Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Контакт человека с эргономическими элементами в средовой системе




Q-

О о.

О)

О.

С и

О-

О)

О.

I I

к

S

ьс:

и

I

£ О

т

I


Эргодизайнерский проект, выполненный по теме проекта жилого района и дома, позволяет максимально сблизить учебные задачи. Будь то реконструкция района и совершенствование конкретной средовой ситуации или проект нового района — студенты рассматривают эргономические аспекты параллельно с архитектурным проектированием.

Так, при анализе средовой системы в районе станции метро «Щукинская» были использованы два встречных направления анализа: первый рассматривал среду как сумму инвариантов среды (т.е. ее неизменных составляющих), имеющих устойчивые характеристики: парк, узел метро, жилой массив и т.д., последовательно продвигаясь от целого к составляющим. Второй способ опирался на детальное оснащение средствами дизайна этих составляющих в рамках темы проекта.

Архитектурно-пространственные прототипы среды фиксируют стереотипы пространственного освоения объектов, принадлежащих к одному классу, будь то парк или транспортно-коммуникационный узел. Сточки зрения эргономического подхода важны поведенческие стереотипы горожан, характерные для

266



 



ш

О


Рис. 146. Сезонное оборудование сферы питания и торговли, варианты компоновки



того или иного «узлового» образования среды, ожидания от встречи с этим элементом среды, комфорт и безопасность получения желаемого набора услуг и др.

Архитектурно-пространственные характеристики прототипа в первую очередь относятся к профессиональному осмыслению, пониманию количественных или нормативных составляющих проекта, особенностям схем, структуры, сочетания линейно-узловых образований, и являются т.н. «внутренней» функции прототипического объекта. В связи с этим актуализируется знание студентами типологии, классификации архитектурных объектов, средовых архетипов, и т.п., что отражает свойственный эргономике контакт с другими учебными дисциплинами.

Поведенческие стереотипы, устойчивые реакции или индивидуальные эмоциональные переживания — это т.н. «внешняя» функция прототипа. Именно в ней наиболее отчетливо прослеживаются проблемы когнитивной психологии, которые в совокупности со знаковыми системами могут составлять предмет когнитивной эргономики. В этой связи вопросы сценирования средового поведения, моделирования будущей структуры жизнедеятельности превращают «профессиографирование» в один из начальных этапов учебного проекта. Рисунки, знаки и пиктограммы могут быть использованы как выразительное средство раскрытия замысла.

Например, систему района расчленили на различные функциональные срезы, выявив зону активных связей в районе узла станции метро, разветвленной сети пешеходных перемещений, зоны отдыха в структуре парка (дифференцировав среду для мест отдыха пожилых людей, зон отдыха с детьми, выгула собак, зон досуга молодежи), акцентировали тему визуального восприятия объектов микрорайона, предварительно классифицировав их по степени важности и архитектурно-художественной выразительности.

В макросистеме исследуемой студентами ситуации были выделены различные масштабные срезы среды, для которых разрабатывалась навигационная система в виде пиктограмм и указателей, указывающих на многослойное содержание среды с точки зрения ее функционального использования.

Классификация дорог по характеру, значимости и интенсивности использования: автомобильные, велосипедные, пешеходные, главные, районного или местного значения, а также нормирование на основе пешеходной доступности, позволяет определить степень насыщения их элементами благоустройства. Эргономические требования повышают качество освоения среды пешеходами разных возрастных групп и заостряют внимание на удобстве организации автостоянок, их освещении, организации мест хранения велосипедов и т.п.

В одном из учебных проектов функционально насыщенный узел у наземного павильона метро был рассмотрен как накопительно-распределительная система, от которой распределяются людские потоки к остановкам наземного транспорта, жилой зоне, зоне отдыха и т.п. А коммуникационное русло внутри застройки рассмотрено как разветвленная структура, требующая комфортного замощения, организованных пересечений транспортного и пешеходного потоков, системы освещения, ведущей от транспортного узла вплоть до каждого подъезда жилого дома.

Особое значение приобретают нормируемые параметры высоты бортового камня, уклонов пешеходных дорожек и тротуаров, толщины швов плит перекрытия, направления решеток на пути движения инвалидов, правил установки рельефных направляющих полос в местах пересечения дорог и т.д. При устройстве ступеней, лестниц и пандусов жесткие требования предъявляются к используемым материалам поверхностей, их ограждениям (для детей и взрослых), сечениям поручней и т.д. Во всех зданиях и сооружениях, предназначенных для передвижения с помощью дополнительных средств и приспособлений, должны соблюдаться общие требования к обустройству входа в здание, дверям, путям движения, поверхностям покрытий, величинам перепадов уровней лифтового холла и полом кабины лифта и т.д.

268


о




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 465; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.