Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Комментарии 4 страница. [200]«Rheinische Zeitung fur Politik, Handel und Gewerbe» («Рейнская газета по вопросам политики, торговли и промышленности») – ежедневная газета




 

[200] «Rheinische Zeitung fur Politik, Handel und Gewerbe» («Рейнская газета по вопросам политики, торговли и промышленности») – ежедневная газета, выходила в Кёльне с 1 января 1842 по 31 марта 1843 года. Газета была основана представителями рейнской буржуазии, оппозиционно настроенной по отношению к прусскому абсолютизму. К сотрудничеству в газете были привлечены и некоторые младогегельянцы. С апреля 1842 г. К, Маркс стал сотрудником «Rheinische Zeitung», а с октября того же года – одним из ее редакторов. В «Rheinische Zeitung» был опубликован также ряд статей Ф. Энгельса. При редакторстве Маркса газета стала принимать все более определенный революционно‑демократический характер. Правительство ввело для «Rheinische Zeitung» особо строгую цензуру, а затем закрыло ее.

 

[201] «Neue Deutsche Zeitung» («Новая немецкая газета») – демократическая газета, выходила во Франкфурте‑на‑Майне в 1848–1850 годах. Ее редактором был О. Люнинг – один из представителей «истинного социализма» в середине 40‑х годов, в период революции 1848–1849 гг. – мелкобуржуазный демократ. Люнинг поместил в своей газете рецензию на вышедшие четыре номера «Neue Rheinische Zeitung. Politisch‑okonomische Revue», уделив особое внимание работам К. Маркса «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.» и Ф. Энгельса «Германская кампания за имперскую конституцию».

 

[202]«Манифест Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса и «Нищету философии» К. Маркса см. настоящее издание, том 4; цитируемые места см. стр. 447 и 184–185.

 

[203] «Weser‑Zeitung («Везерская газета») – немецкая буржуазно‑либеральная газета, основана в Бремене в 1844 году.

 

[204]Работа Энгельса «Крестьянская война в Германии» была написана в Лондоне летом 1850 г. и напечатана в сдвоенном 5–6 номере «Neue Rheinische Zeitung. Politisch‑okonomische Revue». Главным источником для изложения фактической стороны событий служила для Энгельса книга немецкого историка демократа В. Циммермана «История Крестьянской войны в Германии» (W. Zimmermann «Allgemeine Geschichte des grossen Bauernkrieges», Th. 1–3, Stuttgart, 1841–1843).

Работа «Крестьянская война в Германии» была переиздана в 1870 г. отдельной брошюрой с авторским предисловием, раскрывающим роль крестьянства как союзника пролетариата. В связи с большим успехом, которым пользовалась книга у немецких рабочих читателей, она была в 1875 г. вновь переиздана, а предисловие дополнено Энгельсом. В 80‑х годах Энгельс собирался заново переработать «Крестьянскую войну в Германии», включив в нее большой дополнительный материал по истории Германии. «Мою «Крестьянскую войну», – писал он к Зорге 31 июня 1884 г., – я переработаю совершенно заново. Крестьянская война будет представлена как краеугольный камень всей немецкой истории». Работа над изданием II и III томов «Капитала» и другие неотложные дела помешали Энгельсу осуществить этот замысел. Сохранилась лишь незаконченная рукопись предполагаемого дополнения к «Крестьянской войне в Германии» и ряд черновых заметок.

 

[205] Ганза – торговый и политический союз средневековых немецких городов, расположенных на побережье Северного и Балтийского морей и на прилегающих к ним реках; имел своей целью установление монополии торговли в Северной Европе. Время расцвета Ганзы приходилось на вторую половину XIV века.

 

[206] Чинш – один из видов феодальной подати, взимавшийся с держателей мелких земельных наделов.

Посмертный побор (Sterbefall, Todfall) – взыскивался с наследства в силу феодального права сеньора на земельный надел и имущество умершего крестьянина (во Франции – «право мертвой руки»); в Германии феодалы, как правило, отбирали у наследников лучшую голову скота.

Охранные деньги (Schutzgelder) – побор, взимавшийся феодалами в качестве платы за «покровительство» и судебную «защиту», которые сеньор якобы оказывал своим подданным.

 

[207] «Всеобщий пфенниг» (gemeiner Pfennig) – налог, представлявший собой комбинацию подушной подати и налога с имущества. Основная тяжесть налога падала на крестьянство.

 

[208] Аннатами назывались единовременные сборы в пользу римской курии с лиц, назначавшихся папой на церковные должности (бенефиции). В большинстве случаев они были равны годовому доходу от жалуемых бенефициев, владельцы которых возвращали себе сторицей уплачиваемую при замещении церковных должностей сумму за счет поборов и вымогательств у населения.

 

[209]Энгельс имеет в виду немецких буржуазных либералов, составлявших во время революции 1848–1849 гг. большинство франкфуртского Национального собрания и национальных собраний в отдельных немецких государствах. В первые месяцы революции в ряде государств (например, в Пруссии) либералы возглавляли «конституционные правительства», но потом были заменены представителями бюрократии и дворянства. Конституционалисты стремились сохранить королевскую власть как оплот против дальнейшего развития и углубления революции, ограничив эту власть либерально‑буржуазной конституцией. Их соглашательская тактика и предательские сделки с реакционными партиями явились одной из главных причин поражения германской революции 1848–1849 годов.

 

[210]Имеется в виду уголовное уложение Карла V (Constitutio criminalis Carolina), принятое рейхстагом в Регенсбурге в 1532 году; это уложение отличалось крайней жестокостью наказаний.

 

[211] Вальденсы – религиозная секта, возникшая в конце XII в. среди плебейских низов южнофранцузских городов. По преданию основателем ее был лионский купец Пьер Вальд, раздавший все свое имущество беднякам. Вальденсы проповедовали отказ от собственности, осуждали накопление богатств католической церковью и призывали вернуться к обычаям раннего христианства. Ересь вальденсов особенно распространилась среди сельского населения горных районов юго‑западной Швейцарии и Савойи, где она носила характер защиты пережитков первобытно‑общинного строя и патриархальных отношений.

 

[212] Альбигойцы – религиозная секта, широко распространенная в XII–XIII вв. в городах Южной Франции и Северной Италии. Главным очагом ее был южнофранцузский город Альби. Альбигойцы, выступавшие против пышных католических обрядов и церковной иерархии, выражали в религиозной форме протест торгово‑ремесленного населения городов против феодализма. К ним присоединилась часть южнофранцузского дворянства, стремившегося секуляризировать церковные земли. Папа Иннокентий III организовал в 1209 г. крестовый поход против альбигойцев. В результате двадцатилетней войны и свирепых репрессий их движение было подавлено.

 

[213]Один из вождей крестьянского восстания 1251 г. во Франции (так называемого восстания «пастушков»), проповедник по имени Яков. Согласно свидетельству хроник, он был выходцем из Венгрии.

 

[214] Каликстинцы – одно из двух течений в гуситском национально‑освободительном и реформационном движении в Чехии (первая половина XV в.), направленном против немецкого дворянства, Германской империи и католической церкви. Каликстинцы (или чашники, требовавшие причащения не только хлебом, но и вином из чаши), опиравшиеся на бюргерство и часть чешского дворянства, ограничивали свои требования созданием национальной чешской церкви и секуляризацией церковных имений.

 

[215] Табориты (от города Табор – центра движения) – второе течение в гуситском движении, составлявшее – в противоположность каликстинцам – его революционное, демократическое крыло. Табориты отражали в своих требованиях стремление крестьянских масс и городских низов к ликвидации всего феодального строя. Изменническое выступление каликстинцев против таборитов было использовано лагерем феодальной реакции для подавления гуситского движения.

 

[216] Флагелланты (или «бичующиеся») – религиозно‑аскетическая секта, получившая распространение в Европе в XIII–XV веках. Флагелланты проповедовали, что путем самоистязания можно добиться искупления грехов.

Лолларды (буквально: «бормочущие молитвы») – религиозная секта в Англии и в других странах Европы (возникла в XIV в.), резко враждебная католической церкви, восприняла учение английского реформатора Уиклифа, сделав из него более радикальные выводы и выступив в религиозно‑мистической форме против феодальных привилегий. Многие лолларды, среди которых преобладали выходцы из народных масс и представители низшего духовенства, приняли участие в восстании Уота Тайлера в 1381 году. С конца XIV в. лолларды подверглись жестоким гонениям.

 

[217] Хилиазм (от греческого слова «хилиас» – тысяча) – религиозно‑мистическое учение о втором пришествии Христа и установлении «тысячелетнего царства» справедливости, всеобщего равенства и благоденствия. Хилиастические верования возникли в период разложения рабовладельческого строя на почве невыносимого гнета и страданий трудящихся, искавших выхода в фантастических мечтаниях об избавлении. Эти верования получили широкое распространение во времена раннего христианства и впоследствии постоянно возрождались в учениях различных средневековых сект.

 

[218]Цитату из Лютера Энгельс дает по Циммерману (см. Zimmermann, Th. 1, Stuttgart, 1841, S. 364–365).

 

[219]M. Luther. «An den Christlichen Adel deutscher Nation: von des Christlichen standes besserung». Vuittemberg, [1520]. Энгельс цитирует по Циммерману.

 

[220] Аугсбургское вероисповедание – изложение основ лютеранства, представленное в 1530 г. императору Карлу V на имперском сейме в Аугсбурге, явилось результатом приспособления бюргерских идеалов «дешевой церкви» (упразднение пышных обрядов, упрощение церковной иерархии и т. д.) к интересам князей. Главой церкви объявлялся вместо папы владетельный князь. Аугсбургское вероисповедание было отвергнуто императором. Война с ним князей, принявших лютеранскую реформацию, окончилась в 1555 г. Аугсбургским религиозным миром, утвердившим право каждого князя определять по своему усмотрению религию своих подданных.

 

[221]Это выражение представляет собой название выпущенного Лютером в мае 1525 г., в самый разгар Крестьянской войны, памфлета «Wyder die mordische unnd reubischenn Rottenn der Paurenn». Следующие далее цитаты даны по книге Циммермана.

 

[222]Эту дату приводит Циммерман в первом издании своей работы. По уточненным впоследствии данным Томас Мюнцер родился около 1490 года.

 

[223] Анабаптистами, или перекрещенцами, члены этой секты назывались из‑за выдвигавшегося ими требования вторичного крещения в сознательном возрасте.

 

[224]«Die Furstenpredigt. Auslegung des andern Unterschieds Danielis des Propheten, gepredigt auf dem Schlos zu Allstedt vor den tatigen, teuren Herzogen und Vorstehern zu Sachsen durch Thomas Muntzer, Diener des Worts Gottes». Allstedt, 1524 («Проповедь к князьям. Истолкование другого отличия пророка Даниила, произнесенное в Альштедтском замке перед деятельными, возлюбленными герцогами и правителями Саксонии Томасом Мюнцером, служителем слова божия». Альштедт, 1524). Энгельс цитирует по Циммерману.

 

[225]Энгельс имеет в виду взгляды немецкого философа‑идеалиста Штрауса и других младогегельянцев, которые в своих ранних произведениях выступали в вопросах религии как пантеисты.

 

[226]Имеется в виду памфлет Мюнцера, вышедший в Мюльхаузене в 1524 г. под названием: «Ausgebruckte Ent‑blossung des falschen Glaubens der ungetreuen Welt durchs Zeugnis des Evangelions Lucae, vorgetragen der elenden erbarmlichen Christenheit zur Erinnerung ihres Irrsals» («Открытое опровержение ложной веры неправедного мира на основании свидетельства Евангелия от Луки, изложенное бедному и несчастному христианству в качестве напоминания об его заблуждении»). Цитируется по Циммерману.

 

[227]Cм. Zimmermann, Th. 2, Stuttgart, 1842, S. 75.

 

[228]M. Luther. «Eyn brieff an die Fursten zu Sachsen von dem auffrurischen geyst». Wittemberg, 1524.

 

[229]По уточненным впоследствии данным Мюнцер направился сначала в имперский город Мюльхаузен, откуда он был изгнан в сентябре 1524 г. за участие в волнениях городских низов. Из Мюльхаузена Мюнцер прибыл в Нюрнберг.

 

[230]Печатный ответ Мюнцера Лютеру в 1524 г. носил название: «Hoch verursachte Schutzrede und Antwort wider das geistlose, sanftlebende Fleisch zu Wittenberg, welches mit verkehrter Weise durch den Diebstahl der heiligen Schrift die erbarmliche Christenheit also ganz jammerlicn besudelt hat» («Хорошо обоснованная защитительная речь и ответ безбожной, в холе живущей плоти виттенбергской, которая посредством извращений и жульнических искажений священного писания постыднейшим образом осквернила несчастное христианство»).

 

[231] Индепенденты – религиозно‑политическое течение, возникшее в Англии во второй половине XVI в. и явившееся формой оппозиции абсолютизму и государственной англиканской церкви со стороны средней торговой и промышленной буржуазии и «нового» обуржуазившегося дворянства. В период английской буржуазной революции XVII в. индепенденты сплотились в особую политическую партию, завоевавшую в конце 1648 г. власть.

 

[232]Энгельс воспроизводит слова Ганса Дударя по Циммерману.

 

[233] Швабский союз князей, дворян и патрицианской верхушки имперских городов Юго‑Западной Германии был основан в 1488 году Главной целью его была борьба против крестьянского и плебейского движения. Руководившие этим реакционным объединением южно‑ и западно‑немецкие князья стремились также использовать его для укрепления своей олигархической власти. Союз имел собственные административно‑судебные органы и войска. В 1534 г. в результате внутренних раздоров он распался.

 

[234] Секлеры – венгры, населяющие горные районы восточной части Трансильвании.

 

[235]Имеется в виду народное восстание на острове Сицилия против господства французской Анжуйской династии, завоевавшей Южную Италию и Сицилию в 1267 году. Вечером 31 марта 1282 г. в Палермо восставшее население истребило несколько тысяч французских рыцарей и солдат.

 

[236]Энгельс имеет в виду 95 тезисов, прибитых 31 октября 1517 г. Лютером (начавшим свою духовную карьеру простым монахом августинского монастыря в Тюрингии) к дверям одной из церквей в Виттенберге. Тезисы содержали резкий протест против продажи индульгенций и злоупотреблений католического духовенства, а также первые наброски религиозного учения Лютера в духе бюргерских идеалов.

 

[237] Бурлеска – один из жанров пародийно‑сатирической литературы, распространенной среди писателей эпохи Возрождения и идеологов гуманизма; использовался ими для высмеивания высокопарного стиля придворной поэзии и чопорных нравов верхушки феодального общества.

 

[238] Война Роз (1455–1485) – война между представителями двух боровшихся за престол английских феодальных родов: Йорков, на гербе которых была изображена белая роза, и Ланкастеров, носивших на гербе алую розу. Вокруг Йорков группировались часть крупных феодалов более развитого в экономическом отношении юга, рыцарство и горожане; Ланкастеров поддерживала феодальная аристократия северных графств. Война привела почти к полному истреблению старинных феодальных родов и завершилась приходом к власти новой династии Тюдоров, установившей в Англии абсолютизм.

 

[239] Переднеавстрийскими землями назывались рассеянные в районе Верхнем Швабии и Шварцвальда владения австрийских Габсбургов и их прямых вассалов.

 

[240]Из ультиматума, предъявленного Трухзессом, командующим карательной армией Швабского союза, восставшим крестьянам Хегау 15 февраля 1525 г., когда дворянство уже собрало контрреволюционные силы. Цитируется по Циммерману.

 

[241]Согласно указу императора Максимилиана о земских судах, членами их могли быть только представители «благородных» сословий.

 

[242] Оберланд – буквально: Верхняя область. В данном случае имеется в виду Верхний Баден, т. е. примыкающая к Швейцарии южная гористая часть Бадена. В XVI в. только часть этой области принадлежала маркграфу Баденскому, остальная часть относилась к австрийской земле Брейсгау или находилась во владении более мелких церковных и светских феодалов.

 

[243]Имеется в виду напечатанный в Нюрнберге в начале 1525 г. анонимный памфлет «An die Versammlung gemeiner Pawerschaft, so in Hochtentscher Nation und viel anderer Ort, mit emporung und iffruhr entstanden, ob ihr emporung billicher oder unbillicher gestalt geschehn, und was sie der Oberkeit schuldig oder nicht schuldig seind, gegrundet aus der heil gottlichen Geschrift, von Oberlendischen Mitbrudern guter mahnung ausgangen und beschriben>» («К собранию всего возмутившегося и поднявшего восстание крестьянства верхненемецкой нации и многих других мест по поводу того, справедливо или нет его возмущение и что должно и чего не должно оно делать по отношению к властям. Основано на священном писании божьем, составлено и изложено с полного одобрения оберландских собратьев»). В. Циммерман считал автором этого памфлета Т. Мюнцера.

 

[244]Воскресенье Judica (от judex – судья, буквально «судное воскресенье») – пятое воскресенье великого поста.

 

[245]Это решение было принято на совещании союзных властей в Ульме в марте 1525 г. в момент, когда представители Швабского союза еще вели переговоры с восставшими. Оно зафиксировано в документе из Ульмского архива, цитируемом Циммерманом (см. Zimmermann, Th. 2, Stuttgart, 1842, S. 111–112).

 

[246] Большая и малая десятина – две разновидности налога в пользу католической церкви. Размер и характер этого налога были различны в разных местностях Германии, в большинстве случаев он значительно превышал десятую долю продукта крестьянского производства. Как правило, малая десятина взималась с незерновых культур, в то время как большая десятина – с урожая зерновых культур.

 

[247] Вюрцбургский соборный капитул – духовная коллегия, управлявшая Вюрцбургской епархией, глава которой епископ Вюрцбургский одновременно носил титул герцога Франконского.

 

[248] Тевтонский орден – немецкий рыцарский духовный орден, основанный в 1190 г. во время крестовых походов. Орден захватил в Германии и в других странах многочисленные владения, управлявшиеся орденскими сановниками – командорами (или комтурами). В XIII в. под владычество ордена перешла завоеванная путем покорения и истребления местного литовского населения Восточная Пруссия, которая стала оплотом агрессии ордена против Польши, Литвы и русских княжеств. В 1237 г. он объединился с другим немецким орденом – Ливонским, также обосновавшимся в Прибалтике. После поражения на Чудском озере в 1242 г. (Ледовое побоище) и в битве при Грюнвальде в 1410 г. орден пришел в упадок и в дальнейшем сохранил лишь небольшую часть своих владений.

 

[249] Оффенбургский договор, заключенный повстанцами Брейсгау с австрийским правительством 18 сентября 1525 г., предусматривал восстановление прежних крестьянских повинностей и введение строгих правил против крестьянских союзов и «еретиков». Со своей стороны, правительство обязалось амнистировать рядовых участников движения и ограничиться сравнительно небольшими штрафами. На вожаков восстания амнистия, однако, не была распространена. Тем не менее даже этот неблагоприятный для крестьян договор был вскоре вероломно нарушен австрийскими властями и местными феодалами, подвергшими массовым кровавым репрессиям участников восстания, как только они сложили оружие.

 

[250]Согласно условиям договора, заключенного 13 ноября 1525 г. с австрийским правительством, шварцвальдские крестьяне должны были снова присягнуть Габсбургам, возобновить выполнение прежних повинностей и не препятствовать кровавой расправе победителей с центром движения, городом Вальдсхутом. Защитники последнего, однако, держались еще в течение нескольких недель, и город был сдан только в результате измены бюргерской верхушки.

 

[251]Позднейшими исследователями установлено, что Мюнцер не занимал официальных постов в мюльхаузенском «Вечном совете». Присутствуя, однако, на его заседаниях и направляя его деятельность, он фактически возглавлял новое революционное правительство.

 

[252]Энгельс имеет в виду мелкобуржуазного социалиста Луи Блана и рабочего Альбера (Александра Мартена), которые вошли в качестве представителей пролетариата в буржуазное временное правительство Французской республики, созданное в феврале 1848 года (см. об этом настоящий том, стр. 13–31).

 

[253] Имперское регентство – см. примечание 72.

 

[254] Вагенбург – оборонное укрепление, сооружаемое из повозок; широко применялся в древности и в средние века.

 

[255]Статьи эльзасских крестьян не только более резко формулировали антифеодальные требования, изложенные в «Двенадцати статьях» швабско‑франконского крестьянства (отмена крепостного права, возвращение узурпированных дворянством общинных земель и т. д.), но во многом шли дальше этой программы. Они были направлены также и против ростовщиков (пункт об отмене ростовщического процента и др.), требовали упразднения не только малой, но и большой десятины, провозглашали право местного населения смещать должностных лиц, вызывавших недовольство народа, и заменять их новыми.

 

[256]Настоящий документ относится к одному из важных моментов в истории борьбы Маркса и Энгельса за пролетарскую партию, к расколу Союза коммунистов в сентябре 1850 года. К августу 1850 г. основоположники марксизма пришли к выводу, что экономический кризис 1847 г. себя исчерпал и что, следовательно, при начавшемся всеобщем экономическом процветании новой революции в ближайший период ожидать нельзя. Отсюда Маркс и Энгельс делали вывод, что в новых условиях главное внимание должно быть обращено на пропаганду идей научного коммунизма, на идейное и организационное укрепление независимой от мелкобуржуазной демократии пролетарской партии.

Против этого трезвого анализа и опиравшейся на научные выводы тактики выступили члены Центрального комитета Союза коммунистов Виллих и Шаппер. Виллих, Шаппер и их сторонники подменяли материалистический анализ объективной действительности «революционной» фразой и пытались вызвать новые восстания в Германии, прибегая к авантюристской тактике и к союзу с мелкобуржуазными демократами. Возникшие на этой почве разногласия в Центральном комитете Союза резко обнаружились на его заседаниях уже в августе и первой половине сентября и приняли наиболее острый характер на заседании 15 сентября 1850 г., на котором произошел раскол Союза. Мотивируя причины расхождений с Виллихом и Шаппером, Маркс на заседании сказал:

«На место критического воззрения меньшинство ставит догматическое, на место материалистического – идеалистическое. Вместо действительных отношений меньшинство сделало движущей силой революции одну лишь волю. Между тем как мы говорим рабочим: «Вам, может быть, придется пережить 15, 20, 50 лет гражданских войн и международных столкновений, не только для того, чтобы изменить существующие условия, но и для того, чтобы изменить самих себя и сделать себя способными к политическому господству», вы говорите наоборот: «Мы должны тотчас достигнуть власти, или же мы можем лечь спать». В то время как мы специально указываем немецким рабочим на неразвитость немецкого пролетариата, вы самым грубым образом льстите национальному чувству и сословному предрассудку немецких ремесленников, что, разумеется, популярнее. Подобно тому как демократы превращают слово народ в святыню, вы проделываете это со словом пролетариат. Подобно демократам, вы подменяете революционное развитие фразой о революции…». (См. работу К. Маркса «Разоблачения о кёльнском процессе коммунистов», настоящее издание, том 8).

На этом же заседании было решено перенести местопребывание Центрального комитета Союза в Кёльн, поручив кёльнскому окружному комитету образовать новый Центральный комитет Союза. За это предложение голосовали шесть членов Центрального комитета – Маркс, Энгельс, К. Шрамм, Г. Бауэр, Эккариус и Пфендер; против него голосовали остальные четыре члена Комитета – Виллих, Шаппер, Леман и Френкель. Последние, оказавшись в меньшинстве, покинули заседание и апеллировали к членам Союза лондонского округа, у которых нашли поддержку. На стороне раскольнической фракции Виллиха и Шаппера оказалось и большинство членов Просветительного общества немецких рабочих в Лондоне, что побудило Маркса, Энгельса и их сторонников выйти из состава этого общества.

 

[257]В середине апреля 1850 г. Маркс и Энгельс от имени Союза коммунистов заключили соглашение с проживавшими в Лондоне французскими эмигрантами‑бланкистами и с представителями революционного крыла чартистов о создании «Всемирного общества коммунистов‑революционеров». Был подписан основной договор (написанный рукой А. Виллиха), состоящий из 6 статей (см. настоящий том, стр. 551–552). После раскола Центрального комитета Союза коммунистов французские бланкисты‑эмигранты стали на сторону сектантско‑авантюристского меньшинства, возглавляемого Виллихом и Шаппером, и вместе с ними пошли на тесный союз с мелкобуржуазной демократической эмиграцией. В этих условиях Маркс и Энгельс сочли целесообразным, в начале октября 1850 г., разорвать договор с бланкистами, на что и указывает публикуемый документ.

 

[258]«Портняжное дело в Лондоне, или борьба крупного и мелкого капитала», работа Г. Эккариуса, напечатанная в «Neue Rheinische Zeitung. Politisch‑okonomische Revue», была написана под непосредственным руководством Маркса, который ее проредактировал. Анализ текста свидетельствует о том, что отдельные ее положения сформулированы самим Марксом.

 

[259]Данная статья предназначалась Ф. Энгельсом для № 5 «Neue Rheinische Zeitung. Politisch‑okonomische Revue» и осталась незаконченной. Поводом для ее написания послужили буржуазно‑индивидуалистские, анархистские выступления в печати некоторых берлинских младогегельянцев Э. Мейена, Ю. Фаухера, Л. Буля М. Штирнера, входивших в 1842 г. в кружок «Свободных», а с начала 50‑х годов группировавшихся вокруг газеты «Abend‑Post» («Вечерняя почта»). В области экономических воззрений эта группа литераторов стояла на позициях буржуазного фритредерства. Для их политических взглядов характерно пренебрежительное отношение ко всеобщему избирательному праву и народному представительству, крайний индивидуализм и восхваление анархии, как осуществления «высшей демократии» и «свободной человеческой ассоциации». Антидемократическая и антиреволюционная направленность этой группы сказалась и в том, что в апреле 1850 г. в названии ее органа был опущен подзаголовок «Демократическая газета»; при этом «Abend‑Post» заявила, что добивается анархии, при которой человек якобы «не является ни рабом другого человека, ни рабом массы». «Abend‑Post» стала систематически выступать против «людей закона из рядов демократии», против социализма и коммунизма, равно как и против «террора революции». Эти анархистские и полу анархистские идеи получили заметное распространение среди части немецкой мелкобуржуазной эмиграции.

Заглавие дано Институтом марксизма‑ленинизма при ЦК КПСС.

 

[260]Энгельс, повидимому, имеет в виду К. Грюна и А. Руге, которые являлись переводчиками отдельных произведений Прудона на немецкий язык и пропагандировали их в печати.

 

[261]Речь идет о депутатах Штутгартского парламента Л. Симоне и К. Фогте (К. Фогт был также одним из пяти имперских регентов). К. Фогт и Л. Симон выступили в 1850 г. в журнале «Deutsche Monats‑schrift» («Немецкий ежемесячник») (Штутгарт) со статьями, в которых превозносили анархию и проповедовали отмену всякой государственности.

 

[262]Max Stirner. «Der Einzige und sein Eigenthnm). Leipzig, Verlag von Oееo Wigand, 1845. Эта книга была подвергнута уничтожающей критике Марксом и Энгельсом в работе «Немецкая идеология» (см. настоящее издание, том 3).

 

[263]Имеется в виду рецензия на книгу Э. де Жирардена «Социализм и налог» (см. настоящий том, стр. 295–307).

 

[264]Из поэмы Виланда «Оберон».

 

[265]Компания Южных морей была создана около 1712 г, под предлогом торговли с Южной Америкой и островами Тихого океана; подлинной ее целью была спекуляция государственными бумагами. Компания получила от правительства ряд привилегий и монопольных прав, в частности право выпуска бумажных денег, и развернула гигантскую спекулятивную деятельность, которая завершилась в 1720 г. банкротством компании.

 

[266]См. Th. Tooke. «A History of Prices, and of the State of the Circulation, from 1793 to 1837». Vol. I–II, London, 1838 (Т. Тук. «История цен в связи с состоянием денежного обращения с 1793 по 1837 год». Тт. I–II, Лондон, 1838). Из этой книги Маркс сделал многочисленные выписки, широко использованные им в данном международном обзоре.

 

[267] Банковый закон 1844 г. предусматривал разделение Английского банка на два совершенно независимых департамента с отдельными наличными фондами – банковский, занимающийся выполнением чисто банковых операций, и эмиссионный – ведающий выпуском банковых билетов. Эти билеты должны были иметь солидное обеспечение в виде специального денежного фонда, который всегда должен был быть в наличности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.103 сек.