Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Решение проблемы яд нер-я в государствах-преемниках СССР




Распад Советского Союза с точки зрения нераспространения – это прежде всего распад официального ЯОГ. После этого события основной проблемой являлось наличие стратегического ядерного арсенала бывшего СССР на территории четырех новых государств — России, Белоруссии, Казахстана и Украины. 21 декабря 1991 г. эти страны подписали Алма-Атинское соглашение по ядерному оружию. Вскоре после создания СНГ 30 декабря 1991 г. в Минске было подписано Соглашение государств-членов СНГ по Стратегическим силам, по которому государства-участники признавали необходимость объединенного командования Стратегическими силами и сохранения единого контроля над ядерным оружием. В одной из статей соглашения говорилось, что до полной ликвидации ядерного оружия решение о его использования принимается президентом РФ по согласованию с главами Белоруссии, Казахстана и Украины в консультации с главами других государств-участников СНГ. Также в нём говорилось, что ядерное оружие, находящееся на территории Украины находится под контролем объединённого командования стратегических сил с целью его неиспользования и уничтожения до 1994 года. А процесс уничтожения ЯО на территории Белоруссии и Казахстана должен вестись под совместным контролем стран СНГ. Соглашение считается прекращённым в отношении того гос-ва, с которого будет выведено всё ЯО. Однако в итоге стратегические силы созданы не были. 6 июля 1992 г. девять государств СНГ подтвердили, что поддерживают участие России в ДНЯО в качестве государства-обладателя ядерного оружия, и заявили, что готовы присоединиться к ДНЯО в качестве НЯОГ. Таким образом, РФ стала правопреемником СССР в части владения всем ядерным оружием, включая и то, что находилось на территориях Украины, Белоруссии и Казахстана. 23 мая 1992 г. США, Россия, Украина, Белоруссия и Казахстан подписали Лиссабонский протокол к Договору между СССР и США о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1). Согласно протоколу, Украина, Белоруссия и Казахстан были признаны наряду с Россией сторонами СНВ-1. Они обязались после введения в действие Договора СНВ-1 ликвидировать или передать России все стратегические ядерные боеголовки и присоединиться к ДНЯО в качестве НЯОГ. Белоруссия присоединилась к ДНЯО в качестве НЯОГ 22 июля 1993 г. Последние ракеты были вывезены в Россию в конце ноября 1996 и статус Белоруссии как НЯОГ был подтверждён. 14 февраля 1994 г. Казахстан стал полноправным членом ДНЯО с неядерным статусом. К апрелю 1995 г. в Россию была вывезена последняя боеголовка, находившаяся на территории Казахстана, а к 1996 г. российские Ракетные войска стратегического назначения (РВСН) полностью покинули Казахстан. 26 июля 1994 г. Казахстан подписал соглашение с МАГАТЭ о гарантиях, в соответствии с которым была проведена инвентаризация ядерных объектов республики. Главной проблемой, с которой столкнулись и руководство Казахстана, и мировое сообщество, была низкая степень безопасности находившихся на территории республики ЯМ Казахстан получил комп-ю около 30 млн долл. Руководство Украины, на словах заявляя о желании расстаться с ядерным оружием, на практике всячески оттягивало решение вопроса его ликвидации, заявляя о том, что право собственности принадлежит Украине. В ноябре 1993 г. украинский Парламент ратифицировал Договор СНВ-1, однако сопроводил это решение значительным кол-м поправок, в значительной мере обесценивавших принятые в 1992 г. обязательства. Ни Россия, ни США не были удовлетворены текстом украинского документа. В январе 1994 г. в Москве было подписано Трехстороннее заявление президентов России, Украины и США, согласно которому Украина обязалась вывести все оставшиеся ядерные боеголовки со своей территории в течение семи лет с момента вступления в силу Договора СНВ-1. К осени 1994 г. руководство Украины окончательно пришло к выводу о невозможности содержать ядерный арсенал. Дальнейшее затягивание с ратификацией Украиной ДНЯО в качестве НЯОГ было чревато тем, что государство оказалось бы в международной изоляции. В результате Парламент Украины 1994 г. ратифДНЯО, сопроводив ратификацию требованием к ЯОГ предоставить Украине особые гарантии безопасности. Три государства-депозитария ДНЯО — США, Россия и Великобритания — предоставили эти гарантии в совместных. Франция и Китай также огласили отдельные документы о распространении их гарантий безопасности на Украину. Таким образом, 5 декабря 1994 г. Украина присоединилась к ДНЯО. Присоединение Украины к ДНЯО в качестве НЯОГ позволило ввести в действие Договор СНВ-1, изначально подписанный между СССР и США и затем распространенный, согласно Лиссабонскому протоколу, на Россию, Украину, Белоруссию и Казахстан46. В дальнейшем Украина строго выполняла свои обязательства по Трехстороннему заявлению и по Договору СНВ-1, с учетом Лиссабонского протокола. У. подписала соглашение с МАГАТЭ о гарантиях 1994 г., что позволило Агентству провести полный цикл инспекций на ядерных объектах Украины. Соглашение вошло в силу 1995 г. Однако это сотрудничество было осложнено отсутствием официального членства Украины в МАГАТЭ. 1995 г. Украина подписала второе соглашение с МАГАТЭ уже как НЯОГ. В 1996 г. последний ядерный боеприпас покинул территорию Украины и был отправлен в Россию. Процесс ликв-ии ракет финанс-я за счет программ помощи со стороны США. В целом задачи предотвращения ядерного распространения на территории новых независимых гос-в в 1990-е гг. были решены.

10. Региональные проблемы нер-я: непровозгл и неофиц ЯГ.

Региональные проблемы нераспространения связаны с возможностью появления ядерного оружия в странах, не являющихся ЯОГ по договору ДНЯО. Для таких стран применяется следующая классификация: 1) непровозглашенные ядерные государства – страны, уже обладающие ядерным оружием, но не являющиеся ЯОГ по ДНЯО: Индия, Пакистан, Израиль, КНДР; 2) пороговые страны – их руководство приняло решение о создании ЯО, а имеющаяся научно-техническая база позволяет реализовать это решение в обозримом будущем: Иран; 3) околопороговые страны – рассматривают программу создания ядерного оружия, но отсутствует либо четкое политическое решение, либо недостаточен научно-технический потенциал: Ливия. Израиль является неофициальным ЯОГ, обладающим военно-применимым ядерным оружием. Главным фактором, в соответствии с которым Израиль стал разрабатывать ЯО, является невозможность обеспечить численное превосходство ВС Израиля над ВС арабских стран в обычных вооружениях. Однако опыт войн на Ближнем Востоке показал, что антиизраильской коалиции как таковой не возникает и Израиль может добиться победы за счет более высококвалифицированного личного состава и более высокого качества боевой техники. Реальное военное значение ядерного оружия для Израиля не слишком велико, поскольку любое его применение напрямую отразится и на самом Израиле в силу сжатости территории военных действий. Поэтому ЯО применимо только как средство центрального сдерживания. Точные характеристики израильской ядерной программы неизвестны. Это связано с принятой израильским руководством стратегией «рассчитанного умолчания», при которой наличие ядерного оружия открыто не признается. Впоследствии, в 1981 г., эта политика была дополнена так называемой «доктриной Бегина», которая гласила, что Израиль будет всячески противодействовать проведению арабскими странами научных исследований, направленных на получение ядерного оружия. В соответствии с «доктриной Бегина», 7 июня 1981 г. израильские самолеты нанесли удар по строившемуся в Ираке реактору в Озираке, выведя его из строя. Израиль не произвел ни одного ядерного испытания. Однако считается, что он создал свое первое военное ЯВУ в конце 1960-х гг. 25 сентября 1996 г. правительство Израиля подписало ДВЗЯИ, но задержало его ратификацию. На сегодняшний день одной из главных политических мотиваций развития военной ядерной программы Израиля служит неясность намерений Ирана в ядерной области. Израильское руководство рассматривает Иран как враждебное государство, стремящееся получить ядерное оружие. Ситуация в Южной Азии определена следующими фактами: 1) стремлением Индии к геополитическому равноправию с ведущими мировыми державами и получению статуса регионального гегемона; 2) наличием латентного ядерного сдерживания в отношениях между Индией и КНР, выросшего из политических и территориальных противоречий между ними; 3) военно-политическим противостоянием между Индией и Пакистаном. Индия традиционно выступала против ДНЯО, рассматривая его как дискриминационный. Она отказалась от подписания ДВЗЯИ. Основным предприятием военной ядерной программы Индии является Атомный исследовательский центр им. Бхабха в Тромбее. Пакистан с середины 1970-х гг. осуществлял активную «догоняющую» ядерную программу с откровенно заявленной целью нейтрализовать превосходство Индии в сфере ядерного оружия. Ядерная программа Пакистана началась в 1972 г. вскоре после его поражения в войне 1971 г. с Индией. Президент З.А. Бхутто подписал приказ о создании Министерства науки и технологии и расширении деятельности Комиссии по атомной энергии. В конце 70-х годов в стране начались работы по освоению технологии обогащения урана. В 1975 году с прибытием в страну из Голландии доктора Абдул Кадыр Хана, специалиста по обогащению урана, работы значительно продвинулись. В 1976 году А. Хан возглавил завод по обогащению урана в Кахуте. К 1986 году в Пакистане было наработано достаточно обогащённого урана оружейного качества для производства ядерного оружия. В 1989 г. Пакистан объявил об обладании ЯО. Важным стимулом к обладанию ядерным оружием, помимо «индийского фактора», явилось стремление Пакистана укрепить свои позиции в мусульманском мире, став в нем первым обладателем ядерного оружия. В Пакистане присутствует риск несанкционированного доступа к его ядерной инфраструктуре со стороны негосударственных игроков, прежде всего, международных экстремистских террористических групп. Борьба за власть и внутренние противоречия, раздирающие Пакистан, также ставят под угрозу безопасность его ядерных объектов. Оценивая такую угрозу как высокую, США уже в первые дни после террористических актов в Нью-Йорке и Вашингтоне 11 сентября 2001 г. оказали Пакистану помощь в укреплении физической защиты его ядерных объектов. В тот момент это могло рассматриваться как шаг, необходимый для обеспечения безопасности и снижения риска теракта или шантажа с использованием ЯМ или даже ЯВУ, особенно в условиях начала военных действий в соседнем Афганистане. В то же время остается вопросом, как следует квалифицировать такую помощь государству, остающемуся вне ДНЯО, с точки зрения международно признанных принципов и целей НЯО. В Восточной Азии наиболее серьезным, с точки зрения нераспространения ОМУ, стал кризис вокруг северокорейской ядерной программы. 1965 г. – Советский Союз поставил в Северную Корею небольшой исследовательский урановый реактор ИРТ-2000 бассейного типа мощностью 2 МВт;

11. Региональные пробл нер-я: порог и околопорог государства.

пороговые страны,которые приняли решение о создании собственного ядерного оружия, а имеющаяся техническая и экономическая база позволяет им реализовать его в обозримой временной перспективе. КНДР и Ирак;

Ирак в течение многих лет проводил программу по созданию ЯО, а также средств его доставки. Помимо ядерного оружия разрабатывал химическое и биологическое оружие. Центром программы Ирака был комплекс аль-Атех к западу от Багдада. 18 июля и 9 августа 1991 г. МАГАТЭ официально объявило Ирак нарушил свои обязательства перед Агентством. В ходе инспекций были уничтожены все объекты иракского ядерного комплекса. 19 сентября 1994 г. директор МАГАТЭ заявил, что завершило демонтаж иракской ядерной программы. С августа 1994 г. МАГАТЭ осуществляет постоянное присутствие в Ираке с целью мониторинга 27 марта 1996 г. СБ ООН проголосовал за резолюцию, в отношении Ирака устанавливался особый порядок контроля импортно-экспортных операций, устанавливающий режим инспекций в отношении оборудования, товаров и технологий, которые могут быть отнесены к предметам «двойного назначения».

Северная Корея с 1985 г. является членом ДНЯО. часть мирового сообщества исходит из того, что КНДР осуществляет ядерные исследования, выходящие за рамки ДНЯО. КНДР заявляла, что ее ядерная программа нацелена на решение проблемы нехватки электроэнергии, В 1993 г. КНДР, пользуясь положениями ДНЯО объявила о своем выходе из него В мае 1992 г. МАГАТЭ начала инспекци на северокорейские ядерные объекты для оценки имеющегося у КНДР оборудования и запасов ЯМ. 21 октября 1994 г. КНДР подписала с США «Рамочное соглашение» разрешении кризиса вокруг северокорейской ядерной программы.В обмен на это был сформирован консорциум с участием США, Южной Кореи и Японии, который обязался поставить для нужд национальной энергетики КНДР два легководных реактора,смонтировать их и обеспечить гарантиями, а также поставлять 500 тыс. т мазута в год, пока первый из ядерных реакторов не будет введен в строй. С ноября 1994 г. МАГАТЭ имеет доступ к северокорейским ядерным объектам, за исключением перерабатывающего комплекса, и может только измерять объемы ОЯТ, но не проводить его анализ.

околопороговые страны, т.е. государства, имеющие программу создания собственного ЯО, но не имеющие в полной мере потенциала для ее реализации или же политического решения, нацеливающего на претворение такой программы на практике. К околопороговым странам, как правило, относят Иран, Ливию, Сирия, Республику Корея и некоторые другие.

Иран с 1970 г. является членом ДНЯО. На протяжении длительного времени Иран подозревался в незаконных исследованиях и конструкторских разработках в ядерной области. Главными источниками технологий для иранской ядерной программы в шахский период являлись США, которые рассматривали Иран как своего союзника и исходили из того, что его ядерная программа в любом случае будет управляема. После падения шахского режима (1979) Иран опирался на содействие КНР, а затем России.

Иран обладает значительными запасами природного урана. Иранская ядерная программа контролируется Организацией по использованию атомной энергии Ирана,

С 1995 г. основную роль стала играть Россия, которая согласилась поставить в Иран четыре ядерных реактора типа ВВЭР-1000, а также НОУ в качестве топлива. В сентябре 1996 г. Иран подписал ДВЗЯИ, имел возражения из-за которых до сих пор не ратифицировал его.

В Алжире в период нахождения под колониальным контролем Франции и некоторое время в период независимости имелся полигон для французских ядерных испытаний. Он был закрыт в 1966 г. Алжир длительное время отказывался от вступления в МАГАТЭ. 12 января 1995 г. Алжир присоединился к ДНЯО, еще раньше передав под гарантии МАГАТЭ все объекты своей ядерной инфраструктуры, включая и недостроенный исследовательский реактор в Айн-Уссере, который считался центром военных ядерных исследований. В настоящее время Алжир не относят к государствам, вызывающим какую-либо

озабоченность с точки зрения ядерного нераспространения. Ливия считается одним из государств, которое стремится получить ядерное оружие из внешнеполитических соображений. Попытка получить собственное ядерное оружие также была частью политики Ливии, направленной на прямую конфронтацию с США, а также с Израилем. Ливия ратифицировала ДНЯО в 1975 г., однако заключила соглашение с МАГАТЭ о гарантиях только в 1980 г. В процессе КРП ДНЯО (1995) позиция Ливии до последнего момента заключалась в том, что никакое продление Договора невозможно без вступления в него Израиля. Однако в последний момент Ливия приняла решение не блокировать продление Договора, что было обусловлено позицией других арабских стран, ранее согласившихся на компромисс. В сентябре 1996 г. Ливия выступила против ДВЗЯИ. С 1992 по 1999 гг.Ливия использует реактор советского производства мощностью 10 МВт, который находится под гарантиями МАГАТЭ. Он использовался для экспериментов в ядерной и медико-биологической сфере. С 1997 г. с Россией ведутся переговоры о его капитальном ремонте. На сегодняшний день Ливия не обладает ни ресурсами, ни технологическими возможностями для реализации масштабной военной ядерной программы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 499; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.