Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовая культура личности и общества




Таким образом, структура правовой нормы есть логи­чески согласованное ее внутреннее строение, обусловлен­ное фактическими общественными отношениями, харак­теризуемое наличием взаимосвязанных и взаимодейству­ющих элементов, реально выраженное в нормативно-пра­вовых актах.

В современной юридической литературе под нормой права понимается общеобязательное формально-опреде­ленное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликован­ное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обя­занностей их участников.

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ НОРМ ПРАВА

СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ

Социальные нормы - это общеобязательные и объективно необходимые правила поведения, со­вместного человеческого бытия, регулирующие гра­ницы возможных и должных действий.

Выделяют следующие виды социальных норм:

1) обычаи - это устойчивые правила поведения лю­дей, которые складываются исторически в ре­зультате многократного повторения, сохраняются в сознании людей и охраняются с помощью общест­венного мнения;

2) религиозные нормы - это совокупность таких правил поведения, которые выражают определен­ное мироощущение и мировоззрение, базирующая­ся на вере в сверхъестественные силы и существо­вание Бога;

3) корпоративные нормы - это комплекс правил поведения, которые устанавливает какая-либо кор­поративная организация для регулирования отно­шений между своими членами. Корпоративные нор­мы должны действовать в пределах установленных государством полномочий;

4) политические нормы - это правила поведения, имеющие общий характер, которые учреждаются и санкционируются субъектами политической си­стемы для формирования и использования государ­ственной власти;

5) организационные нормы - это правила пове­дения, которые регулируют отношения, связанные с организационными и производственными зада­чами.

Другая классификация делит социальные нормы на следующие виды:

1) нормы морали;

2) семейные нормы;

3) этические нормы;

4) нормы традиций и привычек; 5)деловые обыкновения;

6)правила этикета.

Социальные нормы, кроме того, характери­зуют следующие особенности:

1) предметом регулирования являются общественные отношения;

2) субъекты социальных норм - люди, которые явля­ются представителями социальной сферы.

 

Можно выделить следующие существенные признаки правовых норм.

1. Норма права есть мера свободы волеизъявления и по­ведения человека.

2. Это форма определения и закрепления прав и обязан­ностей.

3. Норма права представляет собой правила поведения общеобязательного характера, т.е. она: а) указывает, каким образом, в каком направлении, в течение какого времени, на какой территории необходимо действовать тому или ино­му субъекту; б) предписывает правильный с точки зрения общества и потому обязательный для конкретного индивида образ действий; в) носит общий характер, выступает в каче­стве равного, одинакового масштаба для всех и каждого, кто оказывается в сфере ее действия.

4. Это формально-определенное правило поведения. Внутренняя определенность нормы проявляется в содержа­нии, объеме прав и обязанностей, четких указаниях на по­следствия ее нарушения. Внешняя определенность заключа­ется в том, что любая норма закреплена в статье, главе, разделе официального документа — нормативно-правовом акте.

5. Норма права есть правило поведения, гарантирован­ное государством.

6. Она обладает качеством системности, которое прояв­ляется в структурном построении нормы, в специализации и кооперации норм различных отраслей и институтов права.

 

48. СТРУКТУРА НОРМЫ ПРАВА

Будучи "клеточкой" права, норма в то же время есть сложное образование, имеющее собственную структуру.

Традиционно считается, что норма права состоит из трех элементов: гипотезы, диспози­ции и санкции.

Гипотеза указывает на конкретные жизненные обстоя­тельства (условия), при наличии или отсутствии которых и реализуется норма. В зависимости от количества обстоятельств, обозначенных в норме, гипотезы бывают простые и сложные. Альтернативной называют гипотезу, которая свя­зывает действия нормы с одним из нескольких перечислен­ных в статье нормативного акта обстоятельств.

Диспозиция содержит само правило поведения, соглас­но которому должны действовать участники правоотноше­ния. По способу изложения диспозиция может быть прямой, альтернативной и бланкетной. Альтернативная диспозиция дает возможность участникам правоотношения варьировать свое поведение в пределах, установленных нормой. Блан­кетная диспозиция содержит правило поведения в самой общей форме, отсылая субъекта реализации к другим пра­вовым нормам.

Санкция указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции право­вой нормы. По степени определенности санкции подразделя­ются на абсолютно определенные (точно указанный размер штрафа), относительно определенные (лишение свободы на срок от трех до десяти лет), альтернативные (лишение сво­боды на срок до трех лет, или исправительные работы на срок до одного года, или штраф).

49. Право и мораль.

Мораль — важнейший социальный институт, одна из форм общественного сознания. Она представляет собой известную совокупность исторически складывающихся и развивающихся жизненных принципов, взглядов, оценок, убеждений и основанных на них норм поведения, определяющих и регулирующих отношения людей друг к другу, обществу, государству, семье, коллективу, классу, окружающей действительности.

Главное в морали — это представления о добре и зле.

Соотношение между правом и моралью сложное, оно включа­ет в себя четыре компонента: единство, различие, взаимодействие и противоречия. Внимательное сопоставление права и морали, выяснение взаимосвязей между ними позволяют более глубоко познать оба эти явления.

ЕДИНСТВО ПРАВА И МОРАЛИ состоит в том, что:

во-первых, они представляют собой разновидности социаль­ных норм, образующих в совокупности целостную систему нор­мативного регулирования и в силу этого обладают некоторыми общими чертами, у них единая нормативная основа;

во-вторых, право и мораль преследуют в конечном счете одни и те же цели и задачи — упорядочение и совершенствование об­щественной жизни, внесение в нее организующих начал, разви­тие и обогащение личности, защиту прав человека, утверждение идеалов гуманизма, справедливости;

в-третьих, у права и морали один и тот же объект регулирова­ния — общественные отношения (только в разном объеме), они адресуются к одним и тем же людям, слоям, группам, коллекти­вам; их требования во многом совпадают;

в-четвертых, право и мораль в качестве нормативных явлений определяют границы должных и возможных поступков субъек­тов, служат средством выражения и гармонизации личных и об­щественных интересов;

в-пятых, право и мораль в философском плане представляют собой надстроечные категории, обусловленные прежде всего экономическими, а также политическими, культурными и иными детерминирующими факторами, что делает их социально однотипными в данном обществе или в данной формации;

в-шестых, право и мораль выступают в качестве фундамен­тальных общеисторических ценностей, показателей социального и культурного прогресса общества, его созидательных и дисцип­линирующих начал. Цель права — «установить совместную жизнь людей так, чтобы на столкновения, взаимную борьбу, ожесточенные споры тратилось как можно меньше душевных сил»

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ данных явлений за­ключаются в следующем.

1. Право и мораль различаются прежде всего по способам их установления, формирования. Как известно, правовые нормы со­здаются либо санкционируются государством и только государ­ством. Нормы морали создаются не го­сударством непосредственно, а возникают и развиваются спонтанно в процессе практической деятельности людей.

2. Право и мораль различаются по методам их обеспечения. Если право создается государством, то оно им и обеспечивается, охраняется, защищается. Мораль опирается не на силу государственного аппарата, а на силу общественного мне­ния. Нарушение нравственных норм не влечет за собой вмеша­тельства государственных органов.

3. Право и мораль различаются по форме их выражения, фикса­ции. Если правовые нормы закрепляются в специальных юриди­ческих актах государства (законах, указах, постановлениях), моральные нормы и принципы, возникая под влиянием оп­ределенных социальных условий в различных слоях и группах общества, распространяются затем на более широкий круг субъ­ектов, становятся устойчивыми правилами и мотивами поведе­ния.

4. Право и мораль различаются по характеру и способам их воздействия на сознание и поведение людей. Если право регулирует взаимоотношения между субъектами с точки зрения их юриди­ческих прав и обязанностей; правомерного — неправомерного, законного — незаконного, наказуемого — ненаказуемого, то мо­раль подходит к человеческим поступкам с позиций добра и зла, похвального и постыдного, честного и бесчестного, благородно­го и неблагородного, совести, чести, долга и т.д.

5. Право и мораль различаются по характеру и порядку ответ­ственности за их нарушение. Противоправные действия влекут за собой реакцию государства, т.е. не просто ответственность, а осо­бую, юридическую ответственность, причем порядок ее возложе­ния строго регламентирован законом — он носит процессуаль­ный характер. Иной характер носит «воздаяние» за нарушение нравствен­ности. Здесь четкой процедуры нет. Наказание выражается в том, что нарушитель подвергается моральному осуждению, порица­нию, к нему применяются меры общественного воздействия (вы­говор, замечание, исключение из организации и т.п.). Это — от­ветственность не перед государством, а перед обществом, кол­лективом, семьей, окружающими людьми.

6. Право и мораль различаются по уровню требований, предъ­являемых к поведению человека. Этот уровень значительно выше у морали, которая во многих случаях требует от личности гораздо больше, чем юридический закон.

7. Право и мораль различаются по сферам действия. Моральное пространство гораздо шире правового, границы их не совпадают. Право, как известно, регулирует далеко не все, а лишь наиболее важные области общественной жизни (собственность, власть, труд, управление, правосудие), оставляя за рамками своей регла­ментации такие стороны человеческих отношений, как, напри­мер, любовь, дружба, товарищество, взаимопомощь, вкусы, мода, личные пристрастия, и т.д.

9. Наконец, у права и морали различные исторические судьбы. Мораль «старше по возрасту», древнее, она всегда существовала и будет существовать в человеческом обществе, тогда как право возникло лишь на определенной ступени социальной эволюции.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВА И МОРАЛИ. Мораль осуждает совершение правонарушений и особенно преступлений. В оценке таких деяний право и мораль едины.

Всякое противоправное поведение, как правило, является также противонравственным. Право предписывает соблюдать за­коны, того же добивается и мораль.

Право и мораль плодотворно «сотрудничают» в сфере отправ­ления правосудия, деятельности органов правопорядка, юсти­ции. Выражается это в различных формах: при разрешении кон­кретных дел, анализе всевозможных жизненных ситуаций, про­тивоправных действий, а также личности правонарушителя.

ПРОТИВОРЕЧИЯ МЕЖДУ ПРАВОМ И МОРАЛЬЮ.

Причины противоречий между правом и моралью заключают­ся уже в их специфике, в том, что у них разные методы регуляции, различные подходы, критерии при оценке поведения субъектов. Имеет значение неадекватность отражения ими реальных обще­ственных процессов, интересов различных социальных слоев, групп, классов. Расхождения между правом и моралью вызыва­ются сложностью и противоречивостью самой жизни, бесконеч­ным разнообразием возникающих в ней ситуаций, появлением новых тенденций в общественном развитии, неодинаковым уровнем нравственного и правового сознания людей, изменчи­востью социальных условий и т.д.

Право по своей природе более консервативно, оно неизбежно отстает от течения жизни, к тому же, в нем самом немало колли­зий. Даже самое совершенное законодательство содержит пробе­лы, недостатки. Мораль же более подвижна, динамична, актив­нее и эластичнее реагирует на происходящие изменения. Эти два явления развиваются неравномерно, у морали преобладают эле­менты гибкости, стихийности. Отсюда в любом обществе всегда разное правовое и моральное состояние.

50. Классификация правовых норм:

1. По субъектам правотворчества различают нормы, ис­ходящие от государства, и непосредственно от гражданско­го общества. В первом случае это нормы органов представи­тельной государственной власти, исполнительной государ­ственной власти и судебной государственной власти (в тех странах, где имеет место прецедент). Во втором случае нор­мы принимаются непосредственно населением конкретного территориального образования (сельский сход и.т.д.) или населением всей страны (всенародный референдум). Так, 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации.

2. По социальному назначению и роли в правовой систе­ме нормы можно подразделить: на учредительные (нормы-принципы), регулятивные (нормы-правила поведения), ох­ранительные (нормы-стражи порядка), обеспечительные (нормы-гарантии), декларативные (нормы-объявления), де­финитивные (нормы-определения), коллизионные (нормы-арбитры), оперативные (нормы-инструменты).

Учредительные нормы отражают исходные начала пра­вового регламентирования общественных отношений, право­вого положения человека, пределов действия государства.

Например, норма, закрепленная в ст. 2 Конституции Российской Федерации, гласит: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и граждани­на — обязанность государства".

Регулятивные нормы непосредственно направлены на регулирование фактических отношений, возникающих между различными субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей. В зависимости от характе­ра субъективных прав и обязанностей различают три основ­ных вида регулятивных норм: управомочивающие (предос­тавляющие своим адресатам право на совершение положи­тельных действий); обязывающие (содержащие обязанность совершения определенных положительных действий); зап­рещающие (устанавливающие запрет на совершение дей­ствий и поступков, которые определены законом как право­нарушения).

Охранительные нормы фиксируют меры государствен­ного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов. Они определяют также условия и поря­док освобождения от наказания.

Обеспечительные нормы содержат предписания, гаран­тирующие осуществление субъективных прав и обязаннос­тей в процессе правового регулирования. Социальная цен­ность их зависит от того, насколько эффективно они спо­собствуют созданию механизмов и конструкций беспрепят­ственной реализации права. Эти нормы могут располагаться в различных нормативных актах, связанных между собой.

Декларативные нормы обычно включают в себя поло­жения программного характера, определяют задачи право­вого регулирования отдельных видов общественных отно­шений, содержат нормативные объявления. Например, в ч. 2 ст. 1 Конституции РФ говорится: "Наименования Россий­ская Федерация и Россия равнозначны".

Дефинитивные нормы формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий (понятия преступ­ления в уголовном законодательстве, сделки в гражданском праве и т.п.).

Коллизионные нормы, призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями. Так, п. 5 ст. 3 ГК РФ гласит: "В случае противоречия указа Прези­дента Российской Федерации или постановления Правитель­ства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствую­щий закон".

Оперативные нормы устанавливают даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т.п.

3. По предмету правового регулирования различают нор­мы конституционного, гражданского, уголовного, админист­ративного, трудового и иных отраслей права. Отраслевые нормы могут подразделяться на материальные и процессу­альные. Первые являются правилами поведения субъектов, вторые содержат предписания, устанавливающие процеду­ру применения этих правил.

4. По методу правового регулирования выделяются им­перативные, диспозитивные, рекомендательные нормы.

Императивные нормы имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий. отклонений в ре­гулируемом поведении. Это, как правило, нормы админист­ративного права.

Диспозитивным нормам присущ автономный характер, позволяющий сторонам (участникам) отношений самим до­говориться по вопросам объема, процесса реализации субъек­тивных прав и обязанностей или использовать в определен­ных случаях резервное правило. Они реализуются преиму­щественно в гражданско-правовых отношениях. /

Рекомендательные нормы обычно адресуются негосу­дарственным предприятиям, устанавливают варианты же­лательного для государства поведения.

По этому же основанию нормы можно разграничить на позитивные, поощрительные и наказательные.

5. По сфере действия вычленяются нормы общего дей­ствия, нормы ограниченного действия и локальные нормы.

Нормы общего действия распространяются на всех граж­дан и функционируют на всей территории государства.

Нормы ограниченного действия имеют пределы, обус­ловленные территориальными, временными, субъективны­ми факторами. Это нормы, издаваемые высшими органами власти республик, входящих в состав Российской Федера­ции, или нормы, исходящие от представительных или ис­полнительных органов краев, областей и др.

Локальные нормативные предписания действуют в рам­ках отдельных государственных, общественных или част­ных структур.

6. Нормы права классифицируются также по времени (постоянные и временные). По кругу лиц (распространяются или на всех, кто подпадает под их действие, или на четко обозначенную группу субъектов: военнослужащих, желез­нодорожников и т.п.).

 

Понятие правовой культуры, ее виды и роль в жизни общества за последние годы получили значительную научную разработку. Об этом свидетельствуют работы С.Н. Кожевникова, Е.А. Лукашевой, А.Р. Ратинова, И.Ф. Рябко, В.П. Сальникова, А.П. Семитко и других авторов. Общим методологическим ключом к изучению этой проблемы является рассмотрение правовой культуры в качестве составной части, элемента общей культуры человечества. Однако, как отмечается в литературе, в настоящее время насчитывается более 500 определений понятия «культура», и каждое из них может послужить основой для соответствующего подхода к анализу понятия, сущности и содержания правовой культуры1. Все это предопределяет сложный и многоаспектный характер научных представлений о правовой культуре.

Не вдаваясь в подробности дискуссии о понятии культуры вообще, ограничимся общефилософским ее пониманием как совокупности материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством, включая и способ их передачи от поколения к поколению и выражающих степень или уровень прогрессивного развития общества. Думается, что это представление можно экстраполировать на понятие правовой культуры.

И в этой связи в обобщенном виде правовая культура предстает как совокупность правовых ценностей, выработанных человечеством, отражающих прогрессивно-правовое развитие общества. Это так называемое «суммативное» видение правовой культуры, рассматривающее ее через призму всей суммы правовых ценностей, накопленных людьми в истории общественного и правового развития. Достоинством такого подхода является ценностная интерпретация понятия правовой культуры, представленной в виде человеческих прогрессивных достижений техники правотворчества и правореализации, демократических и гуманистических идей правового развития, институтов правосудия и т. д. Действительно, право в качестве средства социального регулирования обладает исключительной ценностью, ибо обеспечивает всестороннее развитие личности на базе неуклонного прогресса всего общества. Его развитие и совершенствование совпадает с общим развитием человеческой цивилизации. Отсюда, правовая культура и ее конкретные проявления отражают общее состояние культуры общества.

Вместе с тем «суммативное» видение правовой культуры нельзя абсолютизировать, ибо оно имеет и свои недостатки. Включение в содержание правовой культуры всей суммы правовых явлений общества ведет к отождествлению ее с правовой надстройкой или правовой системой общества, а порою и оправдывает некоторые элементы правовой жизни, сомнительные с точки зрения общечеловеческих ценностей (например, смертная казнь, оперативные методы сбора доказательств и т. д.). Поэтому «суммативное» понятие правовой культуры постоянно нуждается в уточнении, согласно которому к явлениям правовой культуры следует относить только такие элементы правовой жизни, которые не противоречат прогрессивно-правовому развитию общества3. И следовательно, не входят в содержание правовой культуры такие негативные явления, сопутствующие развитию человеческой цивилизации, как преступность и другие правонарушения, правовой нигилизм, бюрократизм и т. д. Поэтому, как отмечается в научной литературе, правовая культура общества представляет собой особое социальное явление, охватывающее систему элементов юридической надстройки в их реальном функционировании и направлении прогрессивного развития общества и личности. Она пронизывает само право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, законотворческую и право-применительную деятельность и критерии политической оценки юридической действительности в функционировании и развитии ее составных частей. Последнее замечание особенно важно, ибо правовая культура выражается не столько в самих элементах правовой надстройки, сколько характеризует их особое качественное состояние, проявляющееся в соответствии основным ценностям общества и социальному прогрессу. Это состояние можно выразить понятием «правокульурность» применительно к основным сферам бытия права и правовой системе в целом.

Следовательно, правокульурность — это особый срез или уровень правосознания, законности, законодательства и юридической практики, а также правовых учреждений, характеризующийся их соответствием ценностям человеческой культуры на данном этапе развития общества. Она предстает как достаточно тонкий и подвижный слой интеллектуально-волевой деятельности и ее результатов, воплощающий в себе прогрессивные достижения людей в процессах формирования и развития правовой системы. Правовая культура в таком виде есть совокупность всех позитивных компонентов правовой деятельности в ее реальном функционировании, воплотившая достижения правовой мысли, юридической техники и правовой практики5. Другими словами, это состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития юридических актов и иных текстов правового характера, уровне правовой деятельности, правосознания и в целом правового развития субъекта, а также степени гарантированной государством свободы поведения личности в единстве с ответственностью ее перед обществом6.

Наряду с «суммативным» подходом к понятию правовой культуры существует и успешно развивается другой научный подход, который можно назвать «деятельностным». Он выражается в рассмотрении данного явления через призму человеческой деятельности в сфере права, интеллектуальные и творческие возможности личности, обеспечивающие ее правомерное и эффективное поведение.

Это позволяет определить правовую культуру личности как обусловленные правовой культурой общества степень и характер ее прогрессивно-правового развития.

Действительно, основными показателями культуры личности в сфере права являются глубокие знания права, высокоразвитое правосознание, навыки и умения юридической деятельности. Именно данные элементы определяют уровень и степень овладения людьми правом в своей практической деятельности, что и является показателем их правовой культуры. При этом непременным условием и показателем правовой культуры является правомерное поведение личности. Противоправность и культурность несовместимы. Правокультурная личность на основе глубоких знаний в области идей, принципов и норм права не только демонстрирует своеобразную юридическую осведомленность, то есть правовую эрудицию, но и владеет навыками и умениями эффективно защищать в сфере права свои интересы путем правомерного поведения. Законопослушность, следовательно, является одной из важнейших ценностных ориентации правовой культуры личности.

Правовая культура общества и личности тесно связаны и взаимодействуют с правосознанием. И это позволяет иногда ее определять как высший уровень или степень правосознания. Однако это чрезмерно упрощает понятие правовой культуры и ее структуру. Правосознание в его особом качественном состоянии выступает только одним из элементов и показателей правовой культуры. Наряду с ним культура определяется состоянием юридических учреждений, стилем и методами их деятельности, законодательством и практикой его реализации, взятыми под углом зрения ценностей и достижений прогрессивного развития общества. По выражению С. С. Алексеева, правовая культура представляет собой своего рода юридическое богатство, выраженное в достигнутом уровне развития регулятивных качеств права, накопленных правовых ценностей, тех особенностей права, юридической техники, которые относятся к духовной культуре, к правовому прогрессу8.

Думается, что дальнейшее развитие «деятельностного» подхода в изучении правовой культуры может сосредоточиться и плодотворно проявить себя при анализе отдельных видов юридической деятельности.

В науке под юридической деятельностью принято понимать лишь такую опосредованную правом трудовую, управленческую, государственно-властную деятельность компетентных органов, которая нацелена на выполнение общественных задач и функций (создание законов, осуществление правосудия, конкретизация права и т. п.) и удовлетворение тем самым как общесоциальных, групповых, так и индивидуальных потребностей и интересов.

В этой связи выделяются такие основные виды юридической деятельности, как: правотворческая, правоприменительная, интерпретационная, контрольная, учредительная и координационная виды деятельности10. Правовая культура, опосредуя и вплетаясь в качестве навыков, умений и всей совокупности профессионального опыта (знания, установки, ориентации) в конкретные виды юридической деятельности, сообщает ей черты законности, справедливости и эффективности. Она играет роль «оплодотворяющего фактора» любой позитивной работы. Именно поэтому в настоящее время особенно остро стоит проблема повышения и совершенствования культуры правотворчества и правоприменения в качестве основных, ведущих видов юридической деятельности. Все остальные виды юридической работы (интерпретационная, контрольная, учредительная и координационная) как бы вытекают из первых двух, конкретизируя и развивая правотворчество и применение права. И это означает, что поднятие уровня культуры в правосозидательной и правоприменительной работе способно вылиться и отразиться в положительных изменениях всех других видов деятельности.

Культура правотворчества предполагает использование в правотворческом процессе всех достижений материальной и духовной культуры общества, ориентацию деятельности по разработке и введению в действие правовых норм на систему выработанных человечеством правовых ценностей. Это требует разработки и практического применения в правотворческой деятельности средств и достижений законодательной техники и науки, профессиональных знаний и опыта создания наиболее совершенных по форме и содержанию источников права. Особой проблемой здесь выступает культура законодательной деятельности, выражающаяся в ориентации всей законотворческой работы на идеалы и достижения общечеловеческой и правовой культуры. Это искусство и мудрость законодателя, помноженные на опыт и творческие достижения многовекового развития человечества. Культура здесь предстает как особое свойство законодательства, проявляющегося как во внешней форме, так и во внутреннем содержании законов, процедуре их разработки, принятия и опубликования. Конкретно она выражается в высокопрофессиональной, грамотной работе парламентариев, то есть членов представительных органов, в использовании достижений правовой науки и парламентской практики, совершенстве языка и стиля нормативных актов и их соответствии актуальным потребностям общественного развития в соответствии с идеалами социального прогресса. Культура правоприменения представляет собой систему идеальных требований и материализованных в правоприменительной деятельности результатов властной реализации права, соответствующих высшим идеалам и ценностям общества. Это своеобразный сплав профессионального мастерства и этики в деятельности должностных лиц — правоприменителей, обеспечивающий вынесение ими по юридическим делам законных и справедливых по содержанию и безупречных по форме актов применения права.

Культура правоприменения достаточно сложное и емкое явление. Она обусловлена культурой применяемых правовых норм, ибо трудно ждать прогресса и ценностного характера правоприменения, если созданные и подлежащие применению нормы права не соответствуют интересам населения страны и правовым ценностям общества. Идеалы законного, справедливого и гуманного правоприменения должны быть вначале воплощены в нормы материального и процессуального права, а затем опосредованы и конкретизированы практической культурной работой должностных лиц. Культура правоприменения воплощается и в рабочем месте должностного лица, его внешнем виде, и в стиле и методах осуществления служебных функций, то есть его практическом поведении, и в форме и содержании издаваемых им правоприменительных актов, и, наконец, во внешнем оформлении, обнародовании принятых решений по юридическим делам. В значительной мере она охватывается понятием профессиональной этики, но отличается от нее более широким и емким содержанием. Требования этики ориентируются на соблюдение должностными лицами норм нравственности и профессиональной чести, культура же зовет и требует соответствия юридической деятельности достижениям всей человеческой культуры, ценностям и прогрессу всего общества.

Правоприменительная культура как сложное и комплексное явление может быть представлена в качестве отдельных разновидностей. В этом смысле можно различать культуру следственных действий, культуру правосудия, культуру искового производства и т. д. В данных понятиях выражается специфика компетенции субъектов правоприменения и особенности процедуры юридической деятельности.

Как и правосознание, правовая культура может быть представлена в трех основных видах: массовая, групповая и индивидуальная.

Массовая правовая культура выглядит как качественное состояние в масштабах всего общества процессов правопони-мания, правотворчества и правореализации, а также правовых учреждении, взятых под углом зрения их соответствия правовым ценностям человечества и идеалам прогрессивного развития. Это правовая культура населения страны, выраженная в уровнях развития правосознания, действующего законодательства, юридической деятельности граждан и должностных лиц, в состоянии юридических учреждений и организаций общества. Очевидно, что массовое состояние правовой культуры общества определяется двумя основными факторами: а) уровнем и степенью развития накопленных обществом правокулыур-ных ценностей (правовые идеи, теории, законодательство, правосудие, законность, органы государства и т. д.); б) культурой юридически значимой деятельности людей в правовой сфере. Последняя показывает, насколько накопленная обществом материальная и духовная культура воплощается в их практической жизни, насколько глубоко население страны освоило право в повседневной действительности.

Групповая культура проявляется на уровне микро- и макрогрупп, образующих социокулыурную структуру общества. Она показывает уровень и степень освоения права классами, социальными слоями, учебными и трудовыми коллективами людей. Наиболее ярко это выражается в степени и глубине правовых знаний, сложившихся правовых ориентациях, стиле и методах юридической деятельности, культивируемых в данной социальной среде.

Индивидуальная правовая культура выглядит в качестве степени и характере прогрессивно-правового развития конкретной личности, обеспечивающих ее правомерное поведение. Ее показателями являются качественное состояние правосознания личности, добровольное сознательное исполнение правовых предписаний в процессах правовой деятельности.

Особой разновидностью правовой культуры выступает культура профессиональная. Это правовая культура юристов-профессионалов, характеризующаяся высоким уровнем правовых знаний и пониманием закономерностей правовой жизни общества, навыками и умениями грамотного осуществления юридической деятельности, ориентациями на идеалы прогрессивного развития и ценности человеческой культуры. Профессионализм юридической культуры выражается в мастерстве, творчестве, нравственно-правовой обоснованности актов практического поведения и деятельности в сфере права. В литературе отмечается, что структурными элементами профессиональной правовой культуры выступают: профессиональные знания правовых и нравственных принципов, норм и категорий; профессиональное отношение к нормам права и практике их применения, выраженное в согласии и солидарности с правовыми велениями; умение применять право и привычка соблюдать закон; владение методикой, тактикой и техникой юридической деятельности; профессиональный этикет и научная организация труда. Очевидно, что профессиональная культура наблюдается там, где в полной мере реализуются все позитивные элементы и возможности профессионального правосознания юриста.

Правовая культура, как и правосознание, выполняет определенные функции в жизни общества. В науке, в частности, называются следующие функции: познавательно-преобразовательная, праворегулятивная, ценностно-нормативная, право-социализаторская, коммуникативная и прогностическая12. Однако нетрудно заметить, что все перечисленные функции можно отнести и к правосознанию. Поэтому, думается, функции правосознания и правовой культуры в значительной мере совпадают. Это вытекает из их единства и взаимосвязи содержания.

Правовое сознание — это важнейший компонент и показатель правовой культуры. Поскольку ранее в работе выделены познавательная, оценочная, регулятивная и воспитательная функции правосознания, постольку их можно отнести и к правовой культуре. Содержательная характеристика данных функций вполне применима и к анализу правовой культуры.

Как правосознание, так и правовая культура определяются в своем существовании и развитии двумя основными факторами: юридической практикой и правовым воспитанием. Юридическая практика выступает объектом правового отражения, критерием истинности правовых идей, взглядов, теорий, чувств и ориентацией субъектов правосознания и правовой культуры. Она аккумулирует в себе явления идейно-психологической жизни права и одновременно служит нормативно-практической почвой для их становления и развития. Возникающие на основе практики правотворчества и правореализации социальные потребности вызывают к жизни явления правосознания и культуры и определяют их направленность и конкретную роль в жизни общества. Особым элементом юридической практики выступает правовое воспитание общества и личности. Данный пласт практики специализируется на развитии и совершенствовании правосознания и правовой культуры.

Правовое воспитание представляет собой достаточно сложное понятие и явление правовой жизни общества, оно имеет свою систему и механизм осуществления.

Под системой правового воспитания следует понимать совокупность всех основных частей, элементов праеоеоспитателъного процесса, обеспечивающих его определенный порядок и организацию. В свою очередь, механизм правового воспитания выглядит в виде внутреннего устройства правовоспитательного процесса, обеспечивающего перевод идей, содержащихся в общественном правосознании, в сознание воспитуемых субъектов13. В целом же система правового воспитания есть процесс передачи, накопления и усвоения правовой информации, обеспечивающий необходимый уровень правовых знаний субъектов и их законопослушное поведение. Другими словами, это процесс целенаправленного воздействия на сознание и поведение граждан с целью формирования у них высокосознательного отношения к праву и правовому регулированию.

Формами правового воспитания выступают правовое обучение, пропаганда знаний о праве и юридической практике, самообразование. Это своеобразно оформленные и организационно выделенные группы однородных по своему внутреннему содержанию действий, в рамках которых происходит правовое обучение и воспитание. Конкретными средствами право-воспитательной деятельности являются: учебные и пропагандистские лекции, консультации, беседы, тематические вечера, кружковая работа и т. д. Субъектами такой деятельности могут быть, в первую очередь, носители профессионального правосознания и культуры — юристы, работники юридических и правоохранительных учреждений, представители юридической науки и практики. Немалую роль в этом деле играют художественная литература, телевидение, радио, газеты, журналы, а следовательно, просветительская и гуманитарная деятельность писателей, педагогов, филологов, журналистов и т. д.

Основная задача правового воспитания состоит в ликвидации юридической неграмотности, преодолении правового нигилизма и прочих негативных явлений правосознания и культуры, в обеспечении формирования у граждан и должностных лиц уважительного отношения к праву, законности и социальной ценности прочного правового порядка. Поэтому все современные цивилизованные государства озабочены необходимостью создания эффективной системы правового воспитания населения страны и используют самые разнообразные формы и средства правовоспитательной работы.

 

52. Правосознание: понятие и структура.

Право как социальное явление вызывает то или иное отношение к нему людей, которое может быть положи­тельным (человек понимает необходимость и ценность пра­ва) или отрицательным (человек считает право бесполез­ным и ненужным). Люди в той или иной форме выражают свое отношение ко всему, что охватывается правовым ре­гулированием, что связано с представлениями о праве (к законам и другим правовым актам, к деятельности суда и других правоприменительных органов, к поведению чле­нов общества в сфере действия права). Человек как-то от­носится к прошлому праву, к праву, существующему сей­час, и к праву, которое он хотел бы видеть в будущем. Это отношение может быть рациональным, разумным и эмоци­ональным, на уровне чувств, настроений. То или иное от­ношение к праву и правовым явлениям в обществе может быть у одного человека и у группы людей, человеческого сообщества.

Если признать право объективной реальностью, то надо признать и наличие субъективной реакции людей на право, именуемой правосознанием. Правосознание — неизбежный спутник права. Это обусловлено тем, что право — регуля­тор отношений людей, наделенных волей и сознанием.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 934; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.