Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Радикальное движение 2 страница




Одновременно ишутинцы готовились к пропаганде в народе, делая основной удар на разъяснении экономических выгод ассоциации и артельных форм труда. С этой целью над созданием агитационной литературы активно работал И.А.Худяков. Сам Ишутин намеревался отправиться на Урал для революционной пропаганды среди крестьян и горнорабочих.

Однако все попытки ишутинцев использовать легальные средства для распространения социалистических идей дали весьма скромные результаты. Они лишь убедили их в необходимости перехода к более радикальным средствам деятельности и прежде всего создания тайной организации для борьбы с правительством. К февралю 1866 г. внутри кружка сложилось за­конспирированное общество – «Орга­низация». В основу его деятельности был положен план создания сети революционных кружков (под видом легальных библиотек, книжных лавок и др.) во главе с «Центральной революционной агентурой». По свидетельству П.Ф.Николаева, многие ишутинцы были убеждены, что «после целого ряда революционных деяний, и притом деяний чисто террористического характера, власть неизбежно растеряется и бразды правления упадут в уличную грязь и кровь, откуда поднять их может только та же централизованная партия». Следуя этим взглядам, Ишутин и его ближайшие соратники пытались создать внутри «Организации» особую группу «Ад» для борьбы с провокацией и предателями в собственных рядах, а также для организации террористической борьбы с правительством.

Однако все планы ишутинцев рухнули в связи с дерзким поступком члена «Организации» и сторонника создания группы «Ад» Д.В.Карако­зова. Он происходил из дворян, окончил Пензенскую губернскую гимназию, дважды был студентом Казанского университета, студентом Московского университета, но никогда не учился. Являлся родственником Н.А.Ишу­тина и пользовался его доверием. Каракозов постепенно приходит к идее цареубийства, в котором видит необходимый толчок к народной революции. Его идею поддержали лишь Ишутин и Худяков. 4 апреля 1866 г. Каракозов стрелял в императора Александра II в Петербурге при выходе того из Летнего сада, но промахнулся. Схваченный на месте преступления, Каракозов был посажен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости, приговорен к смертной казни и повешен в Петербурге на Смоленской площади.

В ходе следствия был раскрыт кружок «ишутинцев», арестованы его участники (около 200 человек). Тридцать два человека приговорены к различным срокам каторги и ссылки. Одновременно были произведены массовые аресты среди московской и петербургской интеллигенции и студенчества, часть из них выслана в отдаленные губернии.

По существу, с оглушительного на всю Россию выстрела Каракозова в Александра II и до его убийства 1 марта 1881 г. идея индивидуального террора была весьма привлекательной среди части революционных народников.

С.Нечаев и нечаевщина. В конце 60-х годов в Петербурге и отчасти в Москве возобновились студенческие волнения. С осени 1868 г. в них стал участвовать вольнослушатель Петербургского университета и учитель приходского училища Сергей Геннадьевич Нечаев, сыгравший своеобразную роль в русском освободительном движении.

В сильной натуре Нечаева (1847-1882) сочетались крайне противоречивые черты. Это был молодой человек необычайной энергии и воли. Он являлся фанатиком идеи революционной борьбы, но борьбы совершенно не знающей и не признающей стеснений в средствах. Фальсификация, ложь, грубое насилие и т.п. – все, по его мнению, могло быть использовано ради достижения поставленной им цели. Его волевая, властная натура почти гипнотически действовала на людей, которых он вовлекал в борьбу против существующего строя. Нечаеву удалось-таки встать в Петербурге во главе группы наиболее решительно настроенной учащейся молодежи. Он сразу повел дело с большим размахом, намереваясь создать всероссийскую революционную организацию.

Когда в январе 1869 г. начались преследования студентов, Нечаев инсценировал свой арест, а затем скрылся за границу. Отсюда он направил петербургским студентам прокламацию, извещавшую их о невиданном в истории царской тюрьмы происшествии – своем «бегстве из промерзлых стен Петропавловской крепости». Так Нечаев стал творить легенду о Нечаеве во имя «торжества революции», во главе которой, по его убеждению, должен стоять легендарный человек.

За границей Нечаев является к Бакунину и выдает себя за представителя широкой революционной русской организации (в действительности не существовавшей). Бакунин в свою очередь снабжает самозванца мандатом на имя доверенного представителя Русского отдела фиктивного «Все­мир­ного революционного союза». Совместно с Бакуниным Нечаев весной и летом 1869 г. публикует около десятка прокламаций, листовок и мани­фестов, в которых провозглашался план всеобщего разрушения устоев государства и общества, а в качестве самых действенных революционных средств рекомендовались систематические убийства и разбой. «Яд, нож, петля и т.п., – писалось в одном из таких манифестов, – революция все равно освещает. Итак, поле открыто!»

Наиболее полным проявлением псевдореволюционности явился «Ка­техизис революционера». Он предлагал революционерам во имя революции подавлять в себе все человеческие чувства, разорвав с законами, приличиями и нравственностью существующего мира, прибегать к убийствам, компрометации в отношении «высших» категорий общества, к шантажу и провокациям в отношении оппозиционеров, «праздно глаголящих в кружках и на бумаге». В основу же революционной организации должен быть положен диктаторский централизм.

К воплощению этих принципов Нечаев приступил, вернувшись в Россию в августе 1869 г. Он начал сколачивать так называемое Общество Народной Расправы – иезуитскую организацию, построенную на диктаторстве и деспотизме, взаимном шпионаже, слепом подчинении и безропотной покорности ее членов. Когда же против действий Нечаева восстает один из членов Народной Расправы студент Иванов, он убивает его.

Нечаев вынужден был вновь скрыться за границу, так как полиция обнаружила труп Иванова и начались аресты. Общество Народной Расправы было разгромлено. Полиция арестовала около трехсот человек, 87 из них попало на скамью подсудимых. Швейцарская полиция арестовала Нечаева и передала его царским властям. В 1873 г. он был осужден на 20 лет каторги (умер в Алексеевском равелине Петропавловской крепости в 1882 г. от чахотки).

Нечаевщина стала символом крайне левого экстремизма в русском освободительном движении, воинствующего невежества и вседозволенности якобы в целях революции.

Большое общество пропаганды (кружок «Чайковцев»). Возникновение кружка относится ко времени «нечаевщины». Однако он стоял на прин­ципиально иных тактических и нравственных позициях, чем Нечаев. Участ­ник кружка, знаменитый революционер П.А.Кропоткин писал: «Ни­когда впоследствии я не встречал такой группы идеально чистых и нравственно выдающихся людей, как те человек двадцать, которых я встретил на первом заседании кружка Чайковского».

В кружок входили С.Л.Перовская, Н.А.Морозов, С.М.Кравчин­ский, А.И.Желябов, М.А.Натансон, Н.В.Чайковский и др. Члены кружка были сторонниками длительной и основательной подготовки масс к борьбе. В этом отношении они были подвержены влиянию «Исторических писем» П.Л.Лаврова. Однако прежде чем идти в народ, кружковцы поставили перед собой цель глубокого и широкого самообразования, т.е. изучения трудов по философии, политической экономии, истории и т.п. За границей и в России общество в 1871-1872 гг. издало большими тиражами сочинения Добролюбова, Флеровского, Лаврова, Прудона, Л.Блана и других авторов. С лета 1873 г. оно стало издавать за границей журнал «Вперед!», к руководству которым привлекло П.Л.Лаврова. Члены кружка проявили интерес и к трудам К.Маркса, хотя и не стали марксистами.

В провинции, в университетских городах, из групп самообразования формировались местные филиалы общества (в Москве, Киеве, Одессе и др.). Каждый кружок сохранял самостоятельность, но в то же время общество составляло единое целое и представляло собой федеративную организацию, тип которой подсказывал русским революционерам Лавров. Организация эта как в Петербурге, так и на местах являлась строго конспиративной.

В 1872 г. общество совершает новый крупный шаг в своей деятельности – начинает налаживать пропаганду среди рабочих промышленных предприятий Петербурга. Центром пропаганды стала Выборгская сторона, где было много фабрик. Эту работу активно вели Чарушин, Чайковский, Кравчинский, Кропоткин, Клеменц, Корнилова и др. Главной целью общества стало подготовить «поколение революционеров» для того, чтобы они возглавили народные массы и повели их на революцию. Руководители организации искренне считали, что революционную пропаганду надо вести по преимуществу среди крестьян и рабочих.

В то же время многие члены общества были убеждены в невозможности народного восстания в ближайшем будущем. Они продолжали настаивать на необходимости, как учил Лавров, длительной пропагандистской работы в деревне и городе. Такая установка уже не устраивала распропагандированных рабочих, а также наиболее решительно настроенную часть общества. Новое стремление идти в народ, раскрыть ему глаза на причины его бесправия и нищеты, помочь ему подняться на борьбу против сущест­вующего строя – было, по словам современников, предметом постоянных, горячих споров на бесчисленных собраниях осенью и зимой 1873 г. Молодежь Петербурга и других городов напоминала растревоженный улей. Всех объединяло ставшее общим девизом требование и желание «идти в народ». Все более привлекательными становились идеи Бакунина. Его призыв возбуждать народные бунты отвечал бурному порыву молодежи к действию.

В конечном счете Большое общество пропаганды было захвачено стихийным движением «в народ» и исчезло в его бурном потоке. К тому же значительная часть членов общества к весне 1874 г., когда началось массовое хождение в народ, уже была арестована. К осени 1874 г. Общество перестало существовать.

«Хождение в народ». Именно под таким названием вошел в историю и литературу массовый поход революционно настроенной молодежи в деревню. Это был какой-то единый, стихийный, романтический порыв – идти в народ, просветить его, подтолкнуть к выступлению против самодержавия, помещиков, чиновников: словом, против тех сил, которые, по мнению народников, угнетают народные массы и прежде всего крестьян. Ничего подобного не было в России ни раньше, ни после.

Для того чтобы идти в народ, молодым людям необходимо было выполнять ряд условий: обучиться какому-либо мастерству (кузнечному, столярному, слесарному и т.п.), достать крестьянскую одежду и обувь (ко­соворотку, поддевку, грубые сапоги и др.), изменить внешний вид (отрас­тить бороду и усы, постричь волосы скобой, как это делали крестьяне), достать фальшивые документы (главным образом паспорт на другое имя). Все эти предосторожности были совсем не лишними, поскольку по сущест­вующим законам за участие в политической агитации в деревне грозили арест, суд и каторга. Но и это не останавливало молодежь, которая решительно порывала с семьями, оставляла университеты, институты и гимназии, отказывалась от дипломов, профессий, личного имущества ради высокой цели – вывести свой народ из состояния, как она считала, нищеты, невежества и угнетения.

Из Петербурга, Москвы, Киева, Одессы, Саратова, Самары, Харькова, Нижнего Новгорода и других городов революционная молодежь весной 1874 г. двинулась в деревню. Движение не являлось ни централизованным, ни однородным. Здесь были и нетерпеливые сторонники Бакунина, жаждавшие скорейшего взрыва общерусской крестьянской революции, и последователи Лаврова, намеревавшиеся вести длительную пропаганду социалистических идей, и лица, стремившиеся хорошо изучить народ, его нужды, помыслы, надежды. Преобладали все же молодые единомышленники Бакунина, склонные к так называемой «летучей пропаганде», к немедленному осуществлению идей крестьянского социализма. Движение охватило территорию более 30 губерний Европейской России.

Наибольшего размаха «хождение в народ» достигло в Поволжье, благодаря усилиям С.Ф.Ковалика, П.И.Войнаральского, Д.М.Рога­чева, которые являлись особо авторитетными деятелями движения.

Пожалуй, наиболее яркой и выдающейся фигурой среди пропагандистов-одиночек был Дмитрий Рогачев. Он еще в 1873 г. вел пропаганду среди рабочих Петербурга, вместе с С.М.Кравчинским пошел в народ в Тверскую губернию, затем очутился на Волге. Он прошел все тернии бродячей жизни и явил собой образец подвижника-народника той поры. Человек огромной физической силы, неукротимой энергии, железной воли, он с одинаковым усердием и терпением пилил дрова, толковал мужикам смысл своих агитационных брошюр, создавал молодежные кружки, тянул бурлацкую лямку. Он слыл среди молодежи того времени поистине легендарной личностью. Только в 1876 г. жандармам удалось наконец-то арестовать Рогачева. Он погиб на каторге в 1884 г. в возрасте 33-х лет.

Определенных успехов в пропаганде среди народа достиг А.И.Иван­чин-Писарев, который действовал в Даниловском уезде Ярославской губернии. В своем имении Потапово он основал столярную мастерскую, рабочих которой – молодых крестьян – превратил в распространителей нелегальной литературы по всему уезду. Хозяин имения устраивал гуляния, собиравшие окрестную молодежь. Иванчин-Писарев и его товарищи Н.А.Саб­лин, Н.А.Морозов, Д.А.Клеменц использовали их для пропаганды, встречались с нужными людьми, вербовали сторонников. Имелись успехи и у пропагандистов, действовавших в других регионах – в Приуралье, на Кубани, Северном Кавказе и др.

Летом 1874 г. полиция нанесла жестокий удар «хождению в народ». Массовые аресты, начавшиеся в Поволжье, прокатились по всей стране. Было привлечено к следствию свыше 700 человек, в том числе много женщин. Всего, по оценке П.А.Кропоткина, в движении принимало участие до 2-3 тыс. человек, не считая сочувствующих, которые оказывали пропагандистам ту или иную помощь.

Участники «хождения в народ» не только тяжело переживали неудачу, но и серьезно осмысливали итоги этого движения. Они разуверили про­пагандистов в готовности крестьян к немедленному социальному перевороту. Они поняли также всю пагубность своих разрозненных действий в борьбе с существующим режимом. Отсюда с неумолимой логикой сформировалось убеждение в необходимости создания единой централизованной организации путем объединения различных кружков и групп. И такая организация была создана.

«Земля и воля» второй половины 70-х годов. Зародилась тайная организация революционных народников в Петербурге в начале 1876 г. Первоначально она называлась «Северная революционно-на­родническая груп­па». Название «Земля и воля» было принято в 1878 г. после выхода в свет одноименного печатного органа. Ядро организации составили уцелевшие от арестов участники «хождения в народ» и более молодые революционеры, которые еще осенью 1875 г. обсуждали на нелегальных собраниях в Петербурге перспективы объединения различных кружков и групп в единую общероссийскую организацию. В 1876 г. в центральный петербургский кружок вошли М.А.Натансон, О.А.Натансон, А.Д.Оболешев, А.Д.Ми­хайлов, Д.А.Ли­зогуб, В.А.Осин­ский, А.А.Квятковский, О.В.Аптекман, Г.В.Пле­ха­нов, М.Р.Попов и др. Позже к обществу примкнули С.М.Кра­в­чинский, Д.А.Клеменц, Н.А.Морозов, С.Л.Перовская, Л.А.Тихомиров, М.Ф.Фро­ленко и др. (многие – бывшие члены общества «Чайковцев»). С местными филиалами в организации насчитыва­лось свыше 150 человек.

В процессе обсуждения опыта «хождения в народ» были пересмотрены многие тактические и программные положения революционного народничества первой половины 1870-х годов, определены основы новой программы, которую сами участники назвали «народнической». Окончательная программа «Земли и воли» была разработана на совещаниях весной 1878 г. в Петербурге, тогда же был принят временный устав.

В программе нашли отражение многие теоретические и тактические положения, сформулированные еще в начале 1870-х годов Бакуниным. Считая крестьянскую общину ячейкой социализма, а русского крестьянина – прирожденным революционером, члены общества стремились приспособить цели и лозунги движения к самостоятельным революционным стремлениям, уже существовавшим, по их убеждению, в народе. Важнейшие положения программы – требование передачи всей земли крестьянским общинам с равномерным ее распределением, «разделение Российской империи на части соответственно местным желаниям», передача властных функций общинам и союзам общин (часть своих полномочий они добровольно передают избранному ими правительству), полная свобода вероисповеданий.

Единственным способом осуществления социальных преобразований члены общества считали «насильственный переворот», который мыслился в форме всеобщего народного восстания. Средства подготовки восстания – «агитация» (как «словом», так и «делом» – посредством «бунтов», стачек, демонстраций), а также «дезорганизация государства» (привлече­ние на сторону организации офицеров, чиновников, террор в отношении предателей из среды революционеров и «наиболее ревностных» агентов правительства).

«Земля и воля» была построена на началах централизма. Ядром ее явился «основной кружок» (около 30 человек), выделивший организационный центр и редакцию печатного органа, находившиеся в Петербурге. Общество делилось на несколько групп в зависимости от назначения: «деревен­щики», действовавшие в крестьянской среде, «рабочая группа», действовавшая главным образом в пролетарских районах Петербурга, «интеллигентская группа», проводившая работу среди студенчества. Имелась специальная группа для борьбы с правительственной администрацией и «небесная канцелярия», готовившая необходимые конспираторам документы.

Однако основные силы организации первоначально были сосредоточены на работе среди крестьян. Землевольцы приступили к созданию «по­селений» в народе, устраиваясь в деревнях в качестве фельдшеров, земских служащих, учителей, писарей и др. Главным районом «поселений» стало Поволжье (Саратовская, Нижегородская, Самарская, Астраханская губернии, центр – Саратов), где, по мнению землевольцев, были живы традиции массовых народных движений XVIII в. «Поселения» создавались также в регионах с казачьим населением (область войска Донского, Урал, Северный Кавказ и в Тамбовской, Воронежской, Псковской губерниях). В Казанской губернии не было создано подобных поселений, однако местные народники (Е.Ф.Печоркин, П.А.Голубев, С.Вершинина и др.) пытались вести пропаганду среди студенческой молодежи и сельского населения ряда деревень края.

Землевольцы серьезное значение придавали революционной работе среди интеллигенции и учащейся молодежи, которые рассматривались ими как главный источник новых революционных кадров. Были налажены связи со студенческими кружками различных учебных заведений страны. Многие землевольцы активно участвовали в студенческих волнениях 1878-1879 гг. Они же создали ряд нелегальных рабочих кружков на ряде промышленных предприятий Петербурга, играли руководящую роль в стачках на фабриках Кенига, Шау и Невской бумагопрядильне столицы. В 1878-1879 гг. в Петербурге были созданы последовательно 3 хорошо оборудованные нелегальные типографии, в которых печатались газеты «Земля и воля», «Листок «Земли и воли», брошюры, листовки, воззвания и др.

Благодаря усилиям фактического руководителя организации А.Д.Ми­хайлова, строго следившего за соблюдением требований конспирации, землевольцам в течение длительного времени удавалось избегать арестов. В 1879 г. Михайлов сумел внедрить на службу в Третье отделение своего агента Н.В.Клеточникова, который сообщал землевольцам секретные сведения о планах и действиях политической полиции.

Однако постепенно многие землевольцы – участники поселений в народе, столкнувшись с реалиями жизни кретьянства, стали осознавать бесперспективность своих надежд на скорый «бунт». В их среде распространяется убеждение в необходимости борьбы за политические свободы, причем путем индивидуального террора. Появились и первые примеры этого: вооруженные сопротивления при арестах, покушение В.И.Засулич на Петербургского градоначальника Ф.Ф.Трепова (январь 1878 г.), убийство С.М.Кравчинским шефа жандармов Н.В.Мезенцева (август 1878 г.) и Г.Д.Гольденбергом – Харьковского генерал-губернатора Д.Н.Кропоткина (февраль 1879 г.). Апогеем террористической деятельности «Земли и воли» стало неудачное покушение А.К.Соловьева на императора Александра II (апрель 1879 г.).

К весне 1879 г. внутри «Земли и воли» сложилась группа сторонников политической борьбы и террора (Михайлов, Морозов, Тихомиров, Квятковский др.), которая начала формировать террористическую группу «Свобода или смерть». В июне 1879 г. на тайном совещании в Липецке (Ли­пецкий съезд) «политики» фактически оформились в самостоятельную организацию. Попытка добиться компромисса между «политиками» и «де­ревенщиками», т.е. сторонниками продолжения революционной работы среди крестьян, на Воронежском съезде (июль 1879 г.) успеха не имела. В августе 1879 г. «Земля и воля» распалась на «Народную волю» и «Черный передел».

«Народная воля». В организационном плане народовольцы многое взяли от «Земли и воли». Это была революционная, строго законспирированная, сплоченная и высоко дисциплинированная партия. Во главе ее стоял Исполнительный комитет. В его состав вошли А.И.Желябов, А.Д.Ми­хайлов, В.Н.Фигнер, Н.А.Морозов, С.Л.Перов­ская, А.А.Квят­ковский, Л.А.Тихомиров, А.И.Баранников, М.Ф.Фро­ленко, М.Ф.Гра­чевский и другие, всего 31 человек. Вокруг этого боевого штаба организации, находившегося в Петербурге, сложилась система агентов, специальных и местных групп, охвативших определенную часть провинции. Мест­ные группы «Народной воли», число которых насчитывалось до двадцати, были созданы в Москве, Одессе, Харькове, Казани, Саратове, Ярославле и ряде других городов страны.

Программные положения «Народной воли» были тесно связаны с концепцией русского «общинного социализма». «По основным своим убеждениям мы – социалисты и народники» – заявлялось в программе Исполнительного комитета. Далее говорилось, что народ в России находится в полном экономическом и политическом рабстве, доводится до физического вырождения. Основная причина этого – государство, которое представлялось народовольцам крупнейшей капиталистической силой, единственным притеснителем народа. Государство препятствует развитию исконно народных принципов (право на землю, общинное самоуправление и пр.). Задача партии – «снять с народа подавляющий его гнет современного государства, произвести политический переворот с целью передачи власти народу». При этом предусматривался созыв Учредительного собрания, в котором народовольцам предстояло добиваться одобрения своих идеалов, а именно – народного представительства, областного самоуправления, принадлежности земли – народу, фабрик и заводов – рабочим, осуществления политических свобод – слова, собраний, печати и т.п.

Главным средством борьбы «Народной воли» с самодержавием стал террор. Важнейшим делом партии, ставшим в центре ее внимания, являлось осуществление смертного приговора царю, который был вынесен Исполнительным комитетом в августе 1879 г. Этим и были прежде всего озабочены члены комитета, привлекавшие к подготовке покушения отдельных народовольцев – офицеров, студентов, рабочих, всего около 50 человек. Было организовано девять покушений на Александра II. Восемь из них оказались неудачными и лишь девятое – смертельным для императора. 1 марта 1881 г. руководимые Перовской народовольцы подстерегли царскую карету на берегу Екатерининского канала и взорвали ее. Однако лишь вторая бомба, брошенная И.И.Гриневицким, смертельно ранила царя. Погиб и покушавшийся. Приговор Александру II был наконец приведен в исполнение. Однако к полному разочарованию народовольцев массовых революционных выступлений после этого террористического акта ни в столице, ни в провинции не последовало. Напротив, общество и народ погрузились в глубокий траур. Случилось первое в истории России убийство императора не какой-то группой дворян-заговорщиков, а представителями русской общественности.

Полиция начала массовые аресты народовольцев, что привело к полному разгрому всей организации. В апреле 1881 г. были повешены Андрей Желябов, София Перовская, Николай Кибальчич, Николай Рысаков, рабочий Тимофей Михайлов. Революционное народничество как одно из направлений общественного движения исчерпало себя.

«Черный передел». В «Черный передел» вошли видные деятели революционного народничества, которые были убеждены в необходимости продолжать пропагандистскую и организационную деятельность среди крестьян. В их числе были Г.В.Плеханов, В.И.Засулич, М.Р.Попов, Я.В.Сте­фанович, Л.Г.Дейч, О.В.Аптекман, П.Б.Аксель­род, Г.Н.Преоб­ра­женский, В.Н.Игнатов, Е.Н.Ковальская и другие, всего 21 человек. Состав организации не был постоянным и однород­ным по убеждениям.

Идейная программа новой организации в принципе не отличалась от землевольской. Напротив, чернопередельцы постоянно подчеркивали свою приверженность ей. В первом номере «Черного передела», вышедшем в свет в феврале 1880 г., Плеханов в заявлении «От редакции» писал, что «Земля и воля» «по-прежнему остается нашим практическим, боевым девизом, так как эти два слова наиболее полно и широко выражают народные потребности, стремления и идеалы». В статье «Черный передел», помещенной в том же номере, Плеханов указывал на широкое распространение в народе слухов о «черном переделе» всей земли в пользу крестьянства и на такое же ожидание его, каким жило крестьянство перед отменой крепостного права (приняв название «Черный передел» группа тем самым хотела точнее и полнее выразить требования крестьянства). Неминуемым исходом нового напряжения обстановки в стране он считал воздействие снизу, «вроде бунтов Разина, Пугачева и др.». Плеханов подчеркивал необходимость аграрной революции и уничтожения государства.

Однако попытка «Черного передела» продолжить дело «Земли и воли» не имела успеха. Пропагандистская работа в деревне по-прежнему не давала ощутимых результатов. Подпольная типография, где печатался первый номер «Черного передела», была разгромлена. В ру­ки полиции попал и ряд членов тайного общества. Спасая руководителей от ареста, чернопередельцы в январе 1880 г. переправили за границу Плеханова, Засулич, Дейча, Стефановского. Осенью того же года Аптекман заявил, что у чернопередельцев «нет организации и общего плана действий». Почти беспрерывные аресты членов организации привели ее в 1882 г. фактически к полному разгрому.

В Швейцарии Плеханов и его соратники-эмигранты (Засулич, Дейч, Аксельрод, Игнатов) образовали группу «Освобождение труда», которая встала на позиции марксизма. Во втором проекте программы группы было сформулировано существо социал-демократии – организация классовой борьбы пролетариата с целью завоевания им политической власти (дикта­туры пролетариата) для построения социалистического общества. Орга­ни­зация «Освобождение труда» активно способствовала распространению в России марксистской литературы, главным образом произведений К.Марк­са и Ф.Энгельса.

Первые марксистские кружки. В 80-х годах марксистские кружки и группы стали появляться и в самой России.

Одной из первых организаций, начавших распространение марксизма в России, стала группа, созданная в Петербурге в 1883 г. болгарином, студентом Петербургского университета Димитром Благоевым (1856-1924). В нее входило около 30 человек (В.Г.Харитонов, Н.П.Андреев, А.А.Гераси­мов, В.Е.Благославов, П.А.Латышев и др.), главным образом студенты, ранее примыкавшие к «Черному переделу». В 1884 г. группа была названа «Партией русских социал-демократов». Группа Благоева создала на промыш­ленных предприятиях Петербурга около 15 рабочих кружков, по 10 человек в каждом, кассы взаимопомощи, библиотеки, кружки самообразования, распространяла среди рабочих издания группы «Освобождение труда», свои листовки и прокламации. В рабочих кружках велись занятия по истории культуры, политической экономии и основам марксизма. Группа имела 3 нелегальные типографии, распространяла революционную литературу во многих городах России. В 1885 г. организация выпустила 2 номера первой нелегальной социал-демократической газеты «Рабочий» (тираж 1 тыс. экземпляров). В 1885 г. Благоева арестовали и выслали в Болгарию (в 1919 г. он явился одним из основателей Болгарской коммунистической партии). В 1887 г. группа была разгромлена полицией.

В 1887-1888 гг. пропаганду марксизма среди рабочих Петербурга вели члены группы П.В.Точисского (он происходил из дворянской семьи, но рано порвал с ней и стал рабочим). В основанную им организацию под названием «Товарищество С.-Петербургских мастеровых» входили преимущественно рабочие, в том числе В.А.Шелгунов, Е.А.Климанов, Г.А.Ме­фо­диев), ставшие впоследствии известными социал-демократами. Так же, как и группа Благоева, организация Точисского была ликвидирована полицией.

В 1889 г. студент Петербургского Технологического института М.И.Брус­нев (1864-1937) объединил группы марксистски настроенных студентов столицы с рабочими кружками, ранее связанными с социал-демо­кратическими группами Благоева и Точисского, в одну организацию и возглавил ее Центральный кружок (руководящий центр). Группа Бруснева ставила целью пропаганду марксизма среди рабочих и подготовку из них руководителей рабочего движения. Члены организации вели систематическую пропаганду на 25 фабриках и заводах Петербурга (в том числе Путиловском, Балтийском, Обуховском). В рабочие кружки входили несколь­ко сотен человек. Около 20 кружков интеллигентов готовили пропагандис­тов для занятий в рабочих кружках. Рабочими-пропагандистами в кружках были И.В.Бабушкин, Н.Г.По­летаев, В.А.Шелгунов и др. Группа Бруснева руководствовалась программой группы «Освобождение труда», с которой установила связь.

Зимой 1890-1891 гг. брусневцы участвовали в организации забастовок на фабрике Торнтона и в порту, организовали первую в России маевку в 1891 г., в которой участвовало около 80 человек. На следующий год организовали вторую маевку, но она была разогнана полицией. Брусневцы установили связи с социал-демократическими группами Москвы, Нижнего Новгорода, Казани, Тулы и др. Были изданы 2 номера газеты «Пролета­рий» (на гектографе), выпускался рукописный журнал. В 1892 г. группа Бруснева была разгромлена жандармами.

Из провинциальных марксистских кружков следует особо отметить кружки, организованные в Казани в конце 80-х годов Н.Е.Фе­досеевым (1871-1899). Еще юношей он примкнул к марксизму. Во время студенческих волнений в декабре 1887 г. он был исключен из восьмого класса Казанской гимназии «за политическую неблагонадежность, за вредное направление мыслей и за чтение запрещенных книг». Причем без права поступления в другие учебные заведения. Его родители-дворяне после этого отвернулись от него, и он, живя на грошовые уроки, целиком отдался пропаганде марксизма. С этой целью он организовал в городе сеть молодежных кружков и групп, руководимых центральным кружком. К весне 1888 г. они получили довольно широкое распространение. В одном из таких кружков с осени 1888 г. до весны 1889 г. принимал участие В.И.Ульянов (Ленин), только что вернувшийся в Казань из своей первой ссылки.

Кружки, созданные Федосеевым, проделали определенную работу по распространению марксизма. Сам он на первое место выдвигал революционную пропаганду среди рабочих. Много занимался составлением программы кружков, разработал для них организационный устав. В кружках изучали произведения Маркса и Энгельса, издания группы «Осво­бождение труда», вели острую борьбу с казанскими народниками. Члены кружков (А.А.Санин, П.П.Лавровский, М.Г.Гри­горьев, Е.А.Петров и др.) вели пропаганду среди студентов универси­тета и ветеринарного института, учащихся средних учебных заведений. Федосеев предпринимал попытки наладить связи с казанскими рабочими. В этом ему помогал А.М.Пешков (Горький), который жил в эти годы в Казани.

Много труда Федосеев вложил в организацию нелегальной типографии. Однако в июле 1889 г. он был арестован и заключен в тюрьму. Аресту подверглись и многие члены марксистских кружков. После ареста в Казани сам Николай Евграфович почти не выходил из тюремных застенков. Он погиб в возрасте 28 лет, отбывая ссылку в Верхоленске Иркутской губернии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 368; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.