КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Леонид Анатольевич Сурженко
Заключение
Итак, мы рассмотрели происхождение категории сознания; а также сознание как основу существования человека. Сегодня мы без труда можем обнаружить недостатки в научной методологии даже величайших мыслителей прошлого, и вряд ли можно сомневаться в том, что профессиональные маги средневековья и последовавшей за ним эпохи Возрождения зачастую оказывались простодушными жертвами собственных предрассудков и суеверия. Однако магия была также исскуством привнесения божественной жизни в материальную сферу, искусством обогащения и интенсификации психической жизни человека. Психологические опыты и эксперименты, которые эти люди выполнили в опыте собственной внимательной интроспекции, могут по праву считаться вкладом прошлых эпох в современную экспериментальную научную психологию. Как бы ни называть те цели, которые преследовали духовидцы, визионеры, прорицатели и др., - «сверхестественный опыт», «божественное откровение» и т. д. – и как бы к ним ни относиться, бесспорно одно: независимо от их собственных целей и от того, как сами эти люди истолковывали свою собственную практику, косвенным образом они чрезвычайно обогатили психологический опыт человечества и привнесли много нового и неожиданного в развитие наших знаний о психическом. Бытие материи, существующей в виде вещей, свойств, отношений, неразрывно связано с материальными свойствами движением, пространством и временем, системностью и самоорганизацией. Идеальное бытие, сознание является свойством особым образом организованной материи — человеческом мозга, продуктом общественного развития, высшей формой отражения действительности. Каково же отношение материального и идеального, материи и сознания? 1. Сознание возникло на определенном этапе развития материи, на её основе, и, следовательно, по «своему происхождению вторично. 2. Сознание – свойство материального органа – мозга. Являясь идеальным, оно функционирует на основе происходящих в мозгу физиологических процессов и, значит, психическое определяется физическим, зависит от него, вторично. 3. Возникающий в сознании образ предмета обусловлен, в конечном счете, реально существующим материальным предметом. Отражение обусловлено отражаемым, зависит от него, и, следовательно, вторично. Так решается вопрос о соотношении материального и идеального современным материализмом, опирающимся на естественно – научные данные. Список используемой литературы: 1. Антология мировой философии. М., 1970, т. 2. 2. Бойко А. Н. Проблема бессознательного в философии и конкретных науках. М., 1978. 3. Быкова Г. Ф. Гегелевское понимание мышления. М., 1990. 4. Введение в философию: Учебник для вузов / Под ред. И. Т. Фролова, М., 1989. 5. История философии в кратком изложении. М., 1994. 6. Краткий очерк истории философии / Под ред. М. Т. Иовчука, Т. И. Ойзермана, И. Я. Щипанова, М., 1960. 7. Мир философии. М., 1991, ч. 1. 8. Платон. Государство // Сочинения в 3-х т. М., 1971. Том 3, ч. 1. 9. Проблема сознания в современной западной философии. М., 1989. 10. Современная западная философия. М., 1991. 11. Философский словарь. М., 1987.
[1] Платон. Государство // Сочинения в 3-х т. М., 1971. Том 3, ч. 1, с. 318-323. [2] История философии в кратком изложении. М., 1994, с. 372. [3] Мир философии. М., 1991, ч. 1, с. 419. [4] Бойко А. Н. Проблема бессознательного в философии и конкретных науках. М., 1978, с. 47. [5] Бойко А. Н. Проблема бессознательного в философии и конкретных науках. М., 1978, с. 21. [6] История философии в кратком изложении. М., 1994, с. 20-21. [7] Быкова Г. Ф. Гегелевское понимание мышления. М., 1990, с.78.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |