Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международная правосубъектность государственноподобных образований




Международная правосубъектность народов и наций, борющихся за создание независимого государства.

В документах ООН международная правосубъектность таких наций определяется как «национально-освободительное движение». Вопрос об особом статусе борющейся нации возникает, лишь когда борьба достигает уровня национально-освободительного движения. В таких случаях имеются органы власти, осуществляющие контроль за определенной территорией, и, по существу, речь идет о новом государстве в процессе становления. Правосубъектность в этом случае носит временный и ограниченный характер. Ограниченная правосубъектность заключается в том, что национально-освободительные движения обладают в международных организациях статусом наблюдателей, а не постоянных членов. После завершения формирования нового государства все действия национально-освободительного движения, включая принятые им международные обязательства, рассматриваются как действия нового государства..

5.1.3. Международные (межгосударственные) организации — производные, специальные субъекты международного права. Их правосубъектность производна от правосубъектности государств, которые в силу своей суверенной власти предоставляют организации соответствующий статус. Правосубъектность организаций носит специальный характер, поскольку ограничена целями и полномочиями, необходимыми для решения поставленных перед ними задач, закрепленных в их учредительных документах. Международная организация является носителем общих интересов всех государств и призвана их защищать. В результате она обладает автономией воли, которая находит выражение в процессе реализации правосубъектности.

Нетипичные субъекты международного права — государственно-подобные образования (вольные города, Ватикан, Мальтийский орден и др.). Вольный город — самоуправляющееся политическое образование, которому международным договором предоставлен международно-правовой статус, позволяющий ему участвовать в экономических, административных и культурных международно-правовых отношениях. Ватикан — город-государство, являющееся резиденцией центра Католической церкви — Святого престола.

 

5.2. ЮРИСДИКЦИЯ И ИММУНИТЕТ ГОСУДАРСТВА

Юрисдикция — проявление суверенитета государства, она означает государственную власть, объем и сферу ее действия. Юрисдикция осуществляется в соответствии с рядом принципов:

1) территориальным - каждое государство имеет право осуществлять юрисдикцию над своей территорией и над всеми лицами и вещами, находящимися в ее пределах, с соблюдением признанных международным правом иммунитетов;

2 ) персональным - государство осуществляет в определенном объеме свою власть в отношении граждан если они находятся за пределами его территории;

3) пассивный персональный принцип - власть государства в определенной мере распространяется и на иностранцев за рубежом (тех, которые причинили ущерб государству или его гражданам);

4) принцип безопасности - государство осуществляет в определенной мере юрисдикцию в отношении иностранцев за деяния, нанесшие ущерб его безопасности.

В соответствии с этими принципами выделяются следующие виды юрисдикции:

1. По объему различают юрисдикцию полную и ограниченную. Полная юрисдикция означает власть государства предписывать поведение и обеспечивать реализацию своих предписаний всеми имеющимися в его распоряжении законными средствами. Полную юрисдикцию государство осуществляет в пределах своей территории и в сфере действия своего суверенитета, а также в дипломатических и консульских представительствах, морских, воздушных и космических кораблях, находящихся за его пределами. Ограниченная юрисдикция означает, что государство может предписывать поведение, однако оно в большей или меньшей мере ограничено в использовании средств, обеспечивающих выполнение предписаний. Ограниченную юрисдикцию государство осуществляет в отношении своих граждан, находящимися за рубежом; иностранцев и апатридов, проживающих на его территории; иностранцев, проживающих за пределами его территории, но причинившим ущерб интересам государства или его граждан;

2. По сфере действия различают:

а) т ерриториальная юрисдикция - это право государства осуществлять юрисдикцию над своей территорией и над всеми лицами и вещами, находящимися в ее пределах, с соблюдением признанных международным правом иммунитетов;

б) экстратерриториальная юрисдикция - это право государства осуществлять полную и ограниченную юрисдикцию над лицами и вещами, находящимися за его пределами;

3. По характеру власти различают юрисдикцию законодательную, исполнительную и судебную.

Юрисдикция государства должна осуществляться с соблюдением иммунитетов, признанных международным правом. Иммунитет вытекает из принципа суверенного равенства или, как говорили римляне, «par in imperium non habet» (равный над равным власти не имеет). В современном мире господствующей является концепция ограниченного иммунитета: иммунитет ограничивается лишь теми отношениями, в которых государство выступает как носитель суверенной власти, совершаемых в силу государственной власти. На отношения коммерческого характера иммунитет не распространяется.

 

 

5.3. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ ПРИЗНАНИЕ: ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ

В связи с появлением новых государств возникает вопрос о положении новых государств и о реакции международного сообщества на их возникновение. Этот вопрос регулируется особым институтом международного права - международным признанием. Решающую роль в регулировании признания играют основные принципы международного права, а также практика государств и международных организаций.

Признание государств в правоведении рассматривается в рамках двух теорий:

1) конститутивной, согласно которой признание конституирует, порождает международную правосубъектность государств, превращает фактическое состояние в юридическое;

2) декларативная теория исходит из того, что государство обретает правосубъектность в силу самого факта своего образования, независимо от признания.

В силу принципа суверенного равенства все государства юридически равны независимо от времени их образования. Каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств. Поэтому вновь образованное государство становится субъектом международного права в силу самого факта создания суверенного образования. На него распространяется действие норм общего международного права, но и новое государство должно признавать и соблюдать эти нормы. Но фактическое пользование правами зависит от признания нового государства субъектом международного права другими государствами. На практике преобладает позиция, согласно которой признание целиком зависит от воли признающего государства. Однако согласно Уставу ООН государства должны развивать дружеские отношения. Отказ в признании считается недружественным актом.Принцип сотрудничества обязывает государства сотрудничать независимо от существующих между ними различий. В ст.4 Устава ООН предъявлены следующие требования к государствам, желающим вступить в члены ООН: миролюбие, принятие обязательств по Уставу, способность выполнять эти обязательства. Следовательно, для полноправного участия в международных правоотношениях государство должно отвечать определенным требованиям. Согласно принципу неприменения силы созданное в результате агрессии государство не может быть признано законным образом. Примером могут служить государства, созданные гитлеровской Германией на завоеванных территориях.

В качестве общего правила признание государства является полным и окончательным. Такое признание называют признанием «де-юре». Оно не может быть условным, т.е. представленным при условии выполнении определенных требований. Оно не может быть отозвано. Процесс становления государства иногда затягивается (например, в результате гражданской войны). В таких случаях может быть представлено признание временное, ограниченное - признание «де-факто». Оно обычно сопровождается установлением полуофициальных отношений без юридического оформления и может быть отозвано. Признание разовое (на один случай) называется ad hoc.

Признание правительств. В случае возникновения нового государства признание государства и правительства совпадают. Но в случае создания в уже существующем государстве правительства неконституционным путем (в результате революции, переворота) возникает проблема признания нового правительства. Современная практика международных отношений все чаще придерживается того, что решающим условием признания правительства является эффективность его власти.

 

5.4. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВОПРЕЕМСТВО ГОСУДАРСТВ

В истории бывают случаи, когда одно государство делится на два или более новых, когда два или более государств объединяются в одно новое, когда на части территории государства создается новое государство, когда одно государство входит в состав другого, когда часть территории одного государства переходит к другому. Во всех этих случаях возникает вопрос о влиянии изменений на международные обязательства (договора и долги), о судьбе собственности и архивов, или, иначе говоря, о правопреемстве.

Правопреемство - это переход прав и обязанностей в результате смены одного государства другим в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории.

Вопрос о правопреемстве регулируется Венскими конвенциями «О правопреемстве государств в отношении договоров» 1978г. и «О правопреемстве в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов» 1983г. Однако эти конвенции, принятые дипломатическими конференциями, ратифицированы небольшим числом государств, почему государства до сих пор не придерживаются единообразных правил и решают вопрос правопреемства с учетом конкретных обстоятельств.

1. Правопреемство в отношении договоров. Правопреемство не затрагивает договоров, устанавливающих государственные границы и их режим, а также обязательств относительно пользования любой территорией, установленной в пользу иностранного государства. При переходе части территории от одного государства к другому действует принцип подвижности договорных границ, в соответствии с которым границы действия договора сокращаются или расширяются вместе с границами государства. При объединении государств все их договоры сохраняют силу, но применяются лишь в отношении той части территории объединенного государства, в отношении которой они находились в силе в момент правопреемства.

Если государство образовалось на отделившейся территории, то по вопросу о договорах государства-предшественника существуют две позиции. Согласно первой, традиционной, новое государство не несет обязательств по договорам государства-предшественника. Согласно второй, закрепленной в Венской конвенции 1978 г., договоры государства-предшественника сохраняют свою силу и для государств-преемников.

2. Правопреемство в отношении государственной собственности. Под государственной собственностью государства-предшественника понимается «имущество, права и интересы, которые на момент правопреемства государств принадлежали согласно внутреннему праву государства-предшественника этому государству». Обычно основной массив государственной собственности составляет имущество, используемое в официальных целях: государственные здания, средства связи, музеи, военные базы и др.

В качестве общего правила переход государственной собственности осуществляется без компенсации, если стороны не договорились об ином (ст. 11). При объединении государств собственность объединяющихся государств переходит к объединенному государству. При образовании двух и более новых государств Венская конвенция предлагает им самим прийти к общему согласию.

3. Правопреемство в отношении государственных архивов. Архивы представляют большую ценность, и не только для научных и культурных целей, но и для организации государства, для его благополучия. Предметом правопреемства являются «государственные архивы государства-предшественника». Под этим понимается совокупность документов любой давности, произведенных или приобретенных предшественником, которые принадлежат ему согласно его внутреннему праву и хранятся им. В качестве общего правила переход архивов не сопровождается компенсацией (ст.23). Венская конвенция закрепила принцип сохранения целостности государственных архивных фондов. Отсюда, раздел архивов производится по наиболее простому критерию - территориальному.

4. Правопреемство в отношении государственных долгов. Венская конвенция 1983г. касается лишь государственных долгов, к которым отнесены любые финансовые обязательства государства-предшественника в отношении другого субъекта международного права, возникшие в соответствии с международным правом. Вне этого остаются значительные области финансовых обязательств государств, долги государств в отношении физических и юридических лиц за рубежом и на территории государства. Между тем и такие долги являются предметом правопреемства.

В качестве общего принципа Венская конвенция утвердила: «Правопреемство государств как таковое не затрагивает прав и обязанностей кредиторов» (ст.36). Иначе говоря, правопреемство, за исключением особых случаев, не наносит ущерба правам тех, кто предоставил кредит. Для всех случаев правопреемства установлено общее правило: долг государства-предшественника переходит к преемнику в справедливой доле, определяемой на основе учета имущества, прав и интересов, которые переходят к соответствующему преемнику в связи с данным государственным долгом.

Контрольные вопросы темы:

1.Что понимается под субъектом международного права?

2. Раскройте международную правосубъектность государства.

3. В чем особенности международной правосубъектности народов и наций?

4. Каковы особенности правосубъектности международных организаций?

5. Каких субъектов МП относят к государственноподобным образованиям и почему?.

6. Какова юрисдикция государства? Что понимается под иммунитетом государства?

7. Что понимается под международно - правовым признанием? Назовите теории признания.

8. Раскройте понятие международного правопреемства государств и его виды.

Литература:

№№ 8, 10,12,14-17, 19, 24, 26-30, 43, 53, 59, 66, 73, 78, 84, 86, 114-116, 122, 145, 147, 150, 155-157, 164, 165, 251, 256

Тема 6.ТЕРРИТОРИЯ И ДРУГИЕ ПРОСТРАНСТВА В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ

 

1. Понятие и виды территорий. Государственная территория. Территориальное верховенство государства. Изменение принадлежности территории.

2. Государственные границы. Режим государственной границы.

3. Международные реки и озера.

4. Территории с особым международным режимом.

5.Международно-правовой статус Арктики.

6. Антарктика.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1209; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.