КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные понятия эргономики
О- В РАЗЛИЧНЫХ СРЕДОВЫХ СИТУАЦИЯХ ЭРГОНОМИКА И ДИЗАЙН .11 Рис. 1. Стенд для экспериментального определения параметров изделий и рабочих мест Рис. 2. Использование манекенов (мультменов) при проектировании рабочих мест о.. ■t с Рис. 3. Складное кресло-коляска с ручным управлением: основные функциональные узлы (а), дискретно индивидуально подбираемые параметры (б) 312 ш s X о Рис. 5. Лифт-подъемник для купания инвалидов 21 Э-924 о Рис. б. Средства реабилитации: а — помощь при хотьбе; б — роллмобиль; в — вакуумные подушки сиденья и спинки; кресла-коляски (коллаж) 314
Рис. 7. Способы организации информации, Представление информации по зоологии для детей, как элемент образовательной программы (форма, рисунки, текст, визуально организованные факты, доступные для детей и их родителей) 315
3 3 0 с Рис. 8. Информационная система в аквариуме с возможностями интерактивного общения Рис. 9. Создание «дружелюбной» среды с использованием программы цветовых знаков
J Рис. 11. Использование узнаваемых кино-образов массовой культуры в визуальной системе тематических парков 319 О) X о с; CL С Рис. 12. Тематические парки. Использование прямых образов. Ключ распознания — ассоциации из массовой культуры 320 321
CJ- C Рис. 14. Оригинальные пиктограммы для специфических участков среды в системе пространств для городских празднеств 322 I Рис. 15. Элементы из системы общественных знаков а — использование тематического стиля в знаках — страна будущего в Disney World; б — рука и пальцы - эффективный элемент графического языка о Рис. 16. Интернациональный графический дизайн Олимпийских игр в Атланте 1996 г.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯЛИТЕРАТУРА
1. Агибалов Д.И. Оборудование для мелкорозничной уличной торговли // Техническая эстетика, 2. Азрикан Д.А. Эргодизайн. Проблемы и перспективы // Техническая эстетика, 1987, № 3. 3. Барташевич А.А., Богуш В.Д. Конструирование мебели: Учебник. — Мн.: Выш. шк., 1998. 4. Вудсон У., Коновер Д. Справочник по инженерной психологии для инженеров и художников- 5. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия. — М.: Изд. Московского 6. Гнедовский Д.В. Конторское оборудование // Художественное конструирование за рубежом. — 7. Грашин А.А. Гамлет — принц... или дизайнер. Учебно-игровые и мебельные конструкторы «Куб- 8. Даниляк В.И., Мунипов В.М., Федоров М.В. Эргодизайн, качество, конкурентоспособность. — М.: 9. Дизайн в бытовой технике. Бытовые светильники (рекомендации по проектированию). — М.: 10. Грашин А.А., Сугако М.И. Дизайн комплексов оперативно-диспетчерского управления. — М.: 11. Евроремонт — М.: Пилигрим, 1998. 12. Зефельд В.В. Художественное конструирование операторских пунктов. — М.: Машиностроение, 1969. S. 13. Зинченко В., Мунипов В., Смолян Г. Эргономические основы организации труда. — М.: Экономика, 14. Зубаревич Е.Н. Визуальные коммуникации для общественных зданий // Художественное 15. Иванов Э.В., Кухтина И.Г. Медприборы: Классификация и номенклатура эргономических 16. Инженерная психология в применении к проектированию оборудования: Пер с англ. — М.: 17. Интерьер современной квартиры // Блашкевич Р.Н. и др. ЦНИИЭП жилища. — М.: Стройиздат, 18. Конран Т. Современный дом: искусство дизайна: Пер. с англ., 1997. 19. Любимова Г.Н. Оборудование жилых и коммуникационных помещений городской квартиры. — М.: 20. Мигалина И.В. Основы архитектурного цветоведения. — М.: Ладья, 1998. 21. Минервин Г.Б. Основы комплексного проектирования оборудования для жилых и общественных 22. Минервин Г.Б. Архитектоника промышленных форм. Выпуск 2. — М.: ВНИИТЭ, 1974. 23. Минервин Г.Б., Мунипов В.М. 0 красоте машин и вещей. — М.: Просвещение, 1981. 24. Мироненко В.П. Эргономические принципы архитектурного проектирования (теоретико- 25. Михайлов С, Кулеева Л. Основы дизайна. — Казань: Новое знание, 1999. 26. Мунипов В.М. Камо грядеши, эргономика? // По зарубежным материалам. Обзор. — М.: ВНИИТЭ, 27. Мунипов В.М., Лысенко А.И. Популярная эргономика. — Орел: Вешние воды, 1992. 28. Нейман А.Ф., Смирнов С.С. Мебель для административных зданий. — М.: Лесная промышленность, 29. Офис на дому// Архитектура и строительство России, 1997, № 11. 30. Петров В.И., Хвиюзова Т.С. Азбука освещения: Учеб. пособие. — М.: ВИГМА, 1999. 326 31. Плахтий А.С. Великие проблемы маленькой квартиры // Архитектура, строительство, дизайн — 32. Производственная эргономика / Под. ред. СИ. Горшкова. — М.: Медицина, 1979. 33. Психология ощущений и восприятия (Хрестоматия по психологии) / Под. ред. Ю.Б. Гиппенрейтер 34. Про офис: Пособие по проектированию профессиональных офисов — уникальный совместный 35. Рекомендации по габаритам бытового оборудования. — М.: ВНИИТЭ, 1968. 36. Романов Г.М., Туркина Н.В., Колпащиков Л.С. Человек и дисплей. — Л.: Машиностроение, 1986. 37. Рунге В.Ф. Эргономика и оборудование интерьера: Учеб. пособие. — М.: Архитектура-С, 2004. 38. Рунге В.Ф. Эргономика в дизайн-проектировании // Учеб. пособие. — М.: МЭИ (технический 39. Рунге В.Ф., Сеньковский В.В. Основы теории и методологии дизайна — М.: МЗ-Пресс, 2001. 40. Степанов А. и колл. авторов. Архитектурная среда обитания инвалидов и престарелых. — М.: 41. Степанов В.К. и др. Архитектура и психология: Учеб. пособ. для вузов. — М.: Стройиздат, 1993. 42. Стрельченко В.И. и др. Знаки для медицинских учреждений // Техническая эстетика, 1991, № 7. 43. Строкина А.Н. и др. Построение манекенов, используемых при проектировании рабочих мест // 44. Федоров В.К. Избранные труды. — М.: Экономика и финансы. — Т. 2, 1996; Т. 3, 1997. 45. Филин В.А. Видеоэкология. Что для глаз хорошо, что — плохо. — М.: МЦ «Видеоэкология», 1997. 46. Филин В.А. Видеоэкология. — М.: Реклама-ТАСС, 1997. 47. Хилл П. Наука и искусство проектирования. Пер. с англ. — М.: Мир, 1991. 48. Человеческий фактор: Пер. с англ. — М.: Мир, 1973, в 6-ти томах. 49. Что можно выпускать для оборудования школ // Техническая эстетика — 1988, № 8. 50. Шимко В.Т. Архитектурное формирование городской среды. — М.: Высшая школа, 1990. 51. Шимко В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование. Основы теории. — М.: 000 «СПЦ 52. Шмид М. Эргономические параметры: Пер. с чешского. — М.: Мир, 1980. 53. Экке: дизайн // Мир дизайна — 1998, № 4. 54. Эргономика: Принципы и рекомендации. — М.: ВНИИТЭ., 2-е изд., переработ., 1983. 55. Эргономика. /Проблемы приспособления условий труда к человеку: Пер. с польского. — М.: Мир, 56. Эргономическая оценка качества изделий культурно-бытового назначения // Методические 57. Эстетические ценности предметно-пространственной среды: Под ред. А.В. Иконникова. — М.: 58. How to plan the enviroment of the kitchen//VALCUCINE informa. 59. Niels Different Aivin R.T.Lley: Henry Dreyfuss Associates: N.Y. 60. Солсо Р.Л. Когнитивная психология: Пер. с англ. — М.: «Тривола». — М.: «Либерия», 2002. 61. Интерьер + дизайн// 100% офис, 2004, № 1. 62. Bentley, Alcock, Murrain,McGlynn, Smith. Responsive Environments. A manual for olesigners. 63. Wayne Hunt. Urban Entertainment Graphics, Madison Square Press, 1997.
Напомним определение самой эргономики: Ergo (греч. работа) + nomos (закон) — научная дисциплина, комплексно изучающая функциональные возможности человека в трудовых и бытовых процессах, выявляющая закономерности создания оптимальных условий высокоэффективной жизнедеятельности и высокопроизводительного труда. Эргономика возникла в связи с усложнением технических средств и условий функционирования в современном производстве, существенным изменением трудовой деятельности человека, в которой оказалось синтезировано множество трудовых функций. Поэтому она формировалась на стыке многих наук — от психологии, гигиены и анатомии до ряда технических дисциплин. Предметом эргономики как науки является изучение системных* закономерностей взаимодействия человека (группы людей) с техническими средствами, объектом деятельности и средой в процессе достижения цели деятельности или при специальной подготовке к ее выполнению в трудовой и досуговой сферах. Цель эргономики — повышение эффективности и качества деятельности человека в системе «человек—машина—объект деятельности—среда» (сокращенно «человек—машина—среда») при одновременном сохранении здоровья человека и создании предпосылок для развития его личности. Объектом исследования в эргономике является система «человек — машина — среда», т.е. исследуются взаимосвязи человека с предметным миром в процессе трудовой и других видов деятельности. Но могут рассматриваться и другие системы, например, система взаимодействия людей в производственном или ином коллективе. Задачей эргономики как сферы практической деятельности является проектирование и совершенствование процессов (способов, алгоритмов, приемов) выполнения деятельности и способов специальной подготовки (обучения, тренировки, адаптации) к ней, а также тех характеристик средств и условий, которые непосредственно влияют на эффективность и качество деятельности и психофизиологическое состояние человека. Эргономические требования — это требования, которые предъявляются к системе «человек — машина — среда» (рис. 2) в целях оптимизации деятельности человека-оператора с учетом его социально-психологических, психофизиологических, психологических, антропологических, физиологических и других объективных характеристик и возможностей. Эргономические требования являются основой при формировании конструкции машины, дизайнерской разработке пространственно-композиционных решений системы в целом и отдельных ее элементов. Человек-оператор — любой человек, управляющий машиной: диспетчер аэропорта, рабочий-станочник, домохозяйка у плиты или с пылесосом и т.д. — для эргономиста все они являются операторами. Эргономика и ее методы в последнее время все шире используются при проектировании не только технических устройств, но и архитектурных объектов, интерьеров, элементов их оборудования. Поэтому представляется целесообразным в этом случае вместо понятия «машина»** употреблять более обобщенные понятия «изделие», «предмет», а вместо термина «оператор» применять обозначения, подходящие данному действию, — «потребитель», «зритель» и т.п. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------ * Система — сочетание взаимодействующих факторов, компонентов, объединенных определенной единой целью, системность — свойство системы. **Машина или инструмент деятельности (изделие, предмет) в эргономике — любое техническое устройство, предназначенное для целенаправленного изменения материи, энергии, информации и пр. Понятие «машина» может означать как самые простые орудия (нож, молоток и т.п.), так и сложные — станки, ЭВМ или космические корабли. Эргономические свойства — это свойства изделий (машин, предметов или их совокупностей), которые проявляются в системе «человек—машина (предмет) —среда» в результате реализации эргономических требований. Основные структурные элементы эргономики (рис. 3) — это теория, методология и научные знания о предмете исследования. Наряду с этими элементами, формирующими общенаучные основы эргономики как науки, важным звеном ее практического функционирования и развития служит блок оперативных средств и методов эргономического исследования, определяющий специфику эргономики в качестве прикладной научной дисциплины. Блок оперативных средств и методов охватывает три важнейших направления эргономических исследований объекта «человек—предмет—среда»: анализ, синтез (моделирование) и оценка объекта. Результаты эргономического исследования — научно и экспериментально обоснованные данные, необходимые для проектной разработки системы. Процесс проектирования системы с самого начала должен быть ориентирован на формирование ее (системы) эргономических свойств как на одну из важнейших целей, достигаемых в процессе эргономического обеспечения проектирования.
Весь процесс эргономического сопровождения (обеспечения) проектирования можно представить в виде следующих этапов: • анализ деятельности человека с исследованием факторов ее протекания; • разработка эргономических требований и показателей, а также рекомендаций по их учету; • формирование эргономических свойств проектируемой техники (изделия) и среды; • заключительный этап — оценка полноты и правильности реализации эргономических Эргономика органично связана с дизайном, одной из главных целей которого является формирование гармоничной предметной среды, отвечающей материальным и духовным потребностям человека. При этом отрабатываются не только свойства внешнего вида предметов, но, главным образом, их структурные связи, которые придают системе функциональное и композиционное единство (с точки зрения как изготовителя, так и потребителя). Именно последнее обстоятельство позволяет рассматривать эргономику как естественнонаучную основу дизайна. В практическом плане учет человеческих факторов — неотъемлемая часть процесса дизайнерского проектирования. В последние десятилетия и в нашей стране, и за рубежом все чаще употребляется понятие эргодизайн для обозначения сферы деятельности, возникшей на стыке эргономики и дизайна. Эргодизайн объединяет в единое целое научные эргономические исследования «человеческого фактора» с проектными дизайнерскими разработками таким образом, что провести границу между ними порой оказывается просто невозможно.
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 2109; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |