КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
И поддержания конкуренции
ТЕМА № 11. Правовое регулирование монополистической деятельности 1. Хозяйствование и конкуренция. Антимонопольное регулирование 2. Формы недобросовестной конкуренции. 3. Понятиемонополистической деятельности Доминирующее положение субъекта хозяйствования. 4. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.
1. Термин «конкуренция» происходит от лат. «конкурро» – сталкиваться. Речь идет о соперничестве, в котором, как принято считать, побеждают наиболее эффективные участники. Конкуренцию считают самым важным элементом рынка как хозяйственной системы. В рыночном хозяйстве участниками конкурентной борьбы являются, прежде всего, фирмы, которые соревнуются друг с другом за рынок сбыта. Однако в конкуренции участвуют и отдельные люди – они соперничают на рынке труда, предлагая работодателям свой труд разной квалификации за различную заработную плату. Наконец, в рамках мирового хозяйства происходит конкуренция разных стран, каждая из которых стремится опередить другие страны (или догнать ушедших вперед) в борьбе за лучшие условия для своих граждан и для отечественных предпринимателей. Современная конкуренция является регулируемой. Антимонопольное регулированиеявляется необходимых компонентов обеспечения социально-экономического консенсуса интересов участников деловых отношений. Конкуренты совместно противостоят монополизации рынка, а реализует эту их общую заинтересованность «центр» (государство). Регулирование конкуренции подчинено главной задаче - недопущению монополизации рынка. Антимонопольное регулирование – это деятельность государства, направленная на ограничение доминирующего положения субъектов хозяйствования на рынке с целью обеспечения интересов государства и общества. В РБ оно осуществляется на основе Закона РБ «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», Гражданского кодекса РБ, Постановление Министерства экономики РБ «Об утверждении инструкции по определению доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках РБ» и другие нормативные правовые акты. Основные направления антимонопольного регулирования: · контроль за действиями субъектов хозяйственной деятельности; · поощрение добросовестной конкуренции, поддержка деятельности предприятий – конкурентов монополистам; · создание условий для эффективного функционирования рынков; · ограничение и пресечение монополистической деятельности; · защита прав субъектов предпринимательства и потребителей; · реорганизация хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке; и др. Белорусское антимонопольное законодательство определяет следующим образом конкуренцию: Конкуренция -состязательность хозяйствующих субъектов, при которой самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
2. Недобросовестная конкуренция - любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов, которые противоречат антимонопольному законодательству или требованиям добросовестности и разумности и могут причинить или причинили убытки другим конкурентам либо нанести вред их деловой репутации; Формы недобросовестной конкуренции: Все действия, способные вызвать смешение в отношении хозяйствующих субъектов, товаров или предпринимательской деятельности конкурентов, в том числе: незаконное использование хозяйствующим субъектом не принадлежащего ему фирменного наименования, товарного знака (знака обслуживания), наименования места происхождения товара на товарах, их упаковке, на вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках, в рекламных материалах, печатных изданиях и иной документации; введение в гражданский оборот товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности, средств индивидуализации участников гражданского оборота или их товаров; незаконное копирование внешнего вида товара другого хозяйствующего субъекта, за исключением случаев, когда копирование товара или его частей (узлов, деталей) обусловлено исключительно их техническим применением; введение в гражданский оборот товаров другого хозяйствующего субъекта с использованием собственных средств индивидуализации товара, если иное не предусмотрено договором, заключенным между хозяйствующими субъектами. Утверждения при осуществлении предпринимательской деятельности, способные дискредитировать хозяйствующий субъект, товары или предпринимательскую деятельность конкурента, в том числе в результате: распространения хозяйствующим субъектом непосредственно или через других лиц в средствах массовой информации, рекламных и иных изданиях, через любые электронные средства массовой информации и иными способами ложных, недостоверных, искаженных сведений о предпринимательской деятельности, финансовом состоянии, научно-технических и производственных возможностях, товарах конкурента; распространения хозяйствующим субъектом непосредственно или через других лиц в любой форме и любыми способами заявлений, которые содержат информацию, порочащую деловую репутацию хозяйствующего субъекта либо его учредителя (участника, собственника имущества) или работника, и могут подорвать доверие к хозяйствующему субъекту как производителю товаров. Указания или утверждения при осуществлении предпринимательской деятельности, которые могут ввести в заблуждение относительно характера, свойств, способа и места изготовления, пригодности к применению или количества товаров конкурента, в том числе осуществляемые посредством некорректного сравнения производимого хозяйствующим субъектом товара с товаром конкурента путем распространения хозяйствующим субъектом в любой форме и любыми способами сведений, содержащих ложные или неточные сопоставительные характеристики собственного товара и товара конкурента, способные повлиять на свободу выбора потребителя при приобретении товаров или заключении сделки. Действия, противоречащие требованиям законодательства о конкуренции, при осуществлении предпринимательской деятельности, в том числе: призывы, обращения к другим хозяйствующим субъектам, иные действия или угроза действием со стороны хозяйствующего субъекта непосредственно или через других лиц в целях бойкотирования или препятствования предпринимательской деятельности конкурента, действующего на данном рынке или стремящегося в него вступить; распространение хозяйствующим субъектом в любой форме и любыми способами ложных заявлений и сведений о собственном товаре в целях сокрытия несоответствия его своему назначению или предъявляемым к нему требованиям в отношении качества, потребительских и иных свойств; действия хозяйствующего субъекта непосредственно или через других лиц, направленные на препятствование формированию деловых связей конкурента, на их нарушение или расторжение, в том числе в целях вступления в деловые отношения с его деловым партнером; действия хозяйствующего субъекта непосредственно или через других лиц, направленные на внутреннюю дезорганизацию предпринимательской деятельности конкурента и (или) его делового партнера, в том числе на получение, использование, разглашение, склонение к разглашению информации, составляющей коммерческую тайну конкурента, без его согласия либо предоставление работникам конкурента различных имущественных и иных благ с целью склонения этих работников к невыполнению трудовых обязанностей или переходу на предполагающую такие блага работу.
3. Монополистическая деятельность -противоречащие законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, государственных органов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Признаки монополистической деятельности: 1. противоправность, так как она в любой форме запрещена законодательством под угрозой применения различных видов юридической ответственности; 2. проявляется как в активной форме (действия), так и путем бездействия; 3. антиконкурентный характер, проявляющийся в ограничении, устранении или недопущении конкуренции на товарном рынке; 4. наличие специфического субъектного состава (субъекты хозяйствования); 5. наносит вред другим субъектам хозяйствования и потребителям. При монополии на рынке один продавец имеет дело со многими покупателями и является монополистом. Он вне конкуренции и поэтому сам определяет цену и качество продаваемых товаров, однако произвольно повышать цену он не может, так как повышение цены автоматически снижает спрос, а это ведет к уменьшению прибыли. В действующем законодательстве РБ закреплено понятие правомерной монополии и формы запрещенной монополистической деятельности. Законодательство защищает правомерные монополии от конкуренции, исходя из того, чтоих функционирование эффективнее при отсутствии конкуренции. К правомерной монополии относится государственная, естественная и чрезвычайная монополии государственная монополия система общественных отношений, при которой исключительное право на осуществление отдельных видов деятельности, в том числе предпринимательской, имеет государство в лице отдельных государственных органов или иных специально уполномоченных законодательными актами хозяйствующих субъектов естественная монополия – система общественных отношений, санкционированная государством, при которой удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объемов его производства), а соответствующие товары не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие товары; Субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. К ним относятся: · транспортировка энергоресурсов; · железнодорожные перевозки; · услуги связи и т.д. чрезвычайная монополия – система общественных отношений на товарном рынке, санкционированная государством на определенный период, при которой конкуренция отсутствует или ограничена. Формы монополистической деятельности, за которые субъект может быть привлечен к ответственности: 1. Злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке; 2. Соглашение (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 410; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |