Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Простые сложные




Простая гипотеза - гипотеза, которая ставит действие юридической нормы в зависимость от какого-либо одного условия, одного фактического обстоятельства.

Сложная гипотеза - гипотеза, которая ставит действие юридической нормы в зависимость от определенной совокупности условий, совокупности фактов (то есть предусматривает фактический юридический состав).

Простая диспозиция - диспозиция, предусматривающая одно конкретное правовое последствие, которое наступает при наличии определенных фактических обстоятельств.

Сложная диспозиция - диспозиция, предусматривающая несколько правовых последствий, которые одновременно наступают при наличии определенных фактических обстоятельств.

Простая санкция - санкция, которая определяет одну меру государственного взыскания к нарушителю правил, предусмотренных диспозицией.

Сложная санкция - санкция, которая определяет одновременно две (и более) меры государственного взыскания к нарушителю правил, предусмотренных диспозицией.

§ 10. Способы (формы) изложения норм права

По полноте изложения норм права в статьях нормативно-правовых актов различают формы (способы):

полная (прямая),

отсылочная,

бланкетная.

 

 

Полная

В статье содержатся все необходимые элементы нормы права без отсылок к другим статьям. Например, в ст. 99 Жилищного кодекса Украины указано: В случае прекращения действия договора найма жилого помещения (одновременно прекращается действие договора поднайма), поднаниматель и члены его семьи (а также временные жильцы) обязаны немедленно освободить занимаемое помещение. В случае отказа они подлежат выселению в судебном порядке, а из домов, грозящих обвалом, - в административном порядке.

 

Отсылочная

В статье содержатся не все элементы нормы права, но есть отсылка к другим статьям этого акта, где имеются недостающие сведения. Например, ст. 138 «Объявление розыска обвиняемого» Уголовно-процессуального кодекса Украины гласит: Если место пребывания лица, в отношении которого вынесено постановление о привлечении его по делу в качестве обвиняемого, не установлено, следователь объявляет розыск. При наличии оснований, предусмотренных в ст.155 настоящего Кодекса, следователь может избрать в отношении разыскиваемого обвиняемого меру пресечения в виде содержания под стражей.

 

Бланкетная

В статье содержится отсылка не к какому-то конкретному нормативному предписанию данного закона, а к другому нормативному акту. Такого рода статья представляет собой «бланк», который заполняется иным законом, источником права. Например, в ст. 2 Закона Украины «О залоге» от 02.10.1992 г. указывается: «Отношения залога, не предусмотренные этим законом, регулируются другими актами зако­нодательства Украины». Какими актами? Об этом в ст. 2 конкретно не сказано, и общим «бланкетным» образом пред­усмотрена возможность регулирования залоговых отношений другими актами законодательства Украины.

 

Исходя из форм изложения правовых норм в статьях нормативно-правовых актов их классифицируют на полные, отсылочные, бланкетные.

Формы (способы) изложения норм права в статьях нормативно-правовых актов п о уровню обобщения:

- казуистическая - содержание нормы раскрывается индивидуализированными понятиями, путем определенных фактов, случаев, признаков и др.;

- абстрактная - содержание нормы раскрывается общими, абстрактными, не индивидуализированными понятиями.

Глава 16

ПРАВОТВОРЧЕСТВО.

§ 1. Понятие правотворчества, его отличие
от законотворчества

Правотворчество - это правовая форма деятельности государства с участием гражданского общества (в предусмотренных законом случаях) по установлению (санкционированию), изменению, отмене юридических норм. Правотворчество выражается в формировании, систематизации, принятии и обнародовании нормативно-правовых актов.

Главное назначение правотворчества - установление новых правовых норм. Изменение и отмена устаревших правовых норм содействует утверждению новых и, следовательно, они входят в его состав как вспомогательные проявления правотворчества.

Признаки правотворчества:

1) осуществляется государством непосредственно либо с его предварительного разрешения, а также гражданским обществом (народом) и его субъектами;

2) состоит в создании новых норм права либо в изменении или отмене действующих норм;

3) получает завершение в письменном акте-документе, который называется нормативно-правовым актом;

4) происходит в соответствии с правовым регламентом, т.е. с процедурой, которая устанавливается правовыми нормами;

5) имеет конкретно-целевую и организационную направленность.

Правотворчество нельзя сводить к законотворчеству.

Законотворчество является исключительной монополией представительных высших органов государства (в Украине - Верховной Рады) либо народа (гражданского общества) в предусмотренных законом случаях. Законотворчество - важная составная часть правотворчества, заканчивающаяся принятием законов. Результат правотворчества - все нормативно-правовые акты: законы, указы, распоряжения, решения и др. Они появляются на свет вследствие сложной деятельности высших государственных органов, органов местного самоуправления, местной государственной администрации, коммерческих и некоммерческих организаций, трудовых коллективов.

Правотворчество - одно из важных направлений функционирования гражданского общества и государства, одна из правовых форм («оболочек») их деятельности. Его следует отличать от правообразования.

Правообразование - все формы и средства возникновения, развития и изменения права, в том числе и правотворчество.

Правотворчество - понятие более узкое, чем правообразование, оно - часть правообразования, его самостоятельная и решающая стадия (высший уровень). Инициативу, предложение о необходимости принятия того или иного закона нельзя считать правотворчеством, хотя с инициативы может начаться правотворчество. Обсуждение проекта конституции населением - это не правотворчество, но может привести к нему.

Правотворчество начинается тогда, когда принято государственное решение о подготовке проекта нормативно-правового акта, например, закона. Главным отличием правотворчества от правообразования является то, что творчество права осуществляется государственными органами или с их санкционирования, разрешения.

Правотворчество - прежде всего форма властно-волевой деятельности государства, формального нормативного закрепления меры свободы и справедливости, включающая в себя исследование, обобщение и систематизацию типичных конкретных правоотношений, возникающих в гражданском обществе, и направленная на создание нормативно-правового акта.

Правообразование - форма возникновения и бытия права в широком правовом поле: до правотворчества, рядом с ним, в виде правотворчества, после правотворчества, в процессе реализации права. Правообразование происходит и вне правотворчества государства, в рамках гражданского общества - в правосознании, конкретных правоотношениях, правомерном поведении, в пра­вовых теориях, судебных прецедентах и т.д. Правообразование питает правотворчество новыми правовыми идеями, правилами поведения, конкретными решениями, соглашениями, которые исследуются, обобщаются, систематизируются государством, а затем формулируются в нормах права, внешне выраженных в нор­мативно-правовых актах.

Можно выделить следующие уровни правообразования:

1) гносеологический - отражает процесс возникновения и развития права в форме правосознания;

2) материальный - выражает формирование права в виде конкретных правоотношений, правомерного поведения;

3) институциональный - отражает существование права как системы правовых норм.

Последний уровень правообразования является уровнем правотворчества.

§ 2. Принципы и функции правотворчества

Выделяют две группы принципов правотворчества: общие и специальные. Общие принципы правотворчества - непререкаемые основополагающие требования, выражающие его сущность:

1. Гуманизм, т.е. формирование нормативно-правовых актов на основе общечеловеческих ценностей, международных стандартов прав человека, создания условий и механизмов их воплощения в жизнь общества и государства;

2. Демократизм, т.е. выражение в нем воли народа, непо­средственное или через представителей участие народа в разработке и принятии нормативно-правовых актов;

3. Гласность - открытое для общественности, свободное и деловое обсуждение проектов нормативно-правовых актов, информирование о них населения;

4. Законность - принятие нормативно-правовых актов законным путем, в соответствии с конституционно закрепленным процессом правотворчества;

5. Научность - эффективное использование достижений юридической и других наук при составлении проектов нормативных актов; проведение их независимой научной экспертизы;

6. Системность - строгий учёт системы права, системы законодательства, согласования с иными нормативно-правовыми актами;

К специальным принципам правотворчества можно отнести:

оперативность - не затягивание подготовки проектов нормативных актов;

соединение динамизма и стабильности - создание стабильного нормативного акта и одновременно возможность вносить в него дополнения и изменения;

плановость - по функциональному назначению актов и срокам их принятия;

тщательность и скрупулёзность подготовки нормативных актов - отсутствие скороспелых и непродуманных проектов;

профессионализм - привлечение к разработке нормативных актов квалифицированных специалистов из соответствующих отраслей науки, ученых-юристов и юристов-практиков, имеющих необходимые знания и опыт;

технико-юридическое совершенство - составление нормативно-правовых актов с учетом правил, способов, приёмов юридической техники, которые являются обязательными для правотворческих органов;

учет местного опыта - особенно в процессе принятия нормативных актов местного значения.

Функции правотворчества - направления деятельности по установлению, изменению или отмене правовых норм, созданию и развитию законодательства.

Основные функции правотворчества:

1. Функция первичного регулирования общественных отношений (выработка и принятие новых правовых норм) действует в тех случаях, когда общественные отношения ранее не регулировались, и впервые возникла необходимость в их регулировании. Например, только с развитием космических исследований появляется космическое право; с переходом Украины на путь развития рыночных отношений возникла необходимость в создании новых законов: о бирже, приватизации и др.

2. Функция обновления правового материала (отмена, изменение или дополнение действующих норм) предполагает замену тех законов, которые устарели, не соответствуют потребностям общественного развития. При этом важно не заниматься обновлением ради обновления, поскольку стабильность лучше перемен, тем более перемен без особой необходимости. Когда же общественные потребности изменяются, общество нуждается в таком законодательстве, которое адекватно отражало бы эти потребности. Тогда наступает необходимость в создании новых кодексов, законов, вносятся изменения и дополнения в соответствующие законодательные акты.

3. Функция ликвидации пробелов в праве, то есть устранение полного или частичного отсутствия в действующих нормативных актах необходимых юридических норм.

Разумеется, можно использовать аналогию закона, т.е. решение дела или отдельного вопроса на основании закона, регулирующего подобные отношения; либо аналогию права, т.е. решение дела или отдельного юридического вопроса на основе общих начал и смысла законодательства (см.§ «Пробелы в праве»).

Однако аналогия не закрывает пробел. Устранить пробел можно только путем правотворчества.

Как находится пробел? Во время применения норм права - в суде и т.п. Для нахождения пробелов обобщается судебная и административная практика. Выработанное с помощью аналогии решение юридического дела не должно противоречить предписаниям действующего законодательства. Оно может стать основой для совершенствования законодательства.

4. Функция упорядочения нормативно-правового материала (кодификационное или систематизационное правотворчество). Организационной формой этой функции является кодификация законодательства, которая предполагает основательное его обновление. Более подробно о кодификации, а также о других способах систематизации законодательства см. в§ «Систематизация нормативно-правовых актов».

§ 3. Стадии правотворческого процесса

Не следует отождествлять правотворческий и законодательный процесс. Законодательный процесс - важная составная часть правотворческого процесса, имеющая сложный характер (см. § «Законодательный процесс»).

Правотворческий процесс - система взаимосвязанных процедур (стадий) по принятию, изменению как законов, так и подзаконных актов. Стадии правотворческого процесса, в свою очередь, могут быть разбиты на ряд этапов.

Каждый вид нормативно-правовых актов связан с компетенцией государственных органов определенного уровня, а поэтому подготовка, рассмотрение и принятие каждого вида актов в иерархии актов обладают специфическими признаками. Степень сложности правотворческого процесса определяется тем, какие нормативно-правовые акты принимаются - законы Верховной Рады, указы Президента Украины, постановления Кабинета Министров, решения органов местного самоуправления и др.

В юридической литературе имеется несколько подходов к пониманию системы стадий, на которые подразделяется правотворческий процесс. Все они заслуживают внимания, поскольку авторы используют различные критерии их выделения.

Предлагаем классификацию стадий правотворчества в обобщенном виде (включая законодательный процесс и процесс принятия подзаконных актов).

Классификация стадий правотворчества подаётся на фоне процесса правообразования. Предварительно заметим, что стадии правотворчества могут совпадать со стадиями правообразования, однако процесс правообразования не исчерпывается процессом правотворчества.

Стадии правообразования и правотворческого процесса:

1. Предпроектная стадия.

1.1 - формирование юридического мотива о необходимости внесения изменений в действующую систему норм права - происходит на уровне правосознания в результате выявления воли народа (коллектива), объективно обусловленной потребностями его социальной жизни;

1.2 - правотворческая инициатива (фр. initiative - почин) - обоснование юридической значимости правовой регламентации - издания нормативно-правового акта.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 492; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.