КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Омск 2007 3 страница
Второй класс, класс макрополитических акторов, включает в себя пять видов: 1) государства; 2) подгруппы больших общностей (например, группировки государственной бюрократии); 3) транснациональные организации (ООН, НАТО и т. д.); 4) неуправляемая общественность (неограниченные массовые выступления больших групп людей по консъюмеристским, экологическим и другим проблемам) и, наконец, 5) движения, гораздо более организованные и мобилизованные, чем предыдущий актор, как, к примеру, студенческое, феминистское, антивоенное и прочие крупные объединения людей. При этом Д. Розенау считает «первичной» все же деятельность отдельных индивидов, которая объединяется как бы «вторичным» поведением макроагентов политических отношений. Традиционно в отечественной литературе вопрос о соотношении «основных» и «производных» агентов политических отношений решается таким образом, что «первичными» субъектами политики выступают объективно существующие основные социальные общности и единицы (народ, классы, нации, народности, социальные, территориальные, религиозные, профессиональные и демографические группы, наконец, индивиды). Каждый из этих социальных субъектов обладает своим специфическим интересом, который и побуждает к участию в политике. Вторую группу субъектов политики образуют социальные институты и организации, которые формируются людьми и их общностями с целью участия в политике. Они называются политическими институтами, к которым обычно относят: органы государства, политические партии, общественные организации и движения. Все они вторичны по отношению к субъектам политики первой группы, так как создаются для выражения политических интересов различных социальных групп, классов, наций, народов. Очевидно, что различные социальные субъекты неравноценны в качестве политической силы. Например, ни один индивид не может играть в политике ни более весомую, ни даже такую же роль (как по форме, так и по существу), как общественный класс или политическая партия. Как нам представляется, в качестве основных субъектов политики можно признать общественные классы, нации и народы. Именно интересы и степень активности данных общностей определяют силу, общественное значение, перспективу и результаты разрешения социальных противоречий. Интересы всех других сил, непосредственно действующих в политике, подчинены интересам указанных общностей и координируются с ними.
3. Политические отношения. Политические отношения есть взаимодействие субъектов политики. Здесь неизбежно встает еще один вопрос: каковы же формы этого взаимодействия? Они могут быть различными: конфликт, борьба, столкновение, соперничество, конкуренция, компромисс, сотрудничество, консенсус (согласие) и др. Каждая из этих форм может возникать в отношениях между различными субъектами политики. Политические отношения чрезвычайно разнообразны. В зависимости от состава участников политического взаимодействия и предмета тех вопросов, которые они стремятся решить с помощью государства, можно выделить несколько видов политики. Как правило, различают политику внутреннюю, внешнюю и мировую (международную). Внутренняя политика охватывает основные направления деятельности государства по регулированию взаимодействия людей внутри данного сообщества. В зависимости от той области общественных отношений, которая является объектом политического воздействия, можно говорить об экономической, социальной, культурной, технической, национальной, демографической и иной политике. Внешняя политика охватывает весь комплекс вопросов, связанных с регулированием отношений данного государства с другими государствами. Внешнеполитическая деятельность любого государства направлена прежде всего на обеспечение интересов данного народа (нации) в его (ее) отношениях с другими народами. К числу национальных интересов первостепенной важности, которые реализуются посредством внешней политики, принято относить обеспечение государственного суверенитета и национальной безопасности, создание внешних условий для всестороннего прогресса общества и всех его граждан, налаживание взаимовыгодного экономического, научного и культурного сотрудничества народа с другими народами и государствами. Формы политического взаимодействия государств друг с другом также могут быть самыми различными — от союзнических отношений до военного конфликта. Между внутренней и внешней политикой существует глубокая взаимосвязь. В целом внешнеполитический курс государства определяется характером его внутренней политики. Главной целью внешней политики всегда является создание благоприятных международных условий для успешной реализации государством целей и задач своей внутренней политики. Вместе с тем внешнеполитическая обстановка существенно влияет на политику внутреннюю. В конечном счете, и внешняя, и внутренняя политика решает одну задачу — обеспечивает сохранение и упрочение существующей в данном государстве системы общественных отношений. Международная политика зачастую отождествляется с внешней, но она имеет и свой специфический аспект, связанный с обеспечением согласованной деятельности мирового сообщества государств по разрешению стоящих перед ним проблем. Методы решения международных проблем также специфичны. На международной арене единого центра власти нет, создаваемые международные организации властными полномочиями не обладают. Там действуют государства, которые в принципе равноправны, и отношения между ними складываются в результате борьбы и переговоров, разного рода соглашений и компромиссов. Из всего многообразия политических отношений, политического взаимодействия и складывается политическая жизнь общества. Но политическая жизнь не является просто повторяющимся, механическим взаимодействием субъектов политики. Она предстает как процесс, т. е. как имеющее определенную направленность последовательное изменение, движение, развитие всего сложнейшего комплекса отношений, присущих политической сфере общества. Политический процесскак явление и понятие будет более подробно изложен при рассмотрении последующих тем. Таким образом, содержание понятия «политика» многоаспектно, и его невозможно отразить в единой формулировке. Во-первых, политика — это участие в делах государства, в управлении жизнедеятельностью общества; во-вторых, это область отношений народов, классов, социальных групп и общностей; в-третьих, это концентрированное выражение интересов различных социальных групп и общностей; в-четвертых, это наука, а также и искусство; в-пятых, в обыденной речи — это нередко характеристика образа действий, направленных на достижение определенных целей в отношениях людей между собой.
Выводы: 1. Ключевыми свойствами политики являются универсальность, инклюзивность, способность проникать в другие области общественной жизни, способность сочетаться с неполитическими общественными явлениями. 2. Субъектами политических отношений могут выступать только такие социальные единицы, которые способны относительно самостоятельно действовать, участвовать в политике, т.е. имеют для этого соответствующую мотивацию, осознают свой интерес, обладают необходимыми знаниями, умениями и возможностями. 3. Состав субъектов политики, формы, методы и средства их взаимодействия, цели, задачи определяются спецификой политики, а также экономическими, социальными, духовно-идеологическими условиями. Между субъектами политики существует динамическая система отношений взаимодействия, подчинения и соподчинения, зависимости, относительной автономности. 4. Политические отношения представляют собой систему многообразных, многоуровневых, стихийных и сознательных взаимосвязей и взаимодействий субъектов и объектов политики. Они охватывают все сферы жизни общества и характеризуются повышенным интересом людей к властным структурам, широким диапазоном взглядов, идей, действий и политических актов.
Список литературы Ануфриев Е.А. Субъективные основы и субъекты политики // Социально-политический журнал. - 1996. - № 4. Дегтярев А.А. Политика как сфера общественной жизни // Социально-политический журнал. - 1997. - № 2. Демидов А.И., Долгов В.М. Политология: Учебник для вузов. – М., 2004. Ильин В. О природе политики // Вестник МГУ. Серия 12. Социально-политические исследования. - 1995. - №2. Мельник В.А. Политология: Учебник для вузов. – Минск, 2002. Мухаев Р.Т. Политология. – М., 2002. Панарин А.С. Политология. Общий курс: Учебник для вузов. – М., 2003. Политология: Учебник для вузов / Под ред. М.А.Василика. – М., 2002. Политология: Учебник для вузов / Под ред. В.Д.Перевалова. – М., 2001. Политология: Учебное пособие для вузов / Под ред. Г.В.Полуниной. – М., 1996. Пригожин А. Что есть политика? (политологические тезисы) // Общественные науки и современность. - 1996. - № 4. Филимонов А.Г., Андреев С.М. Политология: Учебное пособие. – Омск, 2002.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 230; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |