КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Способы преодоления одиночества
Рассмотрев вопросы одиночества и его влияния на юношество и взрослых, обратимся к тому, каким образом можно помочь тем, кто его испытывает. Поскольку одиночество - переживание субъективное, то нельзя придумать единый способ его преодоления, подходящий всем и каждому в любом случае. Поэтому при оказании юношам и девушкам помощи нужно придерживаться принципа «золой середины», т.е. уделять им достаточно внимания и понимания, демонстрировать готовность оказания помощи в трудной ситуации, но в тоже время поощрять самостоятельность, активность в поиске преодоления негативного переживания одиночества. Таким видом помощи может стать психологическая поддержка юного поколения. «Одиночество существует только в одиночестве. Разделенное одиночество умирает», - как справедливо заметил И.Ялом в своей книге «Когда Ницше плакал» [12, 313]. Таким образом, психологическая поддержка помогает разделить переживания старшеклассников и путем совместной деятельности трансформировать одиночество из ощущения собственной никчемности в позитивное переживание своей уникальности. Разделить одиночество означает: выслушать человека, когда он захочет рассказать о своей боли; понять и принять его чувства; Преобразовать в позитивное переживание, значит, быть готовым изменить ситуацию, проанализировав ее и начать налаживать отношения с окружающими, рассмотрев альтернативные возможности, как, например, повышение своей коммуникативной компетентности, изменение своего поведения и отношение к себе и людям, развитие рефлексии и навыков общения. При выявлении возможных способов борьбы человека с собственным одиночеством наше исследование показало, что: - около 20% испытуемых пытаются анализировать ситуацию, определить причины одиночества и предотвратить их в будущем; - 22% находятся в растерянности, «пытаются переждать» этот период; - 4% - не хотят бороться с возникшим чувством, оно их устраивает. Это пассивно и устойчиво одинокие люди (вдовы, безработные). Чувствуя себя глубоко одинокими, они не считают себя покинутыми и не винят других в своем положении; Способы преодоления одиночества, предлагаемые старшеклассниками и взрослыми: 1. Отвлечение при помощи умственной деятельности (просмотр ТВ, книги, прослушивание музыки). 2. Занятие напряженной работой, чтобы преуспеть в какой-либо деятельности. 3. Выполнение домашних дел. 4. Занятие спортом, творчеством и т.п. с целью избавления от негативных эмоций. 5. Шопинг с целью изменения собственного имиджа. 6. Поиск новых способов знакомства (дискотека, вечеринки, различные клубы, интернет). 7. Анализ причин своего одиночества. 8. Прогулка на свежем воздухе, выезд на природу. 9. Обращение к психологу или психотерапевту для разрешения проблем. На основе ответов испытуемых можно сделать вывод, что независимо от возраста люди, страдающие от одиночества, применяют самые различные способы, чтобы улучшить свою социальную жизнь. Заключение Проблема одиночества всегда волновала человечество, занимая умы ученых, писателей, философов. В последнее время этой проблеме посвящаются все новые и новые работы, исследующие сущность одиночества, причины его возникновения, характерные проявления и влияние на разные категории людей в разные периоды жизни. Однако сегодня не существует единого мнения о том, что же такое одиночество: беда или счастье, норма или патология. Различные философские течения и психологические школы рассматривают одиночество то, как единственно возможную основу человеческого бытия, то, как противоестественное для человека состояние, патологию и проявление слабой приспособляемости личности, то - как социальную проблему, следствие развития современных общественных сил. Для одних одиночество - результат осознания человека оторванности и конечности его существования, сопровождающееся отчаянием и потерей надежды, для других - активное творческое состояние, благоприятная возможность общения с самим собой и источник силы. Однако общим в различных психологических и философских подходах является понимание одиночества как состояния человека, сознающего факт своей отстраненности и отчужденности от мира других людей. Отчужденность человека от других людей может быть следствием и реального отсутствия круга общения и значимых связей, и восприятия человеком своих социальных контактов как неудовлетворительных. В нашей работе мы придерживались определения одиночества как эмоционального состояния, вызванного осознанием того, что общение и социальные контакты не приносят удовлетворения. В общественном сознании одиночество обычно связывается со зрелостью и пожилым возрастом. Однако есть исследования, доказывающие, что наиболее остро эта проблема стоит в юности, а впервые одиночество осознается человеком в подростковом возрасте. Это связано, прежде всего, с развитием рефлексии в этом возрасте и переходом на новый уровень самосознания, с усилением потребностей в самопознании, принятии и признании, в общении и обособлении, с кризисом самооценки. К тому же переориентация общения с родителей и значимых взрослых на ровесников делает проблему взаимоотношений с последними весьма животрепещущей, а иногда и очень болезненной. Если подросток в общении с друзьями и одноклассниками не получает принятия, признания и эмоционального отклика, если не удовлетворяются его потребности в социальном единении и самоутверждении, то у него возникает чувство одиночества. Как известно, другой психологически обоснованной потребностью в подростковом возрасте является потребность в уединении, поскольку только наедине с самим собой подросток может осмыслить и «переварить» происходящие с ним изменения, оценить себя и свои отношения, определить линию своего поведения и свою позицию. Тем не менее, по мнению ряда отечественных и зарубежных ученых (А.В.Мудрик, Дж.Р. Олди и др.), резкое преобладание потребности в уединении является тревожным признаком и приводит к состоянию хронического одиночества. Иными словами, постоянное желание подростка быть в одиночестве служит сигналом того, что что-то не так в его взаимоотношениях со сверстниками, а возможно, и во внутреннем мире. В нашей работе на примере учащихся 11-го класса и взрослых мы исследовали особенности переживания одиночества, факторы, способствующие его возникновению и способы его преодоления. Во взгляде испытуемых на одиночество существует та же полярность, что и в философских и психологических исследованиях, они считают нормальным состояние одиночества в том случае, если это собственный выбор человека, сделанный не под влиянием окружающих, а по внутренним причинам. То есть если человек выбирает одиночество не из-за собственной неуверенности и неумения общаться, не из страха перед общением и другими людьми, а по внутреннему желанию и потребности побыть одному, то это нормально и естественно. Если же он одинок, потому что от него отвернулись другие люди, тогда это - несчастный и обиженный человек, тихий, грустный и незаметный. Старшеклассники и взрослые считают, что причины одиночества кроются как в близком окружении человека, которое не хочет его принимать, так и в нем самом: в его характере, особенностях поведения, манере общения, и в том числе его неумении общаться. В ходе исследования мы обнаружили отличия в переживании мужского и женского одиночества. Женщины переживают одиночество острее, однако агрессию проявляют реже по сравнению с мужчинами. Они более чем мужчины склонны к анализу причин собственного одиночества и поиску конструктивных методов решения проблем. Также подтвердились некоторые различия в переживании одиночества в юношеском и зрелом возрасте. Обе гипотезы, высказанные нами, были экспериментально подтверждены в ходе нашего исследования. Неужели одиночество - наш неизбежный удел? Современный человек ощущает его наиболее остро в ситуациях интенсивного и даже принудительного общения- в городской толпе, в кругу собственной семьи и подчас среди друзей. Но можно ли считать, что единственная альтернатива одиночеству - безграничное общение, поглощающее духовную жизнь человека? Если под общением подразумевать обмен информацией, не сопровождающийся ее интимным смыслонаделением, то оно, наоборот, порождает одиночество. Обрушиваемые на человека потоки информации, вынужденное общение, лишенное разумных пределов, только обостряют чувство одиночества (например, монстр - телевидение, компьютер, захватывая человека в плен, отнимая у него бездну времени, не дают взамен ни любви, ни тепла.) Альтернативой одиночеству может быть умение и желание человека заглянуть в себя, стремление научиться общаться с собой, а стало быть - стремление к самосовершенствованию (когда самому с собой не скучно). Человек может попытаться понять природу одиночества, «приручить» свое одиночество, сделав его более конструктивным и менее разрушительным. Таким образом, полностью преодолеть одиночество невозможно, да это, наверное, и не нужно: одиночество до определенной степени необходимо для роста, развития творческих сил, самостоятельности; но когда заходит речь об экзистенциальном одиночестве, следует учиться его принимать как естественную часть нашего бытия. Список литературы 1. Джеймс У. Психология. - М.: ЮНИТИ, 1991. - 61с 2. Кон И.С. Психология ранней юности: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1989. - 255с 3. Корниенко Н.А. Личность и индивидуальные различия. - Новосибирск, НГПУ, 1988. - 563с 4. Лабиринты одиночества. Сборник / Под ред. Покровского Н.Е. - М.: ЭКСМО - Пресс, 1989. - 549с 5. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Академия, 2003. - 456с 6. Немов Р.С. Психология. В 3-х тт. Учебник для студентов высших и пед. учебных заведений. - М.: Владос, 1997. - 688с 7. Райгородский Д.Я. Самосознание и защитные механизмы личности. - С.: Издательский дом «Бахрах - М». - 261с 8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: АСТ, 1996. - 225с 9. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - 736с 10. Хараш А.У. Психология одиночества / / Педология. - Новый век, №4, 2000 11. Шестаков В.П. От этоса к аффекту. - М.: Политиздат, 1975. - 195с 12. Ялом И. Когда Ницше плакал / Пер. с англ. М. Будыниной. - М.: ЭКСМО - Пресс, 2001. - 416с Сайты: 1. http://www.psyonline.ru 2. http://www.psylib.org.ru 3. http://www.it-med.ru 4. http://www.temenos.ru
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 4507; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |