского финансового права — в их состав помимо норматив­ных актов федерального уровня входит широкий круг актов субъ­ектов РФ и органов местного самоуправления, принимаемых в со­ответствии с их компетенцией. Усиление роли законодательных актов в регулировании финансовых отношений повлекло за собой кодификацию финансово-правовых норм, о чем свидительствует принятие Налогового и Бюджетного кодексов РФ.

Нестабильность и противоречивость социально-экономичес­ких и политических процессов в современной России негативно

отражаются на формировании финансового права и эффективнос­ти его применения. Современному финансовому праву свойствен­на нестабильность, нередко — несогласованность с нормами дру­гих отраслей права, недостаточная честкость некоторых положений, наличие пробелов. И тем не менее российское финан­совое право, воспринявшее опыт правового регулирования финан­совых отношений в странах с развитой рыночной экономикой, в целом отражает новые условия жизни общества, что предопреде­ляет его важную роль в экономических и социальны? преобразо­ваниях, в развитии производственного потенциала страны и ук-реплени ее финансовой системы.

Глубокое изучение норм финансового права, понимание меха­низма их действия необходимо сегодня не только для юристов не­зависимо от сферы их деятельности, но и для сотрудников пред­ставительных и исполнительных органов государственной власти федерального и регионального уровней, органов местного само-уравления, для предпринимателей и граждан.

Не ставя перед собой задачи критического анализа действую­щих финансово-правовых норм, авторы учебника стремились по­казать содержание финансового права, его особенности, раскрыть закрепленные им основы деятельности государства и органов местного самоуправления по аккумуляции и использованию фи­нансовых ресурсов в целях реализации своих задач и функций, выявить особенности правового регулирования различных сфер этой деятельности, рассмотреть правовое положение участников соответствующих отношений. Учебник призван оказать содей­ствие в освоении обширного и сложного правового материала всем изучающим его, а также помочь в практическом применении фи­нансово-правовых норм.

3-е издание учебника при сохранении его концептуальной ос­новы существенно переработано, что вызвано новыми значитель­ными изменениями в законодательстве. В этом издании отражена часть вторая Налогового кодекса РФ, учтены изменения и допол­нения, внесенные в части первую и вторую НК РФ и в Бюджет­ный кодекс РФ. Также учтены другие новые законы, в Частности, о чрезвычайном положении, об аудиторской деятельности, о фе­деральном бюджете на 2002 г., о противодействии легализации (отмыванию) доходов^ полученных преступным путем, о государ­ственном пенсионном обеспечении, об обязательном пенсионном страховании и др. Использованы иные новые документы и мате­риалы (послания Президента РФ Федеральному собранию, кон­цепции и программы: социально-экономического развития РФ на

Предисловие

среднесрочную перспективу, развития бюджетного федерализма, погашения государственного внутреннего долга и др.).

Расширена и перестроена Общая часть учебника, в частности, иначе освещены принципы финансового права, правовые основы финансовой деятельности государства и муниципальных образо­ваний, государственный и муниципальный финансовый кон­троль. Особое внимание уделено правовому положению и функци­ям нового государственного органа — Комитету РФ по финансо­вому мониторингу.

Переработка затронула все главы Особенной части, в частнос­ти, относящиеся к налоговому праву. Здесь изменен подход к юридической характеристике налогов, выделена глава о специ­альных налоговых режимах и др. Новым содержанием отличает­ся глава «Правовое регулирование организации страхового дела», более полно раскрывающая эти институты.

Учебник может быть использован для изучения финансового права по программам не только высших юридических заведений, но и средних, а также в процессе самообразования. Он может быть полезен аспирантам и всем занимающимся научными иссле­дованиями в сфере юриспруденции.

Н.И. Химичева,

заслуженный работник высшей школы РФ, академик Международной академии наук высшей школы, доктор юридических наук, профессор

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 230; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.