КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Совесть. Факторизация результатов второй общей выборки позволила выделить фактор, в котором речь идет о самолюбии и гордости как внутренней преграде
Гордость, самолюбие Факторизация результатов второй общей выборки позволила выделить фактор, в котором речь идет о самолюбии и гордости как внутренней преграде, препятствующей совершению ряда действий (I фактор, 14,0%). В фактор вошли вопросы: "... оказаться в зависимости от тех, кого Вы презираете", "... подавить незаслуженную обиду", "... смириться с отказом в просьбе, которая могла бы быть удовлетворена", "... смириться с высокомерием и грубостью", "... общаться с людьми, которые за Вашей спиной посмеиваются над Вами", "... просить о чем-то людей, от которых Вы зависите", "... общаться с людьми, которые относятся к другим с чувством морального превосходства", "... встретиться с человеком, которого Вы не хотели бы видеть", "... прибегнуть к помощи людей, которые нуждаются в Вас меньше, чем Вы в них", "... оказаться в ситуации, когда часто приходится преодолевать раздражение", "... долгое время подчиняться приказам других". В первой выборке фактор "гордость, самолюбие" оказался расщепленным на два. В одном из них (II фактор, 12,6%) речь идет скорее о самолюбии (пойти в компанию, в которой Вы неприятны, публично отказаться от своих взглядов и т.д.), в другом (VIII фактор, 16,6%) – скорее о самолюбии-обидчивости (подавить незаслуженную обиду, смириться с отказом в просьбе, которая могла бы быть удовлетворена). У женщин выделился фактор, близкий по содержанию самолюбию-обидчивости первой выборки. (VI фактор, 8,7%). В него вошли со значимой нагрузкой три вопроса: "... подавить незаслуженную обиду", "... смолчать, когда с Вами поступают несправедливо", "... быть вежливым с неразумными, ограниченными людьми". Выделился также фактор (IX фактор, 6,63%), близкий по содержанию "гордости, самолюбию", представленный двумя вопросами со значимой нагрузкой: "прибегнуть к помощи людей, которые нуждаются в Вас меньше, чем Вы в них", "делать что-то в условиях, когда нет достаточного времени на обдумывание". Третий фактор в обеих смешанных выборках (10,8 и 11,48%) оказался в целом одинаковым по составу вопросов. В этих вопросах речь идет о поступках, противоречащих совести и нравственным идеалам человека. При этом в первой выборке объединенные в фактор вопросы больше акцентируют роль конкретных поступков, а во второй – противоречие абстрактному идеалу. Так, в первой выборке этот фактор объединил 11 вопросов: "... отказать в помощи другому", "... нарушить данное другому обещание", "... совершить поступок, противоречащий Вашему идеалу человека", "... совершить поступок, который ставит под удар благосостояние других людей", "... солгать", "... оказаться тем, кому прислуживают", "... заставить людей делать то, чего они не хотят", "... сделать что-то, что противоречит тем качествам, которые Вы хотели бы у себя видеть", "... уделять гораздо меньше внимания детям", "... воспользоваться "запрещенными приемами" воздействия на своих знакомых", "... сделать что-то, противоречащее Вашим представлениям о смысле жизни". В результате факторизации второй выборки в этом факторе оказались 8 из 11 указанных вопросов, и кроме того: "... отказывать неприятному Вам человеку в помощи, в трудный для него момент", "... разглашать чужой секрет", "... сделать что-то, что не вяжется с Вашим мировоззрением". При этом во второй выборке максимальные факторные нагрузки получили вопросы, в которых речь шла о противоречии поступка "идеалу человека", "представлениям о смысле жизни", "мировоззрению". Таким образом, в сознании испытуемых бессовестный поступок-это поступок антисоциальный и одновременно противоречащий идеалу "Я". Знаменательно, что факторный анализ абсолютно однозначно различил ожидание негативных мнений как внешнюю социальную санкцию и совесть как личностную структуру, грозящую внутренними санкциями за безнравственный поступок (ср. вопросы, объединенные первым и третьим факторами). У женщин также выделился фактор, отражающий роль совести как внутренней преграды (I фактор, 10,9%). В него вошли семь вопросов; при этом с наибольшими факторными нагрузками вошли вопросы, в которых в качестве преграды выступают высокие (и абстрактно сформулированные) идеалы (мировоззрение, представление о смысле жизни, идеал человека). Отметим, что в этот фактор вошел также вопрос "уделять гораздо меньше внимания детям". Последнее свидетельствует, что материнская забота входит в сферу идеальных представлений наших испытуемых. Остальные вопросы этого фактора определяли конкретные ситуации, в которых совесть может оказаться преградой действию (солгать, поставить под удар благосостояние других людей, заставить других делать то, что они не хотят).
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 428; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |