Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Юридические факты. Объект правоотношения




Объект правоотношения

Объектом правового отношения является то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности его участников, иными словами, - то, по поводу чего возникает правоотношение.

В юридической науке сформировались две концепции объекта правоотношения: монистическая и плюралистическая.

С точки зрения монистической концепции у всех правоотношений имеется единый, общий объект - поведение людей. Эта концепция исходит из того, что только действия, поступки людей подвергаются регулированию правовыми нормами и лишь поведение человека способно реагировать на правовое воздействие

С точки зрения плюралистической концепции у правоотношений существуют разнообразные объекты, объекты правоотношений столь же многообразны, сколь многообразны и регулируемые правом общественные отношения.

Виды объектов правовых отношений

(плюралистический подход)

· продукты материального и духовного творчества людей (средства производства, предметы потребления, вещи, деньги, предметы искусства и т.д.);

· личные неимущественные блага (жизнь, здоровье, честь, достоинство, деловая репутация и т.д.);

· действия лиц (например, поведение лица, освобожденного из мест лишения свободы и находящегося под административным надзором);

· результаты действий, т.е. последствия, к которым приводит то или иное действие или бездействие (например, возвращение вычищенной вещи из химчистки, пошив определенного костюма в ателье по индивидуальному заказу).

Юридические факты - это конкретные жизненные обстоятельства, с наличием или отсутствием которых нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

Юридические факты являются основанием для возникновения, изменения или прекращения правовых отношений. Однако не любые факты могут рассматриваться в качестве юридических. Юридические факты обладают специфическими признаками, которые и обусловливают их юридическую природу:

· это факты действительности, т.е. обстоятельства, реально, фактически существующие в жизни, то, что имеет место в реальности;

· это факты, на которые указывает норма права, они так или иначе отражены

 

Тема 3: Основы конституционного права.

Лекция 2 часа.

1. Понятие конституционного права

2. Республика Казахстан – демократическое, светское, правовое, социальное государство

3.Высшие органы государственной власти. Президент, Парламент, Правительство, Конституционный Совет, Суд и правосудие, Местные представительные и исполнительные органы.

Каждое государство характеризуется совокупностью черт позволяющих говорить об определенной форме, определенном способе организации государства или о государственном строе.

Конституционный строй-это определенная форма или определенный способ организации государства, закрепленный в его Конституции.

Согласно ст. 1 Конституции РК «Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого является человек, его жизнь, права и свободы».

Формой правления государства Казахстан является республика. Государственная власть в РК осуществляется избранными народом на определенный срок представительными органами. Казахстан является президентской республикой.

Светский характер государства Казахстан имеет ряд проявлений. Они зафиксированы как в Конституции так и в Законе РК «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» от. 15 января 1992 года. Религиозные объединения отделены от государства. Все религии и религиозные объединения равны перед законом. Никакая религия или религиозные объединения не пользуются никакими преимуществами по отношению друг к другу. Светский характер государства не означает, что оно не контактирует с религиозными объединениями. Они играют важную роль в формировании мировоззрений верующих, поэтому создаются государственные органы по связям с религиозными объединениями.

Демократизм государства выражается а обеспечении в нем народовластия; разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; идеологического и политического многообразия; местного самоуправления. По Конституции РК ст. 3 «единственным источником государственной власти является народ». Народ осуществляет власть непосредственно через республиканский референдум и свободные выборы, а также делегирует осуществление своей власти государственным органам. Принцип идеологического и политического многообразия закреплен в ст. 5 Конституции РК. Не допускается слияние общественных и государственных институтов, создание в государственных органах и организациях политических партий. Общественные объединения равны перед законом.

Проявлением демократизма в РК является самоуправления, обеспечивающего самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

По территориальному устройству РК является унитарным государством ст.2 Конституции РК, имеющим единую, целостную территорию. Унитарное государство-это слитное (простое) государство, большинство частей которого не имеют статуса государственных образований, а являются единицами административно-территориального деления, которые управляются на основе законов, принимаемых центральными органами. По административно-территориальному устройству территория делится на административно-территориальные единицы: области, районы, аулы (села), аульные (сельские) округа. Неотъемлемым элементом конституционно-правового статуса РК является ее территориальное единство. РК имеет свою территорию, складывающуюся из территорий ее субъектов и включающую в себя сушу, внутренние воды, и территориальное море, воздушное пространство над ними, которые образуют материальное содержание суверенитета РК.

Суверенитет государства - это самостоятельное и независимое от власти других государств осуществление своих функций на его территории ст.2 Конституции РК. Суверенитет государства проявляется в верховенстве государственной власти, ее единстве и независимости. Установленные Конституцией ст. 91 унитарность и территориальная целостность государства, форма правления Республики не могут быть изменены.

Государственный язык - это основной язык государства, используемый в законодательстве и официальном делопроизводстве. Согласно ст. 7 Конституции РК государственным языком является казахский язык. В государственных организациях и органах самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский язык. Государство заботится о создании условий для изучения и развития языков народов Казахстана.

К числу основных элементов конституционно-правового статуса РК относится ее право на международные.отношения с иностранными государствами. РК как суверенное государство обладает всей правосубъектностью: заключает международные и межгосударственные договоры и соглашения, участвует в работе международных организаций, системах коллективной безопасности, региональных союзах.

Важным компонентом конституционного статуса РК являются ее государственные символы - флаг, герб, гимн в которых в своеобразной форме выражается государственный суверенитет РК, а также ее столица - Астана.

Литература.

Основная:

1. Сапаргалиев Г. Конституционное право РК Алматы 1998.

Конституция Республики Казахстан Алматы, 1995.

3. Конституция Республики Казахстан (научно-правовой комментарии)

Алматы, 1998. 4 Конституционное право РК. Терминологический словарь. Алматы,

1995.

5. Толковыи словарь Конституции Республики Казахстан. Алматы, 1996.

6. Аюпова З.К., Сабикенов С.А. Концепция правового государства. Алматы. 1996.

7. Кутафин О.Н., Козлова Е.И. Конституционное право Россия. М., 1995.

8. Михалева П. А. Обсуждение актуальных проблем науки конституционного права. Государство и право, №3, 1993. Конституционное право: справочник. М., 1995.

9. Иностранное конституционное право. Под. ред. В.В. Маклакова М, 1996.

!0. Современные зарубежные конституции. М., 1992.

Дополнительная:

1. Назарбаев Н.А. На пороге XXI века. Алматы, 1996. Декларация «О государственном суверенитете Каз. ССР» от 25 октября 1990г.

2. Конституционный закон РК «О государственной независимости Республики Казахстан» от 16 декабря 1991.

3. Энциклопедический юридический словарь М., 1998.

4. Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения М., 1997.

5. Шопин В.Д. Конституционное право РК (учебно-методическое пособие).

6. Котов В.А. Суверенный Казахстан: гражданин, нация, народ. Алматы. 1997.

7. Указ Президента РК «О республиканском референдуме» от 2 ноября 1995.

8. Указ Президента РК «О государственных символах».

Темы эссе и рефератов:

Понятие конституционного пространства их виды и особенности.

Правовой статус административно-территориальной единицы в РК.

Проблемы современного унитаризма.

Свобода совести в РК.

Политический плюрализм в Казахстане.

Этапы развития государственной символики в РК.

 

Тема 4: Основы административного права.

Лекция 1 час.

1. Понятие, предмет и методы административного права.

2. Понятие и виды административного правоотношения.

3. Понятие и виды административного правонарушения.

4. Органы исполнительной власти.

 

1 Понятие, предмет и методы административного права.

Наука административного права - это совокупность взглядов, суждений, представлений о действующем административном праве с его институтами.

Отрасль административного права - это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере управления.

Учебная дисциплина - систематическое изложение материала, в соответствии с учебным планом.

Существует много отраслей права, они различаются по предмету и методу правового регулирования. Административное право регулирует самый широкий круг общественных отношений. Административным правом регулируются управленческие отношения, трудовые, земельные, финансовые, гражданские и др. Ранее регулировались и уголовные отношения, до момента принятия нового уголовного кодекса.

Классификация административных отношений:

В зависимости от субъектов административных отношений:

1. Отношения между вышестоящими и нижестоящими органами

2. Различными органами неподчинёнными друг другу.

3. Отношения между государственными и негосударственными органами.

4. Органами государственного управления и гражданами

В зависимости от характера отношений:

1. Отношения связанные с непосредственным управлением.

2. Отношения не связанные с непосредственным управлением.

По областям деятельности:

1. В сфере управления народным хозяйством.

2. В сфере социально-культурного строительства.

3. В сфере административно-политического строительства.

Административно-правовые нормы: понятие, особенности, структура, виды

Административно-правовые нормы в системе права предназначены для урегулирования административно-правовых отношений в сфере государственных отношений. Цель такого регулирования заключается в обеспечении должного поведения участников общественных отношений. Благодаря административным нормам возможно эффективное воздействие на различные стороны хозяйственной, социально-культурной и политической жизни. Административно-правовые нормы обеспечивают охрану собственности, природы, общественного порядка и т.д. В юридической литературе существует множество понятий того, что же такое «нормы административного права».

· Нормы административного права - есть установленные компетентными органами, строго определенные, обеспеченные мерами государственного принуждения, правила поведения участников государственного управления.

· Административно правовые нормы - представляют собой определенные правила поведения, которые устанавливаются государством в лице компетентных органов для урегулирования общественных отношений в сфере государственных отношений.

Особенности административно-правовых норм:

1. Применяются в сфере государственного управления.

2. Содержат в себе юридически обязательные правила поведения, адресованные различным субъектам, действующим в сфере государственного управления.

3. Отсутствие конкретных санкций в подавляющем большинстве норм, нормы носят рекомендательный характер.

Виды административно-правовых норм.

В зависимости от юридического содержания:

1. Обязывающие - предписывающие обязательное совершение конкретных действий.

2. Запрещающие - предусматривающие запрет на совершение определенных действий.

3. Уполномочивающие - предусматривают возможность действовать субъекту по своему усмотрению, совершать или воздерживаться от определенных действий.

4. Поощрительные.

В зависимости от субъекта:

1. регулирующие правовое положение органов государственного управления, формы и методы их деятельности

2. закрепляющие административно-правовой статус служащих государственного и общественного аппарата.

3. закрепляющие административно-правовой статус общественных организаций

4. закрепляющие административно-правовой статус граждан и лиц без гражданства

По предмету:

1. Материальные – определяют содержание прав и обязанностей у конкретных сторон в общественных отношениях.

2. Процессуальные – определяют порядок реализации этих обязанностей и прав.

По юридической силе:

1. Основные - устанавливаются Конституцией или конституционными актами.

2. Производные - устанавливаются подзаконными нормативными актами.

По сфере применения:

1. Общие.

2. Специальные - носят более конкретный характер, регулируют более узкий круг общественных отношений (напр., положение о санитарном надзоре).

3. Исключительные – предназначены для тех сфер, где требуется особая административно-правовая регламентация.

По времени действия:

1. Срочные (чрезвычайные нормы одна из разновидностей срочных).

2. Бессрочные.

По действию в пространстве:

1. Действующие только в РК

2. Действующие за её пределами.

Структура административно-правовой нормы. Большинство административно-правовых норм носят рекомендательный характер. Структура: гипотеза - диспозиция - санкция. Гипотеза - это обстоятельства. Диспозиция - это права и обязанности. Реализация административно-правовых норм происходит стандартно.

2 Понятие, основные черты, виды административно-правовых отношений

Определение: АПО – это общ-ое отн-ие, сложившееся в сфере ГУ, регулируемое нормами АП. Особенности АПО: 1) Это отн-ия, которые построены на принципе «власть (авторитет) – подчинение». Для АПО характерно отсутствие юр-ого равенства сторон. 2) Непременным участником АПО является орган исп.власти или его официальный представитель.

Структура АПО: 1) Субъекты (участники) АПО. Субъекты АПО делятся на 2 группы – индивидуальные (физ. лица: гр-не РФ, ин-ые гр-не и лица без гр-ва) и коллективные (органы исп. власти, предприятия и учреждения, партии и объединения). 2) Объекты АПО. Существует 2 точки зрения: а) Объекты - это то, на что направлено АПО, в этом случае объект только один – поведение обязанной стороны в ПО (управляемых). б) Объект – это то, по поводу чего складывается ПО. При этом приходится различать несколько видов объектов: - материальные и нематериальные блага, гласный адм-ый надзор. 3) Правомочия и юр-ие обяз-и участников ПО.

Административно - правовой статус граждан

админ.-правовой статус гражданина. Гражданство – это устойчивая политико-правовая связь человека с гос-вом влекущая за собой возникновение взаимных прав и обязанностей.

Категории граждан: обычные, с двойным гражданством.

Административные права граждан подразделяются на 2 группы: развивающие и обеспечивающие реализацию конституционных прав, права регулируемые только нормами АП.

Административно-правовые гарантии прав граждан

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства

Политические гарантии - признание источником власти народа, его возможность осуществления своей власти непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Экономические гарантии — материальные условия осуществления прав, свобод и исполнения обязанностей граждан.

Юридические гарантии – Взаимосвязь правовых и организационных гарантий позволила объединить их в группу организационно-правовых гарантии прав и свобод граждан, закрепленных нормами административного права, могут быть и не административно-правовыми.

Изначальным и универсальным гарантом может быть только закон.

Он должен быть адекватным экономической и политической ситуации в стране и в то же время достаточно стабильным; отвечать высокому уровню юридической техники и быть органичным звеном всей правовой системы; конкретные нормы и механизмы их реализации; определять круг органов и должностных лиц, на которых возлагается обязанность создавать условия для реализации прав и свобод, а также предусматривать ответственность органов и должностных лиц за ущемление прав граждан и за несвоевременное принятие мер по их защите. Должен последовательно осуществляться принцип неотвратимости ответственности виновных в этом лиц.

В общем виде организационно-правовые гарантии можно подразделить на два вида: судебные и внесудебные.

Статус судебной власти и процессуальные формы ее осуществления выдвигают суды как гаранты прав и свобод граждан на первый план. Их приоритет в этой области определен Конституцией РК, установившей, что права и свободы человека и гражданина обеспечиваются правосудием. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

К внесудебным гарантиям относится повседневная деятельность других государственных органов, органов местного самоуправления, направленная на обеспечение прав, свобод и обязанностей граждан и их, в необходимых случаях, защиту и восстановление, осуществляемые в соответствии со спецификой функций и компетенцией этих органов.

3 Понятие и виды административного правонарушения.

Особым видом юридической ответственности является административная ответственность. Она имеет все признаки юридической ответственности: наступает на основе норм права, за нарушение норм права, связана с государственным принуждением.

Наряду с этим, административная ответственность имеет свои особые признаки. К административной ответственности привлекаются за административное правонарушение. Что такое административное правонарушение? Это такое правонарушение (проступок), которое посягает на государственный порядок, права и свободы граждан, на установленный порядок управления. Понятия «административный проступок» и «административное правонарушение» идентичны. Административный проступок - это деяние, нарушающее закон. К административной ответственности человек привлекается в том случае, если нарушает конкретную правовую норму, предусматривающую за это ответственность. Никто не может быть подвергнут к административному взысканию, если деяние человека не подпадает под какую-нибудь норму об административной ответственности. Административный проступок - конкретный факт, состоящий из четырех элементов: субъекта; объекта проступка; объективной стороны проступка; субъективной стороны проступка.

Субъектом административного проступка является лицо, обладающее административной дееспособностью. К административной ответственности за соответствующий проступок привлекаются граждане по достижении 16 лет.

Объектом административного проступка являются общественные отношения, защищенные законом. Административный проступок направлен против установленного порядка управления, государственной и частной собственности, прав и свобод человека и т. д. Как видно, эти же объекты защищаются и уголовным законом. Но по сравнению с преступлением административный проступок является менее опасным и наносит меньший вред.

Субъективная сторона административного проступка - это психическое отношение субъекта к своему деянию (действию или бездействию). Проще говоря, это вина совершившего административный проступок. Вина может быть в форме умысла или по неосторожности. Человек совершает деяние умышленно, если сознает, что нарушает закон, предвидит вредные последствия своего поведения, допускает наступление этих последствий. Например, пешеход переходит дорогу на красный свет. В результате не только сам может пострадать, но создать опасную ситуацию на дороге (автомобильную аварию и т. д.). Административный проступок признается совершенным по неосторожности, если человек предвидел наступления вредных последствий своего поведения, но легкомысленно надеялся их предотвратить. Объективная сторона административного проступка выражается в действии или бездействии, которые влекут административную ответственность. Только при наличии всех четырех признаков человек, совершивший административный проступок, привлекается к административной ответственности, означающей, что на виновного налагается административное взыскание. Административное взыскание - это мера государственного принуждения, выражающаяся в лишении или ограничении прав, благ (денежный штраф, конфискация имущества и т. д.). Взыскания налагаются специальными органами и должностными лицами - автоинспекцией, санитарной инспекцией, рыбоохраной и т. д., а также судьей. Закон предусматривает следующие виды административных взысканий:

Предупреждение. Применяется за совершение незначительных административных нарушений и налагается путем принятия письменного постановления. Нарушителю разъясняют противоправный характер его действий, обязывают устранить допущенные нарушения и прекратить совершать такие нарушения.

Штраф. Это мера имущественного характера. Он налагается в определенной сумме или по месячному доходу с учетом размера причиненного проступком ущерба (например, десятикратная стоимость похищенного).

Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения проступка. Суть этого взыскания состоит в том, что принудительно отбирается предмет, при помощи которого был совершен проступок, например орудие ловли рыбы. Этот предмет отбирается и хозяину передается вырученная сумма, за вычетом расходов по его реализации.

Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом проступка. В этом случае предмет безвозмездно передается в собственность государству. Конфисковать можно то, что является собственностью правонарушителя.

Лишение специальных прав. Это мера применяется к тем правонарушителям, которые имеют специальные права. Например, право на охоту, на управление транспортом.

Исправительные работы. Применяются на незначительный срок по месту постоянной работы виновного.

Административный арест. Применяется по постановлению судьи. К несовершеннолетним не применяется. Закон устанавливает обстоятельства, смягчающие ответственность за административный проступок. К этим обстоятельствам относится, в частности, совершение проступка несовершеннолетним.

Но за некоторые проступки привлекаются подростки с 14 лет. Кодекс об административных правонарушениях Республики Казахстан устанавливает ответственность за административные проступки, совершаемые в различных сферах, охраняемых законом. Так, подростки с 14 до 16 лет привлекаются к административной ответственности за хулиганство. Злостное невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетних детей также считается административным проступком. К таким проступкам относятся, в частности, следующие действия:

- злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции;
- покупка, хранение огнестрельного оружия;
- нарушение правил въезда в пограничную зону или проживание в ней;
- контрабанда, т. е. незаконное перемещение через государственную границу грузов;
- повреждение дорог, железнодорожных переездов, других дорожных сооружений;
- управление транзитными средствами лицами, не имеющими прав на управление, в состоянии опьянения;
- жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье, истязание животных;
- повреждение электрических сетей;
- нарушение правил рыболовства;
- нарушение правил охраны и использования памятников истории и культуры;
- нарушение правил пожарной безопасности в лесах;
- уничтожение полезной для леса фауны;
- засорение лесов бытовыми отходами и отбросами;
- уничтожение или повреждение подроста в лесах;
- незаконная порубка, повреждение, уничтожение деревьев, лесных культур;
- нарушение правил водопользования;
- потребление несовершеннолетними наркотических веществ без назначения врача;
- уклонение от лечения лиц, больных венерической болезнью и т.д.

4 Органы исполнительной власти: понятие и основы правового положения

1) понятие и правовое положение органов исполнительной власти

Под органом исполнит власти понимается, полит учреждение, образованное для участия в реализации функции в исполнительной власти и наделённой при этом юр властными полномочиями.

Черты:

1) Все органы исполнит власти обособлены (организационные)

2) эти органы функционально обособлены (они признаны осуществлять функции в области управления экономикой, соц культурной и иадмин-полит деятельностью)

3) Эти органы полит обособленны (каждые из них наделён своей компетентностью)

4) эти органы наделены гос властными полномочиями (позволяет реально воздействовать на объекты регулирования)

5) деятельность всех органов исполнит власти финансируется из средств соответствующего субъекта.

6) все органы исполнит власти являются юр лицами (то есть они обладают гражданской правоспособностью)

7) орган исполнит власти на в праве совмещать хозяйствующие и управленческие функции.

Виды органов исполнительной власти

2) виды органов исполнит власти

А) в зависимости от федеративного устройства нашего государства:

Б) в зависимости от организационно правовых форм:

1) Правительства

2) Комитеты и гос комитеты

5) Акиматы

6) Департаменты

В) В зависимости от характера и объема полномочий:

1) Органы общей компетенции

2) Органы отраслевой компетенции

3) Органы межотраслевой компетенции

4) Органы внутриотраслевой компетенции

Органы общей компетенции - решают все и основные вопросы жизнедеятельности на подведомственной территории.

Отрасли отраслевой компетенции - руководством или управления определённой отрасли.

Органы межотраслевой компетенции - которые призваны решать вопросы на стыке компетенций.

Органы внутриотраслевой компетенции - осуществляют управленческие функции внутри отрасли.

Г) В зависимости от порядка разрешения подведомственных споров:

Коллегиальные - путём голосования решают вопросы, относящиеся к их компетенции. (кроме краевой, областной администрации).

Коллегия - совещательный орган при министр

 

Тема 4: Основы гражданского права.

Лекция 2 часа.

1. Понятие гражданского права.

2. Понятие гражданского законодательства и его система.

3. Понятие и виды гражданско-правовых отношений.

4. Субъекты и объекты гражданских правоотношений.

5. Понятие и виды сделок.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1234; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.