Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации




ПО СРС (СРСП)

Организация преподавателем самостоятельной работы студентов должна быть направлена на решение следующих дидактических задач:

1. совершенствование умений и навыков по специальности;

2. обобщение и повторение пройденного материала;

3. применение полученных знаний, их пополнение и расширение;

4. обеспечение активной познавательной деятельности каждого студента;

5. развитие исследовательских навыков.

Задания СРС выполняются вне аудитории без участия преподавателя. Основная задача СРС подготовка к семинарским занятиям и лекциям. На семинарское занятие выносятся основные вопросы темы. Тематический план семинарского занятия, перечень основной и дополнительной литературы, методические советы к темам семинарских занятий отвечают на вопросы, что и как надо делать. Внимательно изучив методические советы к темам семинарских занятий, самостоятельно подготовьте ответы на вопросы тематического плана семинарского занятия. В ходе подготовки каждого вопроса кратко, схематично фиксируйте основные положения и тезисы ответа, формулировки, запишите формулы и символы в тетрадь для СРС. После завершения подготовки проверьте свои знания при помощи вопросов самопроверки. Вопросы, которые не смогли самостоятельно выяснить запишите и зададите их преподавателю на лекции или в процессе СРСП.

Задания СРС должны выполняться до лекции. А на лекции знания, полученные самостоятельно должны углубляться и расширяться. Однако объем вопросов выносимых на семинарское занятие не охватывает полное содержание темы. Поэтому необходима дальнейшая работа студента по углублению и расширению своих знаний. Это осуществляется в процессе СРСП. Поэтому в СРСП выносятся дополнительные вопросы, задачи, упражнения и т.д., при помощи которых полностью раскрывается содержание темы.

Разработка форм и содержания СРС.

изучение конспектов лекций, данных преподавателем;

подготовка к семинарскому занятию конспекта лекции по основному учебнику;

подготовка реферата по определенной теме;

взаимное рецензирование рефератов, эссе, докладов;

составление словарей и кроссвордов по терминам курса;

участие в групповом проекте:

выступление с презентацией по выбранной теме;

подготовка глоссария:

подготовка обзора по теме и т.д.

Содержание некоторых из них сводится к следующему:

Подготовить обзор по теме - значит письменно написать краткий обзор на 1-2 стр. по рекомендуемой теме с привлечением дополнительного материала из печати и информационных ресурсов Интернета.

Глоссарий - краткое разъяснение терминов и понятий на казахском и русском языках возможно с переводом на иностранный язык - выполняется по заданной теме. Составление глоссария способствует формированию знаний понятийного аппарата и выработке навыков его использования.

Реферат, являясь наиболее распространенной формой СРС, представляет собой доклад на определенную тему с обязательным обзором литературы или изложение содержания научной работы, книги. Более интересной и творческой работой является оппонирование реферата, в результате которого приобретаются навыки анализа выступления, ведения дискуссии.

Коллоквиум позволяет выявить знания, уровень подготовки по различным темам конкретной изучаемой дисциплины, в форме собеседования, что не всегда удается при других видах СРС.

Вопросы для самоконтроля, как правило, имеют специфическую структуру, так что ответы могут быть даны только на основании трактовки и анализа собранного материала.

Эссе - это изложение своих размышлений, соображений на актуальные социально - экономические проблемы, в различных жанрах - критики, публицистики и т.п.

Изучение конспектов лекций, проработка пройденного материала способствует овладению программным материалом, закреплению теоретических знаний.

Презентация - слушатель может выбрать любую тему для своей презентации и выразить свое понимание или непонимание, какого - либо аспекта, рассматриваемого в презентации; презентация оценивается по критерию, насколько раскрыта тема и вызвала интерес окружающих, а также насколько профессионально подошел слушательк рассматриваемой проблеме.

Учебные конкретные ситуации - кейсы - слушателям предлагается множество простых и сложных ситуаций, по которым предстоит ответить на вопросы или написать свое видение проблемы: наиболее подготовленные слушатели могут написать свой кейс.

Деловые игры помогают выработать у слушателя навыки, необходимые для будущей профессиональной деятельности: по некоторым играм нужна домашняя подготовка или завершение в библиотеке или на производстве.

Групповой проект (например, по созданию или разрешению кейсовой ситуации) - в группе должно быть не более 3-5 человек, каждая группа должна разработать свой проект.

Индивидуальный проект - выполняют наиболее подготовленные слушатели по желанию; работа должна отличаться уникальностью темы, исследовательским характером; результаты проекта могут быть доложены на научной конференции.

Рекомендации студенту

для эффективной организации СРС (СРСП)

Проработка пройденного материала. Проработка пройденного лекционного материала является наиболее важным видом самостоятельной работы. Чем глубже и полнее проработан материал, тем легче при выполнении других видов самостоятельной работы. Систематическая, регулярная работа над пройденным лекционным материалом, начиная с первого занятия, является необходимым условием для понимания материалов последующих лекций и усвоения материалов практических и лабораторных занятий.

Приступая к проработке материала необходимо: определить рабочее место; прибегнуть, если дома нет должных условий для работы, к услугам читального зала библиотеки университета или городской библиотеки; иметь конспект лекции; иметь программу курса; иметь рекомендуемую литературу.

Метод работы:

целесообразно материал лекции прорабатывать по свежей памяти (нельзя откладывать, так как содержание лекции будет забыто);

работая над конспектом, полезно делать ссылки на литературу (это понадобится при подготовке к экзаменам) и вносить необходимые дополнения, а возможно, и исправления;

работа над темой должна продолжаться до полного понимания и запоминания материала;

работа над темой завершается разбором примеров, приведенных в учебниках и пособиях, до полного освоения метода их выполнения;

если после работы над темой останутся неясные вопросы, то задать их преподавателю на очередной лекции.

Методика выполнения заданий:

Подготовка к коллоквиумам. По некоторым дисциплинам для оценки степени усвоения теоретической части раздела курса, проводится коллоквиум (собеседование). Отсюда следует: что теоретический материал по вопросам, выносимым на коллоквиум, должен быть еще раз повторен;

Подготовка к контрольным работам. Целью проведения контрольных работ являются: проверка текущей успеваемости студентов; выяснение подготовленности группы: организация методики работы с отстающими студентами. Студентам, готовясь к контрольной работе, необходимо: знать тему контрольной работы; освежить в памяти теоретический материал, основные формулы и методы решения задач на данную тему; вновь просмотреть примеры, разобранные в учебнике и рассмотренные на практических занятиях. Если студент систематически работает над пройденным материалом, начиная с первой лекции, то подготовка к контрольной работе не вызовет затруднений и много времени на нее не понадобится.

Выполнение проектов. При выполнении проектов и работ необходимо руководствоваться методическими указаниями, выдаваемыми на кафедрах вместе с заданиями.

Порядок выполнения задания:

- приступить к выполнению задания не позже срока, установленного графиком самостоятельных работ;

- если при выполнении задания возникнут затруднения, то вернуться к соответствующей теме курса, доработать ее и вновь приступить к выполнению задания;

- если после этого будут затруднения, то прийти на консультацию к преподавателю; – проанализировать, полученное решение;

Задание должно быть защищено не позже срока, установленного графиком, иначе оно считается как академическая задолженность. Время на самостоятельную работу весьма ограничено, поэтому необходимо учиться рационально планировать самостоятельную работу, стремиться овладевать навыками самостоятельной работы, перенимать положительный опыт, учиться производительно работать и разумно отдыхать, чтобы сохранять работоспособность. Поэтому возрастает ответственность каждого преподавателя и кафедры в целом за обучение слушателей методике самостоятельной работы


Тематический план выполнения и сдачи заданий СРСП и СРС

 

Наименование дисциплины модуля: Теория государства и права  
№ тем   СРСП СРС
Темы и вопросы содержания дисциплины модуля Сроки сдачи (неделя и объем в часах) Форма проведения Темы и вопросы содержания дисциплины модуля Сроки сдачи (неделя и объем в часах) Форма контроля
  Право в системе социальных норм. Норма права и правоотношения 1) Составить схему по основным теориям происхождения государства. 2) Азиатский и европейский пути происхождения государства. 3) Эссе на одну из тем. 3 неделя Устно-письменно Происхождение государства и права. Нормы права и правоотношения Составьте глоссарий по теме. Составьте таблицу. 3 неделя Устно-письменно
  Основы конституционного права Работа над докладом, по темам: 1. «Общая характеристика Конституция РК» 2. «Общая характеристика Конституций западно-европейских стран» 3. «Общая характеристика Конституций стран СНГ» «Общая характеристика Конституций стран Юго-Восточной Азии». 4 неделя Устно-письменно Основы конституционного права Подборка публикаций по теме: «Права человека», «Государственный язык». 4 неделя Устно-письменно
  Основы административного права 1) Проанализировать административные правонарушения по элементам (субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона) главы 13-16 КоАП РК. 2) Устный опрос по иерархическому строению исполнительной власти. 5 неделя Устно-письменно Подборка публикаций по теме, анализ материалов практики (статистических данных, материалов гражданских дел). 5 неделя Устно-письменно
  Основы гражданского права 1. Реферат по выбору на темы: «Вещное право», «Порядок заключения, изменения и расторжения договора», «Содержание договоров», «Биржевые сделки», «Обязательства вследствие причинения вреда». Подготовить показательное выступление на тему «Порядок заключения договора». 6 неделя Устно-письменно Основы гражданского права Подготовить Презентацию. Подготовить кейс-стади. Подготовить глоссарий не менее 10 слов. Подготовить логическую схему по теме занятия. 6 неделя Устно-письменно
  Основы семейного права 1. При назначении ответственных провести самостоятельно устный опрос. 2. Подготовить конспект по вопросам: 1. Алиментные отношения супругов. 2. Усыновление и удочерение. 3. Опека и попечительство. 4. Патронат 7 неделя Устно-письменно Основы семейного права Написание творческой работы по теме. 7 неделя Устно-письменно
  Основы финансового права 1.Подготовить кроссворд объем 12-20 слов. 2. Конспект по теме «Система финансового права и финансовая система государства (страны)». 8 неделя Устно-письменно Основы финансового права Подбор материалов, анализ статданных, работа в библиотеке. 8 неделя Устно-письменно
  Основы бюджетного права 1. Провести показательное выступление на тему «бюджетный процесс». 2. Конспект по теме «Нормативные источники для бюджетного планирования». 9 неделя Устно-письменно Основы бюджетного права Написание творческой работы по теме. 9 неделя Устно-письменно
  Основы налогового права 1. Устный опрос по общему понятию налоговой деятельности государства. 2. Логическая схема на тему «Классификация налогов».   10 неделя Устно-письменно Основы налогового права Подбор материалов, анализ статданных, работа в библиотеке. 10 неделя Устно-письменно
  Основы трудового права 1. Доклады на темы «Правовые основы начисления заработной платы», «Трудовые до-говора как источник права», «Виды и сроки трудовых отпусков», «Нормирование труда».   11 неделя Устно-письменно Основы трудового права Составление типового трудового договора 11 неделя Устно-письменно
  Основы уголовного права 1. Рефераты на темы: «Соучастие в уголовном праве», «Виды преступлений», «Отягчающие и смягчающие обстоятельства», «Стадии совершения преступления». 2. Решение задач. 12 неделя Устно-письменно Основы уголовного права Общие понятия иска, анализ практического материала 12 неделя Устно-письменно

 

 

 


Содержание лекций по дисциплине:

Тема 1: Происхождение государства и права. Лекция 2 часа.

1. Теории происхождения государства и права

2. Общие закономерности возникновения государства и права

3. Сущность и соотношение государства и права

4. Формы государства и права

1. Теории происхождения государства и права

Возникновение государства и права - сложный, трудно изучаемый процесс. Попыток объяснить его очень много. В процессе исторического развития и накопления знания выдвигались различные теории, каждая из которых имеет свое рациональное зерно. Теорий происхождения государства и права множество, поэтому остановимся на основных, самых известных и наиболее разработанных.

Теологическая теория (основоположник - Фома Аквинский, имела распространение в средние века) связывает происхождение государства и права с божественной волей. Достоверность этой теории зависит от индивидуальной веры в Бога.

Патриархальная теория (Аристотель, Р. Фильмер, Н. К. Михайловский, М. Н. Покровский) рассматривала государство как результат разросшейся семьи. Правитель выступал в качестве отца, а подданные - его дети.

Договорная (естественно-правовая) теория (Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, А. Радищев, Ж.-Ж. Руссо, Б. Спиноза) исходит из того, что государству предшествует естественное состояние, которое сторонники теории характеризовали по-разному. Одни считали, что это был «золотой век человечества» (Руссо), другие - «война всех против всех» (Гоббс). Важное достоинство этой теории - признание за людьми естественных, неотъемлемых, данных природой или Богом прав. В результате экономического развития и расслоения общества во избежание конфликтов, для достижения мира и благополучия заключается общественный договор, по которому люди передают часть своих естественных праве государству, обязуясь ему подчиняться, а государство обязуется охранять неотчуждаемые права человека, т. е. право собственности, свободу, безопасность. Теория была прогрессивна для своего времени, т. е. предполагала возможность свержения власти (правителя), если он не выполнял условия общественного договора.

Теория насилия (завоевания) возникла в конце XIX- начале XX вв. (основоположники Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг). В общих чертах, государство возникает в результате завоевания одним народом других, после чего требуется создать особый аппарат для поддержания угнетенных в подчинении. Этим аппаратом и является государство.

Психологическая теория (Л. Петражицкий) выводила государство из психических особенностей человека: одним свойственно подчиняться, а другим - повелевать. Причины правообразования также кроются в психике людей, право представляет собой «императивно-артибутивные правовые переживания» людей.

Марксистская теория основана на материалистическом подходе. Она связывает возникновение государства с частной собственностью, расколом общества на классы и классовым антагонизмом. Государство - продукт непримиримых классовых противоречий.

Социально-экономическая теория - на ее основе мы и изучаем происхождение государства и права. Она также основана на материалистическом подходе, но не абсолютизирует роль классо -образования при возникновении государства. Упор делается на экономические факторы, которые постепенно приводят к разложению родовой организации и возникновению на ее основе единственно возможной альтернативы - государства.

Органическая теория (Г. Спенсер, Платон) проводит параллели между государством и человеческим организмом. Государство - результат органической эволюции, разновидностью которой является социальная эволюция. В обществе происходит естественный отбор, который определяет появление правительств и дальнейшее функционирование государства. Органы государства уподобляются человеческому организму: правительство - мозг, низшие классы соответствуют выделительным органам и т. д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 533; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.