КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методические рекомендации по изучению дисциплины
Цель данных рекомендаций - помочь студентам в изучении курса «Международное право», программа которого включает общие сведения о содержании институтов и отраслей международного права. Названная дисциплина преподается на 4-м курсе очной формы обучения, что предполагает знание студентами теории государства и права, истории государства и права зарубежных стран, конституционного права России, программ других учебных дисциплин, в том числе общегуманитарного и социально-экономического цикла. Работа студента над данным курсом складывается из изучения им соответствующей части учебника, своих записей лекций, специальной и научной литературы, международных и нормативных правовых актов. При работе над курсом целесообразно придерживаться следующего порядка. Необходимо, прежде всего, ознакомиться с соответствующим разделом программы, установить круг вопросов, подлежащих изучению. Затем прочитать главу учебника, при этом работа над материалом учебника не должна сводиться к запоминанию только фактов и событий. Необходимо четко представлять связь положений международных актов с регулируемыми ими международными отношениями. Особое внимание следует обращать на явления и процессы, касающиеся интересов России. Одновременно с работой над лекциями, материалами учебника, необходимо знакомиться с дополнительной литературой по международному праву. Перечень работ, знание которых обязательно для студентов, предлагается в настоящем УМК. Студент должен обладать навыками самостоятельного изучения литературы - раскрывать содержание, знать основной фактический материал, важнейшие выводы и аргументацию авторов. Материал рекомендуемых для изучений монографий и статей студентам следует использовать в своих ответах на экзаменах. Для более четкого усвоения и запоминания содержания конкретных тем, полезно составлять конспекты ответов, подготавливаемых к каждому из семинарских занятий, а также схем, иллюстрирующих соотношение основных понятий конкретных отраслей международного права, основные направления сотрудничества государств в данной области международных отношений, структуру, задачи и порядок деятельности международных межправительственных организаций, координирующих сотрудничество государств в рамках конкретной отрасли международного права. Семинарские занятия по изучаемой дисциплине являются важной частью работы студентов очной формы. Занятия направлены на углубление знаний студентов, полученных на лекциях, в результате изучения учебника, дополнительной литературы и международных актов. Работа на семинарских занятиях проводится в следующих основных формах: 1) подготовка рефератов и научных сообщений и выступление с ним; 2) участие в коллективной работе: обсуждение докладов в форме вопросов-ответов, дискуссии, дополнения, выступлений и т.д.; 3) собеседования (коллоквиумы) для определения того, как и в каком объеме, студенты изучили литературу и источники, знание которых обязательно. При изучении тем общей части курса студентам следует иллюстрировать теоретические положения казусами, имевшими место в разные периоды развития международного права, приводить в подтверждение своей позиции цитаты из международных актов. При изучении тем курса посвящённых отдельным институтам и отраслям международного права, студент должен дать ответы на следующие вопросы: 1) какова дефиниция данного института (отрасли) и их ключевые понятия; 2) когда возник и как развивался данный институт (отрасль) международного права; 3) в чём состоят основные доктринальные подходы к проблематике института (отрасли) в отечественной и иностранной науке международного права; 4) каковы специальные принципы данного института (отрасли); 5) каковы основные конвенционные источники и обычные нормы, применяющиеся в рамках данного института (отрасли); 6) в чём состоит специфика правосубъектности в рамках данного института (отрасли); 7) каковы основные направления сотрудничества субъектов международного права в данной сфере международных отношений; 8) каковы механизмы обеспечения исполнения норм данного института (отрасли).
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
Цель самостоятельной работы студентов заключается в полном усвоении учебного материала, в развитии навыков научной и учебной работы, формировании потребности постоянного самообразования, что является необходимым компонентом получения полноценного высшего образования. Самостоятельная работа студентов включает несколько основных компонентов: 1) работа с различными видами текстов: учебников, учебных пособий, нормативно-правовых актов, дополнительной литературы по теме, официальных ресурсов Интернета, конспектов лекций; 2) подготовка и написание докладов, рефератов, составление схем; 3) участие в работе на семинарских (практических) занятиях, студенческих научных кружков, на конференциях; 4) подготовка к экзамену. Изучая международные акты и имплементирующие их нормы национального права необходимо, прежде всего, знакомиться с оригиналами (первоисточниками). Литература о первоисточнике не дает полного и адекватного восприятия проблемы. Она несет на себе печать представлений автора. Студент должен составить собственное суждение о проблеме, которое может не совпадать с предложенной автором учебника, монографии или статьи. Большое значение в самостоятельной работе студента имеет повторение, оно играет роль не только воспроизведения изученного материала, но и организует дальнейший процесс обучения. Систематическое повторение помогает восприятию новых сведений, формированию ассоциативных связей и образов. Важную роль в самостоятельной работе студента играют учебники и учебные пособия. Наряду с лекциями, они являются основным источником получения знаний. По международному праву издано большое количество учебников и пособий, отличающихся по содержанию. Учебник является концентрированным выражением материала, который существует по данной дисциплине. В нем приводятся и объясняются основные понятия и факты, их интерпретация соответствует общепризнанной или доминирующей точке зрения в юридической науке. Работа с учебниками и пособиями должна происходить в течение всего семестра, а его материал - распределяться равномерно, в соответствии с темами лекций и семинарских занятий. Рекомендуется читать учебник перед лекцией, так как в ее процессе, студент знакомый с материалом, лучше воспринимает её содержание. При подготовке к семинарам и экзаменам повторное чтение учебника позволяет акцентировать внимание на ключевых вопросах, выделить главное. Знакомство с содержанием дисциплины происходит на лекциях, где от студента требуется внимательно слушать лектора и воспроизвести его выступление в форме конспекта. Через лекции студент знакомится с разнообразием научных, методологических и учебно-методических подходов к изучаемому предмету. В процессе лекции студент не только приобретает знания, в значительной степени происходит формирование мировоззрения и личности будущего юриста. Это требует от студентов не только внимания, но и умений конспектировать и при этом участвовать в диалоге, выделять главное, подводить итоги и т.д. Самостоятельная работа студента включает подготовку к семинарским и практическим занятиям. Семинар - один из основных видов учебных практических занятий, направленных на углубление знаний студентов, полученных на лекциях, в результате изучения учебника, правовых актов и дополнительной литературы. На семинарских занятиях студенты обсуждают предложенную заранее тему, а также сообщения, рефераты, доклады, выполненные самостоятельно или под руководством преподавателя. По дисциплине «Международное право» разработаны планы семинарских занятий с вопросами и заданиями по каждой теме, они указаны в данном учебно-методическом комплексе. При подготовке к семинару необходимо внимательно прочитать конспект лекции по предложенной теме, ознакомиться с соответствующим разделом учебника, изучить дополнительную литературу и источники, выполнить другие письменные задания, подготовить реферат, сообщение или доклад. Реферат - это краткое изложение научной работы, результатов изучения научной проблемы, представленный в письменном виде или в форме публичного выступления. Как правило, реферат имеет научно-информационное назначение, это лишь краткое изложение чужих научных выводов. Доклад посвящен определенной теме, включает её развернутый анализ, аргументацию и выводы, в которых подводятся итоги исследования проблемы, отмечаются спорные, решенные и не изученные вопросы. Написание реферата (доклада) начинается с определения темы и подбора литературы. Итоговой проверкой знаний студента является экзамен. В течение сессии, в ходе интервалов между экзаменами необходимо повторить и систематизировать изученный материал, но его полностью выучить, как показывает опыт, невозможно. Для успешной сдачи экзамена рекомендуется: 1) готовиться к экзамену необходимо систематически, в течение всего семестра. 2) по мере приближения к экзамену усиливается подготовка к нему. 3) в ходе подготовки следует распределить экзаменационные вопросы на первые дни, последний день желательно использовать для повторения курса в целом. 4) при подготовке к экзамену большое значение имеет самостоятельное конспектирование пропущенных и слабо изученных тем. Примерная тематика рефератов (научных сообщений)
1. Концепции юридико-социальной природы международного права. 2. Развитие науки международного права в России. 3. Понятие и правовая природа норм «мягкого» международного права. 4. Государственный суверенитет и международное право: проблемы соотношения. 5. Механизм международно-правового регулирования. 6. Эволюция основных принципов международного права: история и современность. 7. Международно-правовые аспекты соотношения принципов территориальной целостности и права наций на самоопределение. 8. Современная трактовка принципа невмешательства во внутренние дела государства. 9. Особенности международно-правового статуса «великих держав». 10. Международно-правовой статус государствоподобных образований. 11. Международно-правовой статус физических и юридических лиц: основные подходы к пониманию. 12. Признание государств и правительств как международно-правовой институт. 13. Основные международно-правовые вопросы правопреемства. 14. Государственная граница Российской Федерации: порядок установления и режим. 15. Обустройство и охрана государственных границ (на примере России и иностранных государств). 16. Международные реки: особенности правового статуса и проблемы судоходства. 17. Правовой режим Арктики и Антарктики: сходства и различия. 18. Кодификация права международной ответственности. 19. Обстоятельства, исключающие ответственность по международному праву. 20. Международно-правовые санкции и репрессалии. 21. Ответственность за причинения вреда по международному праву. 22. Проблемы возложения на государства ответственности за деяния, нарушающие международное право. 23. Формирование международно-правовых стандартов прав человека. 24. Основные механизмы защиты прав человека в рамках ООН. 25. Региональные международно-правовые системы защиты прав человека. 26. Международно-правовая защита прав национальных, религиозных и культурных меньшинств. 27. Международные органы и международные организации: сходства и различия правового статуса. 28. Основные элементы международной правосубъектности межправительственных организаций. 29. Правовые аспекты взаимодействия международных межправительственных и неправительственных организаций. 30. Порядок и формы участия государств и других субъектов международного права в работе межправительственных организаций. 31. Основы международно-правового статуса ООН. 32. Международно-правовые аспекты деятельности Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. 33. Международно-правовые аспекты деятельности Содружества независимых государств. 34. Дипломатические сношения международных организаций. 35. Полномочия органов государственной власти, в области внешних сношений (на примере США). 36. Международно-правовые аспекты статуса дипломатических представительств государств. 37. Эволюция дипломатических привилегий и иммунитетов: история и современность. 38. Консульские привилегии и иммунитеты. 39. Международно-правовая защита лиц, пользующихся дипломатическим иммунитетом. 40. Прекращение действия международного договора. 41. Действие международного договора во времени и пространстве. 42. Соотношение оснований абсолютной и относительной недействительности международных договоров. 43. Влияние международных военных конфликтов на международные договоры. 44. Порядок и способы заявления оговорок к международным договорам. 45. Правовой режим внутренних морских вод: международно-правовое регулирование и законодательство России. 46. Правовой режим морских портов Российской Федерации. 47. Суверенные полномочия Российской Федерации в отношении исключительной экономической зоны и континентального шельфа. 48. Международно-правовые аспекты деятельности Международного органа по морскому дну. 49. Международно-правовой режим открытого моря. 50. Проблемы правового статуса Каспийского моря. 51. Международно-правовой режим международных морских проливов и каналов. 52. Деятельность Международной организации гражданской авиации: правовые аспекты. 53. Юрисдикция государств в суверенном воздушном пространстве. 54. Международно-правовые аспекты ответственности за космическую деятельность. 55. Основные проблемы и перспективы развития международного космического права. 56. Специфические источники международного экологического права. 57. Международно-правовые принципы сотрудничества государств в сфере охраны окружающей среды. 58. Международно-правовое регулирование экономической интеграции: сочетание многостороннего и регионального методов. 59. Международно-правовое регулирование трудовой миграции. 60. Специальные принципы и принципы-стандарты международного экономического права. 61. Международно-правовая система Всемирной торговой организации. 62. Взаимодействие международных экономических организаций: правовые аспекты. 63. Деятельность Международного Суда ООН по разрешению международных споров. 64. Развитие третейского механизма урегулирования международных споров. 65. Дипломатические средства урегулирования международных споров. 66. Понятие и содержание международной безопасности. 67. Правовые основы обеспечения международной безопасности. 68. Совет Безопасности ООН и универсальная система коллективной безопасности. 69. Международно-правовые проблемы обеспечения региональной безопасности. 70. Деятельность Международного движения Красного креста и Красного полумесяца по защите жертв войны. 71. Международно-правовой статус гражданского населения в зоне вооружённых конфликтов. 72. Режим военной оккупации: международно-правовые вопросы. 73. Нейтралитет как институт международного права во время вооружённых конфликтов. 74. Международно-правовая защита жертв войны. 75. Международно-правовое ограничение средств и методов ведения войны. 76. Международно-правовой статус Нюрнбергского и Токийского трибуналов. 77. Международное сотрудничество по борьбе с транснациональной преступностью. 78. Участие Международной организации полиции в борьбе с трансграничной преступностью. 79. Международно-правовые аспекты сотрудничества по уголовным делам государств-членов СНГ.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 289; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |