Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вот ухищряются против тебя те, которые не веруют, чтобы закрепить тебя или умертвить, или изгнать. Они ухищряются, и ухищряется Аллах. А ведь Аллах - лучший из ухищряющихся!




О те, которые уверовали! Если вы будете бояться Аллаха, Он даст вам различение и очистит вас от ваших злых деяний и простит вам. Поистине, Аллах – обладатель великой милости!

Ибн Аббас, ас-Судди, Муджахид и другие сказали: ﴿فُرْقَانًا﴾ Различение – т.е. выход. Муджахид добавил: в этой жизни и в жизни вечной. В варианте от ибн Аббаса: ﴿فُرْقَانًا﴾ спасение. В другом варианте от него же: ﴿فُرْقَانًا﴾ помощь. Ибн Исхак сказал: ﴿فُرْقَانًا﴾ «Различие между истиной и ложью». Толкование ибн Исхака более общее, чем предыдущие, ибо включает в себя все эти смыслы. Т.к. тот, кто проявлял богобоязненность тем, что выполнял повеления Аллаха и воздерживался от Его запретов, тот познает истину и отличит её от лжи. И это станет причиной его победы, спасения и выхода из мирских ситуаций и причиной счастья в Судный день, а также причиной прощения грехов и их сокрытия от людей. Причиной вкушения щедрой награды Аллаха. Как об этом ещё сказал Всевышний Аллах: ﴿ياأَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ اتَّقُواْ اللَّهَ وَآمِنُواْ بِرَسُولِهِ يُؤْتِكُمْ كِفْلَيْنِ مِن رَّحْمَتِهِ وَيَجْعَل لَّكُمْ نُوراً تَمْشُونَ بِهِ وَيَغْفِرْ لَكُمْ وَاللَّهُ غَفُورٌ رَّحِيمٌ﴾ О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и веруйте в Его Посланника, и тогда Он одарит вас вдвойне из Своей милости, и дарует вам свет, при котором вы будете идти, и простит вас. Аллах – Прощающий, Милосердный. (57:28)

Аллах Всевышний сказал далее:

وَإِذْ يَمْكُرُ بِكَ الَّذِينَ كَفَرُوا لِيُثْبِتُوكَ أَوْ يَقْتُلُوكَ أَوْ يُخْرِجُوكَ وَيَمْكُرُونَ وَيَمْكُرُ اللَّهُ وَاللَّهُ خَيْرُ الْمَـاكِرِينَ

Ибн Аббас, Муджахид и Катада прокомментировали: ﴿لِيُثْبِتُوكَ﴾ Чтобы закрепить тебя – т.е. удержать. Ата и ибн Зайд сказали: - чтобы задержать тебя. Ас-Судди сказал: " الإثبات - связывать или удерживать". Мухаммад ибн Исхак передаёт со слов ибн Аббаса, «Когда они приняли решение об этом, договорились собраться в доме собраний, чтобы посоветоваться там относительно дела Посланника Аллаха. И вот настал день, о котором они договорились. Им преградил путь Иблис, да проклянет его Аллах, в образе почтенного шейха, одетого в плащ из грубой ткани, и встал в дверях дома. Когда они увидели его, стоящего в дверях, сказали: «Кто этот шейх?» Он ответил: «Шейх из жителей Неджда. Он услышал, о чем вы договорились, и пришел к вам, чтобы послушать, о чем будете говорить. Может, вам пригодятся его мнения и советы?» Они сказали: «Да. Заходи!» И он вошел, да проклянет его Аллах, вместе с ними. Там собрались знатные курайшиты: из Бану Абд Шамс: Утба ибн Рабиа, Шайба ибн Рабиа, Абу Суфьян ибн Харб; из Бану Науфал ибн Абд Манаф: Туайма ибн Адий, Джубайр ибн Мутим, аль-Харис ибн Амир ибн Науфаль; из Бану Абд ад-Дар ибн Кусай: ан-Надр ибн аль-Харис; из Бану Асад ибн аль-Узза: Абу аль-Бухтури ибн Хишам, Замма ибн аль-Асвад ибн аль-Мутталиб, Хаким ибн Хизам; из Бану Махзум: Абу Джахль ибн Хишам; из Бану Сахм: Нубайх и Мунаббих, сыновья аль-Хаджажа; из Бану Джумах: Умаййа ибн Халаф и многие другие, пришедшие вместе с ними из курайшитов. Они сказали друг другу: «Вы видели, что за дело у этого человека. Мы, ей-богу, не гарантированы от того, что он не нападает на нас вместе с теми, кто последовал ему из других племен. Давайте примем решение о нем». Они стали советоваться между собой. Потом один из них сказал: «Закуйте его в железо и заприте. Потом подождите, пока он не умрет, как умерли подобные ему поэты Зухайр и ан-Набига до него». Шейх ан-Наджди сказал: «Нет, ей-богу, это не годится. Ей-богу, если вы его запрете так, как вы говорите, то его дело выйдет за дверь, которую вы заперли перед ним, и дойдет до его соратников. Они тут же нападут на вас и вырвут его из ваших рук. Потом они превзойдут вас числом и победят вас. Так, что такое решение не годится. Ищите другое решение, советуйтесь!» Потом один из них сказал: «Мы его выведем из нашей среды и изгоним из нашей страны. Если он будет выведен из нашей среды, ей-богу, нам безразлично, куда он ушел, и где он остановится. Если он от нас уйдет и мы от него избавимся, то мы исправим наше дело, нашу дружбу так, как было раньше». Шейх ан-Наджди сказал: «Нет, ей-богу! Эта решение тоже не годится. Разве вы не видите его красноречие, его прекрасную логику, которые завоевали сердца людей в пользу того, что он принес?! Ей-богу, если вы сделаете это, то вы не гарантированы от того, что он поселится в одном из арабских племен, завоюет их этими своими словами и рассказами после чего они последуют за ним. Потом он придет с ними к вам, победит вас с их помощью, и отнимет у вас вашу власть. Потом сделает с вами, что захочет. Найдите же на его счет другое решение». Абу Джахль ибн Хишам сказал: «Ей-богу, у меня идея, которую вы еще не знаете». Они спросили: «А что это за идея, о Абу аль-Хакам?»,на что он сказал: «Я думаю, надо взять из каждого племени юношу, крепкого, благородного происхождения. Потом вручить каждому юноше острый меч с которым они пойдут к нему, ударят по нему, подобно тому как если бы это был один мужчина, и убьют его. Мы избавимся от него, и если это будет сделано, то его кровь распространится на все племена, и род Бану Абд Манаф не сможет воевать против всего своего народа. Они удовлетворятся выкупом, который мы дадим за него». Шейх ан-Наджди сказал: «Это подходящая мысль, другого решения нет». И с этим люди разошлись, приняв такое решение. Джабраиль пришел к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и повелел ему не спать в своей постели, на которой он обычно спал, и сообщил ему об их кознях. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не стал ночевать у себя дома в ту ночь, и Аллах позволил ему выселиться. После того, как он прибыл в Медину, Аллах ниспослал ему суру "Добыча", где напомнил ему о Своих милостях которыми Он одарил его и о том как спас его от ухишрений многобожников: ﴿ وَإِذْ يَمْكُرُ بِكَ الَّذِينَ كَفَرُواْ لِيُثْبِتُوكَ أَوْ يَقْتُلُوكَ أَوْ يُخْرِجُوكَ وَيَمْكُرُونَ وَيَمْكُرُ اللَّهُ وَاللَّهُ خَيْرُ الْمَـاكِرِينَ ﴾ Вот ухищряются против тебя те, которые не веруют, чтобы закрепить тебя или умертвить, или изгнать. Они ухищряются, и ухищряется Аллах. А ведь Аллах - лучший из ухищряющихся! – этот аят был ниспослан по поводу слов многобожников, что им следует подождать пока пророк не умрёт, как поэты до него.

Как сказано об этом в слове Аллаха: ﴿أَمْ يَقُولُونَ شَاعِرٌ نَّتَرَبَّصُ بِهِ رَيْبَ الْمَنُونِ﴾ Или они скажут: "Поэт, - поджидаем мы перемены судьбы над ним". (52:30) Этот день назывался «йаум аз-захма» — «день столпотворения».

Ас-Судди также передаёт подобное повествование.Ибн Исхак также сообщает, что Джабраиль пришел к Посланнику Аллаха и сказал: «Не ложись в эту ночь в свою постель, в которой ты обычно спишь!» Когда наступила темная ночь, многобожники собрались перед дверью Пророка и стали ждать, когда он заснет, чтобы наброситься на него. Когда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, увидел, где они находятся,то уложил Али ибну Абу Талиба вместо себя со словами: «Спи на моей постели! Укройся моим зеленым плащом и спи в нем. Они тебе ничего дурного не сделают». Пророк, мир ему и благословение Аллаха, обычно спал, укрывшись этим плащом.

Также рассказал Зайд ибн Зияд со слов Мухаммада ибн Кааб, «Когда они собрались перед дверью Пророка, мир ему и благословение Аллаха, находящийся среди них Абу Джахль ибн Хишам сказал: «Мухаммад утверждает, что если вы последуете ему в его деле, то станете Царями арабов и персов, воскреснете после смерти, у вас будут сады, как сады Иордании. Если вы этого не сделаете, то он вас зарежет, потом вы воскреснете после смерти и попадете в огонь, где и будете гореть». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вышел к ним, взял горсть земли в руку и сказал: «Да, я говорю это. Ты — один из них». Тогда Всевышний Аллах сделал их незрячими, они его не видели. Пророк, (мир ему) начал сыпать им на головы эту горсть земли, читая следующие аяты: ﴿ يس. وَالْقُرْآنِ الْحَكِيمِ.إِنَّكَ لَمِنْ الْمُرْسَلِينَ عَلَى صِرَاطٍ مُسْتَقِيمٍ. تَنزِيلَ الْعَزِيزِ الرَّحِيمِ...فَأَغْشَيْنَاهُمْ فَهُمْ لَا يُبْصِرُونَ ﴾ «Ясин. Клянусь Мудрым Кораном, что ты — один из посланников Бога, на праведном пути. Это — откровение Всемогущего, Всемилостивого» до слов «Мы закрыли их глаза, и они не могут видеть» (36:1—9).

Урва ибн аз-Зубайр прокомментировал слова Аллаха: ﴿وَيَمْكُرُونَ وَيَمْكُرُ اللَّهُ وَاللَّهُ خَيْرُ الْمَـاكِرِينَ﴾ Они ухищряются, и ухищряется Аллах. А ведь Аллах - лучший из ухищряющихся!Аллах сам устроил им козни и избавил тебя от них.

Аллах сказал далее:

وَإِذَا تُتْلَى عَلَيْهِمْ آيَـتُنَا قَالُواْ قَدْ سَمِعْنَا لَوْ نَشَآءُ لَقُلْنَا مِثْلَ هَـذَآ إِنْ هَـذَآ إِلاَّ أَسَـاطِيرُ الأَوَّلِينَ

(31) И когда читаются им Наши знамения, они говорят: " Мы уже слышали. Если бы мы желали, мы сказали бы то же самое. Это - только истории первых!"

وَإِذْ قَالُواْ اللَّهُمَّ إِن كَانَ هَـذَا هُوَ الْحَقَّ مِنْ عِندِكَ فَأَمْطِرْ عَلَيْنَا حِجَارَةً مِّنَ السَّمَآءِ أَوِ ائْتِنَا بِعَذَابٍ أَلِيمٍ

(32) И вот они говорили: "Боже наш! Если это - истина от Тебя, то пролей на нас дождь камнями с неба или пошли мучительное наказание".

وَمَا كَانَ اللَّهُ لِيُعَذِّبَهُمْ وَأَنتَ فِيهِمْ وَمَا كَانَ اللَّهُ مُعَذِّبَهُمْ وَهُمْ يَسْتَغْفِرُونَ

(33) Аллах - не таков, чтобы их наказывать, когда ты среди них; Аллах не будет наказывать их, когда они просят прощения.

Всевышний Аллах сообщает о неверии курайшитов, об их упрямстве, упорстве в заблуждении, а также об их ложных призывах во время прослушивания аятов. Когда эти аяты читались перед ними, они говорили: ﴿قَدْ سَمِعْنَا لَوْ نَشَآءُ لَقُلْنَا مِثْلَ هَـذَآ﴾ " Мы уже слышали. Если бы мы желали, мы сказали бы то же самое". Но это всего лишь их слова, не подкреплённые действием, ибо они до этого уже не раз вызывались привести хотя бы одну подобную суру, но они не смогли этого сделать. Это просто их слова, которыми они обманывали самих себя и тех, кто последовал им в заблуждении. Есть мнение, что эти слова говорил ан-Надр ибн аль-Харис (да проклянёт его Аллах), как об этом сообщили: Саид ибн Джубайр, ас-Судди, ибн Джурайдж и другие. Он (да проклянёт его Аллах) побывал в Персии и научился там сказкам о персидских царях – Рустаме и Асфандияре. По возвращению он застал начало миссии посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), когда тот декламировал Коран людям. Когда Пророк уходил, его место занимал ан-Надр ибн аль-Харис и начинал рассказывать людям о Рустеме, об Асфандияре и о персидских царях. Потом он говорил: «Ей-богу, Мухаммад рассказывает не лучше меня, его рассказы — это лишь сказки древних людей, и я их переписал точно так же, как и он». Когда же он по воле Аллаха попал в плен в день битвы при Бадре, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) приказал отрубить ему голову прямо на его глазах. Так и сделали по воле Аллаха. Его пленил аль-Асвад ибн аль-Микдад.

Смысл слов: ﴿أَسَـاطِيرُ الاٌّوَّلِينَ﴾ Это - только истории первых – т.е. книги древних, которые пророк изучил и читает их людям. Но это является наглой ложью, как об этом сообщил Аллах в других аятах

﴿وَقَالُواْ أَسَـاطِيرُ الأَوَّلِينَ اكْتَتَبَهَا فَهِيَ تُمْلَى عَلَيْهِ بُكْرَةً وَأَصِيلاً قُلْ أَنزَلَهُ الَّذِي يَعْلَمُ السِّرَّ فِي السَّمَـوَاتِ وَالأَرْضِ إِنَّهُ كَانَ غَفُوراً رَّحِيماً﴾

Они говорят: «Это – сказки древних народов. Он попросил записать их, и их читают ему утром и после полудня». Скажи: «Ниспослал его Тот, Кому известны тайны на небесах и на земле. Он – Прощающий, Милосердный». (25:5-6) для тех, кто покаялся и обратился к Нему, ибо Он простит его и помилует.

Слова Аллаха: ﴿وَإِذْ قَالُواْ اللَّهُمَّ إِن كَانَ هَـذَا هُوَ الْحَقَّ مِنْ عِندِكَ فَأَمْطِرْ عَلَيْنَا حِجَارَةً مِّنَ السَّمَآءِ أَوِ ائْتِنَا بِعَذَابٍ أَلِيمٍ﴾

И вот они говорили: "Боже наш! Если это - истина от Тебя, то пролей на нас дождь камнями с неба или пошли мучительное наказание" – и это они говорят по причине своего глубокого невежества и сильного неверия, гордыни и упрямства. За эти слова они получили порицание Аллаха, ибо лучше для них было бы, если бы они сказали: "О, Аллах, если это истина от Тебя, то наставь нас и дай нам следовать ей". Но они попросили победы против самих себя и стали торопить Аллаха с наказанием для них. О том, что они торопили с карой, говорится в словах Аллаха:

﴿وَيَسْتَعْجِلُونَكَ بِالْعَذَابِ وَلَوْلاَ أَجَلٌ مُّسَمًّى لَّجَآءَهُمُ الْعَذَابُ وَلَيَأْتِيَنَّهُمْ بَغْتَةً وَهُمْ لاَ يَشْعُرُونَ﴾

Они торопят тебя с мучениями. Если бы не назначенный срок, то мучения уже явились бы к ним. Воистину, они явятся к ним внезапно, и они даже не почувствуют этого. (29:53) также Аллах поведал о том как они сказали: ﴿وَقَالُواْ رَبَّنَا عَجِّل لَّنَا قِطَّنَا قَبْلَ يَوْمِ الْحِسَابِ﴾

Они сказали: «Господь наш! Приблизь нашу долю (покажи нам книгу с нашими добрыми и злыми деяниями) до наступления Дня расчета». (38:16) также в словах Аллаха: ﴿سَأَلَ سَآئِلٌ بِعَذَابٍ وَاقِعٍ لِّلْكَـافِرِينَ لَيْسَ لَهُ دَافِعٌ مِّنَ اللَّهِ ذِي الْمَعَارِجِ﴾

Просящий просил мучения, которые постигают неверующих. Никто не сможет предотвратить его вопреки Аллаху, Владыке ступеней. (70:1-3) также говорили невежды из предыдущих народов. Как сказал народ пророка Шуайба (мир ему): ﴿فَأَسْقِطْ عَلَيْنَا كِسَفاً مِّنَ السَّمَآءِ إِن كُنتَ مِنَ الصَّادِقِينَ﴾

Низринь на нас осколок неба, если ты являешься одним из тех, кто говорит правду. (26:187) курайшиты-многобожники же говорили: ﴿اللَّهُمَّ إِن كَانَ هَـذَا هُوَ الْحَقَّ مِنْ عِندِكَ فَأَمْطِرْ عَلَيْنَا حِجَارَةً مِّنَ السَّمَآءِ أَوِ ائْتِنَا بِعَذَابٍ أَلِيمٍ﴾

"Боже наш! Если это - истина от Тебя, то пролей на нас дождь камнями с неба или пошли мучительное наказание"

Аль-Бухари передаёт со слов Анаса ибн Малика, что эти слова принадлежали Абу Джахлю ибн Хишаму, именно он сказал:

﴿اللَّهُمَّ إِن كَانَ هَـذَا هُوَ الْحَقَّ مِنْ عِندِكَ فَأَمْطِرْ عَلَيْنَا حِجَارَةً مِّنَ السَّمَآءِ أَوِ ائْتِنَا بِعَذَابٍ أَلِيمٍ﴾

"Боже наш! Если это - истина от Тебя то пролей на нас дождь камнями с неба или пошли мучительное наказание" – и тогда Аллах ниспослал:

﴿وَمَا كَانَ اللَّهُ لِيُعَذِّبَهُمْ وَأَنتَ فِيهِمْ وَمَا كَانَ اللَّهُ مُعَذِّبَهُمْ وَهُمْ يَسْتَغْفِرُونَ﴾

Аллах - не таков, чтобы их наказывать, когда ты среди них; Аллах не будет наказывать их, когда они просят прощения [402].

Ибн Аббас (да будет доволен ими Аллах) сообщает, что когда идолопоклонники совершали обход вокруг Каабы, они говорили: "Вот мы перед Тобой, о, Боже. Вот мы перед Тобой. Нет у Тебя сотоварища". И тогда пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил:

«قَدٍ، قَد» "Достаточно, достаточно", но они продолжали: "Вот мы перед Тобой, о, Боже. Вот мы перед Тобой. Нет у Тебя сотоварища, кроме сотоварища, который тоже принадлежит Тебе, он не владеет, но Ты владеешь им". А затем говорили: "Прости нас, прости нас". И тогда Аллах ниспослал:

﴿وَمَا كَانَ اللَّهُ لِيُعَذِّبَهُمْ وَأَنتَ فِيهِمْ وَمَا كَانَ اللَّهُ مُعَذِّبَهُمْ وَهُمْ يَسْتَغْفِرُونَ﴾

Аллах - не таков, чтобы их наказывать, когда ты среди них; Аллах не будет наказывать их, когда они просят прощения ". Ибн Аббас говорил: "У них было два гаранта безопасности (от наказания Аллаха): пророк и прошение прощения. Пророк ушёл (от них), и у них осталось лишь прошение прощения". [403]

Ат-Тирмизи перадёт со слов Абу Мусы, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«أَنْزَلَ اللهُ عَلَيَّ أَمَانَيْنِ لِأُمَّتِي» "Аллах послал мне два гаранта безопасности для моей Уммы:

﴿وَمَا كَانَ اللَّهُ لِيُعَذِّبَهُمْ وَأَنتَ فِيهِمْ وَمَا كَانَ اللَّهُ مُعَذِّبَهُمْ وَهُمْ يَسْتَغْفِرُونَ﴾

Аллах - не таков, чтобы их наказывать, когда ты среди них; Аллах не будет наказывать их, когда они просят прощения "

«فَإِذَا مَضَيْتُ تَرَكْتُ فِيهِمُ الْاسْتِغْفَارَ إِلَى يَومِ الْقِيَامَة»

"Когда я уйду, то оставлю для них прошение прощения".

В пользу этого хадиса свидетельствует хадис, переданный Ахмадом и аль-Хакимом в сборнике "аль-Мустадрик" со слов Абу Саида, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«إِنَّ الشَّيْطَانَ قَالَ: وَعِزَّتِكَ يَا رَبِّ لَا أَبْرَحُ أَغْوِي عِبَادَكَ مَا دَامَتْ أَرْوَاحُهُمْ فِي أَجْسَادِهِمْ. فَقَالَ الرَّبُّ:

وَعِزَّتِي وَجَلَالِي لَا أَزَالُ أَغْفِرُ لَهُمْ مَا اسْتَغْفَرُونِي»

"Поистине шайтан сказал: "Клянусь Твоим величием, о, Господь мой, я буду продолжать обольщать Твоих рабов, пока их души будут оставаться в их телах". Тогда Господь сказал: "Клянусь Моим величием и славой, что Я буду

продолжать прощать им, пока они будут просить прощения у Меня".

(аль-Хаким сказал, что хадис достоверен, но два шейха не привели его в своих сборниках.[404])

 

Аллах сказал далее:

 

وَمَا لَهُمْ أَلاَّ يُعَذِّبَهُمُ اللَّهُ وَهُمْ يَصُدُّونَ عَنِ الْمَسْجِدِ الْحَرَامِ وَمَا كَانُواْ أَوْلِيَآءَهُ إِنْ أَوْلِيَآؤُهُ إِلاَّ الْمُتَّقُونَ وَلَـكِنَّ أَكْثَرَهُمْ لاَ يَعْلَمُونَ

(34) Но почему же не будет наказывать их Аллах,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 429; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.