Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вступление




Лекция

по теме № 13: «Формы (источники) права»

(для курсантов очного отделения

по специальности 030501.65 – юриспруденция)

 

Время: 2 часа

 

 

Подготовил:

преподаватель

кафедры ГосПД

капитан милиции

Богмацера Э.В.

 

 

Обсуждена и одобрена на

заседании предметно-методической секции кафедры ГосПД

 

«___»___________2008г.

 

Протокол № _____

 

 

Белгород - 2008 г.

 

Цели лекции:

Учебная: ознакомить обучающихся с понятием и разновидностями форм (источников) права; определить понятие, основные черты и виды законов; проанализировать систему подзаконных нормативных правовых актов;

Развивающая: совершенствование навыков конспектирования, а также ориентирования в правовом материале.

Воспитывающая: сформировать необходимость четкого и точного исполнения закона, уважения основных прав, свобод и законных интересов человека, а также охраны интересов общества и государства.

 

Метод(ы) проведения занятия: словесный с использованием ТСО

Примерное распределение учебного времени:

План лекции Распределение времени Страницы
Вступительная часть 5 мин  
1. Понятие и разновидности форм (источников) права. 15 мин  
2. Понятие, признаки и виды законов. 15 мин  
3. Система подзаконных нормативных правовых актов. 15 мин  
4. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.   10 мин  
Заключительная часть (подведение итогов) 5 мин  

Основная литература

1. *Конституция Российской Федерации. - М., 2001.

2. *Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. – М.: Юристъ, 2006. Гл.12.

3. *Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. Учебник. – М.: Юристъ, 2004. Гл. 12.

4. *Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. - М., 1999. Гл. 20.

Дополнительная литература

1. *Дудко И.Г. Юридические свойства закона субъектов Российской Федерации // Гос. власть и местное самоуправление. - 2005. - № 2.

2. *Иванов С.А. Основные аспекты соотношения закона и подзаконного нормативного правового акта // Государство и право. - 2004. - № 8.

3. * Организация нормотворческой деятельности в системе МВД России: Пособие. - М., 2002.

4. *Поленина С.В. Некоторые аспекты развития правотворчества в современной России // Правовая политика и правовая жизнь. - 2006. - № 1. - С. 6-19.

Одним из признаков права выступает его формальная определенность. Правовые нормы должны быть обязательно объективированы, выражены вовне, содержаться в тех или иных формах, которые являются способом их существования, формами жизни. Без этого нормы права не смогут выполнить свои задачи по регулированию общественных отношений.

Следовательно, формы права - это способ выражения вовне государственной воли, юридических правил поведения.

Прежде чем анализировать различные формы права, необходимо сначала рассмотреть соотношение понятий "форма права", "правовая форма", "источник права".

Если категория "правовая форма" используется прежде всего для того, чтобы структурировать социальные связи и показать роль права как формально-юридического института в его соотношении с социально-экономическим, культурно-нравственным и политическим содержанием - многообразными общественными отношениями, то форма права призвана упорядочить содержание права, придать ему свойства государственно-властного характера.

К праву категория «форма» применяется в двух основных зна­чениях:

а) правовой формы;

б) формы самого права.

Правовая форма — вся правовая реальность. В этом случае речь идет о пра­вовых явлениях, опосредующих экономические, политические, бытовые и иные фактические отношения, конкретные виды дея­тельности. Понятие правовой (юридической) формы применимо, когда раскрывается связь права (или любого правового явления) с иными социальными образованиями, процессами, состояниями и отношениями.

Форма права — это форма именно права как отдельного, само­бытного явления и соотносится она только с содержанием права. Ее назначение — упорядочение содержания права, придание ему свойств государственно-властного характера.

Выделяют внешнюю и внутреннюю формы права.

Внутренняя форма права — это его структура и связи. К ней надо отнести систему права, горизонтальную и вертикальную структуры соподчиненности всех ее элементов.

Что же следует понимать под внешней формой права? Ответу на данный вопрос будет посвящена наша лекция.

Вопрос 1. Понятие и разновидности форм (источников) права.

В литературе существуют две основные точки зрения на проблему соотношения понятий "источник права" и "форма права":

а) согласно первой - названные понятия тождественны;

б) согласно второй - понятие "источник права" более широкое, чем понятие "форма права".

Последняя точка зрения является господствующей на сегодняшний день. Действительно, если исходить из общепринятого значения слова "источник" как "всякого начала или основания, корня и причины, исходной точки", то применительно к юридическим явлениям следует понимать под источником права три фактора:

Принято выделять:

1) Источником права в материальном смысле являются развивающиеся общественные отношения. (К ним относятся материальные условия жизни общества, формы собственности, интересы и потребности людей и т.п.);

2) Под источником права в идеологическом смысле понимают правовое сознание. Речь идет о концепциях, идеях, теориях, чувствах, представлениях людей о действующем и желаемом праве. Господствующая правовая идеология – главный источник формирования права.

3) источник права в формально-юридическом смысле - это и есть форма права.

Формы права - это способы внешнего выражения и закрепления юридических норм.

В настоящее время принято различать следующие основные формы (ис­точники) права:

1) правовой обычай;

2) юридический (судебный) прецедент;

3) нормативно-правовой акт;

4) нормативный договор.

Исторически первой формой (источником) права является правовой обычай. Под обычаем принято понимать традиционно установившееся прави­ло поведения людей, сложившееся в результате его длительного применения и вошедшее в привычку.

С появлением же государства появились и правовые обычаи - обычаи, отвечающие либо интересам определенных групп людей (как пра­вило, стоящих у власти), либо интересам всего общества. Следовательно, не все обычаи становятся правовыми, а лишь те из них, которые санкционируются государством и обеспечива­ются его принудительной силой.

Таким образом, под правовым обычаем следует понимать исторически сложившееся правило поведения людей, санкционированное государством в качестве общепринятого правила поведения, несоблюдение которого влечет за собой меры государственного принуждения.

Все первые законы, например, Кодекс царя Хаммурапи (Древний Вави­лон, XVII в. до н.э.), Законы XII таблиц (Древний Рим, V в. до н.э.) и др. были сводами обычного права.

Правовые обычаи как источники права сохранились до настоящего вре­мени, хотя и потеряли свое былое значение: часть из них поглотилась зако­нодательством либо прецедентным правом, но часть все же продолжает дей­ствовать в «чистом» виде. Они достаточно распространены в торговом, морском и гражданском праве в качестве обычаев делового оборота, на основе которых взаимодействуют партнеры, а также - в межгосударственных отношениях.

Так, в Консульском уставе (в Российской Федерации до сих пор действует Консульский устав СССР) имеются ссылки на возможность применения международного обычая. Кодекс торгового мореплавания РФ (ст. ст. 130 - 132) разрешает при отсутствии соглашения сторон руководствоваться обычаями порта для определения продолжительности погрузки и разгрузки судна и размера оплаты за их простой. Гражданским кодексом РФ (ст. 5) допускается применение обычаев делового оборота для регулирования гражданско-правовых отношений.

Следующей формой права является юридический прецедент (именуется еще как судебный прецедент, хотя это более узкое понятие).

Под юридическим прецедентом понимается решение судебного или администра­тивного органа по конкретному делу, которому государство придает обще­обязательное значение и которое впоследствии становится нормой при разрешении аналогичных дел.

Прецедентная форма права широко используется в США и особенно в Англии.

Специфика английского права состоит не в наличии прецедента как та­кового, когда ранее вынесенные решения по сходным вопросам оказывают непосредственное влияние на принимаемое по делу решение, - ведь пре­цеденты сыграли важнейшую роль в развитии практически всех правовых систем.

Причем в качестве обязательного для судов является не все ранее принятое судебное решение (приговор) по ана­логичному делу, а только его «сердцевина», отражающая правовую позицию судьи, на основе которой было вынесено то или иное решение.

Особенность прецедента как формы права состоит в том, что все после­дующие решения могут вносить те или иные изменения или дополнения в ранее уже сформировавшийся прецедент, которые в свою очередь становятся также обязательными и приобретают свойства норм права. А его достоинство состоит в том, что прецедент более предметно и точно, чем общая норма, способен отразить существо каждого конкретного дела.

Недостаток же прецедента как формы права проявляется, пожалуй, в том, что число прецедентов, применяемых на сегодняшний день в одной только Англии, составляет более 500 тысяч. А помимо них - еще около 3 тысяч различных законов. Такое обилие правовых норм сильно зат­рудняет практикующему юристу свободно в них ориентироваться, своевре­менно следить за их изменениями, поскольку они зачастую не систематизированы и не собраны в единые сборники.

В России же наличие прецедента как такового официально не является основанием для принятия решения по тому или иному конкретному делу. Отечественная юридическая наука считает, что административная и судебная практика не может быть полноценным источником права. Ее роль носит чисто вспомогательный характер: конкретизировать юридические нормы в процессе их толкования с учетом обстановки каждого конкретного дела в рамках применения норм права. Исключение составляют, пожалуй, решения Конституционного Суда РФ, имеющие обязательственное значение не только для судебной, но также и для законодательной и исполнительной ветвей власти.

В Российском государстве судебный прецедент не нашел данного распространения уже по той причине, что наша правовая система в большей степени ориентирована на нормативистскую концепцию правопонимания, в основе которой лежит правовая норма, в то время как социологическая концепция права предполагает, что в основе права находится судебное решение. В последние годы теория права и государства стала основывать концепцию правопонимания на всех трех основных школах права: естественно-правовой, нормативистской, социологической. Поэтому актуальной проблемой стало расширение источников права за счет судебных решений. Практические шаги в этом направлении уже сделаны. Общепризнанной точкой зрения является признание источниками права постановления Конституционного Суда РФ, судебные решения Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.

Нормативный правовой акт - это официальный документ, который принимается в рамках установленной процедуры уполномоченным субъектом и содержащий нормы права, регулирующие наиболее важные, социально-значимые общественные отношения

Общеобязательность нормативно-правовых актов характеризуется кри­терием неперсонифицированности, т.е. отсутствием конкретного адресата, что отличает нормативно-правовые акты от других актов - актов применения права (индивидуальных актов), рассчитанных на однократное действие.

Нормативно-правовые акты отличаются относительной оперативностью в их издании, возможностью при необходимости их частично изменить либо дополнить, что позволяет государству довольно быстро реагировать на изменение социальной обстановки.

Признаки нормативно-правового акта:

1) принимается или санкционируется уполномоченными органами государства (правотворческими органами) либо наро­дом (референдум);

2) всегда содержит новые нормы права или изменяет (отме­няет) действующие, четко формулирует содержание юридичес­ких прав и обязанностей;

3) принимается с соблюдением определенной процедуры;

4) имеет форму письменного акта-документа и строго опре­деленные реквизиты: а) вид акта (закон, указ, постановление); б) наименование органа, который принял акт (парламент, президент, правительство, местный орган власти); г) дата принятия акта; д) номер акта; е) сведения о должностном лице, подписавшем акт;

5) публикуется в официальных специальных изданиях с обя­зательным соответствием аутентичности тексту официального образца.

Таким образом, нормативно-правовой акт - официальный акт-волеизъявле­ние (решение) уполномоченных субъектов права, устанавлива­ющий (изменяющий, отменяющий) правовые нормы с целью регулирования общественных отношений. Или иначе: акт пра­вотворчества, содержащий юридические нормы. Итак, норма­тивно-правовой акт представляет собой решение правотворчес­кого органа, направленное на установление, изменение или от­мену действия норм права.

В правовом регулировании участвует множество различных нормативных правовых актов.

Все нормативные правовые акты можно классифицировать по следующим основаниям:

В зависимости от субъекта издания:

- НПА, принятые в порядке референдума (Конституция РФ);

- НПА, государственных органов (Законы РФ «О милиции», «Об образовании», и.т.д);

- нормативно-правовые акты органов местного самоуправления (Устав г. Белгорода);

- НПА, отдельных организаций (Устав БелЮИ МВД РФ).

В зависимости от сферы действия:

- Общефедеральные НПА (Ф.З. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

- акты субъектов федерации (закон Белгородской области от 24.07.2002. № 35 «Об административных правонарушениях на территории Белгородской области», постановление губернатора Белгородской области»

- акты органов местного самоуправления (Устав г. Белгорода Белгородской области, постановление администрации г. Белгорода);

- локальные акты, действующие внутри отдельной организации (Положение о премировании работников Приволжской железной дороги).

В зависимости от срока действия:

- НПА неопределенного срока действия (ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;

- временные акты, срок действия которых ограничен (ФЗ «О бюджете на 2008 г.»);

В зависимости от юридической силы:

- законы;

- подзаконные нормативные правовые акты;

В зависимости от отраслевой принадлежности:

- акты конституционного права;

-акты уголовного права;

-акты гражданского права;

Нормативный договор - это соглашение двух или более субъектов права, которое содержит юридические нормы обязательные для его участников.

Для нормативных договоров как особых видов договоров характерны следующие основные черты:

- предназначены регулировать наиболее устойчивые и типичные виды общественных отношений;

- охватывая широкий круг общественных отношений, они носят комплексный характер и могут выступать в качестве самостоятельных источников права;

- распространяют свое действие на формально неопределенный круг лиц;

- рассчитаны на неоднократное применение;

- как правило, не имеют фиксированного срока действия (если речь идет о временной передаче полномочий, то нормативный договор носит устанавливаемый в определенных рамках временный характер);

- содержащиеся в них требования обязательны для исполнения;

- содержат правила поведения, юридически значимые не только для непосредственных участников договорных отношений (внутреннее юридическое воздействие), но и для иных лиц (внешнее юридическое воздействие);

- при возникновении спорных ситуаций, связанных с их исполнением, предусматривается специальная процедура разрешения юридического конфликта, связанная с определением уполномоченных субъектов (Конституционный Суд РФ, подобные суды в субъектах Российской Федерации - конституционные или уставные).

Таким образом, это такие документы, в которых содер­жится волеизъявление сторон по поводу прав и обязанностей, устанавливается их круг и последовательность, а также закрепляется добровольное согласие выполнять принятые обязательства. Имеют широкое распространение в конституционном, гражданском, трудовом, экологическом праве.

Для признания договора источником права требуется, чтобы он содержал юридические нормы.

Историческими примерами договора нормативное - содержания в советском праве могут служить Договор об образовании СССР от 30 декабря 1922 г.

Для того чтобы более четко уяснить его суть, необходимо разграничить нормативный договор, с одной стороны, от просто договоров, а с другой - от нормативно-правовых актов.

В отличие от просто договоров (договоров-сделок) нормативные договоры не носят индивидуально-разового характера. Если две фирмы заключают ту или иную сделку, они не создают новой нормы права (эта норма уже есть в ГК РФ). Участники же, заключающие нормативный договор, создают новое правило поведения - новую норму права, выступая правотворческими субъектами.

В отличие от нормативных актов, принимаемых государственными органами, нормативные договоры выступают результатом соглашения между равноправными субъектами по поводу деятельности, представляющей их общий интерес.

В качестве основной формы права выступает договор в меж­дународном праве.

Международный договор — это явно выражен­ное соглашение между государствами и другими субъектами международного права, заключенное по вопросам, имеющим для них общий интерес, и призванное регулировать их взаимоотношения путем создания взаимных прав и обязанностей. Договоры, согла­шения, пакты, конвенции, принципы и нормы международного права признаются законами и обычаями многих государств (ст. 55 Конституции Франции, ст. 10 Конституции Италии, ст. 25 Основ­ного закона ФРГ, ст. 28 Конституции Греции, ст. 98 Конституции Японии), составной частью их правовой системы, т.е. формой внутригосударственного права.

Так же широко используется нормативный договор в сфере регулирования конституционно-правовых отношений. В первую очередь следует назвать Федеративный договор, подписанный 31 марта 1992 г., и договоры Федерации с конкретными субъектами Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий между ними. В отсутствие четкого определения законодательным путем размежевания полномочий между Федерацией и ее субъектами многие проблемы конституционного характера приходилось решать именно через заключение внутрифедеральных договоров. Такие договоры, бесспорно, являлись источниками права, поскольку ими на основе взаимного делегирования полномочий определялась сфера ведения Федерации и ее субъектов.

Договоры нормативного содержания играют значи­тельную роль в трудовом праве. Так, ст. 40 Трудового ко­декса РФ посвящена коллективному договору, опреде­ляя его как правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый ра­ботниками и работодателями в лице их представите­лей.

Широкое распространение договор нормативного содержания получил в гражданском и предпринима­тельском праве. Например, ст. 11 Федерального закона № 14-ФЗ от 8 февраля 1998 г. "Об обществах с ограни­ченной ответственностью" предусматривает заключе­ние учредительного договора между учредителями об­щества.

Таким образом, формы права - это способы внешнего выражения и закрепления юридических норм.

ВЫВОД: Под источником права понимаются формы выражения, объективизации нормативной государственной воли. Это и есть внешняя форма права в истинном значении. Форма права показывает, каким способом государство создает, фиксирует ту или иную правовую норму и в каком виде (реальном образе) эта норма, принявшая объективный характер, доводится до сознания членов общества. Следовательно, внешнюю форму права можно определить как способ выражения, существования и преобразования (изменения или отмены) право­вых норм, действующих в определенном государстве.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 454; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.