Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема диагностики эмоций человека




Выявление ведущей мотивации (тест юмористических враз)

Этот тест, состоящий из 100 юмористических фраз, позволяет выявить доминирующую в подсознании человека установку на повышенную чувствительность в одной из следующих сфер:

1. Агрессия — самозащита.

2. Межполовые отношения.

3. Пагубные привычки (в данном случае — пьянство).

4. Деньги.

5. Мода.

6. Карьера.

7. Семейные неурядицы.

8. Социальные проблемы.

9. Бездарность в искусстве и другом творческом деле.

10. Человеческая глупость.

Наличие установки в одной или нескольких из перечисленных областей проявляется в том, что человек в немалозначных юмористических фразах (а таких в методике 40) улавливает именно тот смысл, который соответствует его установке.

Испытуемый получает список из 10 перечисленных выше сфер и задание, читая последовательно юмористические фразы, относит их к какой-либо из этих сфер. О наличии установки (или установок) судят по тому, какое количество фраз испытуемый отнес к той или иной сфере: чем больше карточек, отнесенных к данной сфере, тем сильнее установка на нее.

В свою очередь установка может свидетельствовать о нескольких вещах:

1. О наличии у испытуемого недостаточно осознаваемых, но достаточно сильных потребностей в данной сфере.

2. О наличии у него сильных проблем в этой сфере, вызывающих постоянные эмоциональные переживания.

3. О наличии комплексов, связанных с данной сферой.

Методика в состоянии ответить только на вопрос, касающийся наличия установки, но полностью объяснить ее не может. Для этого требуется специальное исследование, которое может провести только профессионально подготовленный психолог.

Перед началом исследования испытуемый получает инструкцию следующего содержания:

«Перед вами 100 юмористических фраз и 10 разных сфер жизни, к которым они могут быть отнесены. Прочтите эти фразы и примите решение, к какой сфере относится каждая из них».

 

 

Эмоции представляют собой обширную сферу психического. К настоящему времени сложилась точка зрения о том, что эмоции часто образуют противоречивое единство, рождают амбивалентные чувства.

По мнению С.Л.Рубинштейна, наличие полярности, напряжения, возбуждения или противоположных им эмоциональных переживаний вносит в эмоциональную сферу необходимую дифференциацию. Однако остается неизученным, для чего природа дала человеку такую дифференциацию, каковы ее механизмы, каким образом такое разнообразие эмоций структурируется, каким образом влияет на развитие, самочувствие и деятельность человека.

 

Проблема эмоции в структуре личности впервые обсуждалась В. Н. Мясищевым в его теории отношений. Он включил в структуру личности, наряду с психическими процессами, свойствами и состояниями, отношения человека. Причем отношения выступают как структурообразующий вид психических явлений, определяющий активность личности. Сущность личности определяется ее отношениями к окружающему миру, общественному бытию, к другим людям, к себе. Активность личности заключается в том, что эти отношения реализуются в деятельности людей.

Определены нравственные категории – ряд возможных в общении и деятельности категорий социальных эмоций, представленных в виде парных полюсов, которые; как мне кажется, могут играть роль структурообразующей системы отношений личности.

К этим категориям относятся:

счастье – горе, справедливость – обида, дружба – ссора, доброта – злоба, восхищение – скука.

Перечисленные социальные эмоции составляют субъективно ценностную систему из пяти блоков личностных отношений.

1. Блок базового комфорта и благополучия (“счастье-горе”). Известно, что наиболее остро счастье переживается, когда потребности человека удовлетворяются при оптимальном сочетании положительных и отрицательных эмоций. Человек не может быть абсолютно счастлив. В каждый отдельный момент своей жизни он чувствует себя то умеренно, то безмерно счастливым, то несчастным, то находящимся где-то посредине между крайними состояниями.

2. Блок личностного роста (“справедливость-обида”). Чувство обиды возникает у человека, когда он считает, что по отношению к нему совершена какая-то несправедливость, имеет место обман, неблагодарность. В основе этого чувства лежит механизм неподтвержденного ожидания относительно значимых других. Но самое главное – это то, что чувство обиды, возникшее у одного из партнеров, может полностью разрушить их общение или деятельность. При этом формируются механизмы психологической защиты, препятствующие личностному развитию.

3. Блок взаимоотношений или межличностного взаимодействия (“дружба – ссора”). Здесь рассматриваются коммуникативные эмоции, возникающие на основе потребности в общении, желании делиться переживаниями, найти отклик, чувства симпатии, расположения, уважения. В то же время ссора может рассматриваться как кратковременный стресс, когда человек подвергается сильной психической нагрузке и последующей мобилизации защитных сил организма. Решающую роль здесь играет реакция участников ссоры, которая может сопровождаться не только состояниями и переживаниями агрессии, но и состояниями воодушевления: “есть упоение в бою”. Потому отношение “дружба – ссора” – очень важная психологическая информация об уровне развития личности.

4. Блок потенциальной агрессии (“доброта – злоба”). Переживания, возникающие на основе потребности в содействии и доверии, желании приносить другим людям радость; сопереживание удачи и радости за другого, чувства участия и жалости. В то же время противоположный полюс связан с чувствами враждебности – взаимодействия фундаментальных эмоций гнева, отвращения и презрения, когда зло начинает восприниматься как существенная сторона действительности, ведущая к агрессии как механизму психологической защиты.

5. Блок познавания мира (“восхищение – скука”). Здесь рассматривается важное личностное отношение, закладывающее основу познавательной потребности

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1121; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.