Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Превышение власти или служебных полномочий




Статья 426. Превышение власти или служебных полномочий

1. Умышленное совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы прав и полномочий, предоставленных ему по службе, повлекшее причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам (превышение власти или служебных полномочий), –

наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью со штрафом или лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

2. Превышение власти или служебных полномочий, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности, –

наказывается лишением свободы на срок от двух до шести лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

3. Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим ответственное положение, либо повлекшие тяжкие последствия, а равно умышленное совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы прав и полномочий, предоставленных ему по службе, сопряженное с насилием, мучением или оскорблением потерпевшего либо применением оружия или специальных средств, –

наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с конфискацией имущества или без конфискации и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Преступления против интересов службы представляют собой общественно опасные деяния, которые совершаются представителями власти или долж­ностными лицами вопреки интересам службы и причиняют вред нормаль­ной деятельности органов государственной власти или ставят их в опасность причинения вреда.

Непосредственным объектом являются общественные отношения, обес­печивающие нормальное, основанное на законе, функционирование государ­ственной службы, права и интересы граждан.

Превышение власти или служебных полномочий представляет собой умышленное совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы прав и полномочий, предоставленных ему по службе, повлекшее причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам.

В отличие от злоупотребления властью или служ. полномочиями, при совершении данного преступления д.л. совершает такие действия по службе, которые и по форме не соответствуют служебной компетенции, и по содержанию являются незаконными.

Если превышение власти подразумевает такое действие по службе, которое выходит за рамки компетенции должностного лица, то злоупотребление – это совершение все-таки в пределах служебной компетенции данного должностного лица действия, которые признаются незаконными вследствие их противоречия интересам службы.

Решая вопрос о том, были ли превышены д.л. власть или служебные полномочия, необходимо точно установить круг, объем и сферу его служебных полномочий - компетенцию. Следует учитывать, что полномочия д.л. по службе определяются не только соответствующими законами, но и иными актами законодательства, в т.ч. уставами, положениями. инструкциями, циркулярами, приказами и т.д.

Несмотря на то что превышение власти или служебных полномочий характеризуется совершением действий, которые явно выходят за пределы предоставленных д.л. полномочий, необходимо установить, что эти действия были совершены:

  • по службе, т.е. связаны с использованием служебного положения;
  • совершены д.л. при исполнении служ. обязанностей.

Для фиксации состава рассм-го преступления важно установить, что совершенные д.л. по службе действия явно выходили за пределы предоставленных ему полномочий.

Явность означает очевидность, бесспорность (прежде всего для самого д.л.) того, что совершенные им по службе действия не следует совершать, поскольку они не входят в круг его должностных полномочий. Если вопрос о превышении власти или служебных полномочий является спорным и д.л. превысило полномочия вследствие нечеткого распределения полномочий между вышестоящими и нижестоящими д.л., УО за превышение власти или служебных полномочий исключается.

Объективная сторона - превышение власти или служебных полномочий может выражаться только в активных действиях. Действия по службе, характеризующиеся превышением власти или служебных полномочий, состоят:

  1. в совершении действий по службе, которые относятся к компетенции вышестоящего д.л. данного ведомства;
  2. в совершении действий, входящих в компетенцию д.л. другого ведомства;
  3. в совершении действий, входящих в компетенцию коллегиального органа;
  4. в совершении, хотя и входящих в компетенцию данного д.л., но совершение которых допустимо лишь при определенных условиях, отсутствующих в данном случае;
  5. в совершении действий, которые не правомочно совершать ни одно д.л.

Превышение власти или служебных полномочий влечет УО, если это повлекло причинение ущерба в крупном размере или существенный вред правам и законным интересам граждан либо гос. или общественным интересам.

Между превышением власти или служебных полномочий и наступившими последствиями должна прослеживаться причинная связь.

Субъектом превышения власти или служебных полномочий м.б. только д.л.

С субъективной стороны превышение власти или служебных полномочий характеризуется только умышленной (в виде прямого умысла) виной по отношению к совершению действий, явно выходящих за пределы служебных полномочий лица, и умышленной или неосторожной виной к наступившим последствиям.

Для квалификации превышения власти или служебных полномочий по ч.2 ст. 426 необходимо установить, что д.л. совершило указанные действия по службе из корыстной или иной личной заинтересованности.

Ч.3 ст. 426 предусматривает ответственность за превышение власти или служебных полномочий, совершенное д.л. занимающим ответственное положение (ч.5 ст. 4) или повлекшее тяжкие последствия.

Под должностными лицами, занимающими ответственное положение, понимаются:
1) Президент РБ, Председатель Палаты представителей и Председатель Совета Республики Национального собрания РБ, Премьер-министр РБ и их заместители;
2) руководители государственных органов, непосредственно подчиненных или подотчетных Президенту, Парламенту, Правительству РБ, и их заместители;
3) руководители местных Советов депутатов, ИРО и их заместители;
4) судьи;
5) прокуроры областей, города Минска, прокуроры районов (городов), межрайонные и приравненные к ним прокуроры и их заместители;
6) начальники следственных подразделений, органов дознания и их заместители, следователи.

Особым видом превышения власти или служебных полномочий, квалифицируемых по ч.3 ст. 426, является превышение, сопряженное с насилием, мучением или оскорблением потерпевшего либо применением оружия или специальных средств.

Превышение власти или служ. полномочий при наличии в содеянном указанных квалифицирующих обстоятельств влечет УО даже в том случае, если не наступили последствия, предусмотренные ч.1 ст. 426, и может проявляться в следующих формах:

  • в совершении д.л. действий по службе, которые сами по себе явно превышают должностные полномочия и к тому же сопряжены с вышеперечисленными квалифицирующими обстоятельствами.
  • в превышении власти или служебных полномочий, которое изначально выражается в насильственных действиях в отношении потерпевшего, оскорблении либо незаконном применении оружия или специальных средств, то есть в совершении по службе таких действий, которые д.л. вообще не вправе совершить либо вправе, но при наличии определенных условий, отсутствующих в данном случае.

Насилие или иные указанные выше обстоятельства могут рассматриваться в качестве квалифицирующих лишь в том случае, если бы они были допущены должностным лицом в процессе использования им служебных полномочий.

Фактическое насилие может проявляться в причинении потерпевшему побоев, физической боли, телесных повреждений, смерти, в ограничении или лишении свободы, в изнасиловании. психическое насилие выражается в реальной угрозе применения описанного выше физического насилия в отношении самого потерпевшего или его близких. С учетом сравнительной оценки тяжести преступлений превышение власти или служебных полномочий, сопровождавшееся умышленным причинением смерти, а равно изнасилованием, квалифицируется по совокупности преступлений.

Причинение мучений – это совершение таких действий в отношении потерпевшего, которые причиняют ему физические или психические страдания (лишение пищи, воды, помещение в комнату «шумов», ущемление головы, применение иного физ. насилия, причиняющего нестерпимую боль или страдания).

Под оскорблением понимается унижение чести и достоинства потерпевшего в словесной форме или действием.

Под применением оружия или специальных средств понимается их реальное использование для причинения вреда потерпевшим (выстрел, удар резиновой дубинкой, холодным оружием, впрыскивание паров газа, электрошоковое воздействие и т.д.), а равно попытка применения указанных средств. Оружие должно применяться в соответствии с его поражающими свойствами. В противном случае речь должна идти об обычном насилии как квалифицирующем признаке превышения власти или служебных полномочий.

К «оружию» относится как огнестрельное, так и холодное оружие, а также газовые пистолеты. К «специальным средствам» относятся наручники, смирительные рубашки, резиновые дубинки, газовые баллончики, электрошок, водометы и т.п.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 693; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.