Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функциональная сфера 2 страница




 

Пример для серии действий:

· бросить мяч, чтобы он подпрыгнул;

· ударить ложкой по кастрюле;

· прокатить мяч;

· раскатать тесто;

· помешать ложкой в кастрюле;

· скатать тесто в виде колбаски;

· подбросить мяч вверх.

 

Упражнение 20. Подражать игре в куклы

Имитация: моторная, 2-3 года

Социальные способности; интеракция, 1-2 года

Учебная цель: через имитацию изучать игровую деятельность

Задание: подражать ряду обычной игровой активности с куклами

Материал: 2 куклы или мягкие игрушки, 2 маленьких полотенца, 2 носовых платка, 2 чайные ложки, 2 маленькие чашки, 2 маленькие коробки

 

Сядьте с Сашей за стол или в другом удобном месте. Дайте Саше один из вышеупомянутых предметов, включая куклу, и оставьте аналогичные предметы себе. Возьмите свою куклу и поставьте ее перед собой. Предложите Саше сделать то же самое. Помогите ей только тогда, когда она явно не знает, что должна делать. Затем положите куклу в коробку и сверху накройте полотенцем, как будто Вы хотите уложить ее спать. Пусть Саша сделает то же самое. Начните сначала и вытрите кукле нос, покормите ее ложечкой и дайте ей попить из чашки.

 

Упражнение 21. Подражать голосам животных

Имитация: звуковая, 2-3 года

Речь: образование звуков, 1-2 года

Учебная цель: более четкая артикуляция, осознание собственных движений рта; имитация движений рта

Задание: подражать голосам пяти животных

Материал: миниатюрные животные или картинки с изображением животных

 

Сядьте за стол напротив Яна и положите в стороне 5 миниатюрных игрушек животных или картинки с их изображением. Возьмите одну из них и покажите ее Яну. Побудите Яна посмотреть на Ваш рот и воспроизвести голос этого животного. Передайте его своим голосом и сделайте при этом выразительные и четкие движения ртом. Возьмите руку Яна и позвольте ему потрогать Ваш рот, в то время как Вы воспроизводите еще раз голос животного. Затем дайте ему животное и предложите ему сделать это самому. Похвалите его за каждую попытку и помогите ему правильно двигать ртом. Продолжайте воспроизводить голос животного, чтобы у него была модель, по которой он смог бы ориентироваться. Животные, которые хорошо подходят для этого упражнения: собаки, кошки, овцы, коровы.

 

Упражнение 22. Игра с пением и движениями рук

Имитация: моторная, 3-4 года

Тонкая моторика: движения рук, 3-4 года

Учебная цель: подражать движениям и положениям рук во время песни

Задание: подражая разъединять и соединять руки. Имитируя положить руки на бедра, голову и спину

Материал: отсутствует

 

Найдите простую мелодию, которую повторяйте много раз и пойте:

· руки вместе, руки врозь;

· руки хлоп, хлоп, хлоп;

· руки вместе, руки врозь;

· руки вниз, вниз, вниз.

 

Другие варианты: "Руки на голову" и "Руки на ягодицы". Игры с пением такого рода часто организуются в группах детских садов. Сядьте напротив Полины, чтобы Ваши колени соприкасались, и спойте первую строку совсем медленно и подчеркнуто "Руки вместе, руки врозь". Помогите ей правильно двигать руками, чтобы она осознала, что должна делать то же самое. Как только она начнет правильно реагировать, Вы должны петь песню в обычном темпе.

 

Упражнение 23. Прогрессивные имитационные упражнения с пластилином

Имитация: моторная, 3-4 года

Тонкая моторика: оперирование материалом, 3-4 года

Восприятие: визуальное, 3-4 года

Имитация: словесная, 2-3 года

Учебная цель: внимательно наблюдать за деятельностью другого лица, укрепление пальцев

Задание: делать простые фигурки из пластилина

Материал: пластилин

 

Положите на стол 6 кусков пластилина средней величины: 3 из них возле Толи и 3 около себя. Сделайте из одного куска предмет, который Толя знает, например миску. Предложите Толе также вылепить предмет ("Толя, сделай также!"). Очевидно, что сначала Вам нужно будет ему немного помочь. Затем продолжайте придавать пластилину нужную форму, чтобы у него была модель, по которой он сможет ориентироваться. Если ему частично удалось слепить миску, то поставьте обе миски в сторону и похвалите его. Таким же образом поступите и с другими кусками пластилина, делая, например, крест или кольцо. Снова назовите предметы и заставьте Толю повторить названия. Если у него при моделировании возникают трудности, то полезным может быть третье лицо, которое ему поможет, пока Вы сами занимаетесь лепкой.

 

Упражнение 24. Подражать походке животных

Имитация: моторная, 4-5 лет

Грубая моторика: владение телом, 4-5 лет

Учебная цель: подражать комплексным движениям, совершенствование способности замечать образцы движения

Задание: подражать передвижению трех видов животных

Материал: 3 мягкие игрушки животных или картинки с животными (выберите только тех животных, которые четко отличаются друг от друга в своих движениях, например: птица, заяц, слон)

 

Найдите место, где Вы можете с Тимой свободно двигаться, ничего не задевая. Покажите Тимофею одну из мягких игрушек или картинку с животным. Другие оставьте в поле его зрения, чтобы он видел, из скольких частей состоит задание. Покажите ему, например, картинку с птицей и скажите: "Посмотри, Тима, птица. Птица летит". Помашите руками, как будто бы Вы летите и повторите: "Птица летит". Попытайтесь заставить его вместе с Вами несколько секунд помахать руками. Сначала Вам, возможно, нужно будет направлять его руки. Повторите упражнение с двумя другими животными. Если Тима проделал пару раз каждое из действий, то ему нужно начинать с того, чтобы соединить рисунок и название с действием, которому нужно подражать, Если он легко подражает Вашим действиям, сделайте паузу на несколько секунд, после того как Вы показали ему рисунок или мягкую игрушку, чтобы увидеть, начинает ли он сам соответствующее движение. Скажите: "Смотри, Тима, птица. Что делает птица?". Если он без Ваших движений может запутаться, то проделайте это упражнение еще некоторое время как обычное упражнение на подражание. Важно продвигаться вперед не так быстро, так как Тиме нужно много времени, чтобы справиться с упражнением.

 

Упражнение 25. Игра в "статуи"

Имитация: моторная, 4-5 лет

Грубая моторика: владение телом, 4-5 лет

Учебная цель: имитация различных положений тела

Материал: фотографии (картинки) людей, находящихся в различных позах

 

Покажите Тиме фотографию человека, на которой он изображен в простой позе. Примите сами эту позу и помогите ему изобразить то же самое. Если можно, то пусть второй человек поможет Тиме привести руки и ноги в соответствующую позицию, а он в это время смотрит на Вас как на модель. Начинайте делать простые упражнения, выполняя которые Тимофей не сможет потерять равновесие. Когда он лучше овладеет своим телом, покажите ему более трудные упражнения.

 

Упражнение 26. Подражать двухразовым действиям

Имитация: моторная, 4-5 лет

Грубая моторика: владение телом, 2-3 года

Познавательные действия: последовательность, 1-2 года

Учебная цель: внимательно наблюдать и подражать действиям другого лица; запомнить последовательность действий

Задание: последовательно подражать двум простым действиям

Материал: отсутствует

 

Убедитесь, что Марк смотрит на Вас и выполните последовательно два простых движения. Предпосылкой является то, что Марк может выполнять данные движения. Выполнив оба действия, сначала помогите Марку сделать то же и похвалите его. Затем пусть он сам проделает оба действия. Если он выполняет лишь одно движение или не придерживается очередности, то помогите ему еще раз и похвалите его.

 

Примеры:

· ухватиться за дверь и затем обойти вокруг стола;

· закрыть дверь и сесть на указанный стул;

· постучать по столу и в дверь;

· сесть на стул, а затем подбежатьк двери.

 

 

Упражнение 27. Осязать изменения темпа и силы звука

Имитация: моторная, 4-5 лет

Восприятие: слуховое, 3-4 года

Тонкая моторика: оперирование материалом, 0-1 год

Учебная цель: осознанно воспринимать и подражать понятиям "тихо/громко", "быстро/медленно".

Задание: постучать ложкой по сковороде и при этом имитировать силу звука и изменение темпа

Материал: 2 ложки, 2 сковороды

 

Сядьте с Вовой за стол. Положите перед Вовой и собой по ложке и сковороде. Начинайте равномерно в среднем темпе стучать ложкой по сковороде. Пусть Вова сделает то же самое. Помогайте ему при этом как можно меньше. Когда Вова стучит, приспосабливайтесь к его темпу. Войдя в его темп, неожиданно начинайте стучать значительно быстрее, чтобы Вова мог это отчетливо видеть и слышать. Если Вова не справляется с этим темпом, то возьмите его руки в свои и помогите ему достичь данного темпа. При этом говорите: "Стучи быстрее, Вова". Если он увеличит темп с Вашей помощью, то замедлите его и посмотрите, следует ли этому Вова. Повторите это занятие многократно, пока он не усвоит момент изменения темпа и не будет следовать за Вами достаточно хорошо.

 

Если Вова успешно освоил изменение темпа, то постарайтесь тем же способом научить его воспринимать изменение силы звука.

 

Раздел 2. Восприятие

 

Многие нарушения в поведении детей-аутистов являются результатом расстроенного восприятия или неверной переработки сенсорной информации. Эти проблемы могут касаться как одного из органов чувств, таки ихсовокупности: слуха, зрения, осязания или обоняния. Одно из самых распространенных затруднений детей-аутистов состоит в их неспособности интегрировать сенсорную информацию различных уровней восприятия для формирования адекватной картины их окружения.

 

Нарушения восприятия у детей, страдающих аутизмом, различны. Так, один ребенок может не услышать шум в непосредственной близости, а на отдаленный шум транспорта реагировать сверхчувствительно. Другие дети имеют необычную привязанность к определенным продуктам питания, обнюхивают или берут в рот предметы. Некоторые дети-аутисты сверхчувствительны в одной сфере чувств и невосприимчивы в другой. Хотя дисфункция в каждой сфере чувств может повлечь за собой трудности в адаптации, нарушения в переработке аудиовизуальной информации являются, по-видимому, самыми значительными, так как они самым теснымобразом связаны с познавательной функцией.

 

Как и в других сферах деятельности, так и в сфере восприятия за последнее время были созданы специализации, причем наиболее интенсивно терапевты занимались нарушением сенсорной интеграции. Однако здесь как и в других сферах, учитывается, что педагоги и родители должны ввести тренировку функций восприятия в индивидуальную программу развития.

 

Адекватное использование сенсорныхорганов должно прививаться детям, страдающим аутизмом, как и любая другая способность. Далее мы предлагаем некоторые примеры для таких разделов программы развития, которые в первую очередь занимаются аудиовизуальным восприятием и которые хорошо зарекомендовалисебя в нашей работе с детьми разных уровней развития.

 

Упражнение 28. Найти игрушку, спрятанную под платком

Восприятие: визуальное, 0-1 год

Тонкая моторика: хватание, 0-1 год

Учебная цель: улучшение визуального внимания, удерживание в памяти представления о предмете в течение короткого периода

Задание: наблюдать, как прячется игрушка, сохранять в течение короткого времени интерес к ней и, наконец, найти ее

Материал: маленький платок, салфетка, любимая игрушка, кекс или что-то в этом роде

 

Покажите Анне игрушку и дайте ей с ней немножко поиграть. Потом заберите ее и положите перед глазами Анны на пол, быстро накройте ее платком. Воскликните: "О-о-о!" - и помогите ей стянуть платок рукой. Сделайте вид, что Вы удивлены, когда увидите игрушку, чтобы пробудить интерес у Анны. Помогайте ей все меньше по мере того, как она знакомится с игрой и начинает сама стягивать платок.

Упражнение 29. Следить взглядом за движениями

Восприятие: визуальное, 0-1 год

Тонкая моторика: хватание, 0-1 год

Учебная цель: улучшение визуального внимания

Задание: наблюдать за рукой человека и обращать внимания на то, куда она что-то кладет

Материал: 3 маленьких блюда, маленькие кусочки кекса

 

Сядьте напротив Сони за стол и поставьте 3 блюда между собой и ребенком, чтобы между ними было расстояние примерно 15 см. Поднимите вверх кусочек кекса и скажите:

"Посмотри, Соня!" - и повертите кексом перед ее глазами. Когда она на это посмотрит, положите кекс на одно из трех блюд. Если она не сразу возьмет его, то скажите: "Возьми кекс" - и укажите ей на блюдо. Если она все еще не реагирует, то привлеките ее внимание к себе и положите ее руку на кекс. Повторяйте это часто, пока Соня не начнет наблюдать за Вашей рукой и не заметит, куда Вы положили кекс и, наконец, возьмет его из блюда без всякой помощи.

Упражнение 30. Поднять упавший предмет

Восприятие: визуальное, 0-1 год

Тонкая моторика: хватание, 1-2 года

Грубая моторика: руки, 1-2 года

Учебная цель: систематические поиски предмета

Задание: наблюдать, как предмет падает на пол,смотреть,где он лежит, наклониться и поднять предмет

Материал: маленькое блюдо, 5 цветных кубиков

 

Положите себе на колени блюдо и поставьте возле себя Диму. Скажите: "Смотри!" - и сбросьте кубик со стола. Воскликните удивленно: "О-о-о!" - покажите на пол и скажите: "Посмотри, где кубик?", "Дай его мне!". Если необходимо, то помогите ему найти и поднять кубик. Пусть он положит кубик на блюдо. Сразу же похвалите его. Повторите действие с остальными четырьмя кубиками. Скажите потом: "Готово, спасибо, Дима!". Погладьте его и дайте ему в качестве вознаграждения сладость.

Упражнение 31. Найти кусочек пищи под бокалом

Восприятие: визуальное, 0-1 год

Учебная цель: улучшение визуального внимания

Задание: поднять бокал, чтобы взять из-под него кусочек пищи

Материал: бокал, изюминки или кекс, земляные орехи и др.

 

Сядьте напротив Анны за стол, поднимите вверх изюминку и подержите в поле зрения Анны. Скажите: "Посмотри, Анна!". Обратите внимание на то, чтобы она посмотрела на Вас, и положите изюминку перед ней на стол. Медленно накройте ее бокалом. Возьмите руку Анны и помогите ей опрокинуть бокал. Сделайте вид, что Вы удивлены, когда увидите изюминку, и воскликните: "Посмотри, Анна!". Повторите это, но пусть на этот раз Анна сама опрокинет бокал. Продолжайте упражнение дотех пор, пока она сама станет опрокидывать бокал.

Упражнение 32. Реагировать на шум сигнала

Восприятие: слуховое, 0-1 год

Познавательная деятельность: понимание речи, 1-2 года

Учебная цель: обращать внимание на знакомый шум и понимать его как сигнал для предстоящего события

Задание: остановиться, когда прозвучит звонок, обернуться на источник шума и подбежать к взрослому

Материал: звонкий колокольчик

 

Рома всегда любит купаться и ездить на автомобиле. Прежде чем произойдет это событие, громко позвоните у него за спиной колокольчиком. Как только он обернется, возьмите его за руку и скажите: "Купаться!" или "Поедем на автомобиле!" - и начинайте соответствующую подготовку. Если он при звуке колокольчика не поворачивается, то покрутите колокольчиком вокруг его головы, пока он не увидит движения колокольчика. Не давайте ему увидеть звенящий колокольчик до тех пор, пока не убедитесь, что он сам реагирует на шум. Когда он привыкнет к этому действию, он скорее услышит шум. Звоните колокольчиком только перед этими двумя процедурами и не делайте это в других случаях. Когда ему весь процесс будет знаком, звоните постепенно с более дальних расстояний.

Упражнение 33. Различать акустические сигналы

Восприятие: слуховое, 0-1 год

Социальные отношения: интеракция, 0-1 год

Учебная цель: обучение слуховому восприятию

Задание: понять, что два по-разному звучащих слова относятся к двум разным действиям, различать звучание слов и ожидать ассоциированное действие

Материал: отсутствует

 

Выберите два хорошо звучащих слова и сопроводите их двумя движениями, которые радуют Бианку. Погладьте ей, например, животик и воскликните при этом: "Ти-ти-ти" - или похлопайте в ладони со словами: "Хлоп, хлоп". Соединяйте всегда одинаковое слово с одинаковым действием. Бианка будет обращать внимание на это слово и связывать его с соответствующим действием. После того как Вы повторили вместе несколько раз слово и действие, произнесите слово без соответствующего действия, чтобы увидеть, ожидает ли его Бианка. Подождите, например, несколько секунд, прежде чем погладить ее. Скажите: "Ти-ти-ти", повторите это еще раз и обратите внимание на то, ожидает ли Бианка, что ее погладят. Скажите также: "Хлоп, хлоп!" - и обратите внимание, протягивает ли она к Вам руки.

Упражнение 34. Приносить определенные предметы

Восприятие: визуальное, 1-2 года

Познавательная деятельность: понимание речи, 1-2 года

Учебная цель: улучшение визуального внимания и способности отличать предметы друг от друга

Задание: обыскать помещение в поисках определенного предмета и принести этот предмет не задерживаясь благодаря другим стимулам

Материал: коробки средней величины, 3 парыпредметовобихода (например, ботинки, чашки, яблоки)

 

Положите 3 различных предмета в комнате так, чтобыихбыло хорошо видно. Встаньте с Георгом на место, откуда он сможет хорошо видеть предметы. Покажите ему один из предметов, например ботинок, поднимите его и скажите: "Принеси ботинок!". Если он затрудняется обнаружить в комнате нужный предмет, то привлеките его внимание к соответствующему месту, показывая в направлении ботинка. Если он его еще не замечает, то покажите ему прямо на ботинок. Если этого не достаточно, возьмите его за руку, покажите еще раз предмет и скажите: "Принеси ботинок!" - и подойдите с ним к ботинку. Принесите его вместе к исходной точке и положите в коробку. Хвалите Георга каждый раз, когда один из предметов возвращается в коробку, даже если Вы ему помогаете.

 

Повторяйте этот процесс, пока все предметы не окажутся в коробке. Когда у Георга появляется необходимое понимание речи, используйте только чисто языковую команду "Принеси ботинок!", не показывая ему предмет.



Упражнение 35. Прятать предметы

Восприятие: визуальное, 1-2 года

Учебная цель: улучшение визуального внимания в способности замечать

Задание: найти предмет, спрятанный под одной из трех чашек

Материал: 3 различные по виду чашки, 3 одинаковые чашки, кексы и др.

 

Сядьте за стол напротив Павла. Используйте для первой части упражнения 3 различные чашки или 3 различные емкости, например чашку, бокал и узкую высокую коробку. Поставьте три чашки или другие емкости рядом, перевернутыми на стол. Скажите: "Посмотри, Павел!" - и покажите ему кусочек кекса. Когда Вы убедитесь, что он наблюдает за Вашей рукой, спрячьте кекс под одной из трех емкостей. Не меняйте при этом положение чашек.

 

Скажите: "Возьми кекс!" - и укажите в направлении чашек чтобы побудить его искать кекс. Если он это явно не понимает, то возьмите его руку и поднимите ею нужную чашку. Сделайте вид, что Вы удивлены, когда увидите под ней кекс. Похвалите его и дайте ему съесть этот кекс. Когда он научится наблюдать за Вашей рукой и находить кекс под тремя различными по виду емкостями, повторите это упражнение с тремя одинаковыми чашками. Если он в состоянии находить кекс под одной из одинаковых чашек, то возьмите только 2 чашки, но поменяйте их местоположение когда будете класть кекс под одну из них.

 

Не забудьте каждый раз обращать внимание на то, чтобы Павел смотрел на Вашу руку, когда Вы прячете кекс.

 

 

Упражнение 36. Класть кубик на отмеченное место

Восприятие: визуальное, 1-2 года

Координация глаз, рук: контроль, 1-2 года

Учебная цель: обучение визуальному восприятию и координация глаз, рук

Задание: положить 4 кубика на коврик (подстилку)

Материал: 4 кубика, несколько листов белой бумагиили картона, широкий фломастер

 

Подготовьте несколько рабочих листов, перенеся очертания четырех кубиков на бумагу и рисуя возникающие линии. Изготовьте таким способом много образцов. Положите 1 из рабочих листков на стол и дайте Маше 1 кубик. Покажитенаотмеченное место и скажите: "Положи его сюда!". Возьмите ее руку и положите ее кубик на соответствующее место. Похвалите Машу и повторите действие, пока все кубики не будут лежать на своих местах. Возьмите второй листок и действуйте тем же способом, но в этот раз, кладя четвертый кубик, не указывайте на оставшееся свободное место. Скажите только: "Положи его сюда!" - и наблюдайте, найдет ли Маша свободное место и положит ли туда кубик. Понемногу сокращайте свою помощь, пока Маша не. выполнит задание самостоятельно.

Упражнение 37. Соотносить фигуры

Восприятие: визуальное, 2-3 года

Познавательная деятельность: соотношение, 2-3 года

Учебная цель: обучение визуальной способности различать и изучение сочетания

Задание: найти эквивалентпары простых фигур

Материал: бумага, кисточка для рисования или фломастеры

 

Вырежьте маленькие прямоугольные карточки и нарисуйте на них фигуры. Изготовьте несколько таких фигур отдельно. Положите карточки на стол так, чтобы Федя мог охватить их одним взглядом. Дайте Феде в руку 1 фигурку и спросите: "Где другая?". Ведите его руку от одной карточки к другой, чтобы сравнить их. Если фигуры неодинаковые, говорите:"Нет, не подходит!" - и сравнивайте ее со следующей. Кода Вы попадете на нужную карточку, скажите: "Да, этоподходит!" - и отложите обе карточки в сторону. Обращайте внимание на то, чтобы Федя точно видел, как Вы сравниваете фигуры. Повторяйте этот процесс до тех пор, пока не найдены совпадающие карточки. Сначала используйте за один раз только 3 фигуры, но постепенно увеличивайте количество и сложность фигур, если он делает успехи.

Упражнение 38. Различать источники шума

Восприятие: слуховое, 2-3 года

Тонкая моторика: оперирование материалом, 1-2 года

Учебная цель: различать исочетать шумы

Задание: распознавать различные шумы и находить их источники

Материал: 3 пары предметов, которые издают определенный шум (колокольчик, гребень, звуковая игрушка, сигнальный свисток)

 

Сядьте с Даней за стол. Положите 2 различных предмета возле него, а их эквиваленты оставьте себе. Одним из предметов воспроизведите шум. Возьмите затем его в руку и помогите Дане произвести такой же звук соответствующим предметом. Отложите первую пару и повторите действие с другой. Положите также вторую пару на прежнее место, возьмите затем опять первый предмет, произведите с его помощью звук и заставьте Даню сделать то же самое. Наблюдайте, выбирает ли он правильный предмет. Если он берет не тот предмет, то отведите его руку и покажите ему правильный. Повторите этот процесс попеременно с обеими предметами. Если он систематически выбирает соответствующий предмет,то чередуйте последовательность.

 

Положите наконец все предметы в коробку за Вашей спиной, выберите один из них и произведите звук так, чтобы Даня не мог видеть, какой предмет Вы держите в руке. Заставьте его найти правильный эквивалент и воспроизвести подобный звук. Если он выполняет это упражнение уверенно, то увеличивайте количество предметов, которые Вы используете одновременно, но убедитесь, что звуки этих предметов можно хорошо различать.

Упражнение 39. Коробка с формами

Восприятие: визуальное, 2-3 года

Познавательная деятельность: соотношение, 2-3 года

Координация глаз, рук: контроль, 2-3 года

Тонкая моторика: оперирование материалом, 2-3 года

Учебная цель: систематически сравнивать и соотносить формы; улучшение координации глаз, рук

Задание: сложить 3 разных по форме предмета в обычную коробку с формами

Материал: коробка, 3 предмета, разных по форме и величине (например, большая деревянная бусина, 2 разных кубика)

 

Изготовьте обычную коробку с формами, перенося на крышку коробки контурные линии 3 предметов и вырезаяих(можно использовать обувную коробку)

 

Обратите внимание на то, чтобы 3 предмета можно было легко просунуть в отверстия. Покажите Коле, как берут предмет, сравнивают с каждым из отверстий, пока не найдено верное, и затем опускают через отверстие в коробку. Затем дайте ему второй предмет. Если он еще не понимает, что он должен делать, то направьте его руку соответствующим способом. Направьте его руку к одному из отверстий так, чтобы можно было сравнить. Если предмет не проходит через отверстие, то скажите "нет" и перейдите к следующему отверстию. Если Вы попали в правильное отверстие, то скажите "да" и помогите ему его протолкнуть.

 

Повторите процесс, пока он не сможет протолкнуть в коробку все предметы без помощи. Если это коробка с формами для него слишком простая, изготовьте более сложную для большего числа предметов, различных по величине и форме.

Упражнение 40. Строить по образцам из кубиков

Восприятие: визуальное, 3-4 года

Имитация: моторная, 2-3 года

Координация глаз, рук: контроль, 2-3 года

Учебная цель: отличать друг от друга образцы и строить по ним

Задание: сложить по образцу фигуру из пяти кубиков

Материал: 10 кубиков

 

Сядьте со Степой за стол. Дайте ему 5 кубиков, а остальные оставьте для себя. Скажите: "Посмотри сюда, Степан!" - и сложите из своих кубиков простой образец (башня, дорожка и т.п.). Обращайте внимание на то, смотрит ли Степан на Вас и разглядывает ли образец. Укажите на свои кубики и скажите: "Сделай то же самое!". Сначала Вы должны взять его руки и помочь ему сложить кубики в правильную позицию. Повторите это действие с тремя различными образцами. Ограничивайте свою помощь, когда он начинает самостоятельно складывать по образцу. Хвалите его за каждое правильное действие.

Упражнение 41. Соотносить формы

Восприятие: визуальное, 3-4 года

Познавательная деятельность: соотношение, 3-4 года

Учебная цель: улучшение визуального внимания, систематического сравнения и соотношения

Задание: соотнести 3 разные формы

Материал: плотная цветная бумага или картон

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 389; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.127 сек.