Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сборники

С33

Сое)

С31

Фра)

Л76

Сое)

Ф 33

84(235.55)6

Ф 33

84(235.55)6

Р 98

84(235.55)6

Р 98

84(235.55)6

П 27

26.89(235.55)6

Н 64

84(235.55)6

Н 64

84(235.55)6

К 20

84(235.55)6

М22

Р1

С 60

Р6

С 60

Р6

С 60

Р6

Р24

Р6

П77

Р6

П37

Р6

П21

Р6

Н84

Р6

Н16

Р6

М42

Р6

К14

Р6

Е45

Р6

В19

Р6

Б 90

Р6

Б43

Р6

А 91

Р6

А 91

Р6

А 91

Р6

А36

Кир)

А36

Кир)

А16

Р6

А16

Р6

Ч 56

Р1

К68

Р1

А65

Р1

А41

Р1

Аксаков, Сергей Тимофеевич. Детские годы Багрова-внука // Избранные сочинения / С. Т. Аксаков. – Москва, 1984. – С. 219-497.

Мальчик умирал в результате затяжной болезни. Куда-то мальчика повезли, и дорогой ему стало совсем уж плохо. "...Почувствовал я себя так дурно, так ослабел, что принуждены были остановиться; вынесли меня из кареты, постлали постель в высокой траве лесной поляны, в тени дерев, и положили почти безжизненного. Я все видел и понимал, что около меня делали. Слышал, как плакал отец и утешал отчаянную мать, как горячо она молилась, подняв руки к небу. Я все слышал и видел явственно и не мог сказать ни одного слова, не мог пошевелиться. - И вдруг точно проснулся и почувствовал себя лучше, крепче обыкновенного. Лес, тень, цветы, ароматный воздух мне так понравились, что я упросил не трогать меня с места. Так и простояли мы тут до вечера. …На другой день поутру я чувствовал себя также свежее и лучше против обыкновенного... Мне становилось час от часу лучше, и через несколько месяцев я был уже почти здоров, но все это время от кормежки на лесной поляне до настоящего выздоровления почти совершенно изгладилось в моей памяти".

Природа исцелила безнадежно больного мальчика. Или скажем осторожнее - среди природы, на лесной поляне, в тени деревьев, где цветы и родниковая вода, под небесным синим пологом произошел изначальный толчок исцеления, начался процесс исцеления будущего чудесного певца природы.

КХ

Андреев, Леонид Николаевич. Город // Избранное / Леонид Андреев. – Москва, 1982. – С. 129-135. – (Сельская библиотека Нечерноземья).

КХ

Короленко, Владимир Галактионович. «Лес шумит»: полесская легенда // Река играет. Рассказы / В. Г. Короленко. – Москва, 1984. – С. 262-279: ил.

КХ

Чехов, Антон Павлович.Свирель: рассказ// Рассказы: [сборник] / А. П. Чехов. – Москва, 1970. – С. 192-199.

 

В рассказе показаны важнейшие экологические проблемы России того времени. О них говорит не барин, не интеллигент, не ученый, а малограмотный и нищий пастух. Но этот «человек из народа» искренне любит свою страну и переживает за ее судьбу. Чехов и в, якобы, простом мужицком разговоре, и в монологе интеллигента-врача изложил, может быть впервые в русской литературе, проблемы экологического оскудения земли российской. Как и положено в современной экологии, разговор идет о фауне (птицы, звери), флоре (леса) и реках, а потом о населении – простых русских мужиках и интеллигенции. Обзор, даже по современным понятиям, глобальный. В результате показана гибнущая экосистема России, а вместе с ней – слабеющий и вырождающийся русский народ.

КХ

Абрамов, Федор Александрович. О чем плачут лошади: рассказ //Трава-мурава: повести и рассказы /Ф. А. Абрамов. – Москва, 1982. – С. 401: ил., портр.

 

В рассказе автор поднимает большую нравственную проблему. Люди зачастую бывают черствы и безжалостны к животным. Вот и о лошадях, честно отслуживших свой срок, они перестали заботиться. И те умирают от жажды, недоедают, страдают от гнуса и жары. Мнение же человека таково — зачем тратиться, если от лошади уже никакой пользы. И зачастую такое отношение не только к животным.

В своем произведении Ф. А. Абрамов стремился показать, что исчезновение связей человека с животными, с землей, с природой может обернуться очень серьезными последствиями. Потому что земля, животные, общение с ними — это то главное, на чем «строится человечность в человеке». Если исчезнут эти чувства — любовь, доброта, забота, — изменится сама человеческая сущность, изменятся отношения и в людском обществе.

КХ

Абрамов, Федор Александрович. Сосновые дети: рассказ //Жарким летом: рассказы /Ф. А. Абрамов. –Ленинград, 1984. – С. 34-59: портр.

Главный герой рассказа Игорь Чарнасов мечтает о "зеленой революции", и хочет украсить всю Землю цветами и редкими растениями, он один со своей красавицей-женой сажает в лесу на больших пространствах сосны и кедры, выращивает в своем саду яблоньки, вишни, ягодные кустарники и редкие цветы. Это почти вблизи полярного круга.

КХ

Айтматов, Чингиз Торекулович. Белый пароход: повесть / Чингиз Айтматов. – Москва: Советский писатель, 1980. – 158, [1] c.: портр. – (Библиотека произведений, удостоенных Государственной премии СССР).

Причудливо сплетаются в ранней повести сказка и быль, и так же, как смыкаются в этой повести легенда и действительность, сталкиваются в ней добро и зло, высокая вечная красота природы и низменные челове­ческие поступки.

Мальчик знает из легенды, что люди и маралы дети одной матери - Рогатой оленихи, и потому рука человека не может подняться на своих младших братьев.

Но в действительности происходит то же, что и в легенде: люди убивают маралов. Убийство марала оборвало легенду, оборвало оно и жизнь мальчика, он бросился в реку, чтобы превратиться в рыбу и навсегда уплыть от злых людей...

Природа мстит человеку, над людьми тяготеет рок злосчастия, по­тому что они нарушили закон единства человека с природой. И гибель ребенка - это символический тупик человеческого рода, возмездие за его неправедный путь.

КХ

Айтматов, Чингиз Торекулович. Плаха: роман / Чингиз Айтматов. – Москва: Дет. лит., 2007. – 377 с.: ил., портр.

Автор показал, как человек своими руками разрушает красочный мир природы.

Роман начинается с описания жизни волчьей стаи, которая спокойно живёт до появления человека. Он буквально всё сносит и уничтожает на своём пути, не думая об окружающей природе. Поводом для такой жестокости послужили всего лишь затруднения с планом мясосдачи. Люди издевались над сайгаками: "Страх достиг таких размеров, что волчице Акбаре, оглохшей от выстрелов, казалось, что весь мир оглох, и само солнце тоже мечется и ищет спасения..." В этой трагедии погибают дети Акбары, но на этом её горе не заканчивается. Далее автор пишет, что люди устроили пожар, в котором погибают ещё пять волчат Акбары. Люди ради своих целей могли "выпотрошить земной шар, как тыкву", не подозревая о том, что природа также им отомстит рано или поздно. Одинокая волчица тянется к людям, хочет перенести свою материнскую любовь на человеческого ребёнка. Это обернулось трагедией, но на этот раз для людей. Человек в порыве страха и ненависти к непонятному поведению волчицы стреляет в неё, но попадает в собственного сына. В произведении Чингиза Айтматова волки не просто противопоставлены людям, они очеловечены, наделены благородством. Животные оказываются добрее человека, человек же жесток к природе. В «Плахе» волчица и ребенок погибают вместе, и кровь их смешивается, чем доказывается единство всего живого на Земле. Экология и нравственность соединены одной линией жизни.

КХ

Астафьев, Виктор Петрович. Собрание сочинений: в 15 т. Т. 7. Затеси: семь тетрадей / В. П. Астафьев. – Красноярск: Офсет, 1997. – 542, [1].

 

Умудренный жизнью писатель оставляет "затеси" на память о том, что в ней считает важным. Затеси – это зарубки на дереве, которые делают охотники-таёжники, чтобы найти обратную дорогу, не заблудиться. В этой книге собраны маленькие рассказы (их называют поэтические миниатюры). Каждый из рассказов оставляет тоже зарубку, только не на дереве, а в душе, сердце читателя; заставляет задуматься о нравственных проблемах: о жестокости и доброте, о долге, чести, предательстве, об ответственности человека перед своей землёй.

Давно заботит писателя мысль о тонких связях человека с миром природы – этой теме посвящены «И милосердия…», «Худого слова и растение боится», «Свеча над Енисеем», «Бла­гоговение», «Старая порча», «Сойки не стало» и другие «затеси».

До боли жаль, когда человек, умный, сильный, "цивилизованный", калечит данный ему мир, где мелеют полноводные реки, сходят на нет ле­са, исчезают птицы, рыбы, звери. Торжествует "беспощадная", по определению писателя, жизнь.

"Люди! Исчезла птица сойка! Еще одной жизни не стало возле нас. Люди! Что же вы не кричите? Что вы в набат не бьете? Дети, почему вы не плачете по птичке, дивной, сказочной?"

Потерять связь с вечным, подрубить природные корни, разрушить связь с красотой - это трагедия для человека, но он этого, к сожале­нию, часто не понимает. Это и мучало Астафьева.

КХ

Астафьев, Виктор Петрович. Царь-рыба: повествование в рассказах / В. П. Астафьев. – Красноярск: Гротеск, 1993. – 381, [2] с.: ил.

КХ

Повествование в рассказах показывает нам малых браконьеров, нарушающих запреты на охоту и рыбную ловлю, и больших, готовых ради плана разорить всю тайгу. Автор убежден: «Тайга на земле и звезды на небе были тысячи лет до нас. Звезды потухали, иль разбивались на осколки, взамен их расцветали на небе другие. И деревья в тайге умирали и рождались, одно дерево сжигало молнией, подмывало рекой, другое сорило семена в воду, по ветру... Нам только кажется, - подчеркивает свою мысль писатель, - что мы преобразовали... тайгу... Нет, мы лишь ранили ее, повредили, истоптали, исцарапали, ожгли огнем. Но страху, смятенности своей не смогли ей передать, не привили и враждебности, как ни старались».

КХ

Астафьев, Виктор Петрович. О чем ты плачешь, ель?: рассказ // Рассказы / В. П. Астафьев. – Москва, 1984. – С. 179-191.

КХ

 

Белов, Василий Иванович. Бобришный угор: рассказы / В. И. Белов. – Москва: Детская литература, 1988. – 220, [2] с.: ил.

КХ

Буйлов, Анатолий Ларионович. Тигроловы: роман, рассказы / А. Л. Буйлов. - Москва: Современник, 1985. - 303 с.

Русский писатель Анатолий Ларионович Буйлов - дальневосточник, автор ставших бестселлерами романов "Большое кочевье" и "Тигроловы", хорошо знаком читателям. Сам в прошлом оленевод, охотник, зверолов, А. Л. Буйлов с особенной достоверностью рассказывает о полном приключений, рискованном и смертельно опасном труде тигроловов Уссурийской тайги.
Его герои - сильные и отважные люди, живущие в Гармонии с Природой. Трудная профессия научила их работать единой командой.
С искренней болью автор пишет о безрассудном разорении тайги, кедровых лесов. Книга вызывает чувство Любви к Природе, ко всему живому, и побуждает нас стать рачительными хозяевами на своей земле, сохранить и передать ее красоту и богатство следующим поколениям.

Книга написана сочным, колоритным, богатым различными оттенками русским языком.

АБ, КХ

Васильев, Борис Львович. Не стреляйте белых лебедей: повесть // Избранное: в 2 т. Т. 2. Повести и рассказы / Б. Л. Васильев. – Москва, 1988. – С. 201-359.

В отдалённый посёлок за длинным рублём приехал Фёдор Бурьянов — предприимчивый и крепко стоящий на ногах мужчина. Будучи лесником в охранном массиве, он построил себе дом из государственного леса и наладил семейный быт. У жены Бурьянова сестра Харитина замужем за Егором Полушкиным, который подался вслед за родственником. Егор — плотник с золотыми руками, но непутёв и простодушен. Знакомые над ним смеются, Харитина сетует на судьбу, а сын Колька, наивный и добрый, любит отца, но постоянно испытывает из-за него стыд и обиду.

Егор не может удержаться ни на одной из работ, но его жизнь резко меняется, когда лесничий Юрий Петрович, приехавший наводить порядок в лесном массиве, выявляет хищения и назначает Полушкина новым лесником. Егор ревностно оберегает лес и в результате погибает от рук браконьеров.

КХ

Екимов, Борис Петрович. Не надо плакать…: [сборник рассказов]/ Б. Екимов. – Москва: Вагриус Минус, 2008. – 400 с.

КХ

Казаков, Юрий Павлович. Трали-вали: рассказ // Поедемте в Лопшеньгу: рассказы, очерки, литературные заметки / Юрий Казаков. – Москва, 1983. – С. 125-135.

КХ

Медведев, Григорий Устинович. Миг жизни: повести, рассказы / Г. У. Медведев. – Москва: Советский писатель, 1988. – 316, [2] с.

Книгу составляют повести и рассказы, основанные на реальных событиях. Экстремальность обстановки, в которую попадают герои – действие происходит на атомных электростанциях и судах, - позволит читателю во многом по-новому взглянуть на проблему атомной энергетики.

КХ

Нагибин, Юрий Маркович. Дворы, переулки и весь мир: повесть и рассказы / Ю. М. Нагибин; рис. А. Тамбовкина. – Москва: Детская литература, 1984. – 380, [2] с.: ил. – (Золотая библиотека).

КХ

Носов, Евгений Иванович. Журавлиный клин: рассказы, повести, миниатюры / Е. И. Носов. – Москва: Воскресенье, 2000. – 760 с.

КХ

 

Паустовский, Константин Георгиевич. Ильинский омут / К. Г. Паустовский. – Москва: Сов. Россия, 1984. – 368 с. – (Сел. б-ка Нечерноземья).

«Повесть о лесах» написана в послевоенное время, поэтому в ней актуальна мысль о необходимости защиты природы от самого человека, в том числе - от разрушительной силы фашизма, войны, уничтожившей огромные площади лесов. Вмешательство человека в природу приобретает в этой повести характер двойственности, неоднозначности. Это и разрушение (действия фашистов) и созидание, сотворчество (восстановление национального богатства русскими людьми). Герой повести Петр Максимович рассказывает Анфисе о послевоенных планах: «Минует война, надо будет восстанавливать леса, а это дело, вы знаете, длительное». Этот персонаж совершает подвиг мужества и самоотверженности, сохраняя в блокадном Ленинграде семена быстрорастущих деревьев и злаков.

К. Паустовский говорит о потребности любования природой, созерцания красоты природы. Человек находится на пересечении стихий, в его образе соединяется космическое и земное, он активно воспринимает мир, но он же находится под воздействием сил природы. Человек меняется, становится лучше, когда способен открыть ее красоту и гармоническое единство мира.

КХ

Платонов, Андрей Платонович. Цветок на земле: повести, рассказы, сказки, статьи / А. П. Платонов. – Москва: Молодая гвардия, 1983. – 412, [2] с.: ил. – (Б-ка юношества).

КХ

Пришвин, Михаил Михайлович. Избранное / Михаил Пришвин; [сост. И примеч. И. Мотяшова]. – Москва: Московский рабочий, 1975. – 349, [2] с.: ил.

КХ

Распутин, Валентин Григорьевич. Последний срок. Прощание с Матерой. Пожар: повести / В. Г. Распутин. – Москва: Сов. Россия, 1986. – 382, [1] с.: портр.

"Лес вырубать - не хлеб сеять", - с горечью думает главный герой повести «Пожар». Леспромхоз торопится быстрее план выполнить, кубометры заготовить. "А лес выбрали - до нового десятки и десятки лет. Вырубают же его при нынешней технике в годы. А потом что?" Читатель готов кричать вместе с героем: «План?! Да лучше бы мы без него жили. Лучше б другой план завели - не на одни только кубометры, а на души! Чтоб учитывали, сколько душ потеряно, к черту-дьяволу перешло, и сколько осталось!» Это верно. Где нет любви и жалости к природе, там нет и жалости к человеку. А вместе с природой гибнет и человек. Причем не только нравственно, но и в прямом смысле.

В повести «Прощание с Матерой» Валентин Распутин рисует страдания людей, вынужденных покидать свою и своих предков родину. Кто-то из власть имущих, этих наследников сталинских "преобразователей", принял решение построить на реке ГЭС. Десятки деревень обречены быть затопленными. Кажется, вместе с людьми плачет и природа. Величествен образ старого дерева: его пытались срубить - отскакивают топоры, спилить - не берут пилы, поджечь - не горит. Варвары в конце концов отступают. Не так ли сопротивляется и природа: как ни крушат ее - все еще стоит. Но ведь и ее силы не беспредельны. А если не выдержит? Останется ли жив сам человек? Он должен заботиться о природе - это его дом. Он не гость, а хозяин в нем на долгие тысячелетия.

КХ

 

Солженицын, Александр Исаевич. Крохотки // Матрёнин двор: рассказы / А. И. Солженицын. – Москва, 2010. – С. 205-221. – (Школьная библиотека).

Аб

Солоухин, Владимир Алексеевич. Белая трава: рассказы / В. А. Солоухин. – Москва: Детская литература, 1990. – 206, [1] с.: ил. – (Школьная библиотека).

КХ

Солоухин, Владимир Алексеевич. Капля росы: повесть /В. А. Солоухин. – Уфа: Башкирское кн. изд-во, 1971. – 224. – (Земля родная).

КХ

Уральская литература

Мамин-Сибиряк, Дмитрий Наркисович. Повести. Рассказы. Очерки / Д. Н. Мамин-Сибиряк; сост. и примеч. А. Груздева. – Москва. – Московский рабочий, 1983. – 477, [2] с.

КХ

Капорейко, Олег Петрович Лесная тетрадь / О. П. Капорейко. – Екатеринбург: Уральское издательство, 2005. – 302, [1]: ил. – (Библиотека «Урала»).

Книги Олега Капорейко хорошо знакомы как обычным читателям, так и охотоведам, биологам, егерям, лесникам и многим другим людям, которым дорога уральская природа. Олег Петрович - известный журналист, прозаик, эколог. Он автор ряда книг о природе Урала и его лесных обитателях. В редакции "Урала" Олег Капорейко - заместитель главного редактора.

Лес у Капорейко — это художественное доказательство возможности непотребительской цивилизации; это образ и, если хотите, смысл жизни, так не похожей на нашу бессмысленно суетную, эмоционально скудную жизнь и столь близкой к той первооснове бытия, откуда поэты черпают свое вдохновение. “Ночь, плотная, майская, зависла полнолунным небом над шумной лесной речушкой, над покосными лугами и над старым вырубом в окружении белоствольного спелого березняка. Она не пускала свет звезд, и тот терялся там, где зарождался, не достигнув земли”... Хорошо-то как!.. За книгу "Лесная тетрадь" стал лауреатом литературной премии имени П.П. Бажова.

АБ, Ч1

 

Никонов, Николай Григорьевич. Черный дрозд: рассказы / Н. Г. Никонов. – Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1967. – 72, [2] с.: ил.

КХ

Никонов, Николай Григорьевич. След рыси: публицистическая поэма / Николай Никонов; предисл. В. П. Лукьянова. – Екатеринбург, 2004. – с. 399-572: портр.

КХ

Пермяк, Евгений Андреевич. Мой край: рассказы, очерки, истории, были и небыли о стране чудес и несметных сокровищ. – Москва: Советская Россия, 1970. – 255, [22] л. ил.: портр.

КХ

Рябинин, Борис Степанович. Мы – земные люди: очерки, публицистика / Б. С. Рябинин. – Свердловск: Сред.-Урал. КН. Изд-во, 1978. – 296 с.: портр.

КХ

Рябинин, Борис Степанович. Пристальным взглядом: очерки, рассказы. – Свердловск: Сред-Урал. кн. изд-во, 1987. – 432 с.

КХ

Федоров, Леонид Александрович. Как просыпается солнце: новеллы о природе [Урала] / Л. А. Федоров. - Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1971. – 95 с.: фото.

КХ

Федоров, Леонид Александрович. Конец Гиблой елани / Л. А. Федоров. - Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1978. –190, [1] с.: ил.

КХ

Зарубежная литература

Лондон, Джек. Белое безмолвие: рассказ // Рассказы: пер. с англ. / Д. Лондон. – Минск, 1980. – С. 3-12

Сопоставление человека и природы делает в своих рассказах Джек Лондон (1876-1916). В его произведениях человек находится с природой в постоянной борьбе, и ее исход часто оборачивается не в пользу людей. Д. Лондон показывает, что ждет нас, если мы не прекратим беспощадную травлю всего живого, что значит наша жизнь, если мы останемся с природой один на один, без всевозможных приспособлений и орудий. Вот как он пишет об этом на страницах рассказа «Белое безмолвие»: «У природы много способов убедить человека в его смертности: непрерывное чередование приливов и отливов, ярость бури, ужасы землетрясения, громовые раскаты небесной артиллерии. Но всего сильнее, всего сокрушительнее – Белое Безмолвие в его бесстрастности. Ничто не шелохнется, небо ярко, как отполированная медь. Малейший шепот кажется святотатством. И человек пугается звука собственного голоса. Единственная частица живого, передвигающаяся по призрачной пустыне мертвого мира, он страшится своей дерзости, остро осознавая, что он всего лишь червяк».

Во многих своих рассказах скрытым подтекстом Лондон призывает человека остановиться уничтожать природу. Он не произносит громких слов, не пишет красивых фраз, рассказывает о том, что есть сейчас, и о том, что может быть через несколько лет. Конечно, нельзя сказать, что это является красной нитью всех его произведений, но их не так уж и мало, чтобы оставить в стороне тему экологизации его рассказов.

КХ

Сент-Экзюпери, Антуан де. Планета людей: романы, повесть-сказка / А. де Сент-Экзюпери; послесл. Н. Галь. – Свердловск: Сред.-Урал. КН. изд-во, 1985. – 254, [1] с. – (Мужество).

КХ

Сетон-Томпсон, Эрнест. Рольф в лесах: повесть / Э. Сетон-Томпсон; пер. с англ. И. Гуровой; предисл. В. Пескова; рис. автора. – Москва: Детская литература, 1993. – 283, [4] с.

Американский писатель, ученый, художник-анималист Эрнест Сетон-Томпсон (1860 – 1946). В Америке редко кто не читал его книги «Животные-герои», «Маленькие дикари», «Мустанг-иноходец», «Животные, которых я знал», «Прерии Арктики». Они захватывают читателя сразу, их автор навсегда становится другом и единомышленником. И еще рисунки. Авторские. Необычные. На полях. Не очень броские, но очень привлекательные. Изящные. Документальные. Бегущий лось, следы волка, всадник на лошади, рысь…

Он не только исследователь и пропагандист природы. Он еще и наставник, которого называют учителем сотни тысяч людей на земле. Его книги помогли выбрать профессию множеству юных любителей природы. Повесть «Рольф в лесах»рассказывает о дружбе индейца Куонеба с белым мальчиком-подростком Рольфом, об их богатой приключениями жизни в лесах. Книгу можно назвать художественной энциклопедией лесной жизни.

КХ

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
А.П. Чехов | Збірники наукових праць
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 291; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.068 сек.