Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Программа курса. Пояснительная записка




Пояснительная записка

 

Курс "Административное право" относится к циклу общепрофессиональных дисциплин и предназначен для студентов обучающихся по специальности 030501 – юриспруденция. Учебная дисциплина изучается на 2 курсе в течении 3 и 4 семестров.

Административное право по своей сути есть слагаемое следующих категорий: отрасль российского права, область юридической науки, учебная дисциплина.

Как отрасль оно создает основу для правового регулирования государственного и некоторых областей социального управления, главной задачей которого является обеспечение согласованной, упорядоченной деятельности всех элементов, составляющих нашу общественную систему. Выражая публично-правовой интерес, являясь по существу несущей конструкцией всего публичного права, административное право способствует созданию такого правопорядка, в условиях которого могут успешно развиваться и крепнуть все виды общественных отношений, урегулированные нормами иных отраслей права.

Постоянная потребность в управляющем воздействии государства на правоотношения, возможность обеспечения с помощью механизма исполнительной власти наиболее благоприятного режима для максимально полной реализации прав и свобод самыми разными субъектами позволяют утверждать, что административное право занимает в сфере правового регулирования общественных отношений одно из центральных мест. Взаимосвязь же с иными правовыми системами проявляется в параллельном либо последовательном применении их норм для разрешения управленческих ситуаций, либо в использовании таких норм, как источников, например, норм трудового, финансового права, положений Конституции РФ.

Наука административного права имеет целью исследование совокупности административно-правовых норм, административно-правовых отношений и практики применения указанных норм. В этом смысле она играет роль необходимого источника знаний о государственном управлении, системе исполнительной власти и механизме ее реализации.

Как наука и дисциплина, административное право сочетает в себе элементы многих отраслей знаний - теории государства и права, конституционного (государственного) права, муниципального, трудового, гражданского права, уголовного права и процесса, юридической психологии, что предопределяет их тесную взаимосвязь.

С учетом этого в преподавании используется интегрированный подход в рассмотрении как теоретических, так и практических вопросов, имея в виду соотносимость не только теоретических положений, но и практических аспектов правоприменительной деятельности. Немаловажную роль здесь играет также сходство характера правового регулирования административно-правовых отношений во всех областях и сферах государственного управления.

В то же время учебная дисциплина "Административное право" столь тесно связанная с другими юридическими дисциплинами имеет сугубо индивидуальные отличия, основное из которых заключается в постоянном обновлении ее предмета, обогащении правового арсенала органов исполнительной власти.

Переход к рыночным отношениям, прогрессирующая разобщенность и незащищенность людей, возникновение многообразия форм собственности, все большее количество проблемных ситуаций, в центре которых человек и гражданин предопределили ориентацию не только на новые административно-правовые приоритеты, но и на привитие студентам навыка ведения диалога, как в профессиональном, так и в общечеловеческом плане. Поэтому изучаемый курс представляет комплекс взаимосвязанных знаний о государственном управлении во всех его проявлениях.

Отмеченные характерные особенности курса обуславливают необходимость постоянного нормативно-правового сопровождения изучаемых тем, а также ознакомления с современными взглядами, подходами в административном праве. В подобной ситуации серьезное значение, кроме базовой учебной и научной литературы, придается публикациям в периодических изданиях.

В силу названных обстоятельств для закрепления и углубления знаний помимо семинарских занятий на лекциях практикуется попутное освещение вопросов, способствующее увязыванию содержания читаемой лекции с пройденным материалом.

При этом неизмеримо возрастает роль преподавателя, задача которого показать красоту, стройность и привлекательность юридически сбалансированных и логически выстроенных социальных отношений.

Предмет изучения - общественные отношения, возникающие в ходе организации и реализации исполнительной власти в сфере государственного управления.

Цель курса - сформировать у студентов целостное понимание назначения, содержания, закономерностей и особенностей правового регулирования управленческих процессов в современном государстве и обществе, умение ориентироваться в общей системе норм административного права при решении конкретных практических задач.

Задачи курса:

· освоение методик поиска необходимой информации, формирование источниковой и библиографической базы, понятийного аппарата, для обеспечения их юридически грамотного использования в изучаемой области общественных отношений;

· творческое осмысление изучаемого материала, выработка на основе полученных знаний собственного личностного видения сущности правового регулирования происходящих в государстве управленческих процессов;

· удовлетворение объективно возникающей потребности в дальнейшем самостоятельном более глубоком изучении предмета административного права, выявление и попытка разрешения имеющихся проблем правового регулирования организации и деятельности исполнительной власти;

· изучение вопросов административно-правового регулирования с учетом современных условий и развивающихся на их фоне тенденций; анализ становления и развития в соотношении сфер государственного и негосударственного управления; выявление проблем применения методов убеждения и принуждения, особенностей административно-правового статуса субъектов административного права и процесса; изучение взаимосвязи и разграничения таких понятий, как государственное регулирование и управление; выявление специфики административно-правовых отношений в различных сферах государственного управления.

Курс включает общую и особенную части. Общая - содержит характеристики основных институтов административного права, соответствующих принципу его систематизации в современном виде. Особенная - отражает административно-правовую организацию государственного управления в трех основных сферах: экономической, социально-культурной и административно-политической.

Изучив курс, студент должен:

· ЗНАТЬ – теоретические основы государственного управления и исполнительной власти в Российской Федерации; основные положения административно-правовых институтов; особенности их реализации по различным направлениям, предъявляемые к ним требования, основные нормативные правовые акты и специальную юридическую литературу, методы рационального использования информации;

· УМЕТЬ - ориентироваться в административно-правовом пространстве, правильно подбирать и использовать источники и литературу, формировать научно-справочный аппарат, осуществлять юридический анализ правовых актов и конкретных практических ситуаций, формулировать выводы и заключения и аргументировать их, видеть перспективу административно-правовых отношений и грамотно ее оценивать. Уметь прогнозировать оперативную обстановку и своевременно реагировать на ее изменение, принимать в этих условиях обоснованные управленческие решения, правильно толковать и применять законодательство об административных правонарушениях.

Для решения этих задач на семинарских занятиях используются элементы ролевых игр, имитация поведения субъектов управления и управляемых объектов в административно-правовых отношениях, анализ конкретных ситуаций, а также метод наблюдения студентов за дискуссией с последующей оценкой ее результатов с их стороны.

Учебный курс изучается в течение двух семестров -3 и 4, рассчитан на 188 часов, из них 98 часов аудиторных занятий, в том числе 50 часов лекций и 48 часа семинаров.

Курс "Административное право" читается по единой программе для студентов всех форм обучения. Программа составлена в соответствии с ГОС – 030501 – «Юриспруденция».

Форма отчетности по семестрам — зачет, экзамен.

 

 

Содержание курса




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 277; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.