КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Источники таможенного права: виды, краткая характеристика. Конституция РФо таможенном праве и таможенных отношениях
Источники любого права зависят от конкретной ^ специфики, рода деятельности и области применения этого права. Источники права выражаются различными федеральными нормативными правовыми актами и предписаниями государственных органов, содержащих нормы таможенного права. В качестве источника таможенного права выделяется Конституция РФ. Для таможенного права из этого источника можно выделить несколько положений, а именно: гарантирование единства экономического пространства в РФ, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (ч. 1 ст. 8), а также признание и защиту равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ч. 2 ст. 8). А из п. «ж» ст. 71 этого же Закона можно выделить то, что таможенное регулирование находится в ведении Федеральных органов государственной власти РФ. Согласно п. «в» ст. 106 федеральные законы, принятые Государственной Думой по вопросам таможенного регулирования, подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации. Другими источниками таможенного права являются ТК РФ и Закон РФ «О таможенном тарифе». ТК РФ является основным источником для отрасли таможенного права. Он составляет ее базис, состоящий из норм и предписаний, всецело регулирующих правоотношения в области таможенного права: по установлению порядка перемещения через таможенную границу, в области таможенного оформления и контроля и т. д. Закон РФ «О таможенном тарифе» устанавливает порядок по применению таможенного тарифа как главного инструмента торговой политики государства. Налоговый кодекс Российской Федерации от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (НК РФ) в соответствии со ст. 30 гласит, что таможенные органы наделены статусом налоговых органов. НК РФ призван регулировать отношения, связанные с выплатой таможенных платежей. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (БК РФ) определяет состав государственного бюджета РФ. В главе 18 БК РФ закреплены полномочия, которыми наделяются таможенные органы, участвуя в процессе образования этого бюджета. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (УК РФ) и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (КоАП РФ) содержат нормы, регулирующие деятельность таможенных органов в соответствии с их правоохранительной функцией. Также источниками права являются различного рода административные акты в области таможенного регулирования: указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты Государственного таможенного комитета; международные правовые акты в отношении таможенного дела. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.
3. Таможенный кодекс РФ: структура, краткая характеристика разделов. Подзаконные НПА как источники ТП Центральное место в правовом обеспечении таможенного дела занимают Таможенный кодекс РФ и Закон РФ «О таможенном тарифе. Как сказано в преамбуле, Таможенный кодекс РФ определяет правовые, экономические и организационные основы таможенного дела и направлен на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности Российской Федерации, активизацию связей российской экономики с мировым хозяйством, обеспечение защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов и соблюдение ими обязанностей в области таможенного дела. Он является законодательным актом сводного характера, предусматривающим четкий механизм реализации декларируемых в нем норм, и составляет правовой фундамент всей внешнеэкономической деятельности и организации таможенного дела в стране, реально сближающий отечественное законодательство с мировой практикой. Важными и наиболее многочисленными источниками таможенного права являются подзаконные правовые акты по различным аспектам таможенного дела (их еще обозначают как "текущие" правовые акты, исходя из того, что они зачастую носят временный характер). Принятие и срок действия подобных актов обусловлены социально-экономической обстановкой в стране на данном конкретном этапе ее исторического развития. Среди текущих правовых актов верховенство имеют нормативные указы Президента РФ, а также утверждаемые его указами положения, так или иначе затрагивающие таможенно-правовую сферу. Они издаются при наличии пробелов в существующем законодательстве и утрачивают силу с принятием федеральных законов по соответствующим вопросам. В качестве примера можно привести Указ Президента РФ от 14.02.96 г. № 199 "Об утверждении Временного положения о порядке наложения взыскания на имущество организаций": принят в целях повышения ответственности хозяйственных товариществ и обществ, иных юридических лиц по своим обязательствам, обеспечения своевременной уплаты налоговых и других обязательных платежей, реального исполнения судебных актов о взыскании с организаций денежных средств, а также в связи с противоречием ст. ст. 411—413 56 части первой ГК РФ. Оговорен и срок действия этого Указа: до принятия федеральных законов, регламентирующих порядок исполнения решений об обращении взыскания на имущество организаций, и внесения соответствующих изменений в ГПК РСФСР. Гражданско-процессуального кодекса РСФСР в части обращения взыскания на основные и оборотные фонды и юридических лиц статье Особое место среди указов Президента РФ, являющихся источниками таможенного права, занимает Указ от 25 октября 1994 г., утвердивший Положение о ГТК России — нормативно-правовой акт, достаточно полно и детально регламентирующий группу вопросов, касающихся правового статуса, организации и деятельности центрального федерального органа, осуществяющего непосредственное руководство таможенным делом в стране, его специальные функции и некоторые права, а также полномочия лица, его возглавляющего — председателя ГТК. Следующую ступень в иерархии подзаконных нормативно-правовых актов — источников таможенного права, занимают постановления Правительства РФ, издаваемые им на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ. Например, Постановление Правительства РФ от 16 марта 1996 г. № 278, регламентирующее порядок ввоза в Россию и вывоза из нее наркотических средств, а также сильнодействующих и ядовитых веществ: принято на основании и во исполнение приведенного выше Федерального закона РФ "О наркотических средствах и психотропных веществах" и международных обязательств, вытекающих из конвенций ООН, участницей которых является Российская Федерация. За правительственными постановлениями в череде источников таможенного права подзаконного характера следуют ведомственные нормативно-правовые акты, издаваемые ГТК России во исполнение положений и норм, содержащихся в Таможенном кодексе, других федеральных законах, указах Президента и правительственных постановлениях. По количественным параметрам ведомственные нормативно-правовые акты — это наиболее многочисленный элемент в системе источников таможенного права. Содержание ведомственных нормативных актов во многом определяется их формой. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 в настоящее время органы исполнительной власти издают: приказы, постановления, распоряжения, правила, инструкции и положения. Издание нормативных правовых актов в виде указаний, писем и телеграмм не допускается. Наиболее распространенным видом ведомственных нормативно-правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере таможенного дела являются приказы ГТК России. ГТК России издает приказы по различным вопросам. В ряде случаев приказы Председателя ГТК России устанавливают общие правила и порядок регулирования различных таможенных правоотношений (например. Приказ ГТК России от 24 июня 1995 г. № 467 "О порядке применения нормы права, установленной ст. 273 ТК РФ"), но зачастую ими утверждаются различные положения о таможенных органах и их структурных подразделениях (например, Приказ ГТК России от 10 января 1996 г. № 12, утвердивший Общие положения о таможенных органах России и др.), либо инструкции, в которых вопросы, относящиеся к соответствующему участку таможенного дела, регламентируются более подробно (например. Приказ ГТК России от 14 мая 1997 г. № 265). В соответствии с Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 необходимым условием вступления в силу нормативных актов федеральных органов исполнительной власти является их обязательная государственная регистрация в Министерстве юстиции РФ и официальное опубликование в специально для этого предусмотренных изданиях. При этом нормативные акты, кроме актов и их отдельных положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров. Помимо приказов, положений и инструкций руководство ГТК РФ издает указания и информационные письма. Эти документы издаются с целью разъяснения порядка применения тех или иных норм таможенного законодательства, их единообразного применения территориальными органами таможенной системы, новых норм не содержат и, следовательно, в число источников таможенного права не входят. Кроме издаваемых самим ГТК России нормативно-правовых актов, в систему источников таможенного права входят также и совместные нормативные акты ГТК России с другими министерствами и ведомствами России. Например, Инструкция о порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров, утвержденная ГТК России и ЦБ РФ 12 октября 1993г.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 745; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |