Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Налоговые правоотношения. Субъекты налогового права, их права и обязанности




I 1Г

Глава 14. Общие положения налогового права

— сбор за право проведения кино- и телесъемок;

— сбор за уборку территорий населенных пунктов;

— сбор за открытие игорного бизнеса с юридических и физи­ческих лиц.

Если законодательным органом власти субъекта РФ вводится налог с продаж, то не должны взиматься многие из перечислен­ных местных налогов и сборов: налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне, налог на пере­продажу автомобилей и др., в общем количестве 16 платежей1.

Перечисленные местные налоги и сборы относятся к источни­кам доходов местных бюджетов.

Необходимо иметь в виду, что законодательство РФ закрепля­ет исчерпывающий перечень системы налогов, сборов и других платежей, входящих в нее. Такая норма, установленная вначале Законом РФ от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой систе­мы в Российской Федерации», сохранена и в Налоговом кодексе РФ, согласно которому не могут устанавливаться региональные или местные налоги и (или) сборы, не предусмотренные им (п. 5 ст. 12).

Таким образом, законодательство РФ закрепило порядок уста­новления налогов и сборов и других платежей, исходящий из принципа единства их системы и прерогативы представительных органов государственной власти и местного самоуправления на установление всех этих платежей, независимо от их уровня.

Установление налога (сбора) означает принятие законода­тельным органом государственной власти и местного самоуправ­ления в рамках своей компетенции решения о включении кон­кретного платежа на соответствующей территории в систему налогов и сборов в качестве источника бюджетных доходов с ука­занием круга плательщиков и основных элементов налогообложе­ния.

Введение в действие установленных налогов и сборов с указа­нием его конкретного срока производится правовыми актами фе­деральных, региональных органов государственной власти и ор­ганов местного самоуправления соответственно их компетенции, определенной НК РФ (ст. 12).

После введения в действие части второй НК РФ в полном объе­ме предстоит обновление системы налогов и сборов, в которую НК РФ (ст. 13, 14 и 15) включил следующие платежи.

СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3828.

§ 2. Система налогов и сборов в РФ. Порядок установления налогов и сборов 325

Федеральные налоги и сборы:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

3) налог на прибыль (доход) организаций;

4) налог на доходы от капитала;

5) подоходный налог с физических лиц;

6) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

7) государственная пошлина;

8) таможенная пошлина и таможенные сборы;

9) налог на пользование недрами;

10) налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

13) лесной налог;

14) водный налог;

15) экологический налог;

16) федеральные лицензионные сборы. • Региональные налоги и сборы:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на недвижимость;

3) дорожный налог;

4) транспортный налог;

5) налог с продаж;

6) налог на игорный бизнес;

7) региональные лицензионные сборы.

При введении в действие налога на недвижимость должно пре­кращаться действие на территории соответствующего субъекта РФ налога на имущество организаций, налога на имущество фи­зических лиц и земельного налога.

Местные налоги и сборы:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц;

3) налог на рекламу;

4) налог на наследование или дарение;

5) местные лицензионные сборы.

Этот перечень в ходе изменений налогового законодательства уточняется.

Глава 14. Общие положения налогового права

§ 3. Налоговое право Российской Федерации, его источники

§ 3. Налоговое право Российской Федерации, его источники

Общественные отношения, возникающие в связи с установле­нием, введением в действие и взиманием налогов, регулируются нормами финансового права, которые в своей совокупности пред­ставляют одно из его подразделений (или подотраслей) — налого­вое право. Эти отношения являются предметом налогового права.

Таким образом, налоговое правоэто совокупность финансо­во-правовых норм, регулирующих общественные отношения по ус­тановлению, введению в действие и взиманию налогов в бюджет­ную систему и в предусмотренных случаяхвнебюджетные государственные и муниципальные целевые фонды с организаций и физических лиц. Естественно, что налоговое право существует и как соответствующая часть финансово-правовой науки.

Вместе с тем встречается применение термина «налоговое право» и в других аспектах:

а) как отрасли законодательства, включающей в себя не толь­ко упомянутые нормы финансового права, но и нормы других от­раслей права (административного, гражданского, уголовного и иных), касающиеся системы налогообложения, контроля и ответ­ственности в этой сфере;

б) как соответствующей учебной дисциплины, изучаемой обо­собленно от финансового права, например, в рамках спецкурса.

Налоговому праву свойственны все принципы финансового права в целом, как его подотрасли. Вместе с тем налоговое право характеризуется и присущими именно ему специфическими принципами. Они находят отражение в налоговом законодатель­стве, определяя его исходные позиции.

Существенное значение для развития налогового права имеет закрепление его принципов в НК РФ в качестве основных начал законодательства о налогах и сборах (ст. 3). Они исходят из кон­ституционных положений о правах человека и гражданина, принципах рыночных экономических отношений, государствен­ной целостности России, разграничении полномочий между орга­нами государственной власти Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления. К таким принципам, впервые обоб­щенно сформулированным в российском законодательстве, отно­сятся следующие:

1. Обязанность каждого лица уплачивать только законно уста­новленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ)1. При этом

1 См. также постановление Конституционного Суда РФ от 11 ноября 1997 г. № 16-П // СЗ РФ. 1997. № 46. Ст. 5339.

законодательство должно основываться на признании всеобщнос­ти и равенства налогообложения при учете фактической способ­ности налогоплательщика к уплате налогов.

2. Недопустимость дискриминационного характера налогооб­ложения и различного его применения исходя из социальных, ра_ совых, национальных и иных подобных критериев, а также уста­новления дифференцированных ставок налогов и сборов в зависи­мости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

3. Недопустимость произвольных налогов и сборов, не имею­щих экономического основания, и препятствующих реализации гражданами своих конституционных прав.

4. Недопустимость установления налогов и сборов, препят­ствующих реализации гражданами своих конституционных прав.

5. Недопустимость установления налогов и сборов, наруша­ющих единое экономическое пространство РФ, в частности, прд. мого или косвенного ограничения свободного перемещения в пре­делах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств либо иных ограничений или препятствий не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и органи­заций.

6. Приоритетность Налогового кодекса в установлении, из­менении и отмене налогов и сборов всех уровней. В связи с этим недопустимо также возложение обязанности уплачивать налоги и сборы, а также иные платежи, обладающие их признакам^ если они не предусмотрены НК, либо установлены в ином поряд­ке, чем это им определено.

7. Необходимость формулирования законодательства таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком размере он должен платить.

8. Толкование в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) всех неустранимых сомнений, противоречий и неясности актов законодательства о налогах и сборах.

9. Необходимость четкого определения круга налогопла­тельщиков (плательщиков сборов) и всех элементов налогооб­ложения при установлении налогов и сборов. Согласно ст. 17 НК РФ к названным элементам относятся: объект налогообло­жения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Только при соблюдении этих условий налог считается установ­ленным.

I

Глава 14. Общие положения налогового права

§ 3. Налоговое право Российской Федерации, его источники

Соответственно упомянутой норме законодательство о каждом конкретном налоге (НК РФ) должно содержать:

1. Определение круга налогоплательщиков (плательщиков сборов), их основных признаков (относятся они к организациям или к физическим лицам, правовой статус последних — индиви­дуальные предприниматели, работодатели и т.д.)

2. Определение объекта налогообложения, т.е. того предмета или деятельности, наличие которых обусловливает начисление налога. Это могут быть доходы (прибыль), стоимость определен­ных товаров, отдельные виды деятельности, имущество и другие объекты. В целях уточнения объекта налогообложения примени­тельно к конкретному налогоплательщику определяется налого­вая база (т.е. его стоимостная, физическая или иная характерис­тика).

3. В определенных случаях требуется указать единицу налогооб­ложения, т.е. часть объекта налогообложения, при помощи которой исчисляется налог (например, 1 кв. м земли, 1 га пашни и др.).

4. Определение ставки, т.е. размера налога, который взимает­ся с единицы налогообложения или объекта налогообложения в целом.

Ставки могут быть выражены в разных формах и в разной за­висимости от изменений объекта налогообложения.

Так, они могут быть выражены в процентах и твердых денежных суммах, в их сочетании. Применяются пропорциональные ставки, т.е. не изменяющиеся в зависимости от увеличения или уменьше­ния объекта налогообложения, и прогрессивные, размер которых за­висит от количественной характеристики объекта налогообложе­ния (при его увеличении увеличивается и ставка налога).

5. Определение налогового периода, т.е. календарного перио­да, по истечении которого исчисляется сумма налога, подлежа­щая уплате (например, по налогу на добавленную стоимость это календарный месяц, по налогу на доходы физических лиц — ка­лендарный год).

6. Определение сроков уплаты налогов по отношению к нало­говому периоду.

7. Определение порядка исчисления налога в зависимости от особенностей объекта налогообложения и налоговой базы, а также правового статуса налогоплательщика и иной специфики конкретного налога.

8. Определение порядка уплаты, налога. Он может быть пред­усмотрен в виде разовой уплаты всей суммы или в ином порядке, в наличной или безналичной форме и т.д.

В необходимых случаях при установлении налога в норматив­ном правовом акте могут предусматриваться налоговые льготы и основания для использования их налогоплательщиком.

Льготы по налогам и сборам — это предоставляемые отдель-нь^м категориям плательщиков предусмотренные законодатель­ством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность полного или частичного освобождения от данного платежа. Льготы не могут носить инди*: видуального характера. По федеральным налогам они устанавли­ваются федеральным законодательством.

Органы государственной власти субъектов Федерации и мест­ного самоуправления по региональным и местным налогам соот­ветственно могут предоставлять дополнительные льготы по нало­гообложению, помимо установленных в соответствии с законода­тельством Российской Федерации, с указанием оснований, их ис­пользования налогоплательщиком (ст. 12 НК РФ).

В процессе развития современного российского налогового права в качестве подотрасли финансового права обозначилась тен­денция к выделению норм общего характера, относящихся к сфере налогообложения в целом (Общая часть), и норм, регулиру­ющих отношения, связанные с уплатой конкретных видов нало­говых платежей (Особенная часть), что нашло отражение в лите­ратуре1. Эта тенденция четко проявилась и законодательно оформилась с принятием Налогового кодекса РФ: его 'первая часть в сущности относится к Общей части налогового права, а часть вторая, урегулировавшая конкретные налоговые плате­жи — к Особенной части. Незавершенность НК РФ предполагает его дальнейшее развитие с учетом названной тенденции.

Состав источников налогового права (как подотрасли финан­сового права) определяется принципом федерализма и действием местного самоуправления в стране.

Главными источниками налогового права являются федераль­ные законодательные акты, в том числе Налоговый кодекс РФ, а также принятые на их основе законы субъектов РФ, акты пред­ставительных органов местного самоуправления. Все они базиру-

 

1 О такой системе налогового права см.: Гуреев В.И. Российское налоговое право. М., 1997; Химичева Н.И. Налоговое право. М., 1997 (однако структура Общей и Особенной частей, предложенная названными авторами, не совпадает). Из работ, опубликованных после принятия НК РФ, см.: Шустова М.В., Ноги-H(i О А., Шевелева НА. Налоговое право России. Общая часть / Отв. ред. Н.А. Ше­велева. М., 2001. С. 24—25 (автор — М.В. Кустова).

J

Глава 14. Общие положения налогового права

§ 3. Налоговое право Российской Федерации, его источники

ются на конституционных нормах, закрепивших исходные по­ложения налогового права. Конституция РФ относит установле­ние общих принципов налогообложения на территории страны к сфере совместного ведения Федерации и ее субъектов. Вопросы федеральных налогов и сборов относятся к ведению федеральных органов государственной власти. В пределах, предусмотренных федеральным законодательством, вопросы налогообложения на своей территории регулируются субъектами РФ. Акты органов местного самоуправления, принимаемые на основе законодатель­ства РФ и субъектов РФ, действуют на территории соответствую­щего муниципального образования.

К источникам налогового права относятся и международные договоры РФ (например, договоры об избежании двойного нало­гообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов). Если международным договором РФ установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные законодательством РФ, то приме­няются международные нормы и правила (ч. 4 ст. 15 Конститу­ции РФ).

Исключительно важную роль в формировании источников на­логового права сыграл Закон РФ от 27 декабря 1991 г. «Об осно­вах налоговой системы в Российской Федерации»1.. Законодатель­ный акт подобного содержания появился в истории СССР и Российской Федерации впервые. Его особенность состоит в том, что он урегулировал налоговые отношения комплексно, опреде­лил общие, наиболее существенные положения налогового права в едином нормативном акте, а именно: принципы построения на­логовой системы РФ и ее содержание, т.е. перечень налогов, их классификацию, порядок установления налогов; обязанности и права налогоплательщиков, их ответственность; полномочия на­логовых органов и их должностных лиц; обязанности банков и ответственность их должностных лиц в области налогообложе­ния. Таким образом, он явился предшественником принятого в конце 90-х гг. XX в. Налогового кодекса РФ, часть первая кото­рого введена в действие с 1 января 1999 г.2

Эта часть НК РФ предусматривает общие принципы налогооб­ложения и сборов; виды налогов и сборов, взимаемых в РФ; осно­вания возникновения (изменения, прекращения) и порядок ис­полнения обязанностей по уплате налогов и сборов; основные начала установления налогов и сборов субъектов РФ и местных

налогов и сборов; права и обязанности налогоплательщиков, на­логовых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; формы и методы налогово­го контроля; ответственность за совершение налоговых правона­рушений; порядок обжалования действий (бездействия) налого­вых органов и их должностных лиц.

С 1 января 2001 г. введены в действие главы части второй НК РФ, посвященные конкретным налогам (гл. 21 «Налог нд*до-бавленную стоимость», гл. 22 «Акцизы», гл. 23 «Налог на дохо­ды физических лиц», гл. 24 «Единый социальный налог»), затем с 1 января 2002 г. — гл. 25 «Налог на добычу полезных ископае­мых», гл. 27 (раздел IX «Региональные налоги») — «Налог с про­даж», гл. 26 (раздел VIII1 «Специальные налоговые режимы») — «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаро­производителей (единый сельскохозяйственный налог)1. Впослед­ствии Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 104-ФЗ раздел VIII1 «Специальные налоговые режимы» дополнен новыми глава­ми: 262 «Упрощенная система налогообложения» и 263 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход». Этот же Закон продолжил формирование раздела IX «Региональ­ные налоги», включив в него главу 28 «Транспортный налог». Все они вступают в действие с 1 января 2003 г. Налоговый кодекс РФ как важнейший источник налогового права призван выполнить в его формировании важнейшую роль.

Вместе с тем в отношении системы налогов и сборов в целом, а также не охваченных введенными в действие главами второй части НК РФ, продолжает действовать Закон РФ «Об основах на­логовой системы в Российской Федерации» и принятые на его ос­нове законы о конкретных налогах.

Помимо того, в отношении налогообложения товаров, переме­щаемых через таможенную границу, применяются Таможенный кодекс РФ2 и Закон РФ «О таможенном тарифе»3.

Нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые за­конодательными органами РФ и субъектов РФ, представительны­ми органами местного самоуправления вносящие изменения в ранее принятые акты не имеют обратной силы в случаях ухудше-

1 ВВС РФ. 1991. №11. Ст. 527;СЗРФ. 2002. №30. Ст. 3027.

2 СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3825; 2000. № 32. Ст. 3341.

1 СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3340, 3341; 2001. № 1. Ст. 18; № 23. Ст. 2289; № 33. Ст. 3413, 3421, 3429; № 49. Ст. 4554, 4564; № 53. Ст. 5015, 5023.

2 ВВС. 1993. № 31. Ст. 1224; СЗ РФ. 1999. № 7. Ст. 879; 2002. № 22. Ст. 2026.

3 ВВС. 1993. № 23. Ст. 821; СЗ РФ. 2001. № 33. Ст. 3429; 2002. № 22. Ст. 2026.

Глава 14. Общие положения налогового права

§ 4. Налоговые правоотношения. Субъекты налогового права...

ния положения плательщиков налогов и сборов и, напротив, при улучшении их положения они могут иметь обратную силу, если это прямо предусмотрено (ст. 5 НК РФ).

В некоторых случаях, предусмотренных законодательством, вопросы налогообложения регулируются постановлениями Пра­вительства РФ (например, установление ставок таможенных пош­лин, ставок авансового платежа в форме покупки акцизных марок по отдельным видам товаров). Однако эти акты и акты дру­гих органов исполнительной власти по вопросам, связанным с на­логообложением и сборами, не могут изменять или дополнять за­конодательство о налогах и сборах.

Среди нормативных правовых актов органов исполнительной власти НК РФ выделяет акты Министерства РФ по налогам и сбо­рам, Министерства финансов РФ, Государственного таможенного комитета РФ, органов государственных внебюджетных фондов, непосредственно обеспечивающих осуществление процесса нало­гообложения. Эти органы издают обязательные для своих подраз­делений приказы, инструкции и методические указания по во­просам, связанным с налогообложением и сборами, что должно способствовать четкому исполнению законодательства о налогах и сборах. Вместе с тем, в НК РФ особо указано, что названные акты не входят в понятие «законодательство о налогах и сборах» (п. 2 ст. 4).

Налоговые правоотношенияэто урегулированные норма­ми налогового права общественные финансовые отношения, воз­никающие по поводу установления, введения в действие и взима­ния налогов с физических лиц и организаций.

Правоотношения по поводу установления и введения в действие налогов предшествуют правоотношениям, возникающим в связи с взиманием налогов. В них участвуют органы государственной влас­ти РФ, ее субъектов и органы местного самоуправления соответст­венно предусмотренному законодательством порядку установления и введения в действие налогов разных территориальных уровней и закрепленному в Конституции РФ разграничению предметов веде­ния Российской Федерации и субъектов РФ, правовому статусу му­ниципальных образований. Кроме того, в связи с установлением на­логов возникают правоотношения между представительными и исполнительными органами власти.

Установленные и введенные в действие в законном порядке налоги реализуются через налоговые правоотношения, которые возникают по поводу взимания этих налогов с физических лиц и организаций.

Основным содержанием налогового правоотношения в этом случае является обязанность налогоплательщика внести в бюд­жетную систему или внебюджетный государственный (местный) фонд денежную сумму в соответствии с установленными ставка^ ми и в предусмотренные сроки, а обязанность компетентных ор­ганов — обеспечить уплату налогов.

Невыполнение налогоплательщиками своей обязанности вле­чет за собой причинение материального ущерба государству или муниципальному образованию, ограничивает их возможности по реализации своих функций и задач. Поэтому законодательство предусматривает строгие меры воздействия на лиц, допустивших такое правонарушение, чтобы обеспечить выполнение этих обя­занностей.

В рассматриваемых налоговых правоотношениях участвуют: налогоплательщики, налоговые органы и кредитные организа­ции — банки, которые принимают и зачисляют налоговые плате­жи на счета соответствующих бюджетов. Они являются носителя­ми юридических прав и обязанностей в данных отношениях, т.е. субъектами налогового права. '

В Законе РФ «Об основах налоговой системы в Российской Фе­дерации» впервые был дан обобщенный перечень прав и обязан­ностей участников налоговых правоотношений. Причем при ха­рактеристике налогоплательщиков Закон не разделил их на юридические и физические лица, закрепив их статус общими нормами. Конкретизировались же права и обязанности налого­плательщиков в законодательных и иных актах, относящихся к каждому конкретному налоговому платежу.

Налоговый кодекс (часть первая) уточнил состав участников налоговых правоотношений, а также содержание их прав и обя­занностей.

Так, помимо налогоплательщиков, названы налоговые аген­ты и сборщики налогов (ст. 24 и 25). Налоговые агенты — это лица, на которые возложены обязанности по исчислению, удер­жанию и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджет­ный фонд) налогов (в частности, предприятия и учреждения в от­ношении налогов из заработной платы работников). Сборщиками налогов могут выступать государственные органы, органы мест­ного самоуправления, другие уполномоченные органы и долж-

Глава 14. Общие положения налогового права

§ 4. Налоговые правоотношения. Субъекты налогового права...

ностные лица, которые осуществляют прием от налогоплатель­щиков средств в уплату налогов и перечисление их в бюджет (на­пример, органы связи)1. Права и обязанности сборщиков налогов подлежат дальнейшему правовому урегулированию. Кроме того, Кодекс ввел в круг возможных участников налоговых правоотно­шений представителя налогоплательщика (гл. 4).

Налогоплательщики — это физические лица или организа­ции, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги (ст. 19 НК РФ). Соответственно определяется и понятие плательщика сборов.

НК РФ (часть первая) содержит перечень прав и обязанностей налогоплательщиков.

Согласно Кодексу филиалы и иные обособленные подразделе­ния российских организаций исполняют обязанности этих орга­низаций по уплате налогов и сборов по месту своего нахождения. Следует заметить, что до принятия НК РФ они признавались на­логоплательщиками со всеми вытекающими отсюда послед­ствиями.

В перечне обязанностей налогоплательщиков кодекс выделил две группы:

а) общие для организаций и физических лиц обязанности;

б) дополнительные к ним обязанности налогоплательщиков-ор­ганизаций и индивидуальных предпринимателей (ст. 23 НК РФ).

В первую группу входят следующие обязанности налогопла­тельщиков:

1) уплачивать законно установленные налоги;

2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена Кодексом;

3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расхо­дов) и объектов налогообложения, если такая обязанность пред­усмотрена законодательством о налогах;

4) представлять в налоговый орган по месту учета в установ­ленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

5) представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

' См. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации. Ч. 1. Статьи 1—79. / Руководитель авторского коллектива А.В. Брызгалин. Екатерин­бург, 1998. С. 105.

6) выполнять законные требования налогового органа об уст­ранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности долж­ностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих слу­жебных обязанностей;

7) предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренных Кодексом;

8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для ис^* числения и уплаты налогов, а также документов, подтверждаю­щих полученные доходы (для организаций — также и произве­денные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги;

9) нести иные обязанности, предусмотренные законодательст­вом о налогах и сборах.

Вторую группу налогоплательщиков составляют организации и индивидуальные предприниматели, которые помимо выполне­ния общих обязанностей, должны сообщать в налоговый орган по месту учета:

— об открытии или закрытии счетов — в десятидневный срок;

— о всех случаях участия в российских и иностранных орга­низациях — в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

— о всех обособленных подразделениях, созданных на терри­тории РФ, — в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;

— об объявлении несостоятельности (банкротстве), о ликви­дации или реорганизации — в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения;

— об изменении своего места нахождения или места жительст­ва — в срок не позднее десяти дней с момента такого изменения.

Учитывая различия между налогами и сборами, Кодекс не отождествляет обязанности налогоплательщиков с обязанностя­ми плательщиков сборов, о которых говорится особо: они долж­ны уплачивать законно установленные сборы, а также нести иные обязанности, установленные законодательством о налогах и сбо­рах (п. 3. ст. 23).

Таким образом, на первом месте называется обязанность упла­тить законно установленные налоги и сборы. Такая обязанность закреплена Конституцией РФ (ст. 57).

Вместе с тем, налогообложение некоторых субъектов может быть заменено другой формой выполнения данной обязанности. Это касается субъектов предпринимательской деятельности (ин-

Глава 14. Общие положения налогового права

§ 4. Налоговые правоотношения. Субъекты налогового права...

весторов) в области пользования недрами. При заключении между ними, с одной стороны, и государством в лице компетент­ных органов, с другой, соглашения о разделе полученной продук­ции, взимание ряда налогов и других обязательных платежей (на­лога на добавленную стоимость, акцизов и др.) заменяется передачей государству части продукции на условиях соглашения в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 1995 г. «О соглашениях о разделе продукции»1.

Налоговым кодексом РФ урегулированы и обязанности нало­говых агентов (ст. 24), за неисполнение которых они несут ответ­ственность. К обязанностям этих участников налоговых правоот­ношений отнесено:

1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из денеж­ных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечис­лять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;

2) в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у на­логоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;

3) вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплатель­щику;

4) представлять в налоговый орган по месту своего учета доку­менты, необходимые для осуществления контроля за правильнос­тью исчисления, удержания и перечисления налогов.

Обязанность налогоплательщика по уплате налога возника­ет, изменяется и прекращается при наличии оснований, уста­новленных законодательным актом о налогах и сборах. Так, ос­нованием возникновения обязанности уплатить какой-либо налог является прежде всего наличие у него соответствующего объекта налогообложения. Другие обязанности связаны и обусловлены этой основной обязанностью.

НК РФ (ст. 44) установил следующие основания прекращения обязанности по уплате налога и (или) сбора:

1) уплата налога и (или) сбора налогоплательщиком или пла­тельщиком сбора;

1 СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 18; 1999. № 2. Ст. 246; Российская газета. 2001. 23 июня. См. также Федеральный закон от 10 февраля 1999 г. «О внесении в зако­нодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений, вытекающих из Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» // СЗ РФ. 1999. № 7. Ст. 879.

2) возникновение обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и (или) сборах связывает прекращение обязанности по уплате данного налога и сбора;

3) смерть налогоплательщика или признание его умершим в порядке, установленном гражданским законодательством РФ. За­долженность по поимущественным налогам умершего лица либо лица, признанного умершим, погашается в пределах стоимости наследственного имущества;

4) ликвидация организации-налогоплательщика после прове­дения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фондами).

Неспособность юридического лица — коммерческой организа­ции или индивидуальных предпринимателей уплаты налогов яв­ляется основанием для признания этого лица в установленном законом порядке банкротом1. Если юридическое лицо ликвидиру­ется в судебном порядке или по решению собственника, то обя­занность уплаты недоимки по налогу возлагается на ликвидаци­онную комиссию.

Налогоплательщики (плательщики сборов) имеют права, которые направлены на то, чтобы обеспечить им возможность за­щиты своих прав и интересов. НК РФ (ст. 21), расширив и уточ­нив их, закрепил следующие права налогоплательщиков (и пла­тельщиков сборов):

1) получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законо­дательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;

2) получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;

3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

4) получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвес­тиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установ­ленных НК РФ;

1 См. Федеральный закон от 8 января 1998 г. «О несостоятельности (банкрот­стве)», ст. 1, 3, 106, 161 // СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 222; Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организа­ций» // СЗ РФ. 1999. № 9. Ст. 1097; 2000. № 2. Ст. 127; 2001. № 26. Ст. 2590; № 33. Ст. 3419.

Глава 14. Общие положения налогового права

5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне упла­ченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

6) представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;

7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

8) присутствовать при проведении выездной налоговой про­верки;

9) получать копии акта налоговой проверки и решений нало­говых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налога;

10) требовать от должностных лиц налоговых органов соблю­дения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

11) не выполнять неправомерные акты и требования налого­вых органов и их должностных лиц, не соответствующие Кодексу или иным федеральным законам;

12) обжаловать в установленном порядке решения налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

13) требовать соблюдения налоговой тайны;

14) требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налого­вых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

Этот перечень не является исчерпывающим. НК РФ подчерки­вает, что налогоплательщики имеют также иные права, установ­ленные Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.

Особо отмечается, что плательщики сборов имеют те же права, что и налогоплательщики.

Основной задачей налоговых органов является обеспечение по­ступления налогов в бюджетную систему и внебюджетные фонды в установленные сроки и в соответствии с установленными став­ками. Эта обязанность реализуется через широкий круг их прав и обязанностей.

Налоговые органы на основании НК РФ наделены следующи­ми правами (ст. 31):

— требовать от налогоплательщика или налогового агента документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов;

— проводить налоговые проверки;

§ 4. Налоговые правоотношения. Субъекты налогового права... 339

— при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента производить выемку документов, свиде­тельствующих о совершении налоговых правонарушений;

— вызывать в налоговые органы налогоплательщиков и иных обязанных лиц для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов или налоговой про­веркой;

— приостанавливать операции по счетам лиц в банках и на^* лагать арест на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов;

— осматривать (обследовать) любые используемые налого­плательщиком для извлечения дохода производственные, склад­ские, торговые и иные помещения и территории, производить ин­вентаризацию принадлежащего ему имущества;

— определять суммы налогов, подлежащие внесению налого­плательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся у них информации, а также дан­ных по иным аналогичным налогоплательщикам в случаях отка­за налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений;

— требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законода­тельства о налогах и сборах, контролировать выполнение указан­ных требований;

— взыскивать недоимки по налогам и пени в порядке, уста­новленном Кодексом;

— контролировать соответствие крупных расходов физичес­ких лиц их доходам;

— требовать от банков документы, подтверждающие испол­нение платежных поручений налогоплательщиков (плательщи­ков сборов и налоговых агентов), и инкассовых поручений (рас­поряжений) налоговых органов о списании сумм налогов и пени;

— привлекать для проведения налогового контроля специа­листов, экспертов и переводчиков;

— вызывать в качестве свидетелей лиц для проведения нало­гового контроля;

— заявлять ходатайства об аннулировании или о приостанов­лении действия лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;

— создавать налоговые посты..

Глава 14. Общие положения налогового права

Кроме того, налоговые органы вправе предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:

— о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нару­шения законодательства о налогах и сборах;

— о признании недействительной государственной регистра­ции юридического лица или физического лица в качестве инди­видуального предпринимателя;

— о ликвидации организации и в других случаях, предусмот­ренных НК РФ;

— о признании сделок недействительными и о взыскании в доход государства приобретенного по таким сделкам имущества;

— о взыскании задолженности по налогам, пеням и штра­фам, числящейся за дочерними предприятиями, с соответствую­щих основных организаций;

— о досрочном расторжении договора о налоговом кредите и об инвестиционном налоговом кредите и в иных случаях, преду­смотренных НК РФ.

В круг обязанностей налоговых органов входят:

— соблюдение законодательства о налогах и сборах;

— осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нор­мативных правовых актов;

— ведение в установленном порядке учета налогоплатель­щиков;

— проведение разъяснительной работы по применению зако­нодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответст­вии с ним нормативных правовых актов, бесплатное информиро­вание налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, разъяснение порядка заполнения отчетности и исчисления и уп­латы налогов и сборов;

— осуществление возврата или зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов;

— соблюдение налоговой тайны;

— направление налогоплательщику и иному обязанному лицу копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.

Министерство РФ по налогам и сборам и его территориальные органы ведут единый государственный реестр налогоплательщи­ков. Правила его ведения утверждены постановлением Прави­тельства РФ от 10 марта 1999 г.1

§ 4. Налоговые правоотношения. Субъекты налогового права...

СЗРФ. 1999. №11. Ст. 1307.

При выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать со­вершение преступления в области налогообложения налоговые органы обязаны в десятидневный срок направить материалы в ор­ганы налоговой полиции для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (ст. 32 НК РФ).

Аналогичные права и обязанности имеют таможенные орга­ны в связи с взиманием налогов и сборов при перемещении това­ров через таможенную границу. "'* Важная роль в реализации законодательства о налогах и сбо­рах принадлежит банкам. Впервые на законодательном уровне были специально урегулированы Законом РФ «Об основах нало­говой системы в Российской Федерации» обязанности и ответст­венность банков в области налогообложения. Теперь такие нормы содержатся в НК РФ (ст. 60, 86, 132—136 и др.), получив более детальное содержание с рядом уточнений и изменений.

Банки выполняют в области налогообложения обязанности по исполнению поручений на перечисление налогов и сборов и реше­ний о взыскании налогов и сборов. В связи с этим банки обязаны исполнять поручение налогоплательщика или налогового агента на перечисление налога в соответствующие бюджеты (внебюджет­ные фонды), а также решение налогового органа о взыскании на­лога за счет денежных средств налогоплательщика или налогово­го агента в порядке очередности, установленной гражданским законодательством (ст. 855 ГК РФ).

Поручение на перечисление налога или решение о взыскании налога исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения или решения, если иное не предусмотрено НК РФ. При этом плата за обслужи­вание по указанным операциям не взимается.

На банки возложен и ряд обязанностей, обусловленных прове­дением мер по противодействию легализации полученных пре­ступным путем доходов, негативно отражающейся и на процессе налогообложения. Так, в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) Доходов, полученных преступным путем»1 банки должны обеспе­чивать фиксирование и хранение информации об операциях с де­нежными средствами на сумму 600 тыс. руб. и выше, а также представление ее уполномоченному органу — Комитету по фи­нансовому мониторингу. Йри этом банкам запрещено открывать счета (вклады) на анонимных владельцев.

1 СЗРФ. 2001. №33. Ст. 3418.

Глава 14. Общие положения налогового права

За неисполнение или ненадлежащее исполнение указанных Налоговым кодексом обязанностей он устанавливает ответствен­ность банков.

В связи с проведением налоговыми органами учета налогопла­тельщиков в целях налогового контроля банки не вправе откры­вать счета организациям и индивидуальным предпринимателям без предъявления свидетельства о постановке на учет в налого­вом органе, а также обязаны сообщить об открытии или закрытии этих счетов в налоговый орган в пятидневный срок.

НК РФ (ст. 132—135) содержит перечень видов нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о на­логах и сборах. К ним относятся:

— нарушение порядка открытия счета (в частности, откры­тие счета без предъявления свидетельства о постановке налого­плательщика на учет в налоговом органе);

— нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора;

— неисполнение решения налогового органа о приостанов­лении операций по счетам налогоплательщика или налогового агента;

— неисполнение банком решения о взыскании налога, а также пени;

— непредставление налоговым органам сведений о финансо­во-хозяйственной деятельности налогоплательщиков-клиентов банка.

Ответственность банков по НК РФ за эти нарушения зако­нодательства установлена Кодексом в виде санкций, выраженных в разных формах и размерах: штрафах в твердых денежных сум­мах (например, нарушение порядка открытия счета влечет взыс­кание штрафа в размере 10 тыс. руб.); взыскания пени (за нару­шение сроков исполнения поручения о перечислении налогов и сборов в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка РФ, но не более 0,2% за каждый день про­срочки исполнения обязанности от соответствующей суммы); в процентах от суммы, перечисленной банком с нарушением ре­шения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (20%), и др.

Помимо этого, КоАП РФ1 устанавливает ответственность должностных лиц банков в виде наложения административного

§ 5. Ответственность и защита прав налогоплательщиков

СЗРФ. 2002. №1.Ст. 1.

штрафа: за нарушение порядка открытия банком счета организа­ции или индивидуальному предпринимателю от десяти до трид­цати минимальных размеров оплаты труда; за нарушение банком срока исполнения поручения налогоплательщика о перечислении налога (или сбора) — от сорока до пятидесяти минимальных раз­меров оплаты труда; за неисполнение банком решения о приоста­новлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) — от двадцати до тридцати минимальных размеров опла-"* ты труда (ст. 15.7, 15.8, 15.9 Кодекса).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 558; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.