Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Направленность личности




Структура личности по К.Платонову.

Данная структура носит уровневый характер, т.е. есть низшая подструктура (биологически обусловленные свойства). Остальные 3 компонента – располагаются выше.

1. Биологически обусловленная подструктура личности: темперамент, тип нервной системы, пол, возраст, конституция тела). Это низший уровень личности, в который входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента.

2. Индивидуальные особенности психических процессов: В него входят индивидуальные особенности памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств.

3. Социальный опыт: приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Эта подструктура формируется в процессе обучения, имеет социальный характер.

4. Направленность личности – высший уровень личности: влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения, мировоззрение, особенноси характера, самооценка. Это социально обусловленная часть личности, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию той общности, в которую включен человек.

Свойства личности:

1. активность, т.е. стремление осваивать все новые виды дея­тельности и находить новые сферы применения собственных способностей; которые детерминируют сознание и поведение личности в процессе взаимоотношений;

2. цельность, проявляющаяся во множественности и полярности ролей, которые играет человек в процессе социального взаимо­действия;

3. постоянство, т.е. устойчивое единство пси­хического склада личности. Несмотря на постоянную смену психических состояний, психический склад личности остается стабильным и его изменение происходит постепенно. Карди­нальное изменение личности под влиянием серьезных ситуа­ций является сильным стрессом для человека и может полно­стью изменить жизненный смысл, цели и установки личности.

4. направленность, т.е. ориентация на удовлетворение потребностей человека, что отражается в его интересах, убеждениях, идеалах, пристрастиях.

Под направленностью понимается психологическое свойство личности, представляющее собой систему взаимосвязанных внутренних побуждений и жизненных целей человека. На­правленность показывает, к чему стремится человек в своей жизни, какие цели ставит перед собой в своей деятельности и что его к этому побуждает. От направленности зависит, что и как делает человек, каково его отношение к функциональным обязанностям, его нравственная ценность и полезность обществу. В направленности личности выражается основное содержа­ние человека как общественного существа.

Направленность имеет свою собственную структуру. Важнейшим ее элементом, основой всех побуждений являются потребности. Под потребностью понимается переживание челове­ком нужды в условиях и средствах своего существования и развития как члена общества и как организма. Потребности выступают источником активности человека. Они требуют своего удов­летворения, вызывают определенные эмоциональные состояния, желания, стремления и по­этому побуждают его проявлять активность, ставить цели и достигать их.

Всю сложную совокупность потребностей человека можно классифицировать по несколь­ким основаниям - по происхождению, предметной направленности, носителям и др. По происхождению потребности подразделяются на врожденные, передающиеся по на­следству и приобретенные, возникающие в процессе становления и развития, жизни и дея­тельности человека. К врожденным относятся биологические, органические, естественные по­требности (в пище, воде, воздухе, половые и т. д.). Это потребности организма человека, удовлетворение которых является необходимым условием его существования и продолжения рода человеческого. На основе и в процессе удовлетворения врожденных, низших потребно­стей у человека возникают социально обусловленные потребности в предметах быта, заняти­ях, труде, общении и т. д. Это приобретенные, высшие потребности.

По предметной направленности (по содержанию) эти потребности подразделяются на материальные (потребности в пище, одежде, жилище, предметах быта) и духовные (потреб­ности в знаниях, общении, деятельности). Ведущими из них являются духовные потребности, неудовлетворение которых ведет к деградации духовного облика человека.

Носителем потребностей может быть отдельный человек, социальная группа (коллектив) или общество. В зависимости от этого потребности бывают личные, групповые (коллектив­ные) и общественные, то есть потребности общества в целом.

Потребности людей являются объективными. Чтобы существовать, человек должен есть, лить, одеваться, иметь жилище, а чтобы быть личностью - жить в коллективе, трудиться, овладевать знаниями и т. д. Но потребности осознаются, переживаются людьми по-разному, имеют субъективную форму. К сознательной постановке целей и деятельности по их достиже­нию человека побуждают осознанные потребности.

В диалектическом единстве материальных и духовных потребностей, определяющих на­правленность личности человека, главную роль играют духовные, прежде всего потребность в трудовой и общественной деятельности. Если основой побуждений человека, источником его активности являются потребности, то главным, от чего они зависят, чем определяются интере­сы, цели, стремления, направленность личности в целом, выступает мировоззрение. Представ­ляя собой совокупность знаний, убеждений и взглядов человека на природу и общество, проис­ходящие в нем события, формируясь в процессе удовлетворения потребностей, в первую оче­редь познавательных, мировоззрение становится ведущим компонентом направленности лич­ности. Оно определяет содержание, уровень, характер проявления и способ удовлетворения присущих человеку потребностей, его интересы, идеалы, стремления, жизненные цели.

В настоящее время достаточна популярна классификация потребностей Абрахама Маслоу: физиологические потребности, потребность в безопасности и защите, социальные потребности, потребность в уважении, потребность в самоактуализации.

Согласно его представлениям, если не удовлетворены нижележа­щие потребности, то вышележащие могут и не возникать.

На основе потребностей, под решающим воздействием мировоззрения у человека фор­мируются мотивы, то есть внутренние побуждения, определяющие содержание целей, их лич­ностный смысл и характер деятельности по их достижению. Без знания мотивов невозможно правильно понять и направленность личности человека. Достижение одной и той же по своему объективному значению цели может иметь разные мотивы, соответственно смысл этой цели и действия, направленные на ее достижение, будут различными.

Мотивы — внутренние силы, которые связаны с осознанными, осмысленными и прочувствованными потребностями лич­ности и побуждают ее к определенной деятельности. Мотивация появляется при возникновении нужды, недостат­ка в чем-либо. Она есть начальный этап психической и физи­ческой активности. В целом мотивация — это побуждение к деятельности определенным мотивом, процесс выбора оснований для определенной направленности действий. Она сопровожда­ется определенными переживаниями, положительными или отрицательными эмоциями (радость, удовлетворение, облегче­ние, страх, страдание).

 

Рис. 1. Схема образования мотивов.

 

 

Мотивы многообразны. Но обычно их подразделяют на низ­шие (биологические) и высшие (социальные). Биологические мотивы — это влечения, желания, хотения человека, обычно от­ражающие его физиологические потребности. Социальные мо­тивы — это интересы, идеалы, убеждения личности, которые играют гораздо более значительную роль в ее жизни.

Мотивы могут выступать в самых разных формах, проявляться в различных сферах дея­тельности человека. Поэтому их можно классифицировать по многим признакам. По сложно­сти и степени осознания мотивы подразделяются на простые и сложные. К простым мотивам относятся влечения, желания и хотения, которые, кроме того, характеризуются и степенью осознания соответствующей потребности.

Вначале потребность выступает в виде влечения, при котором осознается только недо­вольство настоящим состоянием, но не осознаются цель действия, пути и средства ее дости­жения. Влечения могут быть причиной тех или иных аморальных проступков.

Влечение переходит в желание - уже достаточно осознанную потребность, но не высту­пающую еще в качестве сильного побудителя к действиям Человек в этом случае или не убежден в возможности удовлетворения своей потребности, или необходимость в этом не очень большая. Более активным, побуждающим к действиям мотивом является хотение, при котором вполне осознается потребность, возможность, пути и средства ее удовлетворения, а также последствия предполагаемых действий.

 

Внутренние: процессуальные, результативные, саморазвитие.

Общественные: альтруистические, долг, обязанность.

Личностные: оценка, успех, самоутверждение, благополучие.

 

Рис. 2. Классификация мотивов деятельности.

Более сложными формами мотивов являются интересы, склонности, идеалы и убежде­ния, которые по своему содержанию и роли в деятельности человека выступают в качестве ведущих смыслообразующих мотивов.

Интерес выражает положительное сознательно-эмоциональное отношение человека к объектам, событиям или деятельности. «Интерес - это проявление направленности личности, мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлека­тельности». Интересы характеризуются содержанием (на что они направлены), широтой (объе­мом) и устойчивостью (длительностью). Устойчивый интерес человека, как правило, перерас­тает в такой мотив, как склонность, то есть постоянное стремление заниматься определенной деятельностью. Склонность предполагает также наличие способностей, позволяющих успеш­но овладевать этой деятельностью и совершенствоваться в ней.

Интерес -это избирательное отношение личности к объекту, в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности. Интересы возникают на основе потребностей. Потребность выражает необходимость, интерес выражает личную приязнь к какой-то дея­тельности.

И. П. Павлов рассматривал интерес как то, что активизирует состояние коры головного мозга. Работа, отвечающая интересам, осуществляется легко и продуктивно.

Виды интересов. Интересы различают по их содержанию, или направленности. В этом плане можно выделить материальные, об­щественные и духовные интересы.

Материальный интерес может проявляться в стремлении к жи­лищным удобствам, гастрономическим изделиям, к одежде и т. п.

Духовные интересы характеризуют высокий уровень развития личности. Это прежде всего познавательные интересы (в широком смысле слова) к математике, физике, химии, биологии, философии, психологии и т. п. К ним также относятся интересы к литературе и разным видам искусства (музыке, живописи, театру).

Общественные интересы включают интерес к общественной рабо­те, к организационной деятельности.

Различают непосредственный и опосредованный интересы. Не­посредственный интерес — это интерес к самому процессу деятель­ности: процессу познания, овладения знаниями, процессу труда, творчества. Опосредованный интерес-это интерес к результатам де­ятельности: например, к приобретению профессии, определенному служебному и общественному положению, ученому званию или, нако­нец, к материальным результатам труда.

По уровню действенности различают пассивные и активные инте­ресы. Пассивные интересы — это созерцательные интересы. Активные интересы — это интересы действенные, когда человек не ограничи­вается созерцанием, а действует, овладевая объектом интереса.

Более действенным мотивом является идеал как высшая цель, основное направление личных устремлений человека. В качестве идеала может быть возвышенная, благодарная идея (честного служения Родине), высокие нравственные качества или конкретный человек, носи­тель этих качеств Наличие устойчивых идеалов свидетельствует о высоком уровне развития личности, о выраженной направленности.

Наибольшей побудительной силой обладают убеждения. Они представляют собой устой­чивый «сплав» познавательных, эмоциональных и волевых элементов. Это знания и взгляды, проникнутые чувствами и волевыми устремлениями человека.

По общественной и личной значимости целей, к достижению которых они побуждают человека, мотивы бывают:

а) широкие социальные, отражающие интересы всего общества;

б) коллективистские (групповые), определяемые интересами конкретного коллектива, характером взаимоотношений в нем (чувство товарищества, честь коллектива, его традиции и др.);

в) мотивы личного плана, которые могут совпадать с интересами общества, коллектива, а могут противоречить им, носить индивидуалистический, эгоистический характер (карьеризм, зависть, месть, жадность, корыстолюбие и др.).

Потребностно-мотивационная сфера является фундаментом направленности личности. На этом фундаменте формируются жизненные цели человека.

 

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1384; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.