Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

С участием предпринимателей




Особенности таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности

 

Под таможенным регулированием внешнеэкономической деятельности следует понимать деятельность уполномоченных государственных органов, заключающуюся в установлении и реализации правил перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РК (а также осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности по оказанию таможенных услуг), обеспечении соблюдения этих правил и привлечении к ответственности правонарушителей.

Субъектами внешнеэкономической деятельности, подвергающимися таможенному регулированию, являются лица, перемещающие товары и транспортные средства через таможенную границу РК для предпринимательских целей. Также к числу субъектов предпринимательской (но не внешнеэкономической) деятельности могут быть отнесены иные лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность на рынке таможенных услуг.

Основным специальным законодательным актом в области таможенного регулирования является Таможенный кодекс РК от 5 апреля 2003 г. № 401-II, который провозглашает право всех лиц на ввоз в РК, вывоз из РК и транзит через территорию РК товаров и транспортных средств на равных основаниях, за исключением случаев, предусмотренных Таможенным кодексом и международными договорами, ратифицированными РК (ст. 8).

При ввозе товаров и транспортных средств на таможенную территорию РК условиями перемещения товаров и транс- портных средств являются фактическое пересечение таможенной границы и совершение действий, установленных таможенным законодательством РК. Таможенную территорию РК составляют сухопутная территория, территориальные воды (море) и внутренние воды, воздушное пространство над ними, а также находящиеся на континентальном шельфе РК искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых РК обладает исключительной юрисдикцией в сфере таможенного дела (ст. 6 Таможенного кодекса).

При вывозе товаров и транспортных средств с таможенной территории РК условием перемещения является подача таможенной декларации или иное действие, направленное на вывоз товаров и транспортных средств. К иным действиям относятся:

1) вход (въезд) физического лица, выезжающего за пределы РК, в зону таможенного контроля;

2) подача лицом, перемещающим товары и транспортные средства, уведомления о вывозе товаров и транспортных средств с таможенной территории РК;

3) въезд автотранспортного средства в пункт пропуска через таможенную границу РК с целью выезда с таможенной территории РК;

4) сдача товаров лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере транспорта, либо международных почтовых отправлений организациям, оказывающим международные почтовые услуги, для отправки за пределы таможенной территории РК.

Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности с участием предпринимателей проводится преимущественно с помощью императивного (властного) метода, но и дозволительное регулирование также применяется. Например, субъект внешнеэкономической деятельности по своей инициативе ввозит или вывозит товары или транспортные средства; самостоятельно выбирает вид таможенного режима, наименование, ассортимент и количество ввозимого (вывозимого) товара, за исключением ограничений, установленных законодательством РК; а также может изменить таможенный режим товаров и транспортных средств в зависимости от предназначения и цели использования товаров (ст. 11 Таможенного кодекса).

Действующим законодательством установлены 17 таможенных режимов: 1) выпуск товаров для свободного обращения; 2) реимпорт товаров; 3) таможенный склад; 4) магазин беспошлинной торговли; 5) переработка товаров на таможенной территории; 6) переработка товаров для свободного обращения; 7) переработка товаров вне таможенной территории; 8) временный ввоз товаров и транспортных средств; 9) временный вывоз товаров и транспортных средств; 10) экспорт товаров; 11) реэкспорт товаров; 12) транзит товаров; 13) уничтожение товаров; 14) отказ от товара в пользу государства; 15) свободная таможенная зона; 16) свободный склад; 17) специальный таможенный режим (ст. 16 Таможенного кодекса).

В целях совершенствования таможенного дела в РК и внедрения эффективных методов таможенного администрирования таможенные органы взаимодействуют с участниками внешнеэкономической деятельности: таможенные органы вправе привлекать к участию в разработке нормативных правовых актов РК по вопросам таможенного дела участников внешнеэкономической деятельности; участники внешнеэкономической деятельности могут выступать в качестве лиц, обеспечивающих исполнение обязательств в соответствии с требованиями, установленными законодательством (ст. 28 Таможенного кодекса).

Законодательством предусматриваются различные правовые последствия при ввозе и вывозе запрещенных и ограниченных к ввозу и вывозу товаров и транспортных средств. Запрещенные к ввозу и вывозу товары и транспортные средства подлежат немедленному вывозу за пределы таможенной территории РК либо соответственно возврату на указанную территорию, если законодательными актами РК или международными договорами, ратифицированными РК, не предусмотрена конфискация таких товаров и транспортных средств (вывоз или возврат товаров и транспортных средств осуществляется лицом, перемещающим товары и транспортные средства, либо перевозчиком). Товары и транспортные средства, ограниченные к ввозу на таможенную территорию РК или к вывозу за пределы указанной территории, выпускаются таможенными органами РК при условии соблюдения требований, установленных законодательными актами или международными договорами РК.

Меры таможенного регулирования традиционно подразделяются на тарифные и нетарифные. Тарифные меры характеризуются введением, изменением, отменой таможенных пошлин, а также предоставлением льгот по соответствующему виду платежей. Существуют следующие виды ставок таможенных пошлин: адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров; специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров; комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения.

Нетарифные меры непосредственно не связаны с таможенными пошлинами. К ним относятся: 1) квотирование (т.е. количественные и стоимостные ограничения по ввозу и вывозу определенных товаров); 2) лицензирование (т.е. выдача специальных разрешений на перемещение через таможенную границу РК определенных товаров); 3) сертифицирование (т.е. представление таможенному органу документа (сертификата), подтверждающего соответствие ввозимого товара требованиям государственных стандартов по безопасности, качеству и т.п.).

В Республике Казахстан действуют следующие таможенные платежи:

1) таможенные пошлины (таможенные пошлины уплачиваются при декларировании товаров в таможенных режимах, условия помещения под которые устанавливают уплату таможенных пошлин в соответствии с таможенным тарифом РК);

2) таможенные сборы (таможенный сбор за таможенное оформление; таможенный сбор за таможенное сопровождение; таможенный сбор за хранение товаров);

3) сборы (сбор за выдачу лицензии; сбор за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению);

4) плата за предварительное решение (взимается за принятие предварительного решения относительно классификации, методологии определения страны происхождения и таможенной стоимости товара).

Важным рычагом, стимулирующим развитие предпринимательской деятельности, является предоставление льгот по таможенным платежам в виде освобождения от обложения таможенными платежами и в виде тарифных преференций (таможенным льготам посвящена гл. 41 Таможенного кодекса).

От обложения таможенными пошлинами освобождаются:

1) транспортные средства, осуществляющие регулярные международные перевозки грузов, багажа и пассажиров, а также предметы материально-технического снабжения, снаряжение, топливо, продовольствие и другое имущество, необходимые для их эксплуатации во время следования в пути, в пунктах промежуточной остановки или приобретенные за границей в связи с ликвидацией аварии (поломки) данных транспортных средств;

2) предметы материально-технического снабжения, снаряжение, топливо, продовольствие и другое имущество, вывозимые за пределы таможенной территории РК для обеспечения производственной деятельности казахстанских или арендованных (зафрахтованных) казахстанскими лицами морских судов, ведущих морской промысел, а также продукция их промысла, ввозимая на территорию РК;

3) национальная и иностранная валюта (кроме используемой в нумизматических целях), а также ценные бумаги в соответствии с законодательством РК;

4) товары, кроме подакцизных, ввозимые на таможенную территорию РК или вывозимые с таможенной территории РК в качестве гуманитарной помощи;

5) товары, кроме подакцизных (за исключением легковых автомобилей, специально предназначенных для медицинских целей), ввозимые на таможенную территорию РК или вывозимые с таможенной территории РК по линии государств, правительств, международных организаций в качестве безвозмездной помощи, на благотворительные цели, включая оказание технического содействия;

6) товары в соответствии с законодательством РК об инвестициях;

7) сырье, ввозимое Национальным Банком РК и его филиалами, представительствами и организациями для производства денежных знаков;

8) товары, перемещаемые через таможенную границу РК в рамках таможенных режимов, предусматривающих освобождение от обложения таможенными пошлинами;

9) товары, перемещаемые через таможенную границу РК физическими лицами по нормам беспошлинного ввоза и вывоза товаров, установленным Правительством РК;

10) товары, освобождаемые от обложения таможенными пошлинами в соответствии с законодательством РК о миграции;

11) товары, приобретаемые за счет средств грантов, предоставленных по линии государств, правительств государств, а также международных организаций, определенных в соответствии с налоговым законодательством РК;

12) товары, ввозимые на таможенную территорию РК или вывозимые с этой территории в рамках миротворческих или иных учений, проводимых для выполнения международных обязательств РК, в соответствии с нормативными постановлениями Правительства РК;

13) товары, ввозимые и вывозимые для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами, а также для личного пользования дипломатического и административно-технического персонала этих представительств, включая членов их семей, проживающих вместе с ними, не являющихся гражданами РК, в соответствии с международными договорами РК;

14) товары, ввозимые на таможенную территорию РК персоналом дипломатической службы РК;

15) акцизные марки иностранного производства, ввозимые на таможенную территорию РК для маркировки подакцизной продукции, предназначенной для последующего экспорта с таможенной территории РК.

От обложения таможенными сборами за таможенное оформление освобождаются: товары, заявленные к таможенному режиму отказа товаров в пользу государства, а также перечисленные выше товары, за исключением товаров в соответствии с законодательством РК об инвестициях; товаров, перемещаемых через таможенную границу РК в рамках таможенных режимов, предусматривающих освобождение от обложения таможенными пошлинами; товаров, ввозимых на таможенную территорию РК персоналом дипломатической службы РК; акцизных марок иностранного производства, ввозимых на таможенную территорию РК для маркировки подакцизной продукции, предназначенной для последующего экспорта с таможенной территории РК.

Наряду с освобождением от уплаты таможенных пошлин и сборов в качестве льготы могут быть предоставлены таможенные преференции, т.е. специальные преимущества в области внешнеэкономической деятельности, предоставляемые РК государствам в форме освобождения либо снижения ставок таможенной пошлины или установления квот на преференциальный ввоз (вывоз) товаров.

Тарифные преференции предоставляются по решению Правительства РК:

1) товарам, ввозимым на таможенную территорию РК и происходящим из государств, образующих с РК таможенный союз или зону свободной торговли (в рамках СНГ), а также товарам, вывозимым с таможенной территории РК в указанные государства и происходящим из РК в виде освобождения от обложения таможенными пошлинами;

2) товарам, ввозимым на таможенную территорию РК и происходящим из развивающихся государств, пользующихся национальной системой преференций РК, в виде обложения таможенными пошлинами по сниженным ставкам;

3) товарам, ввозимым на таможенную территорию РК и происходящим из наименее развитых государств, пользующихся национальной системой преференций РК в виде освобождения от обложения таможенными пошлинами.

Наконец, важное значение для регулирования внешнеэкономической деятельности с участием предпринимателей имеет товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (гл. 8 Таможенного кодекса). Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности – классификатор товаров, включающий в себя товарные группы, позиции, субпозиции, подсубпозиции в виде цифрового знака или группы цифровых знаков (кодов). Неотъемлемой частью товарной номенклатуры являются примечания к позициям на любом уровне классификации, а также основные правила ее интерпретации. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности применяется для тарифного и нетарифного регулирования, ведения таможенной статистики РК и соответствует Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности СНГ [kgl]

[gl]Тема 15. Предпринимательские договоры. [:]




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.