Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации по изучению дисциплины и по организации самостоятельной работы бакалавров




Кашкин С.Ю. Основные тенденции и итоги конституционного развития Индийской республики. Учебное пособие. М., 1993.

Кашкин С.Ю. Основы государственного права Индии. М., 1986.

Басу Д.Д. Основы конституционного права Индии. М., 1986.

Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежных стран. Учебник. М., 2009.

4. Васильева Т.А. Реформа государственных институтов Индии // Государство и право. 1993. № 3.

5. Володин А.Г. Индия: становление институтов буржуазной демократии. М., 1989.

6. Индия: экономическое и социально политическое развитие. М., 1989.

8. Кашкин С.Ю. Политический режим в современной Индии: сущность, основные особенности и тенденции развития // Государство и право. 1995. №

9. Кашкин С.Ю. Конституционное регулирование межнациональных отношений в рамках индийской федерации // Советское государство и право. 1989. № 5.

11.Крашенникова Н.А. Индусское право: история и современность. М., 1982.

12.Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Особенная часть. Учебник для вузов. / Отв. ред. Б А. Страшун. М, 2008.

13.Конституции зарубежных государств: Учебное пособие /Сост. В.В.Маклаков. М., 2007.

14.Плешова М.А. Демократия в Индии: проблемы местного самоуправления. М., 1992.

 

 

Перечень дидактических материалов, наглядных пособий, электронных обучающих средств, мультимедийных программ: текст Конституции Индии; схемы по теме, электронное обучающее средство.

.

 


Концепция преподавания курса «Конституционное право зарубежных стран» основана на использовании общегосударственной концепции развития образования и воспитания студентов.

Конституционное право зарубежных стран изучается после российского конституционного права и имеет три главные цели: общеобразовательную, правоведческую и практическую.

Общеобразовательное значение данного предмета связано с необходимостью повышения общей культуры студентов – будущих юристов.

Правоведческая цель курса состоит в углублении теоретических знаний о моделях правового статуса личности, о различных конституционных принципах экономической, социальной и политической систем общества, об основах его духовной жизни, о разных формах правления, территориально-политического устройства государства, системах государственных органов и органов местного самоуправления.

Практическая роль курса связана с изучением позитивных и негативных сторон тех или иных конституционно-правовых институтов и методов конституционного регулирования, которые могут изменяться в неодинаковых условиях: позитивные черты могут обернуться негативными последствиями и наоборот.

Важно подчеркнуть, что знание конституционной теории и практики государств может помочь совершенствованию конституционно-правового регулирования в России и других странах с учетом их конкретных условий. А также способствовать формированию высокого уровня правовой эрудиции; выработке индивидуальных мировоззренческих установок при оценке конституционно-правовых явлений в зарубежных странах; адаптации конституционных знаний применительно к профессиональной деятельности будущих юристов.

Задачами курса, исходя из целей, ставятся: выработка навыков работы с нормативными материалами по предмету курса; усвоение основных категорий конституционного права зарубежных стран; ознакомление с конституционными основами организации и деятельности правоохранительных органов в зарубежных странах.

Структурно курс подразделяется на две части – общую и особенную. Общая часть посвящена рассмотрению основных конституционных институтов; особенная часть содержит характеристику конституционного строя отдельных государств.

После изучения Конституционного права зарубежных стран студенты должны знатьосновы конституционного строя зарубежных государств; уметь определять формы государств зарубежных стран; ориентироваться в конституционных процессах происходящих в мире; владеть конституционным законодательством зарубежных стран.

Внеаудиторная самостоятельная работа не менее важна, чем обязательные учебные занятия. Она отличается от них тем, что осуществляется чаще всего индивидуально. Следовательно, сам студент должен рационально ее организовать. Внеаудиторная самостоятельная работа составляет единое целое с аудиторными учебными занятиями.

Цели внеаудиторной самостоятельной работы простираются от приобретения новых научных знаний до самостоятельного написания рефератов и научных сообщений.

Студент должен хорошо понимать, что во время внеаудиторной самостоятельной работы формируется его отношение к труду, к науке и научной работе. Поэтому она требует его творческой активности, инициативы и самодисциплины. Только тот достигает высоких результатов в учебе, кто с полной ответственностью подходит к ней, кто сумеет в процессе обучения не потерять интерес к своей специальности, усвоить стратегию и методы научной работы, правильно распределять и использовать свое время. Именно в процессе выполнения внеаудиторной самостоятельной работы студент вырабатывает привычку работать систематически.

Необходимо обращаться к ранее изученным дисциплинам таким как: Теория государства и права; история государства и права зарубежных стран; конституционное право РФ и др. Ведь конституционное право зарубежных стран базируется и основывается на базовых теоретических конструкциях, изучая эту дисциплину студенту потребуется в рамках сравнительного правоведения обращаться к основам конституционного строя Российской Федерации.

Следует использовать все имеющиеся возможности для рациональной организации самостоятельной работы. Для этого необходимо уделять особое внимание рациональному распределению своего времени. Составной частью самостоятельной работы студентов является переосмысление услышанного на лекциях с определенных позиций и дальнейшее изучение проблем с привлечением новейших научных данных. Для этого необходимо работать с научной литературой (монографиями, журнальными статьями, сборниками, рецензиями, брошюрами и т.п.). Важно научиться использовать электронные поисковые системы для пополнения и углубления своих знаний в области юриспруденции.

В качестве рекомендации по системному освоению курса «Конституционное право зарубежных стран» с учетом предложенных тем в программе и тематическом плане дисциплины следует опираться на авторский лекционный курс и пособие в схемах ( Мазаева Е.С. Конституционное право зарубежных стран: Курс лекций.- Н.Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2011. Мазаева Е.С. Конституционное право зарубежных стран в схемах: Учебное посoбие.- Н.Новгород, 2012). В предлагаемых изданиях в доступной и сжатой форме излагаются все основные темы курса [2].

Конституционные положения отдельных государств, а также конституционные процессы в целом оказывают отдельное влияние и могут служить “путеводителем” для Российской государственности. В связи с чем, конституционное право зарубежных стран занимает одно из ведущих мест в системе юридических наук.

 


Задания для выполнения контрольных работ

Студентам предлагается на выбор написание контрольной работы к базовым темам курса (в соответствии с тематическим планом – 18 тем). Предлагаемая система дает возможность повторить тему, ответив на ряд контрольных вопросов и подробно раскрыть содержание более узкого вопроса по заданной тематике.

Тема 1.

1. Что образует предмет науки конституционного права зарубежных стран?

2. Какие задачи состоят перед наукой конституционного права зарубежных стран?

3. Что является материалом для сравнительного анализа в науке конституционного права зарубежных стран?

4. Назовите основные источники конституционного права зарубежных стран?

Раскрыть содержание вопроса: “Судебный прецедент как один из видов источников конституционного права зарубежных стран”

 

Тема 2.

1. Что означает термин “конституция” в современном его понимании?

2. Какими юридическими свойствами обладает конституция?

3. Опишите разновидности конституций современных зарубежных стран?

4. Какие виды конституционного контроля Вы знаете?

Раскрыть содержание вопроса: “Классификация и структура современных конституций”.

Тема 3.

1. Перечислите основные черты конституционного строя в зарубежных странах.

2. Как соотносятся понятия «конституционный строй» и «общественный строй»?

3. Какое место занимает государство в политической системе общества?

4. Какие параметры государственности следует учитывать при ее сопоставлении с экономической системой и социальной структурой общества?

Раскрыть содержание вопроса: “Конституционное закрепление экономической системы общества в зарубежных странах”.

 

Тема 4.

1. Какие составляющие образуют правовой статус личности?

2. Каковы условия приобретения и прекращения гражданства?

3. Назовите определение прав и свобод личности и их разновидности.

4. Перечислите гарантии прав и свобод личности в зарубежных странах.

Раскрыть содержание вопроса: “Права человека и права гражданина, их соотношение и источники”.

 

Тема 5.

1. Какую характеристику государственности представляет собой форма правления?

2. Каковы юридические признаки республиканского государства? Опишите виды республик на примере Бразилии, Италии, Польши и Кубы.

3. Опишите виды монархии. Дайте характеристику парламентской монархии Испании.

4. Какую характеристику государственности представляет собой форма государственного устройства? Дайте характеристику форм государственного устройства Бразилии и Италии.

5. Чем отличается демократический политический режим от антидемократического? Используйте тексты Конституций Италии, Кубы и Ирана.

Раскрыть содержание вопроса: “Парламентарная монархия – как форма правления современных зарубежных государств”.

 

Тема 6.

1. Какие явления обозначает понятие избирательного права?

2. Опишите систему известных в практике цензов избирательного права?

3. Назовите виды избирательных систем?

4. Перечислите стадии избирательного процесса?

Раскрыть содержание вопроса: “Организация и проведение выборов в зарубежных странах”.

 

Тема 7.

1. Что представляет собой парламент, как институт государства и как система?

2. Как можно стать депутатом? Что означают понятия “свободный мандат” и “императивный мандат”?

3. Назовите функции главы государства. Какие разновидности глав государства известны мировой практике?

4. Назовите составляющие статуса президента?

Раскрыть содержание вопроса: “Роль парламента в системе разделения властей”.

 

Тема 8

1. Особенности организации исполнительной власти в зарубежных странах?

2. Функции органов исполнительной власти?

3. Виды парламентского контроля за деятельности правительства в зарубежных странах?

4. Виды правительств в зарубежных странах?

Раскрыть содержание вопроса: “Особенности организации исполнительной власти в США”

Тема 9.

1. Какое место занимает суд в системе разделения властей?

2. Какие разновидности судебных систем существуют в зарубежных странах?

3. Какие функции выполняет прокуратура?

4. Какие задачи стоят перед полицией?

Раскрыть содержание вопроса: “Конституционно-правовое положение суда в зарубежных странах”.

 

Тема 10.

1. Назовите основные муниципальные системы зарубежных стран? Сопоставьте на примерах зарубежных стран их сходство и различие.

2. Каковы сущностные черты муниципальных систем, развивающихся в условиях демократии?

3. Какие модели Вам известны местной власти по способу формирования и статусу органов местного самоуправления?

4. В чем состоит сложность в организации местного самоуправления в федеративных государствах?

Раскрыть содержание вопроса: «Функции государственного управления и контроля за деятельностью органов местного самоуправления при англо-саксонской и континентальной моделях местного самоуправления».

 

Тема 11.

1. Значение Конституции США 1787 г.?

2. Роль Президента США в системе высших органов государственной власти?

3. Назовите структуру парламента США?

4. Организация судебной власти в США?

Раскрыть содержание вопроса: “Местное самоуправление в США”.

 

Тема 12.

1. Существует ли в Великобритании документ официально именуемый Конституцией?

2. Какова реальная роль монарха в управлении государством?

3. Какова структура парламента Великобритании?

4. Функции правительства Великобритании?

5. Организация судебной власти в Великобритании?

Раскрыть содержание вопроса: “Местные органы самоуправления в Великобритании”.

Тема 13.

1. Назовите особенности Основного Закона ФРГ 1949 г.?

2. Правовое положение канцлера ФРГ?

3. Особенности функционирования законодательной власти ФРГ?

4. Порядок назначения федерального правительства ФРГ?

5. Организация судебной власти в ФРГ?

Раскрыть содержание вопроса: “Особенности Германской Федерации”.

 

 

Тема 14.

1. Назовите структурные особенности Конституции Франции 1958 г.?

2. Определите место о роль Президента Франции в государственном механизме?

3. Особенности функционирования исполнительной власти во Франции?

4. Структура и компетенция парламента Франции?

5. Организация судебной власти во Франции?

Раскрыть содержание вопроса: “Конституционно-правовой статус человека и гражданина во Франции”.

 

 

Тема 15.

1. Какова по форме и сущности Конституции КНР 1982 г.?

2. Какова сущность Конституции Кубы 1976 г.?

3. Порядок формирования и компетенция высших органов государственной власти в КНР (ВСНП, Председатель КНР, Государственный Совет, судебная система КНР)?

4. Специфика функционирования высших органов государственной власти Кубы?

Раскрыть содержание вопроса: “Тенденции и перспективы конституционного развития социалистических государств КНР и Кубы”.

 

Тема 16.

1. Особенности Конституции Японии 1947 г.?

2. Какова фактическая роль Императора Японии?

3. Особенности формирования и функционирования парламента Японии?

4. Роль премьер-министра Японии?

5. Организация судебной власти Японии?

Раскрыть содержание вопроса: «Особенности конституционно-правового положения человека в Японии»

 

Тема 17.

1. Каковы особенности Конституции Индии 1950 г?

2. Правовое положение Президента Индии?

3. Порядок формирования и компетенция парламента Индии?

4. Какова структура и компетенция Правительства Индии?

5. Организация судебной власти Индии?

Раскрыть содержание вопроса: “Особенности Индийского Федерализма”.

Тема 18.

1. Каковы характерные черты действующей конституции Польши?

2. Как в основных нормах закреплена модель смешанной республики?

3. Каков статус сейма и сената?

4. Каковы полномочия президента?

5. организация судебной власти Польши?

Раскрыть содержание вопроса: “Место правительства в системе органов государственной власти современной Польши”.

 

 


 

9. Литература:

Основная литература:

Нормативные источники:

Конституция Российской Федерации 1993 г. М.: Юрид. Лит., 2010.

Юридическая литература:

1. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ. ред. чл.-корр. РАН, проф. М. В. Баглая, д. ю. н., проф. Ю. И. Лейбо и д. ю. н., проф. Л. М. Энтина. М., 2010.

2. Мазаева Е.С. Конституционное право зарубежных стран: Курс лекций.- Н.Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2011.

3. Чиркин В.Е. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М., 2012.

Информационные ресурсы в Интернет:

информационный сайт Государственной Думы: http://www.duma.gov.ru/

информационный сайт Совета Федерации: http://services.council.gov.ru/questions/

информационный сайт Президента РФ: http://www.kremlin.ru/

информационный сайт Правительства РФ: http://www.government.ru/

информационный сайт Верховного Суда РФ: http://www.supcourt.ru

информационный сайт Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации http://www. arbitr.ru/

информационный сайт Министерства внутренних дел: http://www.mvd.ru/

информационный сайт Конституционного Суда РФ http://www.ksrf.ru

информационный сайт Генеральной прокуратуры РФ http://www.genproc.gov.ru/

информационный сайт Президента США http://www.whitehouse.gov/

информационный сайт Премьер-министра Великобритании http://www.number10.gov.uk/

информационный сайт Британской Монархии http://www.royal.gov.uk/

информационный сайт Парламента Великобритании http://www.parliament.uk/

информационный сайт Канцлера ФРГ http://www.bundeskanzlerin.de

информационный сайт Федерального конституционного суда ФРГ http://www.bundesverfassungsgericht.de

информационный сайт Президента Франции http://www.elysee.fr/president

информационный сайт Императорской семьи Японии http://www.kunaicho.go.jp

информационный сайт Премьер-министра Японии http://www.kantei.go.jp

информационный сайт Президента Индии http://presidentofindia.nic.in

информационный сайт Парламента Индии http://www.parliamentofindia.nic.in

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА (ДОПОЛНИТЛЬНАЯ)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 662; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.071 сек.