Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

К. развития детей школьного возраста




Поступление в школу ведет к кардинальному изменению в системе социальных отношений и деят-ти ребенка и совпадает с периодом второго физиологического криза, приходящегося на возраст 7 лет. В организме ребенка происходит резкий эндокринный сдвиг, сопровождаемый бурным рос­том тела, увеличением внутренних органов, вегетативной перестройкой. Физиологическую перестройку могут сопровождать осложнения: нервно-психическая ранимость, повышенная утомляемость. Однако это не мешает адаптации ребенка к новым условиям (В. П. Петрунек, Л. Н. Таран).

Принципиально меняется социальная ситуация развития ребенка. Он становится «общественным субъектом», выполняет общественно значимую и общественно оцениваемую деят-ть. Все жизненные отношения его перестраиваются и во многом определяются тем, насколько успешно он овладе­вает учебной деят-тью, к-рая становится ведущей. Нормальное развитие ребенка в этот период характеризуется формированием следующих качественно новых психологических образований:

· ребенок переходит на качественно новый уровень произ-
вольной регуляции поведения и деят-ти. У младшего
школьника формируются навыки самоконтроля, самоор-
ганизации и саморегуляции, что принципиально изменя-
ет его интеллект, личность, социальные отношения;

· происходит перестройка всех познавательных процессов,
возникают и развиваются рефлексия, анализ, внутрен-
ний план действий;

· формируются устойчивые познавательные потребности
и интересы, возникает новое познавательное отношение
к действительности;

· формируется адекватная самооценка, развивается критичность к самому себе и окружающим;


 

· приобретаются навыки общения со сверстниками, уме-
ния устанавливать дружеские контакты и отношения;

· школьник овладевает «умением учиться», т. е. приобрета-
ет навыки и умения учебной работы;

· раскрываются индивидуальные способности и возмож-
ности ребенка.

Таким образом, нормально развивающийся младший школьник — это активный, жизнерадостный ребенок, желающий и умеющий учиться, уверенный в себе, в своих способностях, организованный, умеющий управлять своим вниманием, памятью, умеющий дружить, соотносить свои поступки с нравственными нормами и правилами.

Нормальным психологи признают и тот факт, что большинство этих позитивных достижений внешне могут быть утеряны в период кризиса в подростковом возрасте (И. В. Дубровина).

Изучению подросткового возраста посвящено множество исследований. Это классические работы Л. С. Выготско­го, Д. Б. Эльконина, Т. В. Драгуновой, Д. И. Фельдштейна. Л. И. Божович и современные — А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых, С. К. Масгутова и др.

Подростковый кризис исследователи объясняют по-разному. В отечественной психологии в контексте идей Л. С. Выготского сложилась позиция, согласно к-рой подростковый кризис играет существенную роль в общем процессе возрастного развития. Кризисные проявления: проти­вопоставление себя взрослым, отчуждение от взрослых, завоевание новой позиции — не только закономерные, т. е. нормальные, явления, но и продуктивные для формирова­ния личности подростка (А. М. Прихожан).

Можно выделить следующие важнейшие проявления подросткового возраста. Он проходит три фазы: негативную, или предкритическую, — фазу ломки старых привычек, сте­реотипов, распада сформировавшихся ранее структур: кульминационную точку кризиса, как правило, это 13 лет, хотя возможны значительные индивидуальные варианты:


 

посткритическую, когда формируются новые структуры, складываются новые отношения.

Значительным является тот факт, что подростки могут как бы провоцировать запретные для себя ситуации, специ­ально «принуждать» родителей к ним, чтобы иметь возможность проверить свои силы в преодолении этих запретов и тем самым раздвинуть границы своей самостоятельности. Это дает возможность удовлетворить потребность в самоутверждении. Если этого не происходит и развитие в этот период протекает гладко и бесконфликтно, то позднее, в 17—18 лет, может проявиться запоздалый и болезненный кризис, либо инфантильная позиция «ребенка» затягивается и может оставаться даже в зрелом возрасте.

Автор описывает два основных пути протекания кризиса. Наиболее распространенный — кризис независимости. Его симптомы те же, что и в дошкольном возрасте, — строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, обесценивание взрослых, отрицательное отношение к их требованиям, к-рые ранее выполнялись, протест-бунт, рев­ность к собственности. Но в подростковом возрасте они выражаются по-своему. Так, ревность к собственности обнаруживается в стремлении оградить от внешних посягательств свое индивидуальное внутреннее, психологическое про­странство. Главная его собственность — это переживание собственного внутреннего мира, что и защищает подросток и ревниво оберегает от других. Второй путь — кризис зависимости, симптомы к-рого противоположны: чрезмерное послушание, зависимость от старших или сильных, регресс к старым интересам или вкусам, формам поведения. Это своего рода возврат назад, к той системе отношений, к-рая гарантировала эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности. Первый и второй варианты — это способы самоопределения. Но в первом случае он выражается позицией «Я уже не ребенок», а во втором — «Я ребенок и хочу оставаться им». Для развития наиболее благопри­ятным оказывается первый вариант.


 

Специалисты подчеркивают, что в симптомах кризиса присутствуют обе тенденции, но одна из них доминирует. Одновременное присутствие стремления к независимости и стремления к зависимости связано с двойственностью позиции подростка. С одной стороны, «взрослые» притязания, требование равных с ними прав, расширение границ само­стоятельности, ас другой — недостаточная психологическая и социальная зрелость подростка, вызывающая у него потребность в помощи, поддержке и защите со стороны взрослых. Подросток ждет (конечно, неосознанно), что взрослые обеспечат относительную безопасность этой борьбы, оградят его от слишком рискованных шагов. Именно поэтому попустительско-либеральное, слишком «разрешающее» отношение может вызывать недовольство и даже глухое раздражение подростка, а достаточно жесткий, но аргументированный запрет приводит к эмоциональному благополучию, успокоению, хотя и не исключает первоначальной вспышки негодования. В контексте культурно-исторической психоло­гии и психологической теории деят-ти нормально развивающемуся подростку присущи тенденции развития и саморазвития таких человеческих качеств, как:

· самостоятельность мышления, интеллектуальная актив-
ность, творческий подход к решению познавательных за-
дач; это сензитивный период развития творческого мыш-
ления;

· выраженные и устойчивые интересы, внимание к самому
себе и к др. человеку как личности;

· адекватные формы утверждения своей самостоятельно-
сти, личностной автономии, индивидуальности;

· адекватная самооценка, высокий уровень притязания,
развитое чувство собственного достоинства, внутренние
критерии самооценки;

· способность сознательно ставить перед собой цели, пере-
подчинять мотивы, принимать решения и быть ответст-
венным за их последствия;

· моральные и волевые качества, личностная рефлексия,
т. е. понимание, сочувствие и сопереживание другому;


 

· владение способами регуляции поведения, эмоциональ=
ных состояний, адекватными способами реагирования в
различных жизненных ситуациях;

· способность контролировать ситуацию, устойчивость к
неблагоприятным воздействиям среды;

· положительное отношение к труду, ориентация на куль-
турные, нравственные ценности и человеческие смыслы;

• владение навыками дружеского, избирательного обще-
ния со сверстниками; ориентация на социально положи-
тельного лидера в среде сверстников; адекватность пове-
дения в школе и вне ее (Д. Б. Эльконин, А. М. Прихожан).
Существуют и др. научные позиции, в русле к-рых реша­
ется и проблема нормы — аномалии. Они широко представ­
лены в зарубежных концепциях личности. Значительный
интерес, на наш взгляд, представляет концепция американ­
ского психотерапевта Э. Эриксона, к-рый как бы «изнутри»
анализирует жизнь человека и показывает источники его
развития по линии норма — аномалия. Взгляды Э. Эриксона
представлены в книгах «Детство и общество», «Идентич­
ность: бедность и кризис».

Ребенок развивается как живое, органическое единство, как целостное явление. Именно поэтому отклонения в его развитии Э. Эриксон рассматривает в контексте целостного развития его личности.

Базовым качеством нормального человека является идентичность, или, иначе говоря, целостность. Это обобщенное понятие, к-рое включает в себя понятие психического здоровья человека, чувство устойчивости и непре­рывности «Я», причастности к социальной группе, принятости ею, тождественности. Идентификация, по Эриксону, определяет целостность личности, систему ее ценностей, идеалы, жизненные планы, способности и потребности. Это особый стиль и способ переживания, ощущения себя, вос­приятия себя с точки зрения др. людей и исторического времени.


 

Формирование идентичности, целостности личности продолжается на протяжении всей жизни человека и проходит ряд стадий. Влияют на этот процесс не только родители и близкие ребенку люди, но и широкое социальное окружение, общество, конкретные социальные условия, т. е. время и место осуществления психической жизни ребенка. Эрик-сон выделил 8 основных этапов развития идентичности, в течение к-рых ребенок переходит от одной стадии осознания себя к другой. На каждой стадии возникает возможность формирования противоположных качеств, к-рые человек осознает в себе и с к-рыми начинает себя идентифицировать. В ходе развития у человека последовательно формируются качества, каждое из к-рых в определенный момент становится определяющим его психическую жизнь и поведение. При этом развитие предполагает наличие реальных и потенциальных свойств, к-рые избирательно влияют на др. свой­ства личности и регулируют воздействия социальной среды. отбирая соответствующие возможности ребенка и взросло­го. При этом потребность в принятии группой, социальным окружением является важнейшим источником активности человека и проявляется как механизм включения ребенка в систему общественных отношений.

Переход от одной формы идентичности к другой сопровождается кризисами. В этот момент усиливается уязвимость, но одновременно возрастают потенциал человека, энергия для дальнейшего развития. Общество же предлагает человеку новые задачи и возможности для реализации этого потенциала. На каждом этапе развития человек оказывается перед выбором полярных отношений к миру и к себе.

Первая стадия — до 1 года. Развитие в это время в основном детерминируется близкими людьми, родителями, к-рые формируют у ребенка чувство базового доверия, т. е. открытости к миру, или недоверия, настороженности, закрытости к окружающему. Возникает чувство собственной идентичности. «Кол-во веры и надежды, вынесенной из первого жизненного опыта» определяется качеством ухода за ре-


 

бенком, наличием материнской любви и нежности. Важным условием при этом является уверенность матери в своих действиях. «Мать создает у своего ребенка чувство веры тем типом обращения с ним, к-рый совмещает в себе заботу о нуждах ребенка с твердым чувством полного личностного дове­рия к нему в рамках того жизненного стиля, к-рый существует в ее культуре», — подчеркивал Э. Эриксон.

Этнографические исследования Э. Эриксона говорят о том, что в разных культурах существуют разные «схемы доверия» и традиции ухода за ребенком. В одних культурах мать проявляет нежность очень эмоционально, кормит младенца всегда, когда он плачет или капризничает, не пеленает его. В других же культурах принято туго пеленать ребенка, давать ему возможность покричать и поплакать, «чтобы его легкие были сильнее». Такой способ ухода, по мнению Э. Эриксона, характерен для русской культуры. Этим, по его мнению, объясняется особая выразительность глаз русских людей, поскольку туго запеленутый ребенок имеет основной способ связи с миром — через глаза.

Вторая стадия — от 1 года до 3 лет — состоит в формировании и отстаивании ребенком своей автономии и не­зависимости или, напротив, зависимости от окружающих. Это связано с тем, как взрослые реагируют на первые попытки ребенка добиться самостоятельности. Чувство стыда и со­мнение появляются в результате жесткого контроля. Возрастающее чувство самостоятельности не должно подрывать сложившегося базового отношения к миру. Оно поддерживается и сохраняется благодаря контролю со стороны родителей, через ограничение желаний ребенка требовать, при­сваивать, разрушать. «Внешняя твердость должна предохранять ребенка от потенциальной анархии со стороны еще не тренированного чувства различения, его неспособности осторожно удерживать и отпускать», — пишет Э. Эриксон. Но эти ограничения создают основу для негативного чувства стыда и сомнения.


 

Борьба чувства независимости против стыда и сомнения приводит к установлению соотношения между способностью сотрудничать с др. людьми и настаивать на своем; (видимо, упрямство), между свободой самовыражения и;. ограничением. В конце стадии складывается подвижное равновесие между этими противоположностями. Оно будет положительным, если родители и близкие не будут жестко подавлять и чрезмерно управлять стремлением ребенка к автономии. Чувство доброжелательности и гордости происходит из чувства самоконтроля при положительной самооценке.Внешний, чужеродный контроль, утрата чувства самоконтроля приводят к появлению устойчивой склонности к самомнению и стыду, чувства зависимости от взрослых.

Третья стадия — с 3 до 6 лет. Ребенок жадно и активно познает окружающий мир. В игре он совместно со сверстниками осваивает систему отношений между людьми. У ребенка возникает желание выйти из роли маленького и включиться в реальную совместную со взрослыми деят-ть.

Но взрослые всемогущи, они диктуют ему строгие правила поведения, могут стыдить и наказывать. В этот период ребенок учится соотносить свои желания с нормами, принятые в обществе, осваивает практически социальные, этически. нормы и правила. У него развивается чувство инициативь активной предприимчивости. Именно на этой стадии развития, как ни на какой другой, ребенок готов быстро и жадно учиться. Но это связано с тем, насколько благополучно протекает процесс социализации ребенка, насколько строги. правила ему предъявляются. Агрессивное поведение ребенка ведет к ограничению взрослыми его инициативы и появлению чувства вины и тревожности.

Четвертая стадия — от 6 до 14 лет. В это время равивается либо трудолюбие, либо чувство неполноценности Ребенок идет в школу, начинается систематическое приобщение его к знаниям. Школа, учитель, одноклассники играют доминирующую роль в процессе самоидентификации О того, насколько ребенок успешно учится, как складываются

у него отношения с учителем и одноклассниками, зависит благополучие или неблагополучие его становления. Трудолюбию противостоит чувство неадекватности и неполноценности. По мнению Эриксона, ребенок в этом случае переживает отчаяние от своей неумелости и видит себя обреченным на посредственность или неадекватность. Если в благоприятных случаях значимость отца и матери отходит на второй план, то при появлении чувства своего несоответствия требованиям школы семья вновь становится убежищем для ребенка.

Эриксон подчеркивает, что на каждой стадии развивающийся ребенок должен приходить к жизненно важному для него чувству собственной состоятельности. Поэтому снисходительное одобрение или незаслуженная похвала не должны его удовлетворять. Идентичность его полноценная в том случае, когда он понимает, что его достижения соответствуют тем требованиям, к-рые значимы в данной сфере жизни.

Пятую стадию —с 14 до 20 лет — характеризует самый глубокий жизненный кризис. Формируется первая цельная форма идентичности. К этому кризису приводят три линии развития: физический рост и половое созревание, озабоченность тем, «как я выгляжу в глазах других», «что я собой представляю»; необходимость найти свое профессиональное призвание, отвечающее индивидуальным способностям и требованиям общества. В этом кризисе идентичности заново встают все пройденные критические моменты развития. Все прежние, старые задачи он должен теперь решить сознательно, будучи убежденным, что его выбор значим для него и для общества. Именно в таком случае социальное доверие к миру, самостоятельность, инициативность, освоенные умения создадут новую целостность личности.

На юношеский возраст приходится основной кризис идентичности, за которым следует либо обретение «взрослой» идентичности, либо задержка в развитии. Острота этого кризиса зависит как от степени разрешенности более ранних кризисов (доверия, независимости, активности и др.), так и


 

от всей духовной атмосферы общества. Непреодоленный кризис ведет к задержке в личностном развитии и составляет основу социальной патологии юношеского возраста. «Синдром патологий идентичности», по Э. Эриксону, включает: возврат к инфантильному уровню и желание как можно дольше оставаться ребенком; смутное, но устойчивое состояние тревоги; чувство изоляции и опустошенности; постоянное пребывание в состоянии чего-то такого, что сможет изменить жизнь; страх перед личным общением и неспособ­ность эмоционально воздействовать на лиц другого пола; враждебность и презрение ко всем признанным общественным людям, вплоть до мужских и женских («унисекс») и др. (Л. Ф. Обухова).

Становление личностной идентичности позволяет молодому человеку перейти на очередную стадию развития. Последующие стадии развития относятся к периоду взрослости и имеют свои задачи, связанные с формированием самостоятельности, автономности личности, творчества. Таким образом, при неблагоприятных условиях развитие ребенка может идти по линии формирования чувства зависимости, вины, тревоги, неполноценности, агрессии, противоречивости, внутренней конфликтности.

Общепсихологические аспекты проблемы нормы — аномалии рассматриваются в рамках развивающейся психоло­гии личности. В отечественной психологии это направление представлено в работах Б. С. Братуся. Согласно его точке зрения, степень личностного здоровья человека определяется его отношением к др. человеку. Признаками и атрибутами нормального развития он считает отношение к др. человеку как к самоценности (это — главный признак), способность к децентрации, самоотдаче и любви как способу реализации этого отношения; творческий, целеустремленный характер жизнедеят-ти; потребность в позитивной свободе; способность к свободному волепр'оявлению; возможность само­проектирования будущего; веру в осуществление намеченного; внутреннюю ответственность перед собой и другими.


 

прошлым и будущим поколениями; стремление к обретению сквозного, общего смысла жизни.

Речь, конечно, идет не о состоянии, а о тенденции развития, т. е. это те направления, в к-рых осуществляется нормальное развитие человека. Эти критерии имеют достаточно общий характер, но они могут быть конкретизированы и использованы в практике (Н. И. Лифинцерова),

Крипт- [крипто-] — 1. [греч. ЬьурЮз— скрытый, тайный] — составная часть сложных слов, означающая «скрытый», «относящийся к к.-л. скрытому состоянию». 2. [анат. сгур1а — крипта; греч. &гур!е — склеп, скрытое место] — составная часть сложных слов, означающая «относящийся к крипте (миндалины, радужки и др.)».

Криптомнезия [сгур{отпея1а; крипто- + греч. тпёш — па­мять] — нарушение памяти, при к-ром стерты грани между реальными событиями, происходившими с больным, и событиями, имевшими место с др. людьми, услышанными, почерпнутыми из книг или увиденными во сне. См. Памяти расстройства.

Криптофтальм [крипто- + греч. ор/йЬа1то$ — таз] — врожденное недоразвитие глазного яблока, век и глазной щели.

Кровосмешение — см. Инцест.

Ксантопсия [греч. хап1Ноз — золотисто-желтый + орзк — видение, зрение] — видение предметов в желтом цвете.

Ксено- [греч. хепо-- чужой, чуждый] — приставка, обо-
значающая отличие; чужеродность по отношению к ч.-л.;
чуждость ч.-л.

Ксенофобия [хепорНоЫа] — болезненный страх всего чужого и незнакомого.

Ксерофтальмия [греч. хегох — сухой + орШНа1то$ — глаз] — высыхание конъюнктивы и роговицы.

Курение пассивное — вдыхание воздуха, загрязненного табачным дымом. Табачный дым, содержащий более 2 000 различных химических веществ в виде частиц или газа, — одна из самых значительных и поддающихся устранению причин различных заболеваний. Курение усиливает предрасположенность к раку легких, болезням сердца и всевозможным респираторным инфекциям. Научные исследо­вания, проведенные в последние годы, показывают, что пассивное курение является для человека канцерогеном того же класса, что и соединения мышьяка, асбеста и бензола (содержащегося в лаках и красках). Те, кто не курит, но находится вместе с курильщиком в закрытом помещении, вдыхают до 80 % всех веществ, содержащихся в дыме сигареты, папиросы или трубки.

Яды табачного дыма проникают через плаценту в плод. Пассивное курение может увеличить вероятность выкидыша и рождения мертвых детей. Вес младенцев, испытавших губительное воздействие табака еще во чреве матери, ниже нормального на 170—230 граммов, умственное и физическое развитие таких детей может существенно замедляться.

У детей, вынужденных вдыхать табачный дым, развиваются конъюнктивиты, хронические заболевания верхних дыхательных путей, ухудшаются аппетит и настроение. Ребенок начинает отставать в развитии, и чем дольше продолжается такое курение, тем более выраженные изменения происходят в организме малыша. Ведь помимо никотина вдыхаемый табачный дым содержит угарный газ. Он лишает ребенка кислорода, соединяясь, причем почти в 200 раз прочнее, чем кислород, с гемоглобином, к-рый обеспечивает растущий организм кислородом. Из-за молекул угарного газа живые клетки не могут высвобождать атомы кислорода. Нередко у пассивных курильщиков возникают признаки кислородного голодания, а в результате ухудшаются память, мыслительные способности, замедляется скорость реакции.

Дети курящих родителей в 2—3 раза чаще посещают врачей по поводу инфекций дыхательных путей и аллергических заболеваний.

Пассивный курильщик, вырастая, почти всегда рано начинает курить, замыкая тем самым своеобразный порочный круг. Получив никотиновое воспитание от своих родителей, он невольно повторяет их ошибки и в отношении своих собственных детей. Родители должны раз и навсегда усвоить очень простую истину. Если они сами не заботятся о своем здоровье, продолжая курить, то просто преступно курить в присутствии детей. См. Никотин.

Начиная с 4—5 лет дети должны получить необходимый минимум знаний о вреде курения, представленных в яркой, доходчивой форме. Это задача родителей и воспитателей детских дошкольных учреждений. А самое главное, взрослые своим примером должны показать свою неприязнь к курению.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 287; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.