Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура Югославии




Просвещение, наука

Война и оккупация нанесли урон народному хозяйству, просвещению, науке и культуре Югославии. Первостепенной задачей новой власти после окончания войны стало преодоление культурной отсталости - наследия прошлых лет, - ликвидация неграмотности, создание новых и восстановление старых учебных, культурно-просветительских и научных заведений. В первые послевоенные годы основные усилия были направлены на восстановление материальной основы образования, науки и культуры. Большое значение придавалось ликвидации неграмотности. Был издан закон о введении обязательного восьмилетнего образования. Широкий размах получило создание кружков по ликвидации неграмотности среди взрослого населения, появившихся еще в годы народно-освободительной войны.

События 1948 г. и последующего десятилетия негативно отразились на проблемах образования и науки. Тысячи югославских граждан вынуждены были прервать обучение в СССР и странах народной демократии. Увеличение военных расходов (из-за опасения военной угрозы как с Востока, так и с Запада) также вело к сокращению ассигнований на развитие сферы науки и культуры.

Статистические данные 70-х годов говорят о заметном росте числа учащихся в школах и высших учебных заведениях (1,7 млн. в 1939 г. и 4 млн. в 1973 г.). Наряду с университетами Белграда, Загреба и Любляны открылись подобные центры в Сараево, Скопле, Титограде (ныне Подгорица), Нови Саде, Приштине, Нише, Крагуеваце, Тузле, Мостаре, Битоле, Мариборе, Осиеке, Сплите, Риеке, Бане Луке. В других городах стали открываться филиалы этих учебных заведений.

Большое распространение получила система народных университетов. В них обучались граждане, занятые на производстве. Однако проблема ликвидации неграмотности, особенно в отсталых регионах, так и не была решена.

По данным переписи 1971 г. 15 % жителей СФРЮ старше 10 лет было неграмотно. Наибольшее количество неграмотных (в основном женщины) приходилось на Косово, Македонию, Боснию и Герцеговину.

Поставленные руководством Югославии социально-экономические задачи - создание индустрии, новых отраслей промышленности (включая и военную) - обусловили значительное развитие научно-исследовательской работы. Основными научными центрами СФРЮ были восемь академий (в каждой из шести республик и в двух автономных краях), университеты, отраслевые научные институты, научные общества и лаборатории. В 70-е годы свыше 8 тысяч научных сотрудников работали в 277 организациях. Приход к власти югославских коммунистов во во главе с И.Броз Тито сказался на сфере гуманитарных наук и культурной политики в целом. Обыденным явлением в прессе и в политологических работах стала критика культа личности Сталина. Все неудачи революционного движения в Югославии сводились к ошибкам Коминтерна. Подчеркивалась специфика югославского социалистического пути развития. Неприкосновенными оставались лишь основные положения марксизма-ленинизма и исторической роли Тито в развитии югославского революционного и народно-освободительного движения. Ученые и деятели культуры, не отрицавшие этих аксиом, могли продолжать научную и культурно-просветительскую работу. Однако общий контроль за развитием науки и культуры продолжал оставаться в руках партийно-государственых чиновников.

С помощью государства были созданы широкая сеть научных и публичных библиотек (около 13,5 тысяч), множество музеев, домов культуры, театров и кинотеатров. Относительная открытость СФРЮ в отношении стран Запада и Востока позволяла югославским гражданам быть в курсе достижений науки и культуры. Но тот же партийно-государственный аппарат строго следил за соблюдением “свободы творчества”. Упоминание, например, об обоюдной жестокости воюющих сторон в годы войны подвергалось критике. Запретной темой долгое время была судьба людей, попавших в тюрьмы и лагеря после 1948 года. Один из известных деятелей СКЮ М.Джилас за публикацию статей, в которых говорилось о появлении в Югославии “нового класса” (партийно-государственной номенклатуры), был снят со всех руководящих постов и подвергнут тюремному заключению.

К специфике развития культуры Югославии после 1948 года можно отнести и то, что соцреализм не стал господствующим направлением в области литературы, архитектуры и искусства. Явно не отвечали духу соцреализма романы М.Крлежи “Знамена” и “Мост на Дрине” И.Андрича, который был удостоен за это произведение Нобелевской премии в 1961 году.

В художественной литературе была весьма популярной военная тематика, связанная с периодом народно-освободительной борьбы. Эта тема нашла отражение в целом ряде художественных фильмов: “Козара”, “Сутьеска”, - получивших признание югославских и зарубежных зрителей. Международной известности и многих почетных наград были удостоены загребские мультипликаторы во главе с Д.Вукотичем.

Весьма неординарными были пути развития изобразительного искусства. В живописи наряду с представителями реалистической (академической) школы было множество последователей различных направлений авангарда: абстракционизма, сюрреализма и так далее. Большой популярностью пользовались произведения художников-примитивистов, так называемой хлебинской школы. Название это связано с хорватским селом Хлебина, где начиналось творчество художника-самоучки крестьянина И.Генералича.

Оригинальные решения были присущи ряду архитектурных сооружений Югославии. Среди них выделяются архитектурно-строительные объекты в районе Нового Белграда, комплекс Союзного исполнительного вече, торгово-административный центр “Београджанка”, новые здания факультетов университетов Загреба и Сараево, Народной библиотеки в Белграде, театра “Ателье 212”, собора св. Саввы.

Из целого ряда талантливых скульпторов выделяются снискавшие мировую известность И.Мештрович и А.Августинчич. И. Мештрович во время войны вынужден был уехать за границу, но он неоднократно посещал свою родину, подарив ей большое число своих творений. Его последователь и ученик А.Августинчич создал ряд оригинальных скульптурных композиций, в том числе и памятник Советской Армии на Дунае.

В Югославии работало девять филармоний. Профессиональные хореографические ансамбли (хорватский “Ладо”, сербский “Коло”) с успехом гастролировали во многих зарубежных странах. Большой известностью пользовались “Летние игры” в Дубровнике - своеобразный красочный фестиваль музыкального и театрального искусства.

В СФРЮ действовали 57 театров, кроме того успешно развивалась художественная самодеятельность. Выдающиеся театральные режиссеры Б.Ступица и Б.Гавела были известны далеко за пределами страны.

Изменения в культурной жизни Югославии 80-х годов отразились прежде всего в историко-политической публицистике, в статьях по философии, социологии и в художественной литературе. Поднимались прежде запрещенные темы, велись бурные дискуссии по вопросам истории социалистического периода Югославии, по-разному оценивалась роль И.Броз Тито в истории народов. Споры на страницах периодических изданий в республиках становились все более жесткими, а взгляды сторонников и противников существования единого федеративного государства - непримиримыми.

 

Распад федерации и создание новых государств на Балканах

 

Словения

 

Общее состояние всех союзных органов, близкое к полному параличу, сделало возможным быстрое осуществление многолетней идеи словенской политической элиты об отделении от СФРЮ. Словения провозгласила суверенитет и объявила о своем выходе из Югославии 25 июня 1991 г, ссылаясь на принятую 2 июля 1990 г. Декларацию республики о независимости и результаты плебисцита 23 декабря 1990 г., на котором 88,5% населения высказалось за отделение от Югославии.

Руководство тщательно готовилось к отделению и в день объявления о своем суверенитете Словенское правительство отдало приказ о взятии под свой контроль границ республики, воздушного пространства, а также таможенных пунктов. В качестве ответной меры правительство СФРЮ 26 июня 1991 года отдало приказ о защите югославских границ. Путь двухтысячному контингенту, состоящему из пограничников, сотрудников МВД и военных, который начал движение в сторону пограничных переходов, преградили словенские добровольческие отряды и силы территориальной обороны. В столкновениях, которые в литературе уже окрестили “малой войной”, погибли 44 военных, 184 получили ранения. Со стороны Словении было трое убитых и 66 раненых. 12 июля после предварительно заключенного перемирия президиум СФРЮ принял решение вывести войска из Словении. 29 июля 1991 г. из республики были выведены все войска и техника.

В январе 1992 г. Словения была признана странами Европейского Союза, а затем она становится полноправным членом СБСЕ и ООН.

Население молодой республики составляло в 1990 г. около 1,9 млн. человек, 90% из которых - словенцы.

Словения - парламентская республика. Высшим законодательным органом является скупщина, состоящая из двух палат - Государственного собрания (90 человек, избираются сроком на 4 года) и Государственного совета (40 членов, избираются сроком на 5 лет).

На парламентских выборах в декабре 1992 г. большинство мест получили либерал-демократы (25 мест), и Словенские христианские демократы (14 мест). За ними следовали бывшие коммунисты - партия Социал-демократического обновления. Президентом снова на пятилетний срок был избран М.Кучан.

На парламентских выборах 1996 г. либерал-демократы вновь подтвердили свое преимущество, получив 25 мандатов из 90 в Государственном собрании. Значительный успех по сравнению с выборами 1992 г. имели Народная партия (19 мест) и Социал-демократическая партия (16 мест). На президентских выборах в ноябре 1997 г. М. Кучан опередил всех кандидатов на пост президента страны и вновь стал руководителем государства.

Усилия правительства, направленные на поддержание гражданского мира и политического спокойствия в стране, дают определенные положительные результаты. Словения, взяв курс на интеграцию с Европой, предприняла широкомасштабную экономическую реформу, направленную на обуздание инфляции, создание собственной валюты, завоевание европейского рынка. В 1994 г. произошел перелом в экономической ситуации. Валовой внутренний продукт вырос более чем на 5%, удалось несколько снизить инфляцию - с 22,9% в 1993 г. до 18,3%, валютные резервы страны почти достигли отметки в полтора миллиарда долларов. В последнем квартале 1995 г. инфляция впервые не превысила 10%.

Отстаивая политическую самостоятельность, Словения выступает за восстановление экономических и политических связей бывших республик СФРЮ.

 

Хорватия

 

Хорватия провозгласила свою независимость 25 июня 1991 г.. В январе 1992 г. страны Европейского союза официально признали ее самостоятельность. В мае того же года Хорватия стала полноправным членом ООН. Однако мир на хорватскую землю не пришел. В течение года в республике шла война между сербами, компактно проживавшими на трети ее территории и не желавшими отделяться от Югославии, и хорватской армией, стремившейся сохранить единство государства. Сербы создали Республику Сербскую Краину (РСК) и пытались отделиться от Хорватии, но не были поддержаны мировым сообществом. В феврале 1992 г. Совет Безопасности ООН принял решение о посылке в бывшую Югославию миротворческого контингента, который был размещен вдоль границ с Республикой Сербской Краиной. С 1992 по 1995 г. экономическая и политическая жизнь Хорватии развивалась на территории, в которую не входили сербские области РСК, разделенные на четыре зоны (сектора), где располагались “голубые каски”. В 1995 г. в ходе военной операции хорватская армия заняла территорию РСК, более 200 тыс. сербов покинули республику.

Хорватский парламент - Сабор - состоит из палаты представителей, в которую выбирается 138 депутатов, и палаты общин, представленную 68 депутатами. В палату общин избираются по 3 представителя от каждой из 21 жупаний (административных единиц страны), а пятерых дополнительно назначает президент.

В августе 1992 г. в Хорватии прошли досрочные парламентские и президентские выборы. Президентом страны вновь стал Ф.Туджман. Большинство обеих палат парламента составили члены Хорватского демократического содружества (ХДС), получив 2/3 мест. На парламентских выборах 1995 г. ХДС удалось сохранить более половины депутатских мест в парламенте. Второй по числу мест в парламенте стала Социал-демократическая партия (реформированный Союз коммунистов Хорватии), получившая 9% голосов.

Хорватия после Словении была наиболее развитой в экономическом отношении республикой в федеративной Югославии. Однако разрыв экономических связей с другими частями бывшей СФРЮ, война, которая велась непосредственно на территории Хорватии, а также временная утрата контроля над сербской частью территории республики нанесли тяжелый урон экономике. Значительная часть промышленности и инфраструктуры Хорватии были разрушены, ущерб от военных действий составил 18,7 млрд. долл. Экономический спад в Хорватии составил с 1989 по 1994 г. 46%. В 1994 г. удалось обуздать инфляцию, стабилизировать курс национальной денежной единицы - куны, введенной в мае 1994 г. Однако многие проблемы решить так и не удавалось. В 1995 г. наблюдалось замедление экономического роста Хорватии, упали ключевые показатели развития народного хозяйства. Дефицит платежного баланса республики в 1994 г. достиг 1,7 млрд. долл.

Внешняя политика Хорватии формировалась в условиях продолжающегося кризиса на Балканах, непосредственной вовлеченности республики в конфликт. Особенно тесные отношения были налажены ею с ближайшими соседями - Австрией, Венгрией, Словенией, а также с Германией, Албанией.

В 1996 г. наметился процесс постепенной нормализации отношений Хорватии с Союзной Республикой Югославией, было подписано соглашение о нормализации отношений. Это явилось важным шагом в урегулировании всего югославского кризиса.

 

Македония

 

Процесс оформления самостоятельности Македонии, начатый в январе 1991 г. принятием Декларации о суверенитете Социалистической Республики Македонии, был завершен 17 ноября 1991 года, когда была принята новая конституция Республики Македонии, провозгласившая ее суверенным демократическим государством.

21 февраля 1992 г. руководители Македонии и СФРЮ подписали договор о выводе частей Югославской народной армии с территории республики. Тем самым Македония избежала военных столкновений, ее отделение от СФРЮ произошло мирным путем.

Радость македонцев в связи с достижением суверенитета омрачалась трудностями международного признания республики. Греция решительно протестовала против названия республики “Македония” (ибо так называется область в Северной Греции), против использования исторической греческой атрибутики в официальной македонской символике, настаивала на твердых гарантиях со стороны Македонии, что та не имеет территориальных претензий к соседним государствам.

В апреле 1993 г. республика была принята в ООН под временным названием Бывшая югославская Республика Македония (БЮРМ) до урегулирования разногласий, возникших в связи с названием этого государства. В июне 1996 г. уже 72 государства признали Македонию, из них 35 - под именем Республика Македония.

После достижения самостоятельности в Македонии начинаются радикальные изменения политической и экономической систем. Конституция закрепляла создание гражданского, демократического, правового государства. Высшим законодательным органом республики является избираемый на четыре года однопалатный парламент - собрание Республики Македонии, состоящее из 120 депутатов. Собрание избирает президента республики сроком на четыре года. 27 января 1991 г. президентом стал К.Глигоров. За пять лет парламент рассмотрел более 700 законодательных актов, регулирующих все сферы общественной, политической и экономической жизни.

В условиях разгоравшихся военных действий в Хорватии, а также и Боснии и Герцеговине мир в Македонии казался ее руководителям хрупким. Поэтому они обратились с просьбой в ООН направить отряд “голубых касок” в Македонию. В декабре 1993 г. парламент Республики Македонии принял решение просить о присоединении к НАТО. Все политические партии страны без исключения поддерживают это решение.

Эволюция политической системы и ее демократизация связаны были в Македонии с развитием многопартийности, представительной системы, налаживанием деятельности системы власти и управления. В 1994 г. в Республике Македонии было зарегистрировано уже около 60 политических партий, из которых 15 представляли интересы национальных меньшинств. Первые выборы в условиях самостоятельности прошли в октябре—ноябре 1994 г. На места в парламенте претендовали правящий блок “Союз за Македонию”, куда входили социал-демократы, либералы и социалисты, национальная македонская, а также национальная албанская партии. Абсолютное большинство в парламенте получил “Союз за Македонию” (85 мест из 120).

Экономическое положение Македонии после приобретения самостоятельности было крайне тяжелым. Валовой внутренний продукт с 1991 по 1993 г. сократился на 30%, уровень безработицы приблизился к 40%, объем промышленного производства упал на 50%. В результате спада производства, сталелитейные и никелевые предприятия были близки к закрытию, текстильная промышленность была загружена на 30% своей мощности, снизились поступления от туризма, транзита.

Приоритетом объявленной правительством и согласованной с Международным валютным фондом и Всемирным банком программы экономической стабилизации явилось создание условий для функционирования рыночного хозяйства и скорейшая приватизация. В 1995 г. удалось обуздать инфляцию. В 1995 г. Всемирный банк предоставил Македонии кредит в 85 млн. долл. для корректировки финансового и предпринимательского секторов. Источником дальнейшего экономического роста стали малые и средние предприятия, строительство, сельское хозяйство и сфера услуг.

Македония — страна, в которой кроме титульной нации, проживают и другие народы. Согласно переписи 1994 г.., население страны составляло 2075196 человек, из которых 1378687 - македонцы, 478967 - албанцы, 39866 - сербы, 47408 - цыгане. Большинство населения (66,66%) - православные, мусульмане составляют 30,06%, католики - 0,49%. Албанцы, проживающие в республике, выступают за расширение своих прав, открытие албанского университета, более представительное участие (на уровне 30%) во всех государственных структурах, а радикальное крыло албанского меньшинства требует автономии для районов Западной Македонии, отстаивая идею создания независимого государства для албанцев.

Политика Македонии направлена на установление добрососедских отношений со всеми государствами полуострова. В 1995 г. Македония стала членом ОБСЕ и Совета Европы. В 1995 г. после четырехлетних острых споров Македония и Греция подписали в Нью-Йорке соглашение о нормализации отношений, а в 1996 г. был подписан договор о нормализации отношений между Македонией и Югославией.

 

Босния и Герцеговина

 

Босния и Герцеговина (БиГ) как самостоятельное государство было признано мировым сообществом в апреле 1992 г., но фактически как единое государство не существовало. На его территории шла война между мусульманами, сербами и хорватами, создавшими свои государственные образования (Республику Босния и Герцеговина, Республику Сербская и Республику Герцег-Босния), за раздел территории БиГ.

В июне 1992 г. по мере распространения конфликта на территорию Боснии и Герцеговины мандат “голубых касок” и их полномочия были расширены на Боснию и Герцеговину с тем, чтобы обеспечить безопасность и функционирование аэропорта Сараево, а также доставку гуманитарной помощи в этот город и близлежащие районы. Кроме того, международные Силы по охране контролировали зоны, свободные от полетов, и “зоны безопасности” ООН, учрежденные Советом Безопасности вокруг пяти боснийских городов и Сараево.

В августе 1991 г. была создана Международная конференция по Боснии и Герцеговине, которая на протяжении нескольких лет пыталась разработать планы урегулирования в БиГ. План Кутильеро (1992) предполагал разделение БиГ на национальные кантоны, план Вэнса-Оуэна (1993) делил БиГ на 10 провинций. В том же году Оуэн и Столтенберг предложили рассмотреть вариант “унии трех республик”. В 1994 г. созданная для переговоров министров иностранных дел США, России, Великобритании и Франции Контактная группа перешла к осуществлению жесткой доктрины принуждения к миру. Было предложено разделить БиГ на два государства: мусульманско-хорватское и сербское в рамках единой Боснии и Герцеговины. Однако ни один из планов не был принят всеми сторонами конфликта.

В марте 1994 г. в Вашингтоне в присутствии Б.Клинтона был подписан договор о создании Федерации Боснии и Герцеговины (ФБиГ) на территории БиГ. 30 мая 1994 г. в мусульманской части Сараева собралась законодательная скупщина ФБиГ, на которой были избраны президент ФБиГ (хорват К. Зубак), заместитель председателя (мусульманин Э. Ганич) и премьер-министр (мусульманин Х. Силайджич).

Сербы в БиГ категорически отказались присоединяться к ФБиГ. Республика Сербская, на протяжении четырех лет с оружием в руках отстаивавшая свою самостоятельность, сумела за это время создать органы власти, наладить административное управление, обозначить свою территорию.

Урегулирования в БиГ удалось достичь лишь осенью 1995 г., когда были подписаны документы, вошедшие в историю как Дэйтонские соглашения по БиГ. В БиГ создавались два “Образования” (так в тексте) - Федерация Боснии и Герцеговины и Республика Сербская, которые объединялись в Боснию и Герцеговину. Образования имеют право устанавливать особые параллельные отношения с соседними государствами, сообразуясь с суверенитетом и территориальной целостностью Боснии и Герцеговины. Для реализации договоренностей были созданы международные силы по выполнению соглашений.

Весь последующий период был связан с осуществлением программы, намеченной Дейтонскими соглашениями, - разграничением территорий, разоружением и подготовкой к парламентским выборам. В сентябре 1996 г. прошли парламентские выборы в государственные и республиканские органы власти. В скупщину БиГ были выбраны представители мусульманских, сербских и хорватских партий, в президиум Боснии и Герцеговины вошли А.Изетбегович, М.Краишник и К.Зубак, которые сменяют друг друга на посту председательствующего каждые восемь месяцев. Президиум как руководящий орган страны принимает решения на основе консенсуса. Президентом Республики Сербской была избрана Б. Плавшич.

 

Союзная Республика Югославия

 

27 апреля 1992 г. на торжественном заседании cкупщины СФРЮ, Народной cкупщины Республики Сербии и cкупщины Республики Черногории народные представители этих двух республик заявили о континуитете государственного, международного, правового и политического статуса СФРЮ в новом совместном государстве Союзной Республике Югославии (СРЮ). Третья Югославия состоит из двух республик - Сербии и Черногории, а в состав Республики Сербии входят два автономных края - Косово и Метохия и Воеводина. В тот же день была принята конституция СРЮ, которая предполагает суверенность и самостоятельность Сербии и Черногории в составе демократического государства с единым экономическим пространством. СРЮ объявила о признании всех югославских республик, провозгласивших независимость, об отсутствии территориальных претензий к бывшим республикам СФРЮ.

Население Югославии в 1992 г. составляло 10,5 млн. человек, из них в Сербии - 9,79 млн., а в Черногории - 616,5 тыс., в Воеводине - 2 млн., в Косове и Метохии - 1,7 млн. человек.

Развитие СРЮ после мая 1992 г. проходило в крайне сложных условиях действия международных санкций, введенных против нее в связи с обвинением в участии в военных действиях на территории Боснии и Герцеговины.

Создание федерации требовало строительства новых структур власти. На проведенных в конце мая 1992 г. выборах в Вече граждан Союзной скупщины, в скупщины автономных краев и местные органы власти больше всего голосов получили правящая Социалистическая партия Сербии (СПС) и Сербская радикальная партия (СРП) В.Шешеля, в Черногории - Демократическая партия социалистов (ДПС).

В июне 1992 г. делегаты Союзной скупщины избрали президентом СРЮ всемирно известного писателя, академика Д.Чосича. На должность премьер-министра был приглашен американский предприниматель сербского происхождения М.Панич. Одними из важнейших задач нового руководства республики стали формирование государства, обеспечение его правопреемственности, отмена принятых Советом Безопасности ООН экономических и политических санкций в отношении Югославии.

Д.Чосич и М.Панич проводили активную политику сотрудничества с международными организациями, политику реального компромисса, демонстрируя стремление к миру и добрую волю руководства Югославии. Д.Чосич выступил с заявлениями о готовности признать бывшие республики СФРЮ. С.Милошевич обвинял Д.Чосича в мягкости и уступчивости, в нарушении конституции. После победы на внеочередных выборах в Скупщину СРЮ в декабре 1992 г. объединенное большинство социалистов и радикалов в союзном парламенте 1 июня 1993 г. тайным голосованием в отсутствие Д.Чосича и без должных доказательств отстранили его от должности. Новым президентом страны избран предложенный СПС З. Лилич, но фактическим лидером оставался С.Милошевич. Именно он участвовал во всех международных переговорах, принимал иностранных дипломатов и посредников по урегулированию кризиса и даже подписывал документы от имени Югославии. Правящая СПС уверенно лидировала и на выборах в декабре 1993 г.

В Черногории за все время кризиса и санкций наблюдалось достаточно стабильное политическое положение. На всех выборах Демократическая партия социалистов (ДПС) получала поддержку большинства избирателей, а популярность президента М.Булатовича выходила далеко за рамки одной партии.

Санкции ООН против Югославии вводились поэтапно, начиная с сентября 1991 г. Они предусматривали полное торговое эмбарго, прекращение всех финансовых операций, авиаперевозок, научного, культурного и технического сотрудничества, заптер на участие спортсменов СРЮ в международных соревнованиях. В конце 1992 г. был запрещен транзит товаров через территорию СРЮ, а в 1993 г. замораживались югославские счета в иностранных банках. Для связи с внешним миром Югославии были оставлены только телефон, железнодорожная и почтовая связь.

Санкции серьезно подорвали экономику СРЮ. Прямой ущерб от санкций только за три года их применения оценивался в 45,117 млрд. долл. Из-за отсутствия сырья, запчастей, рынков сбыта, прекращения капиталовложений окончательно встали или перешли на минимальный режим работы тысячи предприятий, многие рабочих были отправлены в вынужденные отпуска. Число безработных в начале 1994 г. составило 760 тыс. человек, а в вынужденном отпуске находилось 700 тыс. человек. Особенно тяжело страдало население от отсутствия лекарств и медицинских препаратов. Увеличилась смертность среди лиц пожилого возраста и хронических больных.

В 1993 г. страну захватила невиданная гиперинфляция. 21 января 1994 г в стране была объявлена Программа экономической стабилизации (Д.Аврамовича), за первые месяцы осуществления которой инфляция снизилась с 31 млн. % в январе до -0,8% в марте. Обозначился рост объема промышленной продукции, заработной платы, стабилизировались цены на товары, стали заполняться пустые полки магазинов. За девять месяцев 1994 г. объем общественного производства возрос на 50%, розничные цены снизились на 10,3%. В ноябре 1995 г. в Югославии началось осуществление второго этапа стабилизационной программы, разработанного для страны в условиях отсутствия международных санкций.

В сентябре 1994 г. экономические санкции были частично отменены, в ноябре 1995 г. - приостановлены на неопределенное время. 1 октября 1996 г. после объявления результатов выборов в БиГ решением Совета Безопасности ООН санкции были сняты окончательно.

ПОЛЬША (середина 40-х - конец 90-х годов)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2564; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.