КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Средства и системы визуальной информации
А. О. с О) I га ш о о. I о (Т) Рис. 115. Зрительные искажения (оптические иллюзии): а — «стрелы» Мюллера-Лайера; 6 — квадрат выглядит выше круга; в — стороны трех фигур равны; г — косая штриховка создает впечатление непараллельности основных линий; д, е — «искривление» прямых линий (по Герингу и Вундту); ж — зрительная ошибка в оценке отрезков АВ и АС; з — квадрат кажется искаженным; и — зрительное неравенство прямых углов; к — кажущееся неравенство вертикально и горизонтально зачерченных пространств; л — кажущееся изменение площади одинаковых кругов среди кругов разной величины; м — зрительное искажение соотношений вертикальных и горизонтальных линий;' н — кажущееся расхождение кверху параллельных вертикалей значительной протяженности; о — подъем «талиевой» линии для исключения «провисания»; п — иллюзии иррадиации 208 • визуальная деформация сторон квадрата, формы круга при пересечении штрихами, образующими тупые углы (закон оптического преувеличения размера острых углов). Особую группу составляют иллюзии, связанные с явлением иррадиации. Иррадиация (от лат. irradio — сияю, испускаю лучи) — кажущееся увеличение размеров светлых фигур на темном (черном) фоне по сравнению с темными фигурами равной величины на белом фоне. Знание основных перцептивных иллюзий и владение арсеналом корректировки визуальных искажений помогают создавать средовые объекты (от простейших плоскостных до многоплановых объемно-пространственных), адекватные функции (в ее совокупности утилитарных, биологических, психологических и социальных параметров), где красота и гармония являются необходимым моментом для обеспечения духовно-психологического комфорта. Так, в средствах визуальной коммуникации буква «О», другие буквы, цифры, знаки и графические элементы, имеющие округлую форму, должны выступать снизу и сверху за линию строки, чтобы казаться равными по высоте соседним прямоугольным буквам и элементам. Толщина штрихов светлых надписей, индексов, размеры других графических элементов из-за эффекта иррадиации на темном фоне должны быть меньшими, чем темных — на светлом (в среднем на 1/3). s и * Штрих кажется тем тоньше, чем сильнее контраст яркостей светлого и темного и чем хуже I аккомодация глаз наблюдателей. Для ликвидации эффекта визуального «провисания» горизонтальным линиям, опоясывающим По этой причине придают подъем «талиевой» линии автомашин, в которых отрицательный эффект о в Аналогичная корректировка формы может использоваться при формообразовании холодильников, стиральных и швейных машин, другого бытового и производственного оборудования, а также относительно небольших средовых объектов (киосков, телефонных будок и пр.). Некоторая выпуклость вертикальных поверхностей устраняет впечатление вогнутости, придает форме большую пластичность. Это же целесообразно и с технологической точки зрения для штампованных элементов, т.к. предохраняет от прогибания при нагрузке. Учет особенностей оптических иллюзий, возникающих под воздействием психофизических явлений иррадиации, контраста, зрительной памяти и др., позволяет влиять на зрительное восприятие размеров помещения. Наиболее характерные приемы достижения определенного эффекта за счет графики (узора) следующие (рис. 116): • светлая гладкоокрашенная комната кажется большой и просторной; • вертикальные полосы делают помещение выше; • горизонтальные полосы создают впечатление более низкого помещения; • пестрота в отделке стен и пола вызывает ощущение беспокойства, беспорядка, уменьшения • клетчатый потолок делает помещение ниже, давит психологически; • клетчатый узор пола придает ему статичность, что весьма логично; • клетчатый или линейный узор на всех поверхностях помещения оказывает постоянное • горизонтальные повторяющиеся линии на стенах создают впечатление движения, • повторяющиеся вертикальные линии на стенах создают впечатление покоя, статичности 14 Э 924 209
ГЛАВА 11. Актуальность исследований и учета в проектной практике характеристик визуальной составляющей среды обитания обусловлена, как отмечалось выше, тем, что более 80% всей информации (сведений, знаний) в процессе жизнедеятельности человек получает благодаря зрительному анализатору (глазам в сочетании с соответствующими участками головного мозга). При интенсивном развитии отечественного художественного конструирования в 1960-е годы дизайнерский подход был привнесен в прикладную графику и упаковку с помощью промграфики (графические элементы на изделиях). Пик этого процесса пришелся на конец 60-х—начало 70-х годов. Теоретическая концепция, которую характеризовали как визуально-коммуникационную, формировалась на базе семиотики (науки, исследующей свойства знаков и знаковых систем) и теории информации с учетом социально-технического контекста. Утверждалось, что графический дизайн превращает информацию в визуальные сигналы, которые должны быть интерпретированы однозначно; в структуру визуальной коммуникации входит: источник текста, который задает невизуализированное содержание, визуальный коммуникатор, визуальный текст, канал связи, приемник текста; складывается новый тип профессионала — дизайнер-график становится визуальным коммуникатором. Эта концепция графического дизайна, лежащая в русле концепции функционализма, во многом остается привлекательной и сегодня, особенно с методологических позиций, при условии понимания необходимости усиления художественного начала, учета порой противоречивых, но столь важных стилевых тенденций и модных веяний. Рассматривая визуальную составляющую рукотворной среды обитания можно выделить в ней несколько условных слоев. Первый слой, с которым имеют контакты практически все слои населения, образуют средства и системы визуальных коммуникаций в городских, сельских и прочих пространствах, на транспорте и т.д. Сюда входят вывески, рекламные установки, витрины магазинов, таблички с наименованиями улиц и номерами домов, указатели маршрутов транспорта, знаки дорожного движения и пр. Второй слой — средства визуальных коммуникаций в пространствах зданий, интерьерах: указатели, пиктограммы, таблички, рекламные объявления, плакаты и другие средства информации. Системы пиктограмм, относящихся к элементам второго слоя, особенно те, которые могут использоваться как инструкция по эксплуатации автоматов (в частности, банковских, множительной техники, компьютеров), имеют ярко выраженный функциональный характер. Их высокая информативность обеспечивает общедоступность, легкость восприятия и понимания людьми разных национальностей. Третий слой, наиболее специфический, связан с эксплуатацией и оснащением производственного, офисного, бытового и прочего оборудования. Человек, эксплуатирующий это оборудование, или, пользуясь терминологией эргономики, человек-оператор, с помощью средств отображения (индикаторов различных типов и видов) получает сведения (данные), характеризующие параметры объектов управления, ход технологических процессов и т.д. непосредственно на рабочем месте или от переносных, передвижных изделий во время функциональных процессов и работы с ними. Качество восприятия информации обусловлено, в первую очередь, характеристиками зрительного аппарата человека, пороговыми и др. значениями ощущений (формой поля зрения, видимым 211 спектром, разрешающей способностью и т.п.), а также угловыми размерами элементов информации, их формой и положением в пространстве, движением (статичные сигналы, динамичные дискретные и непрерывные). Поле зрения обоими глазами (бинокулярное зрение) ограничено угловыми размерами и предельными расстояниями от глаза до наблюдаемого предмета при нормальной освещенности последнего. Диаграмма (рис. 117 А) характеризует обзор без напряжения для глаз, т.е. для длительного и точного наблюдения при фиксированном положении головы и всего корпуса. Точность восприятия изображения предмета зависит от того, под каким углом оно рассматривается. При рассматривании изображения сбоку допустимый обзор не должен превышать 45° к нормали экрана, т.к. при больших углах изображение значительно искажается. Видимые размеры объектов, в т.ч. знаков, определяются в угловых величинах (рис. 117 Б). Угловые размеры (в градусах, минутах и секундах) определяются по формуле: tga _ S 2 2L ' где а — угол зрения; S — линейный размер объекта (знака); L — расстояние до объекта (знака) по линии взора. Линейные размеры буквенно-цифровых знаков для больших индикаторных устройств приведены в табл. 34. Таблица 34. Линейные размеры знаков индикации
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 560; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |