Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Музыка в древнем Израиле и Древней Греции. Музыка и пение в Ветхом Завете




В православном богослужении важная роль отводится пению — как хоровому, так и сольному. Все возгласы священника и диакона произносятся нараспев. Все отрывки из Евангелия, Апостола, Псалтири, других священных книг тоже читаются нараспев — на одном звуке или нескольких соседних звуках. В православной традиции, в отличие от католической и протестантской, вообще не бывает богослужений, которые совершались бы не нараспев («говорком»); не существует различия между sung Eucharist (литургией с пением) и said Eucharist (литургией без пения). Даже в самом скромном сельском храме на клиросе всегда стоят хотя бы два-три певца.

В настоящем разделе будет сначала рассмотрена предыстория православного богослужебного пения, истоки которого следует ис-ить в музыкальной культуре древнего Израиля и античной культовой музыке. Собственно история православного церковного пения начинается в эпоху раннехристианской Церкви, продолжается в Византии, на Руси, на Балканах и в других регионах, где Православие стало господствующей христианской конфессией. Излагая историю церковного пения, мы будем касаться и его богословского содержания, поскольку вне богословского контекста понимание церковного пения, как и понимание иконы, невозможно.

В Ветхом Завете многократно упоминаются музыка и музыкальные инструменты, пение и певцы, хоры и оркестры. Создание струнных и деревянных духовых инструментов, согласно книге Бытия, происходит на заре человеческой цивилизации: один из потомков Каина, Иувал, был отец всех играющих на гуслях и свирели (Быт. 4:21). Для выражения чувств радости и веселия, наряду с гуслями, употреблялся тимпан (см.: Быт. 31:27). После исхода Израиля из Египта Моисей воспел торжественную песнь Богу (см.: Исх. 15:1-18), а его сестра Мариам взяла... в руку... тимпан, и вышли за нею все женщины с тимпанами и ликованием (Исх. 15:20). В качестве сигнальных инструментов употреблялись серебряные трубы (см.: Чис ю, 2-3).

В эпоху Давида за богослужением и вне богослужения использовалось множество музыкальных инструментов — ударных, струнных и духовых. Сам Давид был музыкантом: будучи юношей, он играл рукою своею на струнах (1 Цар 18, ю; 19,9). Благодаря игре Давида на гуслях злой дух отступал от Саула (см.: 1Цар. 16:14-23).

Еще в юности убедившись в благотворной силе музыки, Давид и в дальнейшем придавал музыкальному искусству особое значение. Став царем над Израилем, он осуществил богослужебную реформу, создав целый штат левитов-музыкантов для профессионального сопровождения богослужебных церемоний. Начальникам левитов он приказал поставить братьев своих певцов с музыкальными орудиями, с псалтирями и цитрами и кимвалами, чтобы они громко возвещали глас радования (1Пар. 15:16). За богослужениями одни из левитов играли громко на медных кимвалах, другие — на псалтирях, тонким голосом, третьи — на цитрах, чтобы делать начало, четвертые же трубили трубами пред ковчегом Божиим (1Пар. 15:19-24)- Начальник левитов, Хенания, был учитель пения, потому что был искусен в нем (1Пар. 15:22). Это описание «свидетельствует о вполне сложившемся, развитом и довольно сложном ансамблевом «музицировании», требующем определенной профессиональной подготовки».

Пение и игра на музыкальных инструментах сопровождали ковчег завета при перенесении его в Иерусалим. Когда ковчег был вывезен из дома Аминадава, собрался весь народ, а Давид и все сыны Израилевы играли пред Господом на всяких музыкальных орудиях из кипарисового дерева, и на цитрах, и на псалтирях, и на тимпанах, и на систрах, и на кимвалах (2 Цар б, 5). Перенесение ковчега из дома Аведдара в город Давидов сопровождалось плясками и игрой на трубах: Давид скакал из всей силы пред Господом, а сыны Израилевы несли ковчег Господень с восклицаниями и трубными звуками (2Цар. 6:14-15).

При передаче царства Соломону престарелый Давид провел еще одну литургическую реформу, значительно расширив штат храмовых музыкантов. Из 38 тысяч левитов он выделил ю тысяч на служение Богу: в числе последних были четыре тысячи прославляющих Господа на музыкальных орудиях, которые он сделал для прославления (1Пар. 23:5). Затем Давид отделил сыновей Асафа, Емана и Идифуна, чтобы они провещавали на цитрах, псалтирях и кимвалах... Все они под руководством отца своего пели в доме Господнем с кимвалами, псалтирями и цитрами... И было число их с братьями их, обученными петь пред Господом, всех, знающих сие дело, двести восемьдесят восемь (1Пар. 25:1; 6-7).

Царь Давид вошел в историю как создатель псалмов — молитв, предназначенных для пения хором. Уже в первом своем псалме, составленном по случаю перенесения ковчега завета в Иерусалим, Давид восклицает: славьте Господа, провозглашайте имя Его; возвещайте в народах дела Его; пойте Ему, бряцайте Ему (i Пар 16,8-9; ср. Пс. 104:1-2). Пение и «бряцание», т.е. вокальная музыка (хоровая или сольная) и игра на музыкальных инструментах, стали основными формообразующими элементами псалмов как главного литургического жанра в древнем Израиле. К этим элементам могли иногда добавляться танцы и рукоплескание.

Различные роды пения (песнь, пение, восклицание, славословие, хвала) и разные виды музыкальных инструментов, а также рукоплескание во время пения неоднократно упоминаются в Псалтири:

Славьте Госпола на гуслях, пойте Ему на лесятиструнной псалтири. Пойте
Ему новую песнь; пойте Ему стройно, с восклицанием (Пс. 32:2-3).
Восплешите руками, все наролы, воскликните Богу гласом ралости...

Восшел Бог при восклицаниях, Госполь при звуке трубном... Пойте Богу нашему, пойте; пойте Царю нашему, пойте (Пс. 46:2; 6-7). Приклоню ухо мое к притче; на гуслях открою загалку мою (Пс. 48:5). Воспрянь, слава моя, воспрянь, псалтирь и гусли (Пс. 56:9). Воскликните Богу, вся земля. Пойте славу имени Его; возлайте славу, хвалу Ему (Пс. 65:1-2).

И я булу славить Тебя на псалтири... булу воспевать Тебя на гуслях (Пс. 70:22).

Ралостно пойте Богу, тверлыне нашей; восклииайте Богу Иакова! Возьмите псалом, лайте тимпан, слалкозвучные гусли с псалтирью; трубите в новомесячие трубою (Пс. 80:2-4).

Благо есть славить Госпола и петь имени Твоему, Всевышний, возвещать утром милость Твою и истину Твою в ночи. На лесятиструнном и псалтири с песнью на гуслях (Пс. 91:2-4).

Приилите, воспоем Госполу, воскликнем тверлыне спасения нашего! Прелстанем лицу Его со славословием, в песнях воскликнем Ему (Пс. 94:1-2).

Воспойте Госполу песнь новую; воспойте Госполу, вся земля (Пс. 95:1). Пойте Госполу с гуслями, с гуслями и с гласом псалмопения. При звуке труб и рога торжествуйте прел Царем Господом (Пс. 97:5-6). Служите Госполу с веселием; илите прел лице Его с восклицанием... Вхолите во врата Его со славословием, во лворы Его — с хвалою (Пс. 99:2,4).

Воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано. Булу славить Тебя, Госполи... булу воспевать Тебя срели племен (Пс. 107:3—4).

Пойте Госполу песнь новую, хвала Ему в собрании святых... Да хвалят имя Его с ликами, на тимпане и гуслях ла поют Ему... Аа булут славословия Богу в устах их... (Пс. 149:1,3,6).

Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях. Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите его на струнах и органе. Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных (Пс. 150:3-5).

Музыкальные инструменты упоминаются и в надписаниях псалмов, например: на струнных орудиях (см.: Пс. 4:1; 53, 1; 54, 1; 66, 1; 75, 1); на духовых орудиях (см.: Пс. 5:1); на восьмиструнном (см.: Пс. 6:1; 11, 1); на струнном орудии (см.: Пс. 60:1); на духовом орудии (см.: Пс. 52:1); на музыкальном орудии Шошан (см.: Пс. 44:1); на музыкальном орудии Аламоф (см.: Пс. 45:1); на музыкальном орудии Шушан Эдуф (см.: Пс. 59:1; на музыкальном орудии Шошанним Эдуф (см.: Пс. 79:1), на Шошанниме (Пс. 68:1); на Гефском орудии (см.: Пс. 8:1; 80,1; 83,1). Из этих надписаний следует, что некоторые псалмы исполнялись в сопровождении одного инструмента, другие — в сопровождении группы инструментов.

Необходимо отметить, что при переводе Ветхого Завета на современные языки названия музыкальных инструментов передаются весьма приблизительно, по аналогии с инструментами, используемыми в наше время. В оригинальном еврейском тексте Библии имеется двадцать девять наименований различных музыкальных инструментов. Из них двадцать одно типологически атрибутировано современной наукой. Все музыкальные инструменты, употреблявшиеся у древних евреев, подразделяются на три категории: духовые, струнные щипковые и ударные. В группу духовых входят различные разновидности рога (шофар, керен, йобел, карна), труба (хацоцра) и деревянные духовые (халил, угаб, машрокита). Струнная группа включает лиры (киннор, катрос), арфы (небел, саббха), цитры (асор) и цимбал. К ударной группе относятся различные варианты барабанов, бубнов и тарелок (тоф, менааним, шалишим, целцелим или мецилтайм, мциллот и паамоним).

Каждый из этих инструментов был достаточно примитивен и мог издавать лишь один или несколько звуков. Все инструменты имели вспомогательное значение: их основной функцией был аккомпанемент хоровому или сольному пению. При торжественных богослужебных церемониях звук музыкальных инструментов сливался с пением хора, многократно усиливая мощность человеческих голосов. Об этом, в частности, говорится при описании освящения Иерусалимского храма царем Соломоном:

Когла священники вышли из святилища... и левиты певцы — все они... олетые в виссон, с кимвалами и с псалтирями и иитрами стояли на восточной стороне жертвенника, и с ними сто лвалиать священников, трубивших трубами, и были, как олин, трубящие, и поющие, излавая олин голос к восхвалению и славословию Госпола; и когла загремел звук труб и кимвалов и музыкальных орулий, и восхваляли Госпола, ибо Он благ, ибо вовек милость Его: тогла лом, лом Госполень, наполнило облако, и не могли священники стоять на служении по причине облака, потому что слава Госполня наполнила лом Божий (2Пар. 5:11-14).

Насколько буквально следует понимать выражение «издавая один голос»? Идет ли речь о том, что голоса певцов и музыкальные инструменты звучали в унисон? Или же мы имеем дело с простой метафорой, призванной подчеркнуть, что «значительный по размерам и столь разнородный по набору инструментов и тембральной природе ансамбль звучал так слаженно и организованно, как мог бы звучать только один голос или один инструмент»? К сожалению, точный ответ на этот вопрос вряд ли удастся когда-либо найти, поскольку конкретные образцы древнееврейского музыкального искусства до нас не дошли.

Есть, однако, все основания утверждать, что, несмотря на наличие разнообразных музыкальных инструментов, их игра, сопровождавшая пение, была далека как от того, что известно нам сегодня под именем полифонии, так и от гомофонно-гармонического склада. В основе пения и игры на музыкальных инструментах в древнем Израиле лежал принцип одноголосия (унисона), причем мелодия слагалась из весьма ограниченного количества звуков. Такая музыка естественным образом развилась из псалмодической речитации — чтения молитв или священных текстов нараспев. По словам ученого, наиболее характерными элементами древнеиудей-ской музыки являются:

последовательное олноголосие, в своей основе вокального происхождения; наличие типовых «мелодических моделей»; импровизаиионность... и громадная роль мелизматической орнаментаиии, что связано с устной передачей напевов; характерное деление напевов на псалмолическую речитаиию и на ярко выраженные, ритмически четкие напевы гимнического характера, связанные с пляской, маршем, сопровождавшиеся хлопаньем в ладоши, танцами и отбиванием такта на маленьких барабанах

Данный вывод основан на исследованиях, сделанных на заре XX века иерусалимским кантором 3. Идельсоном, изучившим пение в синагогальных общинах Йемена и некоторых областей бывшего Ассиро-Вавилонского царства. Эти общины, «как бы законсервировавшись... смогли сохранить в полной нетронутости традиции храмовой музыки, относящейся ко времени первого храма. Простые, строгие и возвышенные мелодии песнопений этих общин, редко выходящие за пределы кварты и построенные на ступенях диатонического лада с избеганием полутонов, имеют очень мало общего с современным синагогальным пением».

Период вавилонского плена был временем духовного и культурного упадка для израильского народа. Упадок, несомненно, коснулся и музыки, в том числе богослужебного пения, что нашло отражение в словах псалма:

При реках Вавилона, там сплели мы и плакали, когла вспоминали о Сионе. На вербах посрели его повесили мы наши арфы. Там пленившие нас требовали от нас слов песней, и притеснители наши — веселья: пропойте нам из песней Сионских. Как нам петь песнь Госполню на земле чужой? (Пс. 136:1-4).

Очевидно, что для евреев музыка была неразрывно связана с богослужением, а богослужение — с храмом и в более широком смысле с родиной, Израилем. Музыкальной культуры, оторванной от храма и родины, евреи не имели и даже не могли себе представить. Более того, «песни Сионские» и «песнь Господня» синонимичны, а это означает, что в представлении древнего еврея светская музыка как таковая не существовала: вся музыка, будь то богослужебная или внебогослужебная, носила религиозный характер.

Возвращение из вавилонского плена и восстановление храма вызвали к жизни новый расцвет музыкального искусства. Богослужение эпохи второго храма отличалось не меньшим великолепием, чем богослужение времен Давида и Соломона. В книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, описывается торжественное жертвоприношение во времена первосвященника Симона II, сына Онии II (ок. 230-195 до н.э.):

Симон, сын Онии, великий священник, при жизни своей исправил лом и во дни свои укрепил храм... Когда он принимал великолепную олежду и облекался во все величественное украшение, то, при восхожлении к святому жертвеннику, освещал блеском окружность святилища... В ло-вершение служб на алтаре, чтобы увенчать приношение Всевышнему Вселержителю, он простирал свою руку к жертвенной чаше, лил в нее из винограда кровь и выливал ее к полножию жертвенника в воню благоухания Вышнему Всецарю. Тогла сыны Аароновы восклицали, трубили коваными трубами и излавали громкий голос в напоминание прел Всевышним. Тогла весь нарол вместе спешил палать лицом на землю, чтобы поклониться Госполу своему, Вселержителю, Богу Вышнему; а песнопевцы восхваляли Его своими голосами; в пространном храме разлавалось слалостное пение, и нарол молился Госполу Всевышнему молитвою прел Милосерлым, локоле совершалось славословие Госпола, — и так оканчивали ОНИ службу Ему (Сир. 50:1; 12; 16-21).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 599; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.