Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сознание и язык




Структура сознания.

В структуре сознания можно выделить несколько основных элементов.

I – сфера телесно-перцептивных, т.е. непосредственно определяемых органами чувств способностей. К этим способностям относятся ощущения, восприятия и конкретные представления, с помощью которых человек получает первичную информацию о внешнем мире, о своем собственном теле и о его взаимоотношениях с другими телами. Главной целью этой сферы является определение целесообразности поведения человеческого тела в окружающем его мире.

II – логико-понятийный компонент сознания. Это сфера формирования общих понятий, аналитико-синтетических мыслительных операций и логических доказательств. Главной целью этой сферы является истина.

I и II сферы сознания образуют его внешнепознавательную составляющую и соответствуют деятельности левого полушария головного мозга, которое отвечает за аналитическую, рассудочную, языковую деятельность.

III – эмоциональный компонент сознания. Он не опирается на непосредственные связи с внешним предметным миром. Это сфера личностных, субъективно-психологических представлений.

IV – ценностно-мотивационный компонент. Сюда относятся ценностные ориентиры деятельности и духовные идеалы личности.

III и IV компоненты образуют ценностно-эмоциональную составляющую сознания, соответствующую интегративно-интуитивной деятельности правого полушария головного мозга.

Все сферы сознания взаимосвязаны. В познавательной и творческой деятельности человека определяющую роль играют логико-понятийный и ценностно-мотивационный компоненты, которые направляют чувственное познание, контролируют эмоциональную сферу.

Язык – это знаковая система, которая служит орудием мышления и средством общения в процессе человеческой жизнедеятельности.

Существует множество знаковых систем, служащих для приобретения, хранения и передачи информации. Среди них:

- язык мимики и жестов,

- язык цифр, формул, схем,

- искусственные языки (*азбука Морзе, язык компьютерных программ),

- знаки-символы,

- знаки-сигналы (*звонок, аплодисменты),

- знаки-признаки (*озноб, туча) и др.

Наука о строении и функционировании знаковых систем – семиотика.

Язык – это универсальное средство выражения мысли, наиболее универсальная из знаковых систем, что объясняется его неразрывной связью с мышлением.

Мышление и язык взаимосвязаны в своем происхождении и историческом развитии.

биологической предпосылкой формирования человеческой речи стали мимико-жестикуляторные и звуковые средства общения высших животных. [ Многие животные, ведущие стадный образ жизни, общаются между собой. * Так, шимпанзе могут произносить примерно 32 звука. Сложная система сигнализации наблюдается у дельфинов. Считается установленным, что пчелы обладают особой сигнальной системой, состоящей из пространственных фигур: с помощью комбинирования фигур в «танец» пчела передает рою информацию о местоположении источника пищи и пути к нему. ] Однако средства сигнализации высших животных принципиально отличаются от человеческой речи: содержанием общения животных всегда является конкретная, наличная в данный момент ситуация (голод, страх, предупреждение об опасности), человеческая же речь является внеситуативной.

Основным социальным фактором возникновения языка явилась потребность в обмене информацией в процессе совместной трудовой деятельности.

Физиологический механизм образования речи – условно-рефлекторный: произносимые в той или иной ситуации звуки сочетались в мозгу с соответствующими предметами или действиями, а затем стали соотноситься с их идеальными образами. Таким образом звук превратился в средство обозначения образов предметов, их свойств и отношений. С помощью языка человек может формулировать абстрактные понятия, которые являются главным средством познания и мышления.

Сознание и язык образуют единство, язык является материальной формой выражения мысли. Связь между языком и мышлением не механическая, а органическая: сознание не только проявляется, но и формируется с помощью языка. Посредством языка происходит переход от восприятий и представлений к понятиям, протекает процесс оперирования понятиями. [ Понимать – значит уметь выразить в понятиях, поэтому фраза «Все понимаю, но сказать не могу» неверна по своей сути. ] Богатство или бедность языка свидетельствует о степени развитости мышления (* словарь языка Эллочки Людоедки, состоящий из 12 слов и выражений).

Но единство языка и сознания не означают их тождества. Стороны единства отличаются друг от друга: сознание отражает действительность, а язык обозначает ее. Речь – это не мышление, иначе, как отметил Л. Фейербах, величайшие болтуны должны были бы быть и величайшими мыслителями.

Язык – это общественное явление, важнейшее средство человеческого общения. Посредством языка мысли, эмоции отдельных людей становятся достоянием общества. Язык – необходимое условие и главное средство усвоения и передачи социальных норм, культуры.

Язык реализуется в речи. Речь – это деятельность, процесс общения, обмена мыслями, чувствами и т.д., который осуществляется с помощью языка как знаковой системы.

Язык как социальное явление выполняет в обществе ряд функций:

- отражательную,

- коммуникативную,

- познавательную,

- функцию социализации,

- ценностно-ориентационную,

- функцию механизма социальной наследственности и др.

Язык с древнейших времен был предметом философских размышлений. Уже в античности, у Сократа, Платона, Аристотеля встречаются высказывания о языке. Интерес к философскому осмыслению языка резко возрастает с конца XVIII в. Немецкий философ и естествоиспытатель В. Гумбольдт высказал положение о том, что язык представляет собой особого рода реальность, характерной чертой которой является саморазвитие. Гегель подчеркивал роль языка в процессе формирования человека, его сознания и мышления. В XIX в. сложилось классическое представление о языке, с позиций которого языку отводится исключительно важная роль в жизни человека и общества. Мыслители Нового времени обращали внимание и на опасности, скрытые в языке. Так, Ф. Бэкон называл среди причин, препятствующих познания, «идолы рынка», к ним он относил небрежное пользование языком и неправильно толкование языковых выражений.

Философия ХХ в. характеризуется пристальным вниманием к проблемам языка. Современные философы признают, что отношение языка и действительности отличается особой сложностью. Иллюстрацией этого является пример известного лингвиста академика Л.В. Щербы: «Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокренка». Построенная в строгом соответствии правилам русской грамматики, она не имеет смысла. В ней можно выделить члены предложения, указать части речи, но говорить о ее истинности или ложности невозможно. Это заставляет задуматься о природе языка.

Проблемы языка явились центральными в аналитической философии. Ее представители (Б.Рассел, М.Шлик и др.) видели главную задачу философии в логическом анализе языковых выражений, устранении из языка науки двусмысленностей и логических противоречий. В рамках аналитической философии сложилось направление – лингвистическая философия (Л. Витгенштейн), представители которой поставили цель достижение ясности при пользовании языком.

Язык, являясь средством отражением действительности, изменяется вместе с ней и с ходом человеческой истории. Примером этому может послужить сопоставление следующих отрывков:

1) «Я помню чудное мгновенье...» (А.С. Пушкин, 1825 г.);

2) «Ты, как луч лазера, пересекла мою жизнь и осталась в ней устойчивой интерференционной картиной. Когда ты проходишь мимо, я чувствую себя абсолютно черным телом, так как поглощаю абсолютно все длины волн, излучаемые тобой. Однако ты всегда держишься от меня на фокусном расстоянии. Мы с тобой как два атома в узлах кристаллической решетки...» (Из письма 10-классника, 2004 г.)

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 544; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.