Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 8. Потенциал интеграционных процессов. Свободные экономические зоны в РФ. Таможенный союз стран-членов СНГ и его экономический потенциал




Лекция 6. Закономерности и принципы размещения производительных сил таможенной территории. Территориальная дифференциация и экономическое районирование. Экономические зоны и экономические районы РФ

Под производительными силами (ПС) понимается совокупность средств производства и людей, занятых в производстве. Размещение производительных сил подразумевает географическое распределение производительных сил и их организацию на территории страны и ее регионов. Сложившееся размещение ПС отражает длительную историю их развития.

Закономерности размещения ПС – форма проявления, модификация основных экономических законов в области размещения производства. Закономерности проявляются в сложной взаимосвязи производства, населения и географической среды – зависимости от локально-природных условий и ресурсов, уровня развития регионов, технико-экономических различий разных областей и производств и т. д.

Основные закономерности размещения ПС:

-- рациональное, т. е. наиболее эффективное размещение производства;

- комплексное развитие хозяйства экономических районов, всей территории РФ;

- рациональное разделение труда между регионами и внутри территорий;

- выравнивание уровней экономического и социального развития.

Под принципами и размещения понимается кратко сформулированные руководящие положения для практической деятельности по размещению предприятий. Принципы представляют собой основные, исходные научные положения, которыми руководствуется государство в своей экономической политике. Принципы размещения развиваются и углубляются на разных этапах развития рыночной экономики. На начальном этапе основные принципы таковы:

- приближение производства к источникам сырья, топлива, энергии и к районам потребления;

- первоочередное освоение и комплексное использование наиболее эффективных видов природных ресурсов;

- оздоровление экологической обстановки, принятие мер по рациональному природоиспользованию и природосбережению;

- использование экономических выгод международного разделения труда, восстановление хозяйственных связей со странами ближнего и дальнего зарубежья.

На размещение производств и отдельных отраслей оказывают влияние различные условия и факторы. Под факторами размещения принято считать совокупность различных условий для наиболее рационального выбора места размещения географического объекта, отрасли, ТПК. Факторы прямо оказывают влияние на выбор той или иной территории при размещении производства.

Основные Факторы размещения:

- природные (оценка природных условий и сырья, их количество и качество, условия добычи);

- экономические – анализ стоимости затрат на строительство, сроки и окупаемость объекта, эффективность производства, назначение продукции, инфраструктура;

- технические – достигнутый уровень технического прогресса, условия по использованию передовых технологий, научно-технических разработок;

- демографический фактор – численность населения и квалификация местных кадров;

- социальный и инфраструктурный факторы – уровень развития инфраструктуры и социальной сферы на территории размещения. В районах пионерного освоения эти два фактора выступают на первый план среди факторов.

- экологический – анализ состояния природной среды, повышение требования в технологии производства, возможностям утилизации отходов. Существенно ограничивает варианты размещения производства. С ним тесно связан поведенческий фактор – отражает общественное мнение к размещению новых и старых объектов производства (например, негативное отношение общественного мнения к экологически опасным производствам).

- управленческий фактор – наличие высококвалифицированных специалистов среднего и высшего звена, возможность их подготовки.

- временной фактор – определяет стратегические временные рамки для размещения объекта и его функционирования.

Территориальная дифференциация и экономическое районирование. Экономические зоны и экономические районы РФ Экономическое районирование – основа территориального управления народным хозяйством России. Экономическое районирование – предпосылка территориального развития экономики и организации регионального управления экономикой. Это отражение и результат территориального разделения труда, оно носит исторический характер и не является застывшим процессом.

Современный экономический район – целостная, но незамкнутая территориальная часть народного хозяйства страны, имеющая свою производственную спецификацию, прочные внутренние экономические связи.

Основные принципы районирования: экономический, национальный, административный.

Современная сетка экономического районирования принята в 1961г. и уточнена в 1982г. Крупные экономические районы высшее звено районирования: это четко специализированные и относительно завершенные территориальные хозяйственные комплексы. Располагают значительной территорией и большой численностью населения, разнообразным природно-ресурсным потенциалом, четко выраженную специализацию – до 5-7 отраслей. Используются для общегосударственного управления экономикой в территориальном разрезе. Россия располагает 11 экономических районов и анклавом Калининградская область.

Районы: Северный, Северо-западный, Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный и Калининградская область.

Все экономические районы отличаются природным, демографическим, финансовым, научно-техническим, производственным и, в целом, экономическим потенциалом, историей развития, уровнем и условиями жизни населения.

Среднее звено районирования – управление народным хозяйством на уровне краев, областей, республик. Низшее звено – городские и сельские районы – первичные звенья экономического районирования. Крупные экономические районы могут объединяться в макрорегионы или экономические зоны, отличающиеся общими природными условиями,

чертами экономики, тенденциями развития. В России имеются 2 зоны: Западная (Европейская часть + Урал) и Восточная – (Сибирь и Дальний Восток).

Также районы для выполнения целевых программ и сбалансированности производства и потребления объединяются внутри зон в укрупненные районы:

В Западной зоне – 3 укрупненных района – Север и Центр европейской части, Урало-Поволжье, Юг. В Восточной – 2 района: Сибирь и Дальний Восток. В Европейских районах страны концентрируется 70 %основных фондов промышленности и сельского хозяйства, следовательно 70 % промышленной продукции и 77 % сельскохозяйственной.

В Восточной зоне концентрируется основная часть минерально-сырьевых ресурсов страны.

Основные понятия: таможенная территория, размещение производства, размещение производительных сил, регион, экономическое районирование, экономический район.

Лекция 7. Потенциал экономических районов (Федеральных округов) таможенной территории РФ

В лекции будут раскрыты экономико-географическая характеристика восьми федеральных округов Российской Федерации.

1. Центральный федеральный округ.

2. Северо-западный федеральный округ.

3. Дальневосточный федеральный округ.

4. Сибирский федеральный округ.

5. Уральский федеральный округ.

6. Поволжский федеральный округ.

7. Южный федеральный округ.

8. Северокавказский федеральный округ.

Основные понятия: экономический район, экономический потенциал, таможенная территория, территориальная структура национальной экономики.

Современный этап развития мировой экономики характеризуется усилением интеграционных процессов и увеличением степени открытости национальных экономик. Доминирующая стратегия развития не только экономически развитых стран, но и для стран с переходной экономикой – экспортноориентированная.

Для России, находившейся в относительной экономической изоляции более 70 лет, вхождение в мировую экономику, нахождение своего места в глобализирующемся мире и участие в международном разделении труда – одна из насущных и важнейших задач.

Но на пути полноценной интеграции встало множество проблем. Первый опыт интеграции оказался связан с большими потерями для российского хозяйства. Россия оказалась не готовой к конкурентной борьбе на мировом рынке, не сумела защитить отечественных товаропроизводителей. Дискриминационные меры иностранных государств и финансово-

промышленных институтов вели к убыткам страны, оцениваемым примерно в 2,5 млрд. долларов в год, т. е примерно сопоставимо с кредитами России у международных финансовых организаций.

В настоящее время осуществляются серьезные меры для преодоления препятствий, мешающих успешной интеграции: облегчаются пути для иностранных инвесторов в экономику России – в частности создаются условия финансовой прозрачности российских предприятий и т. д.

Проблемы интеграции: Уникальность России: западное, густонаселенное и более промышленно развитое крыло – примыкает к европейскому экономическому пространству, его ядро – Евросоюз. Восточное крыло примыкает к Азиатско - тихоокеанскому региону (АТК), где интеграционные процессы находятся на начальном этапе развития.

Россия не только может осуществлять связующую роль между европейским и азиатским региональными рынками, но вынуждена адаптировать свою стратегию к вызовам глобализации, а также европейского и азиатского регионализма.

Три экономических района Сибири и дальнего Востока – 75 % территории России. За последние десятилетия эта зона превратилась, по сути, в производителя продукции сырьевых областей.

К 2000 г. экспорт России в страны АТЭС – около 18 %, импорт – 16 % от общего объема.

В ЕС – около 34 %, импорт – 37 %.

Потенциал Свободных экономических зон РФ Частью таможенной территории РФ являются и свободные экономические зоны (СЭЗ), создаваемые на территории РФ.

Особенность СЭЗ: товары, помещенные на территориях особых экономических зон рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории

РФ для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также запретов и ограничений экономического характера, установленных законодательством РФ о государственном регулировании внеэкономической деятельности (ст.2 п.3 ТК).

Современный этап развития мировой экономики характеризуется усилением интеграционных процессов и увеличением степени открытости национальных экономик. Доминирующая стратегия развития – экспортноориенторованная. На эту стратегию и направлено создание «свободных экономических зон».

Под Свободной экономической зоной – СЭЗ (широкое разнообразие типов) понимается часть национальной территории, имеющая расширенную самостоятельность в решении хозяйственных вопросов, особый режим управления и условия экономической деятельности. Подобная зона предполагает полностью или частично свободное (беспрепятственное) перемещение товаров, услуг, инвестиций, трудовых ресурсов через государственную и таможенную границы. Кроме таможенных льгот на территориях СЭЗ могут предоставляться налоговые и др. льготы. Экономическая цель создания СЭЗ – активизация и расширение внешнеэкономической деятельности, привлечение отечественного и иностранного капитала, повышение конкурентоспособности национального производства и повышение экспорта, рост валютных поступлений в бюджет.

Социальная роль СЭЗ – рост занятости населения, повышение квалификации кадров на основе мирового опыта, рост благосостояния и уровня жизни населения, развитие инфраструктуры.

Виды СЭЗ: Свободные зоны, экспортно-производственные зоны, научно-промышленные парки, оффшорные зоны. Свободные зоны или свободные таможенные зоны: как правило небольшие территории (чаще всего территория порта, аэропорта и т. д.) без постоянного населения, выделенная из таможенной территории страны и пользующаяся таможенной свободой (в соответствии с законом): освобождением от пошлин и т. д. Позволяет складировать завезенный товар, контролировать международную торговлю Обозначение – duty\tax free areals\shop, free port

свободный ареал/склад, магазин беспошлинной торговли. Примеры: зона свободной торговли около аэропорта Шереметьево, свободная таможенная зона – Московский франко-порт (около аэропорта Внуково)

Экспортно-производственные зоны – export processing zones - часть территории государства или региона, имеющая четко определенные границы и подготовленная для промышленного освоения. Характерная черта: льготный таможенный, налоговый, финансовый режим. Такие зоны освобождаются на несколько лет от уплаты налога на доход, другие доходы, получение кредитов под низкие проценты, свободное обращение в зоне различных валют, право неограниченного перевода прибылей. К этому типу СЭЗ в разной степени относятся большинство из созданных в РФ СЭЗ. Наиболее известные: «Находка» (Дальний Восток), «Санкт-Петербург», «Янтарь» (Калининградская область).

Оффшорные зоны - особый вид СЭЗ, привлекательный для банковского и страхового бизнеса, инвестиционных и экспортно-импортных операций. Как правило, небольшие государства или территории. Зарегистрированное в оффшоре предприятие не имеет права на территории оффшора осуществлять никакую производственную деятельность и никакие коммерческие операции.

Он полностью освобождается от местных налогов – только регистрационный налог, от уплаты таможенных пошлин и сборов, отсутствие валютных ограничений, свободный вывоз прибылей и т. д., гарантированная банковская секретность и анонимность владельцев. В целом мире существует до 3 млн. оффшорных компаний в 46 странах мира. Из них около 60 тыс. российских компаний.

В РФ в начале 90-х годов было создано 18 свободных экономических

зон в 15 регионах страны. Почти все принадлежат к экспортно-производственному типу. Их создание происходило в отсутствии ясного и четкого законодательства, которое бы регулировало их таможенную, налоговую, финансовую и административную деятельность, создание и утверждение их проводилось бездумно без учета реальных экономических, социальных и политических факторов. Наиболее привлекательными целями для их создателей виделись лишь сиюминутные – возможность освободиться от налогов и экспортно-импортного контроля со стороны государства. Функционирование большинства зон также запутано и хозяйственный эффект неудовлетворителен, многие выродились в оффшоры для скрывания прибылей и ухода от пошлин. В частности, одной из привлекательных черт для регионов, создавших свободные зоны, является их функционирование в режиме свободной таможенной зоны. Однако это противоречит Конституции РФ, которая запрещает создание таможенных границ внутри территории страны. К настоящему времени почти все СЭЗ упразднены, кроме экспортных зон в

Находке, Калининграде и Магадане. В настоящее время правительством РФ рассматриваются иные направления и подходы по созданию зон: производственных (завод комплектующих для автомобилей в Елабуге) СЭЗ, научно-внедренческих (силиконовая долина в Зеленограде), технополисов (в Новосибирске на базе Сибирской академии наук). Всего предполагается создание 6-7 зон.

Таможенный союз стран-членов СНГ и его экономический потенциал Необходимость экономической интеграции для стран, бывших республик СССР, объясняется следующими причинами:

- слабость экономической самостоятельности после распада СССР;

- опасность усиления экономической зависимости от стран Запада;

- наличие совместного в рамках СНГ единой и целостной инфраструктуры: транспортной, энергетической, коммуникационной. Нарушение единства сосуществовавшей в рамках СССР инфраструктуры исключает для каждого из государств постсоветского пространства эффективность ее эксплуатации.

Важное значение имеют также созданные по единым технико-экономическим условиям и государственным стандартам основные фонды, общая система подготовки научных и технических кадров. Приоритетность отношений с государствами, членами СНГ для России определяется следующим:

1. На территории СНГ сосредоточены главные жизненные интересы

России в области экономики, обороны, безопасности.

2. Эффективное сотрудничество с государствами СНГ – факт, противостоящий центробежным тенденциям в самой России. Основные документы: Соглашение о создании СНГ (Минск, 8декабря 1991 г.) для России, Украины и Белоруссии. Протокол к этому соглашению (Алма-Ата 21 декабря 1991 г.) – для 8 стран – Азербайджан, Армения,

Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан. Устав СНГ (1993г.): формирование общего экономического пространства, координация кредитно-финансовой и социальной политики, содействие развитию торгово-экономических связей государств-членов и ряд других важных положений во всех отраслях деятельности.

Правовая база для экономики – Договор о создании Экономического союза (1993г.). Осознана необходимость интеграционного взаимодействия. Предусмотрено поэтапное взаимодействие по созданию таможенного союза, зоны свободной торговли, общего рынка товаров и услуг, капиталов и рабочей силы, валютного союза.

Перспективный план интеграционного развития СНГ (1994нг.) предусматривал как минимум воссоздание прежних экономических связей, а также формирование таможенного и платежного союза. В рамках СНГ созданы функциональные и отраслевые органы сотрудничества. На данный момент потенциальные возможности взаимного сотрудничества в рамках СНГ не реализованы. Среди ведущих интеграционных объединений мира СНГ занимает по всем экономическим показателям последнее место. Не удалось сформировать и сохранить общее экономическое пространство, и организовать качественно новые экономические отношения суверенных государств.

Для координации деятельности таможенных служб стран СНГ создан Таможенный Совет. В 1994г. подписано многостороннее соглашение о создании зоны свободной торговли для создания в дальнейшем полнокровного Таможенного союза с целью освободить взаимную торговлю от преград в виде лицензий, квот, пошлин. Наибольший прогресс – в отношениях с Белоруссией: введен в действие полный режим свободной торговли, достигнута идентичность систем регулирования ВЭД (внешнеэкономической деятельности), отменены таможенные пошлины и осуществляется переход к единому таможенному тарифу на внешней границе в торговле с третьими странами. Особенности таможенных процедур России со странами СНГ:

1. В торговле со странами СНГ применяется упрощенный контроль.

2. Упрощены процедуры таможенного оформления товаров (Соглашение 1994г.): грузовая таможенная декларация со сведениями в соответствии с Соглашением.

3. Сертификат происхождения товаров в соответствии с Правилами, применяемыми в государствах содружества.

4. Действие соглашения не распространяется на товары, в отношении которых в государствах-членах установлен особый порядок перемещения через таможенную границу.

5. Установлены 3 перечня товаров с особыми условиями экспорта: 1. перечень стратегически важных сырьевых товаров; 2. перечень товаров, экспорт которых осуществляется по международным обязательствам

России; 3. перечень товаров с особыми условиями экспорта.

Со всеми странами СНГ подписаны двусторонние соглашения о свободной торговле: взаимное неприменение импортных таможенных пошлин и налогов, по экспорту сохраняются изъятия из данного режима – количественные и тарифные ограничения на определенный круг товаров, кроме товаров, поставляемых для государственных нужд. По тем действуют межгосударственные соглашения – взаимные поставки на эквивалентной основе.

Основные торговые партнеры России по обороту: Беларусь – 38-40 %, Украина – около 35 %, Казахстан – около 20 %. В 2000г. создано ЕврАЗЭС – Евразийское экономическое сообщество, куда вошли 5 стран СНГ – Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан. Целями ЕАЭС провозглашены эффективное продвижение таможенного союза, и единого экономического пространства. Создание этого экономического объединения 5 стран полностью вписывается в концепцию разноскоростной и разноуровневой интеграции и не противоречит перспективам развития сотрудничества в рамках СНГ, предполагается также, что ЕАЭС сыграет роль локомотива интеграционных процессов на всем пространстве двух континентов Европы и Азии:

- обеспечение устойчивого экономического развития стран-членов путем рационализации экономических ресурсов;

- участие в интеграционном сотрудничестве с другими междустрановыми союзами;

- защита и формирование справедливого мирового экономического порядка.

Объем оборота стран ЕАЭС в общем объеме стран СНГ составляет около 55 %.

По мере роста и развития этих двух интеграционных объединений будет расти и их роль в мировой экономике в эпоху глобализации. Таможенный союз – это субъект, сформированный таможенной территорией, заменяющий две или более территорий и имеющий в союзном государстве следующие характеристики:

- общий таможенный тариф и общее или гармонизированное таможенное законодательство по применению данного тарифа для третьих стран;

- упразднение таможенных границ и пошлин между ними, исключение ограничительного регулирования торговли внутри таможенного союза.

Таможенный союз стран СНГ создан в 1995г. В него вошли: Россия, Белоруссия, Казахстан, в 1996г. – Киргизстан, в 1999г. – Таджикистан. Экономический потенциал участников Таможенного союза различен, но в целом внушителен. Территория союза без России составляет 3,3 млн. кв. км.

Крупный сырьевой потенциал (даже без России) – наличие нефтяных, газовых и угольных месторождений (Казахстан, Беларусь, Киргизия, Таджикистан), руды цветных и черных металлов (Казахстан, Киргизия, Таджикистан), химическое сырье – фосфаты, соль, апатиты (Казахстан, Беларусь). Население стран Таможенного союза – около 40 млн. человек. Население неравномерно – наибольшая плотность в Беларуси и Таджикистане.

Значителен промышленный потенциал (особенно Беларусь – машиностроение, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, электротехника, приборостроение, химия и нефтепереработка, пищевая и легкая промышленность и др.), добывающая промышленность и химические удобрения (Казахстан). Энергетический потенциал велик – в наличии крупные тепло и гидроэлектростанции (Таджикистан по гидроэнергетическим ресурсам уступает только России). Научно-технический потенциал высок в Беларуси.

В сельском хозяйстве страны-челны имеют различную специализацию и уровень развития: Беларусь – мясомолочное скотоводство, выращивание картофеля и льна, Казахстан – зерновые и овцеводство, Киргизия – животноводство, Таджикистан – хлопок, виноград, фрукты.

Транспортная сеть наиболее развита в Беларуси и Казахстане. В Таджикистане и Киргизстане – транспортная сеть развита слабо. В целом экономический потенциал стран – членов довольно высок. ВВП на душу населения в Беларуси выше, чем в России, остальные – уступают. Введение таможенного союза отменило: 9000км внутренних границ, 16 таможен, 50 таможенных постов, около 100 пунктов пропуска. Это сказалось на оживлении внутренней торговли между ними. Россия экспортирует в эти страны топливно-энергетические ресурсы (40 %), продукцию приборостроения и машиностроения, металлы, продукцию химической промышленности (вся промышленность – 40 % экспорта), продовольствие. Импортирует уголь, зерно, концентраты и цветные металлы (из Казахстана), тракторы, молочную и мясную продукцию, текстиль, трикотаж, обувь (из Беларуси), ткани, хлопок-волокно, овощи, фрукты (Киргизия, Таджикистан).

Основные понятия: таможенная политика, таможенная территория, международное кооперирование производства, таможенный союз, экономический союз.

Лекция 9. Россия в системе международного разделения труда. Экономический потенциал таможенной территории России и экономический потенциал таможенных территорий стран мира. Экспортный потенциал, его отраслевая и территориальная структура. Угрозы национальным интересам России в области экономики и таможенная политика РФ в области защиты ее экономического суверенитета и безопасности.

Сегодня Россия не относится к числу мощных экономических держав мира. В международном разделении труда ей приходится участвовать, опираясь на деформированную структуру материального производства – с гипертрофией тяжелой индустрии и неразвитостью сельского хозяйства, легкой и пищевой промышленности. В структуре производства новые современные отрасли – микроэлектроника, информатика, биотехнологии занимают крайне незначительное место – 8-10 % (в развитых странах 35-40 %).

Низкая производительность труда, низкое качество продукции, неконкурентоспособность на мировом рынке, неудовлетворительный уровень жизни населения. Только 6 % обрабатывающей промышленности России может конкурировать на зарубежном рынке. Доля РФ на мировом рынке наукоемкой и высокотехнологичной продукции – несколько десятых долей процента.

Однако РФ занимает значительные позиции на мировых рынках природного газа, нефти, руд, никеля и сырья. Сырье вывозится также в гипертрофированных количествах. Не удовлетворяется внутренний рынок: вывозится 48 % добываемой нефти,33 % - газа, 79 % - минеральных удобрений, 84 % - деловой древесины, 55 % - плоского проката. Это ограничивает рост отечественного производства.

Рост ВВП в России начиная с 2000г. значительно выше, чем в развитых странах мира: в развитых странах рост составляет в среднем 2,5 % ежегодно, в РФ – 5-6 %. Национальное богатство на душу населения (рейтинг Мирового банка реконструкции и развития) в тыс. долларов: Австралия – 835, Канада – 704, Люксембург – 658, США – во втором десятке.

Россия занимает 53 место. Природные ресурсы. Потенциал. Валовая потенциальная ценность разведанных балансовых запасов основных видов полезных ископаемых: Россия – около 30 трлн. долларов. Прогнозный потенциал – 150 трлн. долларов (по российским данным).

По данным ММБР: Россия – 10 трлн. долларов, Бразилия – 3,3 трлн. долл., Китай – 662 млрд. долл., Индия – 452 млрд. долларов. По запасам (в процентах) в мире Россия: Природный газ – 35,4 %, Нефть - 13 %, Железо - 32 %, Никель 31 - % Бурый уголь - 29 %, Каменный уголь – 12 % - 202 млрд. т. Медь - 11 %, Свинец - 12 %, Олово - 27 %, Уран - 14 %, Апатиты - 64,5 %. Доля России в мировой добыче: Природный газ – 28 %, Нефть - 12 %, Железо - 14 %. Никель - 22 %, Каменный уголь - 12 %, Цветных и редких металлов - 13%, Алмазы – 26%.

Крупнейшая в мире компания по добыче газа ГАЗПРОМ (650 млрд. м3 в год, 30 % импорта странами ЕС). Добыча нефти в мире возрастает неуклонно. Россия достигла пика в добыче нефти в 1988 – 570 млн. т. Добыча неуклонно сокращалась (в 1999г. – 290 млн. т). Основные продуценты 2006-2007 г. млн. баррелей в день. Саудовская Аравия – 10,7, Россия – 9,7, США – 8,4, Иран – 4,1, Китай – 3,8. Основные потребители нефти: США – 20,6, Китай – 7,3, Япония – 5,2, Россия – 3,1, Германия – 2,6. Резервы по регионам млрд. баррелей: Сев. Америка – 27, Западная Европа – 15,4, Вост. Европа – 129, Средний Восток – 743,9 (Саудовская Аравия – 264), Южная Америка – 123,5 (Венесуэла – 87), Африка – 117,6 Азиатско-Тихоокеанский район– 39.

Российские компании – Роснефть, Лукойл, Транснефть, Газпромнефть, СИбур, Татнефть, ТНК-ВР, Сургутнефтегаз являются одними из крупнейших в мире.

Каменный уголь. Запасы: США – 445 млрд. т, Китай – 202 млрд. т, Россия – 3-е место. Каменный уголь – 12 % - 202 млрд.т. Прогнозный запас России– 5,3 трлн. т – 30 % мировых запасов.

Неуклонно возрастает добыча угля в мире. 3840 млн. т. Мировой лидер - Китай – 1352 млн. т. Далее – США 913 млн. т. Индия – 310 млн. т. ЮАР – 220 млн. т. Россия – 215 млн. т. Больше половины мировой добычи каменного угля приходится на государственные компании – Китай, Индия, Польша… В развитых странах рост производительности труда в отрасли. Золото. Мировая добыча – 2700 т. Всего за всю историю человечества – добыто 115 тыс. т. Из них 86 % в 20 столетии. По разведанным запасам – 5 тыс. т. - Россия занимает 3-е место в мире, 1-е ЮАР, 2-е США. Прогнозные запасы в России – 150 тыс. т. В настоящее время добычей золота на промышленном уровне занимаются свыше 60 стран мира.

Основные продуценты: ЮАР – 489 т, США – 351 т, Австралия – 311 т, Россия – 130 т. Максимальный уровень добычи в 1988г. – 304 т (18 % мировой добычи), 2-е место после ЮАР. Эффективность отрасли очень зависит от инвестиций отечественных и иностранных. Необходимы инвестиции до 5 млрд. долларов.

Алмазы. Мировой алмазный рынок в отличие от многих других рынков сырьевых товаров характеризуется относительной устойчивостью Трудовой потенциал: Численность населения мира (2004г.) – 6 100 млн. чел. Россия - 140млн. (2,3 % мирового населения), 7-е место в мире.

Производственный потенциал. Доля в мировом промышленном производстве (2004г.): Развитые страны – 56 %.Развивающиеся – 35 %. Россия – 4,8 % (в 1990г. - 10,3 %). В наукоемком производстве – на 7 ведущих стран мира приходится 80-90 % продукции, и более 90 % экспорта этой продукции. На США – 40 %.

Доля в мировом ВВП (2006г.): США – 20,7 % (в 1990г. – 20,7 %), Западная Европа – 20,0 %, Япония – 6,5 %, Китай – 14 %, Индия – 6,4 %, Россия – 2,6 % (в 1990г. – 5,6 %).

Объем мирового ВВП в млрд. долларов: 1990 – 36 055, 2006 – 60 630. Мировое промышленное производство: Россия в 1990г. – 10,3 %, ВВП на душу населения в 2006г. США – 42,2 тыс. долларов. Западная Европа (в среднем) – 30,0. Япония – 30,8. Россия – 11,1 тыс.долл. Среднее по миру – 9,3.

Мировой прогноз: стремительный экономический рост двух гигантов, Китая и Индии, становится сегодня очевидной реальностью. ВВП Японии в 2020 г. может составить 4,2 трлн. долл., увеличиться до 4,7 трлн. долл. в 2030 г., а в период 2040-2050 гг. составит 5 трлн. долл. ВВП Китая может составить 17,3 трлн. долл. в 2020 г. и увеличиться до 25,5 и 33,4 трлн. долл. в 2030 и 2040 гг. соответственно.

В тоже время, прогнозируемый ВВП США составит 16,8 трлн. долл. в 2020 г., а к 2050 г. будет исчисляться 34 трлн. долл. Таким образом, высокие темпы роста экономики Китая, в долгосрочной перспективе могут быть соизмеримыми в 2020 г. и даже превышающими экономический потенциал США в 2040 г. Однако, согласно прогнозу, рост экономики и ВВП США в 2050 г. все же будет превышать аналогичные показатели КНР. Что касается Индии, то ее ВВП в 2020 г. будет составлять 7,1 трлн. долл., и увеличится до 19,1 трлн. долл. к 2050 г. ВВП Евросоюза увеличится до 14,5 в 2020 и 19,9 трлн. долл. в 2050.

Это означает, что экономические показатели Индии будут равняться совокупному потенциалу ЕС в 2050 г. Экономики стран АСЕАН, продолжат высокие темпы роста и их показатели составят 3,9 и 9,2 трлн. долл. в 2020-2050 гг., что будет примерно равняться экономическому потенциалу Японии в соответствующий период.

Экономическая взаимозависимость стран мира будет продолжать углубляться и дальше. А в условиях расширяющихся процессов глобализации и регионализации, ни одна национальная экономика не может считаться независимой от мировой экономической системы и оставаться вне ее влияния.

Последние годы отмечены значительным продвижением России по пути интеграции в международное экономическое сообщество. В экономическом развитии страны увеличилось значение внешнеэкономических связей.

Возросла открытость экономики. Россия является членом крупнейших международных валютно-кредитных организаций – МВФ и Группы всемирного банка, ЕБРР, в 1997г. вошла в Парижский клуб стран-кредиторов. С 1997 г. –

Соглашение с ЕС о партнерстве и сотрудничестве. В настоящее время готовится подписание нового соглашения. С 1998г. – Россия член Организации Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества. С 1997г. – Россия в составе «Большой восьмерки». Завершаются переговоры о вступлении в ВТО. В настоящий момент в эту организацию входит 140 стран. На основе нормативов ВТО осуществляется 95 % мировой торговли товарами и услугами.

Вместе с тем, в новое тысячелетие РФ вступила с многими показателями, значительно уступающими ведущим странам мира. По уровню экономического положения – между развитыми и развивающимися странами. В процесс глобализации Россия вошла неподготовленной, интегрируется в глобальную экономику в условиях медленной структурной перестройки. Преобладающая форма международных связей России – внешняя торговля. Незначительно участие страны в международном движении прямых инвестиций.

Сама торговля основана на межотраслевом, а не внутриотраслевом разделении труда и еще меньше на международном производстве, специализации и кооперировании. Слабо развиваются интеграционные процессы в рамках СНГ. Иностранные инвестиции в экономику России растут: 2006г. – около 40 млрд.долларов, за 9месяцев 2007г. – 88 млрд.

Высокие темпы экономического роста в 1999-2006 г. достигнуты за счет наращивания экспорта нефти, газа, металлов и других ресурсов с низкой степенью переработки и ростом мировых цен на эти виды ресурсов. Такой тип роста не может быть устойчивым в перспективе. В 2002 г. лишь 10 % предприятий России занимались инновациями (в развитых странах 25-30 %).

Перспективен транспортный экспорт. Выгодное географическое положение России (два крупных коридора: Восток-Запад через Транссиб, Север-Юг от Северных морей до Каспия) позволяет укрепить транспортную систему России на глобальном рынке перевозок как со странами ЕС, так и на интерконтинентальном уровне – трансконтинентальный грузовой транзит. В настоящее время объем экспорта транспортных услуг России - 3 млрд. в год (Нидерланды – 20 млрд., Гонконг – 13 млрд. долларов). Россия занимает 31 место. Рост транзита по Евразийскому направлению способен изменить всю структуру российского экспорта, прежде всего долю ж/д транспорта. К 2030 г. Россия по ж/д транспорту предполагает обслуживать до 10 % (25 млн. т в год) между Европой и Восточной

Азией, Средним Востоком и Индией, увеличит экспорт транспортных услуг в 3,6 раза.

России предстоит найти свое место в глобальной экономике, используя сильные стороны своего ресурсного, производственного, научно-технического потенциала. Немало усилий придется сделать для того, чтобы обеспечить переход в международном разделении труда: от сырьевой к наукоемкой специализации.

Повышение конкурентноспособности продукции на мировом рынке – непременное условие для укрепления экономических позиций России. В настоящее время (2007г., данные Всемирного экономического форума) в рейтинге конкурентоспособности Россия занимает 71 место среди 127 стран.

Угрозы национальным интересам России в области экономики и таможенная политика РФ в области защиты ее экономического суверенитета и безопасности. Под экономическим суверенитетом страны понимается высшая степень самостоятельности государства в любой хозяйственной деятельности, экономическая независимость страны от других государств. Основы экономического суверенитета составляет собственность ее народа на национальное богатство, находящееся на территории данной страны.

Материальную базу экономического суверенитета составляют государственная территория, недра, растительный и животный мир, природные и сырьевые ресурсы. Созданный научно- технический и экономический потенциал, культурно-исторические ценности. Экономический суверенитет предполагает верховенство законов данной страны на ее территории, исключительное

право народа на владение и распоряжение национальным богатством, наличие собственных органов самостоятельных государственного и экономического управления (кредитно-денежная, финансовая, налоговая системы, национальная валюты и т. д.). Вхождение России в мировой экономику требует открытости ее экономики. В этих условиях большую значимость приобретают проблемы экономической безопасности страны.

Экономическая безопасность – совокупность внутренних и внешних условий, гарантирующих недопущение нанесения хозяйству страны непоправимого ущерба, и благоприятствующих росту национальной экономики, обеспечивающих конкурентоспособность на внешних рынках, гарантирующих от внешних и внутренних экономических угроз и потерь.

Экономическая безопасность – составная часть национальной безопасности. Она обеспечивается государством как экономическими, так и неэкономическими методами.

Непосредственная опасность – внешние и внутренние угрозы. Внешние факторы: геополитические, потери традиционных рынков сбыта, (особенно военно-технической и промышленной продукции). Неблагоприятная структура экспорта-импорта, открытость таможенной границы, растущая внешняя задолженность.

Геополитические – расширение военно-политического блока НАТО на Восток к границам России, новая доктрина НАТО - с правом применять силу без санкции Совбеза ООН. Сложная обстановка на Кавказе и в Закавказье.

Потери традиционных рынков сбыта – большая опасность для экономики России. Особенно в 90-е годы после распада СССР и Варшавского договора, непродуманная конверсия предприятий ВПК - Россия потеряла большую часть покупателей военно-технической продукции. Однако в настоящее время ситуация улучшается – военно-техническое сотрудничество с

Китаем и Индией в области приобретения и строительства Россией военных кораблей и подводных лодок, приобретение самолетов, ракет Индонезией, рядом арабских стран и других видов военной техники российского производства. Сотрудничество растет.

Большой импорт продукции продовольствия. Отсутствие границ с большинством стран СНГ ведет к их прозрачности для контрабанды и нелегального передвижения грузов и населения, что наносит огромный вред национальной экономике. Незаконный вывоз капиталов составляет по самым скромным оценкам, в среднем 10-15 млрд. ежегодно. Внешняя задолженность страны – к концу 90-х годов составляла 140 млрд. долларов. К настоящему времени (2007г.) почти вся задолженность погашена! Однако в условиях мирового финансового кризиса 2009-2011 г. она снова стала расти.

Внутренние угрозы: низкая конкурентоспособность национальной экономики, технологическая отсталость отраслей, высокая энерго- и ресурсоемкость, высокий уровень монополизации экономики, ухудшение научно-технического потенциала, засилье иностранных производителей на внутреннем товарном рынке, региональный сепаратизм, низкая инвестиционная активность, слабое накопление капиталов, угроза социальных конфликтов, низкая финансовая дисциплина предприятий, масштабное развитие теневой экономики, коррупция в государственном аппарате, несовершенство правового законодательства.

Важнейшей задачей государства выступает обеспечение экономической безопасности с сочетанием мер макро - микроэкономического, социального, политического характера.

Основные понятия: международное разделение труда, международное кооперирование производства, мировое хозяйство, внешнеторговой оборот, экономическая интеграция, внешнеэкономическая политика, интернационализация экономики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 635; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.