Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 8. Теория общественного выбора




Защита прав авторов и правообладателей объектов промышленной собственности

Контрафактные объекты авторского и смежных прав. Защита авторских и смежных прав

Физическое или юридическое лицо, которое не выполняет требований Закона Республики Беларусь “Об авторском праве и смежных правах”, является нарушителем авторского права и смежных прав. В отношений нарушений прав интеллектуальной собственности, как правило, используется термин “контрафактный”.

Согласно ст.39 указанного Закона контрафактнымиявляются следующие объекты:

1. Экземпляры произведения, записанного исполнения, фонограммы, передачи организации вещания, изготовление, распространение или иное использование которых влечет за собой нарушение авторского права и смежных прав.

2. Экземпляры произведений, записанных исполнений, фонограмм, передач организаций вещания, охраняемых в Республике Беларусь в соответствии с законом и импортируемых без согласия правообладателей в республику.

3. Любые экземпляры произведения, записанного исполнения, фонограммы, передачи организации вещания, с которых без разрешения правообладателя устранена или на которых изменена информация об управлении правами или которые без разрешения правообладателя изготовлены с помощью любых незаконно используемых устройств.

Нарушением авторского права и смежных прав в соответствии с законом также являются:

1) любые действия, включая изготовление, импорт в целях распространения, или распространение (продажа, прокат) устройств, или предоставление услуг, которые осуществляются осознанно или при наличии достаточных оснований сознавать, что они без разрешения позволяют обходить или способствуют обходу любых технических средств, предназначенных для защиты авторских или смежных прав, и основной коммерческой целью или основным коммерческим результатом которых является обход таких средств;

2) устранение или изменение любой электронной информации об управлении правами без разрешения правообладателя;

3) распространение, импорт с целью распространения, передача в эфир, сообщение для всеобщего сведения без разрешения правообладателя произведений, записанных исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного или кабельного вещания, в отношении которых без разрешения правообладателя была устранена или изменена электронная информация об управлении правами.

За защитой своего авторского права или смежных прав правообладатели обращаются в установленном порядке в судебные и другие органы в соответствии с их компетенцией. Согласно ст.40 Закона “Об авторском праве и смежных правах” правообладатели вправе требовать:

1) признания авторского или смежных прав;

2) восстановления положения, существовавшего до нарушения авторского или смежных прав;

3) пресечения действий, нарушающих авторские или смежные права или создающих угрозу их нарушения;

4) возмещения убытков, включая упущенную выгоду;

5) взыскания дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторского права и смежных прав, вместо возмещения убытков;

6) выплаты компенсации в сумме от 10 до 50 тысяч базовых величин, определяемой судом, вместо возмещения убытков или взыскания дохода с учетом существа правонарушения;

7) принятия иных предусмотренных законодательными актами мер, связанных с защитой авторского или смежных прав.

Указанные в пунктах 5-7 меры применяются по выбору правообладателя.

Рассмотрим примеры из судебной практики. В 2003 году хозяйственный суд г. Минска рассмотрел дело по иску предприятия А. к ИП Иванову И.И. о взыскании компенсации за нарушение исключительных имущественных прав в сумме 960000 рублей. Нарушение права выразилось в том, что без заключения договора с правообладателем ответчик распространял экземпляры произведения. Контрафактные видеокассеты с записью фильма “Медвежий поцелуй” были обнаружены и изъяты в ходе проверки торгового места, арендуемого ИП Ивановым. Суд исковое заявление удовлетворил.

Также в хозяйственный суд г. Минска обратилось совместное предприятие, являющееся издателем газеты, с исковым заявлением о пресечении действий со стороны издателя другой рекламной газеты, нарушающих его имущественные права на объекты авторского права и взыскании компенсации. Суть спора заключалась в том, что издатель другой рекламной газеты практически полностью повторил дизайн (общую графическую композицию) газеты, который, как утверждал истец, был создан его работниками, а также при издании газеты использовал отдельные элементы этой композиции, являющиеся самостоятельными объектами, также созданные его работниками, не испрашивая при этом соответствующего разрешения у истца. Суд удовлетворил иск частично. Решением суда ответчику запрещено использование при выпуске рекламной газеты трех (из четырех заявленных) графических объектов, а также в пользу истца взыскана компенсация за нарушение исключительных авторских прав в размере, определенном судом.

Суд при поступлении иска о защите авторского права или смежных прав может наложить запрет на совершение определенных действий (изготовление, продажу, импорт или иное использование, а также транспортировку, хранение или владение с целью выпуска в гражданский оборот экземпляров произведений, записанных исполнений, фонограмм, передач организаций вещания, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными). Кроме того, по решению суда может быть произведен арест и изъятие всех экземпляров произведений, записанных исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного или кабельного вещания, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, а также арест любых материалов и любого оборудования, предназначенных для их изготовления, в том числе любых незаконно используемых устройств.

Если в результате рассмотрения дела суд установит, что экземпляры произведений, записанных исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного или кабельного вещания являются контрафактными, они подлежат обязательной конфискации. Суд также вправе вынести решение о конфискации любых материалов и любого оборудования, в том числе любых устройств, незаконно используемых для изготовления и воспроизведения контрафактных экземпляров с обращением их в доход государства.

Кроме того, контрафактные экземпляры произведения, записанного исполнения, фонограммы, передачи организации вещания могут быть переданы правообладателям по их требованию. Не востребованные обладателями авторского права и смежных прав контрафактные экземпляры подлежат уничтожению или переработке с обращением в доход государства.

 

Защита прав и законных интересов авторов, патентовладельцев и иных обладателей исключительных прав на объекты промышленной собственности осуществляются путем использования предусмотренных законом форм, средств и способов защиты.

Нарушениями прав авторов, влекущими применение гражданско-правовых способов защиты, являются:

1) присвоение права авторства на чужой объект промышленной собственности

2) навязанное соавторство

3) исключение из числа авторов

4) нарушение права на авторское имя. Оно может состоять в искажении имени автора, в неуказании имени автора в заявке на выдачу патента или свидетельства, в различных публикациях об авторстве на объект промышленной собственности и т.д., и, наоборот, указание в публикациях имени автора в случаях, когда он отказался быть упомянутым в качестве автора.

5) отказ нанимателя или его правопреемника заключить с работником договор, предусматривающий создание, правовую защиту и использование служебного объекта промышленной собственности.

6) отказ или неправильная выплата вознаграждения автору (соавторам).

Согласно ст.1001 ГК и ст.9 Закона “О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы” нарушением исключительного права патентообладателя признаются осуществленные без его согласия:

1) изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже, продажа, иное введение в гражданский оборот или хранение для этих целей продукта, изделия, изготовленных с применением запатентованных изобретения, полезной модели, промышленного образца, а также совершение названных действий в отношении средства, при функционировании или эксплуатации которого в соответствии с его назначением осуществляется способ, охраняемый патентом;

2) применение способа, охраняемого патентом на изобретение, или введение в гражданский оборот либо хранение для этих целей продукта, изготовленного непосредственно способом, охраняемым патентом на изобретение.

В соответствии со ст.3 Закона “О товарных знаках и знаках обслуживания” нарушением прав владельца товарного знака признаются несанкционированные изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже, продажа и иное введение в гражданский оборот или хранение с этой целью товарного знака или товара, обозначенного этим знаком, или обозначения, сходного с ним до степени смешения, в отношении однородных товаров, а также неоднородных товаров, обозначенных товарным знаком, признанным общеизвестным в Республике Беларусь.

Таким образом, нарушением исключительного права правообладателя любого охраняемого объекта промышленной собственности является несанкционированное:

· изготовление

· применение

· ввоз

· предложение к продаже

· продажа

· иное введение в гражданский оборот либо хранение объекта с этой целью.

По требованию правообладателя нарушение его исключительного права должно быть прекращено, а физическое или юридическое лицо, виновное в нарушении, обязано возместить правообладателю причиненные убытки в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Защита гражданских прав от незаконного использования товарного знака, кроме требований о прекращении нарушения и взыскании причиненных убытков, осуществляется также путем:

1) удаления с товара или его упаковки незаконно используемого товарного знака или обозначения, сходного с ним до степени смешения, и (или) уничтожения изготовленных изображений товарного знака или обозначения, сходного с ним до степени смешения;

2) ареста или уничтожения товаров, в отношении которых был незаконно применен товарный знак;

3) наложения штрафа в пользу потерпевшей стороны в размере стоимости товара;

4) передачи в пользу потерпевшей стороны товара, на котором незаконно применен товарный знак (ст.29 Закона “О товарных знаках и знаках”).

В соответствии со ст. 1028 ГК и ст.18 Закона РБ “О географических указаниях” лицо, имеющее право пользования географическим указанием, также вправе потребовать

1) удаления с товара, его упаковки, бланков и иной документации незаконно используемого географического указания или обозначения, сходного с ним до степени смешения,

2) уничтожения изготовленных изображений географического указания или обозначения, сходного с ним до степени смешения,

3) а если это невозможно, - изъятия и уничтожения товара и (или) упаковки.

 

 

 

1.. Теория общественного выбора является одним из направлений:

а) неоинституциональной экономической теории; +

б) кейнсианства;

в) марксизма;

г) маржинализма.

 

 

2. В соответствии с теорией общественного выбора на принятие решений государственными чиновниками в меньшей степени влияют:

а) личные интересы;

б) общественные интересы; +

в) формальные «правила игры»;

г) государственные интересы.

 

3. Понятие рациональности, используемое в теории общественного выбора, заключается в том, что:

а) человек обладает полной информацией при принятии решений;

б) человек принимает правильные решения;

в) человек предпочитает 10000 долл. введению экологического норматива; +

г) человек имеет свободный доступ к ресурсам.

 

4. Методология теории общественного выбора основана:

а) на применении инструментария гуманитарных дисциплин (права, истории, политологии) для изучения экономических проблем;

б) на применении инструментария микроэкономики для учения политических проблем; +

в) на применении инструментария макроэкономики для изучения статистики;

г) на прикладном анализе организационно-экономических проблем предвыборных кампаний (case studies).

 

5. К провалам государства относятся:

а) организация политического процесса;

б) рыночная конкуренция;

в) неспособность государства полностью предусмотреть и проконтролировать последствия принятых решений; +

г) коррупция. +

 

  1. Основная идея теории общественного выбора состоит в том, что методы анализа рыночного поведения, которые использует экономическая теория, могут быть применены для исследования;

а) только экономической сферы деятельности;

б) политической сферы деятельности; +

в) микроэкономики;

г) макроэкономики.

 

7. К несовершенствам политического процесса в условиях демократии можно отнести:

а) лоббизм; +

б) голосование;

в) многопартийность;

г) политическую конкуренцию.

 

8. Какие из перечисленных ниже общественных благ являются чистыми:

а) прикладная наука;

б) национальная оборона; +

в) заработная плата чиновника;

г) сотовая связь.

 

9. Бюрократический аппарат необходим:

а) для более эффективного использования экономических ресурсов;

б) снижения трансакционных издержек; +

в) повышения трансакционных издержек;

г) формирования бюрократического рынка.

 

10. Кто реально пользуется основными правами государственной собственности:

а) граждане страны в целом;

б) глава государства;

в) трудовой коллектив;

г) директор конкретного государственного предприятия. +

 

11. Бюрократ, максимизирующий свою полезность, будет поддерживать финансирование политических партий и групп, настаивающих на:

 

а) снижении налогов и государственных расходов;

6) усилении государственного контроля над бизнесом; +

в) сокращении государственного контроля над бизнесом;

г) понижении уровня бедности.

 

12. В период между выборами активность правительства чаще всего снижается:

а) в начале срока пребывания у власти; +

6) к середине срока пребывания у власти;

в) к концу срока пребывания у власти;

г) равномерна в течение всего срока пребывания у власти.

 

13. Теория общественного выбора изучает:

а) рынки услуг;

б) рынки товаров и услуг;

в) "политические рынки" и «бюрократические рынки»; +

г) финансовые рынки.

 

14. Представительская демократия по отношению к прямой демократии обладает следующими преимуществами:

а) более простым процессом голосования; +

б) отсутствием возможности лоббирования;

в) отсутствием возможности логроллинга;

г) возможностью лоббирования.

 

15. Согласно положениям теории общественного выбора сферой политической деятельности является:

а) политический рынок; +

б) рынок ценных бумаг:

в) рынок труда;

г) рынок капитала.

 

16. Модель «рационального поведения политика» предполагает:

а) MR=TR;

б) MC=AC;

в) MR=MC; +

г) MC=TC.

 

17. К провалам рынка можно отнести:

а) конкуренцию;

в) предпринимательство;

б) внешние эффекты; +

г) государственную собственность.

 

18. Концепция экономического человека применительно к политике подразумевает:

а) иррациональность поведения индивида;

б) стремление избежать участия в политическом процессе любыми доступными способами;

в) стремление извлечь личную выгоду, участвуя в политическом процессе; +

г) стремление работать в интересах общества.

 

19. Методологический индивидуализм в политической сфере подразумевает:

a) способность разделять бизнес и политику;

б) способность следовать общественным интересам;

в) способность использовать политический процесс в личных целях, превращая политику в бизнес; +

г) способность отдавать первенство государственным приоритетам.

 

20.Экономика бюрократии – направление:

а) теории общественного выбора; +

б) микроэкономики:

в) макроэкономики;

г) мировой экономики.

 

21. Политическая рента – это:

а) доход политика:

б) заработная плата министра образования;

в) заработная плата председателя правительства РФ;

г) заработная плата губернатора.

 

 

22. Бюрократическая рента – это:

а) доход чиновника, незаконно полученный за счет использования своего служебного положения; +

б) заработная плата чиновника;

в) премия чиновника;

г) материальная помощь чиновнику за счет профсоюза.

 

23. Источниками политической ренты являются:

а) правительственные заказы, субсидии и дотации, полученные определенными группами интересов на основе лоббизма; +

б) аренда земли;

в) предпринимательская деятельность;

г) игра на фондовой бирже.

 

24. Одним из основоположников теории общественного выбора является;

а) Дж. Бьюкенен; +

б) Д. Норт;

в) Р. Коуз;

г) М.Фридмен.

 

25. Общественный выбор – это механизм согласования индивидуальных интересов через политические институты демократического общества, в котором:

а) индивидуальное мнение демонстрируется посредством голосования; +

б) индивидуальное мнение демонстрируется посредством забастовок;

в) индивидуальное мнение демонстрируется посредством санкционированных митингов;

г) индивидуальное мнение демонстрируется посредством несанкционированных митингов;

 

26. Политический рынок является объектом изучения:

а) микроэкономики;

б) макроэкономики;

в) теории отраслевых рынков;

г) теории общественного выбора. +

 

 

27. Лоббизм – особая практика реализации своих интересов посредством;

а) целенаправленного влияния на законодательные и исполнительные органы государственной власти; +

б) рыночного ценообразования;

в) государственного планирования;

г) государственного финансирования.

 

28. Логроллинг (перекатывание бревен с англ.) – это:

а) практика взаимной поддержки политических деятелей, помогающих друг другу добиваться нужных решений путем торговли голосами по принципу «ты мне, а я тебе»

б) метод конкурентной борьбы;

в) метод рекламирования товаров и услуг;

г) метод ценообразования.

 

29. Коррупция – это процесс:

а) формирования постоянно воспроизводящихся неформальных связей между гражданами и государственным аппаратом (независимо от того, какую власть представляет данный аппарат); +

б) формирования бюрократического аппарата;

в) мониторинга деятельности чиновников;

г) аттестации государственных служащих.

 

30. К институтам коррупции относятся:

а) взятки и откаты; +

б) система оплаты труда государственных служащих;

в) методы администрирования;

г) методы контроля бизнеса.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 3922; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.