Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные принципы административно-территориального устройства




Понятие административно-территориального устройства, его задачи.

Под формой государственно-территориального устройства понимается определенный порядок деления территории государства на составные части, правовой статус и характер взаимоотношений центральных органов государственной власти с органами власти составных частей.

Административно-территориальное устройство белорусского государства - это деление территории Республики Беларусь на определенные части в целях эффективной организации государственного управления и местного самоуправления, обеспечения законности и правопорядка, реализации прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь.

Законом определены основные принципы административно-территориального деления. Оно основывается на следующих принципах:- единства и неотчуждаемости территории РБ как естественного условия существования и пространственного предела самоопределения народа, основы его благосостояния и суверенитета РБ; - сочетания общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории; - сочетания единой государственной власти РБ, осуществление которой основано на принципе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную, с местным самоуправлением; - осуществления местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами своих полномочий в пределах границ соответствующих административно-территориальных единиц; -равномерности, сбалансированности и комплексности развития административно-территориальных единиц, взаимосвязи административно-территориального устройства и социально-экономического районирования; - включения в состав территорий более крупных административно-территориальных единиц территорий менее крупных административно-территориальных единиц; - примерного равенства размеров территории и численности населения административно-территориальных единиц одного вида; - многообразия правовых статусов административно-территориальных и территориальных единиц в соответствии с их назначением, местными особенностями, уровнем социально-экономического развития и другими факторами; - гласности и учета общественного мнения при решении вопросов административно-территориального устройства.

 

 

Государственный суверенитет – выражается в верховенстве государственной власти внутри страны, ее самостоятельности и независимости.

Верховенство проявляется в способности государственной власти самостоятельно издавать общеобязательные правила поведения, устанавливать процедуры их реализации и меры юридической ответственности, а также контролировать ход реализации указанных правил поведения. Иные формы власти не могут издавать предписания, противоречащие установленным государством правилам поведения.

Самостоятельность и независимость государственной власти проявляются в том, что органы государственной власти осуществляют свою ключевые управленческие функции самостоятельно и независимо (в рамках своей компетенции) от иных форм власти в стране, а также от иностранных государств и международных организаций.

Некоторые ученые (к примеру, Г. Мейер) при раскрытии понятия государственного суверенитета различали государственно-правовой и международно-правовой суверенитет. Государственно-правовой суверенитет заключался в исключительном праве властвования над всеми находящимися в государстве лицами и корпорациями, а международно-правовой – в свободе от господства иных публично-политических образований.

 

 

61. Виды и конституционно-правовая характеристика административно-тер. Единиц Беларуси. Унитарное государство: понятие и признаки

Унитарное государство – это единое, неделимое, цельное государственное образование, состоящее из адм.-тер. Единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.

Признаки унитарного государства:

1)наличие единых, общих для всей страны высших представительных, исполнительных и судебных органов, которые осуществляют руководство местными органами;

25)единая конституция и единое законодательство;

3)деление тер.государства на адм.-тер.единицы, которые гос.суверенитетом не обладают;

4)статус органов власти определяется нормами общегосударственного права;

5)единое гражданство, единый бюджет, единые воор.силы. Административно-территориальное деление РБ

Один из осн.признаков государства – территория, на которую распр. Суверенитет и власть государства. Под территорией понимается не только сухопутная ее часть, но и воздушное пространство над территорией, недра, расположенные под территорией.

В соответ. С Конст.РБ территория РБ едина и неотчуждаема. Она охран. Государством в соответ. С Законом РБ «О гос.границе РБ» (1992г.).

Адм.-тер.деление территории РБ как унитарного государства –это деление тер.РБ на определенные части в целях эффективной организации гос.управления и местного управления, обеспечения законности и правопорядка, реализации прав, свобод и законных интересов граждан РБ. Главное назначение адм.-тер. Деления государства состоит в том, чтобы способствовать наиболее усиленному осуществлению его организаторской деятельности, наиболее рациональному построению гос.аппарата. Адм.-тер.деление – это также необходимая соц.-эк. Основа развития государства, поскольку направлено на оптимизацию хоз.-эк., соц.-культ. Деятельности страны.

Правовую базу адм.-тер.деления и устройства ост.: Конституция РБ, Закон РБ «Об адм.-тер.делении и порядке решения вопросов адм.-тер.устройства РБ» (1998г.), Закон РБ «О статусе столицы РБ – города Минска» (2000г.), Указ Президента РБ «Об утв. Положения о порядке решения вопросов, связанных с объединением одноименных адм.-тер.единиц, имеющих общий административный центр» (1998г.).

62. Компетенция государственных органов РБ в области адм.-тер.устройства. Согласно Закона РБ «Об адм.-тер.делении и порядке решения вопросов адм.-тер.устройства РБ» резидент РБ по представлению Совета Министров РБ и с учетом мнения местных Советов депутатов: образует и упраздняет области и районы, устанавливает и переносит их адм.центры, устнавливает и изменяет границы г.Минска, областей, районов; присваивает наименования (переименовывает) областям, районам, городам областного подчинения и их районам, а также районам г,Минска; относит населенные пункты к категориям городов областного подчинения, устанавливает и изменяет их границы, образует, изменяет и упраздняет районы в городах. В соответ. С Законом об адм.-тер.делении Совет Министров РБ: 1) представляет Президенту РБ предложения по вопросам адм.-тер. Устройства для принятия соответ.решений; 2) устанавливает порядок учета и регистрации адм.-тер. И тер. Единиц РБ; 3) дает согласие областным Советам депутатов на отнесение насел.пунктов к категории городов районного подчинения; 4) создает топонимическую комиссию при Совете Министров РБ.

Определ.полномочиями наделены и местные Советы депутатов. Законом об адм.-тер.делении предусмотрено, что областные Советы депутатов с учетом мнения соответствующих нижестоящих Советов депутатов:1)вносят в Совет Министров РБ предложения об изменении границ области, образовании и упразднении районов в области и изменении их границ, установлении и перенесении их адм.центров, отнесении населенных пунктов к категории городов областного подчинения;2)устанавливают и изменяют границы городов районного подчинения и поселков городского типа. Областные исполнительные и распорядительные органы по представлению районных и городских исполнительных и распорядительных органов осущ. Учет существующих и регистрацию образуемых в границах областей адм.-тер.единиц, а также исключают их из учетных данных. Республиканская форма правления, ее разновидности. Форма гос.правления представл.собой способ организации верховной власти государства. Она влияет на структуру высших гос.органов и принципы их взаимодействия. Республика – главной чертой явл. Выборность главы государства на определенный срок. Республики подраздел.на несколько разновидностей в зависимости от объема полномочий и особенности взаимодействия высших органов власти: 1)президентская республика (президент обладает значит.полномочиями и явл. Одновременно главой государства и главой правительства. Пост премьер-министра отсутствует, а правительство формируется внепарламентским путем. Правительство не ответственно пред парламентом, и президент избирается независимо от парламента); 2) парламентарная республика (формирование правительства происходит на парламентской основе и оно ответственно перед ним. Глава государства выполняет главным образом представительские функции. Правительство занимает основное место в гос.механизме и осущ.управление страной. Президент избирается, как правило, парламентом и осуществляет свои полномочия с одобрения правительства); 3) смешанная республика (президент избирается внепарламентским путем и обладает широкими полномочиями.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 778; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.