КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Требования к уровню освоения дисциплины
Цель, задачи и предмет дисциплины
Учебная дисциплина «Муниципальное право России» является комплексной отраслью права, представляющая собой совокупность правовых норм, в которых закреплены территориальные, финансово-экономические, правовые основы местного самоуправления, государственные гарантии и организационно-правовые формы его осуществления, полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми они могут наделяться. Изучение данной дисциплины встроено в общую модель подготовки специалистов согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования, утвержденному Минобразованием РФ 27 марта 2000 г., по специальностям 021100 «Юриспруденция» и 061100 «Государственное и муниципальное управление» и обеспечивает фундаментальную подготовку студентов в области государствоведения, правоведения, муниципальной деятельности и муниципального управления. В соответствии с Госстандартом муниципальное право относится к общеобразовательным дисциплинам и включено в федеральный компонент. Цель изучения курса «Муниципальное право России» состоит в том, чтобы обучаемые получили знания и приобрели методику применения норм права, которые регулируют общественные отношения в сфере местного самоуправления. Предмет курса составляет изучение правовой регламентации наиболее важных общественных отношений в области муниципального права, возникающих в процессе формирования и функционирования муниципальных образований, органов местного самоуправления, участия населения муниципальных образований в решении вопросов местной жизни. Основными задачами курса являются: получение студентами системного представления об основах местного самоуправления, усвоение ими теоретических и законодательных основ муниципального права, приобретение обучаемыми навыков практического решения проблем местного самоуправления с использованием современных правовых подходов и технологий. Изучение этой дисциплины предусматривается на основном этапе обучения студентов, поэтому при ее рассмотрении предполагается, что они знакомы с общей теорией государства и права, основами публичного и частного права, информационными правовыми технологиями. Названными задачами и спецификой продиктована логика структуры содержания курса, разделенного на 13 тем.
В результате изучения курса «Муниципальное право России» обучаемые должны:
иметь представление: q о новейших научно-правовых исследованиях сущности местного самоуправления; q об особенностях конституционно-правового регулирования вопросов местного самоуправления в зарубежных странах q об отечественной истории развития отрасли и науки муниципального права; q об актуальных правовых проблемах муниципального права; q об историческом развитии в России и в зарубежных странах содержания полномочий органов местного самоуправления различных сферах публичной деятельности; q о нормативной базе в этой области; q об особенностях управления в муниципальной сфере; q о технологиях муниципального управления и их применения в отдельных сферах муниципальной деятельности. знать: q конституционные основы деятельности населения по осуществлению местного самоуправления в Российской Федерации; q содержание федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений правительства РФ, нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации, актов органов и должностных лиц местного самоуправления, направленных на совершенствование независимой от государства системы власти народа, созданной для решения вопросов местного значения, развитие демократических начал в управлении обществом и государством, улучшение работы органов местного самоуправления и прежде всего в интересах защиты, гарантированности основных прав человека и гражданина в Российской Федерации; q предмет муниципального права как отрасли права; q методы правового регулирования, особенности, источники, систему данной отрасли права, основные методы научных исследований в этой области; q задачи муниципального права как учебной дисциплины; q понятие и содержание территориальных, финансово-экономических, правовых основ самостоятельной и под свою ответственность деятельности населения по решению вопросов местного значения и государственные гарантии осуществления местного самоуправления; q понятие системы местного самоуправления; q формы прямого волеизъявления граждан при осуществлении местного самоуправления; q структуру, принципы организации и деятельности органов местного самоуправления; q особенности правового положения представительного и исполнительного органов местного самоуправления, главы муниципального образования; q принципиальные черты правового положения депутата, выборного должностного лица местного самоуправления; q отличительные признаки территориального общественного самоуправления; q понятие и содержание основных полномочий органов местного самоуправления в области социально-культурного, хозяйственного строительства, охраны общественного порядка; q конституционно-правовые основы деятельности и полномочия органов местного самоуправления в области обороны и безопасности; q содержание обязанностей органов местного самоуправления, должностных лиц, а также механизм их реализации; уметь: q с профессиональных позиций юриста оценивать правовые явления и публичные институты местного самоуправления, практику деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления в различных сферах жизнедеятельности местных сообществ; q применять полученные знания в практической деятельности юриста по оказанию квалифицированной юридической помощи, охране прав и законных интересов граждан в области социальной защиты на территории муниципальных образований и неукоснительному соблюдению всеми органами государственной власти и должностными лицами прав граждан на осуществление местного самоуправления. q осуществлять практическую деятельность в избирательных комиссиях по организации и проведению выборов в органы местного самоуправления, а также оказывать правовую и методическую помощь депутатам и другим должностным лицам местного самоуправления в осуществлении их полномочий; q аргументировано сравнивать существовавшие в различные периоды отечественные и зарубежные муниципальные системы; Освоение курса предполагает изучение студентами важнейших нормативных актов муниципального права, и в первую очередь: федеральных законов «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», уставов муниципальных образований близлежащих регионов, работ отечественных и зарубежных ученых-юристов, исследующих проблематику местного управления и др. Курс «Муниципальное право России» ориентирован на изучение правовых норм и институтов, закрепляющих и регулирующих основы местного самоуправления, организационно-правовые формы местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления. Основными формами привития навыков и умений по дисциплине являются учебные занятия и самостоятельная работа обучаемых. Лекции составляют основу теоретической подготовки. На лекциях раскрываются в диалектической взаимосвязи наиболее сложные вопросы учебного курса, формируется профессиональное мировоззрение обучаемых. Важнейшие требования к лекции – способствовать развитию творческого мышления обучаемых на базе изучения актуальных вопросов теории и практики осуществления местного самоуправления, подготовки и разрешения проблемных задач, использования новейших достижений науки. Семинарские занятия проводятся по наиболее важным и сложным темам муниципального права России и имеют целью углубить и закрепить знания, полученные на лекциях и в ходе самостоятельной работы над учебной, научной и нормативной литературой, а также привить навыки поиска, обобщения и изложения учебного материала, умения вести аргументированный научный спор. На этих занятиях главное внимание уделяется изучению литературы, нормативно-правовых актов, выработке умений, необходимых для успешной работы по специальности. Одним из методов глубокого и всестороннего усвоения программного материала по курсу является самостоятельная работа обучаемых, которая предполагает выработку навыков изучения первоисточников и другой литературы во внеаудиторное время. Усилению индивидуализации обучения способствуют проводимые преподавателем консультации, во время которых создается возможность для ознакомления с организацией самостоятельного труда обучаемых, с методами их работы над первоисточниками, учебной, нормативно-правовой литературой. Важной составной частью учебно-воспитательного процесса является контроль знаний, навыков и умений слушателей. При осуществлении такого контроля соблюдаются его основные требования: систематичность, объективность, целенаправленность и всеобъемлющий контроль. Контроль качества подготовки обучаемых подразделяется на два вида – текущий и итоговый. Текущий контроль осуществляется в процессе преподавания всех видов занятий и должен обеспечивать проверку состояния работы каждого обучаемого по усвоению знаний, приобретению навыков и умений. Основными методами текущего контроля являются: выборочный и фронтальный опрос, индивидуальные беседы с обучаемыми по содержанию и методике усвоения дисциплины, подготовка ответов на поставленные вопросы в письменной форме, проверка наличия конспектов лекций и записей, свидетельствующих об их доработке. Формой итогового контроля является зачет,который имеет целью проверку теоретических знаний и практических навыков, умений самостоятельно работать с учебной и нормативно-правовой литературой, применять полученные знания в профессиональной юридической деятельности.
4. Инновационные технологии, используемые в преподавании дисциплины «муниципальное право» В процессе организации образовательного процесса по освоению дисциплины «Муниципальное право России» используются следующие инновационные технологии: 1. В рамках рассмотрения темы №7 ««Территориальные основы местного самоуправления» и проводится семинарское занятие методом «карусель». Этот инновационный метод применяется в образовательном процессе как средство активного освоения студентами нормативных правовых актов и направлена на развитие у них правовых навыков и способностей по принятию правильных правовых решений. Студенты получают возможность упорядочить знания полученные на лекции и в ходе самостоятельной подготовки, развить навыки групповой работы. Конкретно при этом предусмотрено деление обучаемых на 5 микрогрупп (по 3-4 студента в каждой). Каждая микрогруппа выдвигает докладчика – оратора, готовящего выступление по отдельной проблеме. Остальные участники микрогруппы оказывают помощь докладчику в подготовке выступления. 1. Докладывающая группа (3-4 студента) - оратор (излагает заранее подготовленное сообщение по проблемному вопросу местного самоуправления), остальные участники группы оказывают ему помощь при ответах на вопросы 3-й конкурирующей группы. 2. 1-я конкурирующая группа (3-4 студента) оценивает и фиксирует, что нового в сравнении с традиционной рекомендованной учебной литературой излагает оратор. 3. 2-я конкурирующая группа (3-4 студента) оценивает и фиксирует практическую значимость выступления. 4. 3-я конкурирующая группа задает вопросы оратору и его группе поддержки. 5. 4-я конкурирующая группа (3-4 студента) следит за качеством ораторского искусства и аргументированностью ответов докладывающей группы на вопросы 3-й конкурирующей группы. После проведения доклада и его обсуждения, а также заслушивания мнений 1,2 и 4 конкурирующих групп, преподаватель оценивает докладывающую группу персонально и в целом, после чего группы меняются местами – 4-я конкурирующая группа перемещается на место докладывающей, докладывающая на место 1-й конкурирующей группы, 1-я на место2-й, 2-я на место 3-й, 3-я на место 4-й. В процессе семинарского занятия все пять микрогрупп должны исполнить роли докладчиков, группы вопросов и различных оценочных групп. 2. Изучение курса включает в себя также прохождение тестирования. Тестирование – контроль знаний с помощью тестов, которые состоят из вопросов и нескольких вариантов ответов по каждому из них, из которых студенту следует определить правильный. Данная форма проверки степени усвоения студентами содержания учебной дисциплины используется при проведении блиц-контроля по отдельным темам учебного курса, при проведении зачетов, а также в самостоятельной работе студентов. С учетом предлагаемой учебной программы разработаны вопросы для тестирования.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 301; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |