КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Направленность личности
Структура личности по К.Платонову. Данная структура носит уровневый характер, т.е. есть низшая подструктура (биологически обусловленные свойства). Остальные 3 компонента – располагаются выше. 1. Биологически обусловленная подструктура личности: темперамент, тип нервной системы, пол, возраст, конституция тела). Это низший уровень личности, в который входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента. 2. Индивидуальные особенности психических процессов: В него входят индивидуальные особенности памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств. 3. Социальный опыт: приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Эта подструктура формируется в процессе обучения, имеет социальный характер. 4. Направленность личности – высший уровень личности: влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения, мировоззрение, особенноси характера, самооценка. Это социально обусловленная часть личности, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию той общности, в которую включен человек. Свойства личности: 1. активность, т.е. стремление осваивать все новые виды деятельности и находить новые сферы применения собственных способностей; которые детерминируют сознание и поведение личности в процессе взаимоотношений; 2. цельность, проявляющаяся во множественности и полярности ролей, которые играет человек в процессе социального взаимодействия; 3. постоянство, т.е. устойчивое единство психического склада личности. Несмотря на постоянную смену психических состояний, психический склад личности остается стабильным и его изменение происходит постепенно. Кардинальное изменение личности под влиянием серьезных ситуаций является сильным стрессом для человека и может полностью изменить жизненный смысл, цели и установки личности. 4. направленность, т.е. ориентация на удовлетворение потребностей человека, что отражается в его интересах, убеждениях, идеалах, пристрастиях. Под направленностью понимается психологическое свойство личности, представляющее собой систему взаимосвязанных внутренних побуждений и жизненных целей человека. Направленность показывает, к чему стремится человек в своей жизни, какие цели ставит перед собой в своей деятельности и что его к этому побуждает. От направленности зависит, что и как делает человек, каково его отношение к функциональным обязанностям, его нравственная ценность и полезность обществу. В направленности личности выражается основное содержание человека как общественного существа. Направленность имеет свою собственную структуру. Важнейшим ее элементом, основой всех побуждений являются потребности. Под потребностью понимается переживание человеком нужды в условиях и средствах своего существования и развития как члена общества и как организма. Потребности выступают источником активности человека. Они требуют своего удовлетворения, вызывают определенные эмоциональные состояния, желания, стремления и поэтому побуждают его проявлять активность, ставить цели и достигать их. Всю сложную совокупность потребностей человека можно классифицировать по нескольким основаниям - по происхождению, предметной направленности, носителям и др. По происхождению потребности подразделяются на врожденные, передающиеся по наследству и приобретенные, возникающие в процессе становления и развития, жизни и деятельности человека. К врожденным относятся биологические, органические, естественные потребности (в пище, воде, воздухе, половые и т. д.). Это потребности организма человека, удовлетворение которых является необходимым условием его существования и продолжения рода человеческого. На основе и в процессе удовлетворения врожденных, низших потребностей у человека возникают социально обусловленные потребности в предметах быта, занятиях, труде, общении и т. д. Это приобретенные, высшие потребности. По предметной направленности (по содержанию) эти потребности подразделяются на материальные (потребности в пище, одежде, жилище, предметах быта) и духовные (потребности в знаниях, общении, деятельности). Ведущими из них являются духовные потребности, неудовлетворение которых ведет к деградации духовного облика человека. Носителем потребностей может быть отдельный человек, социальная группа (коллектив) или общество. В зависимости от этого потребности бывают личные, групповые (коллективные) и общественные, то есть потребности общества в целом. Потребности людей являются объективными. Чтобы существовать, человек должен есть, лить, одеваться, иметь жилище, а чтобы быть личностью - жить в коллективе, трудиться, овладевать знаниями и т. д. Но потребности осознаются, переживаются людьми по-разному, имеют субъективную форму. К сознательной постановке целей и деятельности по их достижению человека побуждают осознанные потребности. В диалектическом единстве материальных и духовных потребностей, определяющих направленность личности человека, главную роль играют духовные, прежде всего потребность в трудовой и общественной деятельности. Если основой побуждений человека, источником его активности являются потребности, то главным, от чего они зависят, чем определяются интересы, цели, стремления, направленность личности в целом, выступает мировоззрение. Представляя собой совокупность знаний, убеждений и взглядов человека на природу и общество, происходящие в нем события, формируясь в процессе удовлетворения потребностей, в первую очередь познавательных, мировоззрение становится ведущим компонентом направленности личности. Оно определяет содержание, уровень, характер проявления и способ удовлетворения присущих человеку потребностей, его интересы, идеалы, стремления, жизненные цели. В настоящее время достаточна популярна классификация потребностей Абрахама Маслоу: физиологические потребности, потребность в безопасности и защите, социальные потребности, потребность в уважении, потребность в самоактуализации. Согласно его представлениям, если не удовлетворены нижележащие потребности, то вышележащие могут и не возникать. На основе потребностей, под решающим воздействием мировоззрения у человека формируются мотивы, то есть внутренние побуждения, определяющие содержание целей, их личностный смысл и характер деятельности по их достижению. Без знания мотивов невозможно правильно понять и направленность личности человека. Достижение одной и той же по своему объективному значению цели может иметь разные мотивы, соответственно смысл этой цели и действия, направленные на ее достижение, будут различными. Мотивы — внутренние силы, которые связаны с осознанными, осмысленными и прочувствованными потребностями личности и побуждают ее к определенной деятельности. Мотивация появляется при возникновении нужды, недостатка в чем-либо. Она есть начальный этап психической и физической активности. В целом мотивация — это побуждение к деятельности определенным мотивом, процесс выбора оснований для определенной направленности действий. Она сопровождается определенными переживаниями, положительными или отрицательными эмоциями (радость, удовлетворение, облегчение, страх, страдание).
Рис. 1. Схема образования мотивов.
Мотивы многообразны. Но обычно их подразделяют на низшие (биологические) и высшие (социальные). Биологические мотивы — это влечения, желания, хотения человека, обычно отражающие его физиологические потребности. Социальные мотивы — это интересы, идеалы, убеждения личности, которые играют гораздо более значительную роль в ее жизни. Мотивы могут выступать в самых разных формах, проявляться в различных сферах деятельности человека. Поэтому их можно классифицировать по многим признакам. По сложности и степени осознания мотивы подразделяются на простые и сложные. К простым мотивам относятся влечения, желания и хотения, которые, кроме того, характеризуются и степенью осознания соответствующей потребности. Вначале потребность выступает в виде влечения, при котором осознается только недовольство настоящим состоянием, но не осознаются цель действия, пути и средства ее достижения. Влечения могут быть причиной тех или иных аморальных проступков. Влечение переходит в желание - уже достаточно осознанную потребность, но не выступающую еще в качестве сильного побудителя к действиям Человек в этом случае или не убежден в возможности удовлетворения своей потребности, или необходимость в этом не очень большая. Более активным, побуждающим к действиям мотивом является хотение, при котором вполне осознается потребность, возможность, пути и средства ее удовлетворения, а также последствия предполагаемых действий.
Внутренние: процессуальные, результативные, саморазвитие. Общественные: альтруистические, долг, обязанность. Личностные: оценка, успех, самоутверждение, благополучие.
Рис. 2. Классификация мотивов деятельности. Более сложными формами мотивов являются интересы, склонности, идеалы и убеждения, которые по своему содержанию и роли в деятельности человека выступают в качестве ведущих смыслообразующих мотивов. Интерес выражает положительное сознательно-эмоциональное отношение человека к объектам, событиям или деятельности. «Интерес - это проявление направленности личности, мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности». Интересы характеризуются содержанием (на что они направлены), широтой (объемом) и устойчивостью (длительностью). Устойчивый интерес человека, как правило, перерастает в такой мотив, как склонность, то есть постоянное стремление заниматься определенной деятельностью. Склонность предполагает также наличие способностей, позволяющих успешно овладевать этой деятельностью и совершенствоваться в ней. Интерес -это избирательное отношение личности к объекту, в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности. Интересы возникают на основе потребностей. Потребность выражает необходимость, интерес выражает личную приязнь к какой-то деятельности. И. П. Павлов рассматривал интерес как то, что активизирует состояние коры головного мозга. Работа, отвечающая интересам, осуществляется легко и продуктивно. Виды интересов. Интересы различают по их содержанию, или направленности. В этом плане можно выделить материальные, общественные и духовные интересы. Материальный интерес может проявляться в стремлении к жилищным удобствам, гастрономическим изделиям, к одежде и т. п. Духовные интересы характеризуют высокий уровень развития личности. Это прежде всего познавательные интересы (в широком смысле слова) к математике, физике, химии, биологии, философии, психологии и т. п. К ним также относятся интересы к литературе и разным видам искусства (музыке, живописи, театру). Общественные интересы включают интерес к общественной работе, к организационной деятельности. Различают непосредственный и опосредованный интересы. Непосредственный интерес — это интерес к самому процессу деятельности: процессу познания, овладения знаниями, процессу труда, творчества. Опосредованный интерес-это интерес к результатам деятельности: например, к приобретению профессии, определенному служебному и общественному положению, ученому званию или, наконец, к материальным результатам труда. По уровню действенности различают пассивные и активные интересы. Пассивные интересы — это созерцательные интересы. Активные интересы — это интересы действенные, когда человек не ограничивается созерцанием, а действует, овладевая объектом интереса. Более действенным мотивом является идеал как высшая цель, основное направление личных устремлений человека. В качестве идеала может быть возвышенная, благодарная идея (честного служения Родине), высокие нравственные качества или конкретный человек, носитель этих качеств Наличие устойчивых идеалов свидетельствует о высоком уровне развития личности, о выраженной направленности. Наибольшей побудительной силой обладают убеждения. Они представляют собой устойчивый «сплав» познавательных, эмоциональных и волевых элементов. Это знания и взгляды, проникнутые чувствами и волевыми устремлениями человека. По общественной и личной значимости целей, к достижению которых они побуждают человека, мотивы бывают: а) широкие социальные, отражающие интересы всего общества; б) коллективистские (групповые), определяемые интересами конкретного коллектива, характером взаимоотношений в нем (чувство товарищества, честь коллектива, его традиции и др.); в) мотивы личного плана, которые могут совпадать с интересами общества, коллектива, а могут противоречить им, носить индивидуалистический, эгоистический характер (карьеризм, зависть, месть, жадность, корыстолюбие и др.). Потребностно-мотивационная сфера является фундаментом направленности личности. На этом фундаменте формируются жизненные цели человека.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1384; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |