Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психоаналитическая ориентация в социологии




Символдрама и психоанализ сказки

Семинар

(Ведущие: Я.Л. Обухов, Д.Г. Залесский)

Продолжительность: 3-5 дней (30 академ. часов).

Количество участников: не ограничено; участников просят иметь материал для рисования.

 

Сказка как народное воспитательное и психотерапевтическое средство. Различные подходы к пониманию сказки.

Психоаналитический разбор сказок, отражающих конфликты оральной, анально-садистической, фаллически-эдипальной, латентной, пубертатной стадий («О курочке Рябе», «Репка», «Колобок», «Буратино», «Волшебная лампа Аладина», «Аленький цветочек», «Три поросенка», «Синяя борода», «Красная шапочка», «О Гензеле и Гретеле», «Дюймовочка» и др.). Психоанализ сказки в работах Б. Бетельгейма. Теория триангуляции и сказка «Три медведя».

Архетипы сказок. Структура и динамика архетипа «Великой матери». Архетипическая карта бессознательного.

В.Я. Пропп об исторических корнях волшебной сказки.

Использование сказки в психодиагностике и психотерапии. Практические упражнения.

 


[1] Обухов Яков Леонидович – психолог, доцент Института Кататимно-имагинативной психотерапии (Германия), вице-президент Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги, председатель Московского научного общества психосоматической психотерапии и глубинной психологии (МНОППиГП).

[2] Подробнее см. в статье Я.Л. Обухова «Значение первого года жизни для последующего развития ребенка (обзор концепции Д. Винникотта)», (Обухов Я.Л., 1999).

Основателем этого направления является Зигмунд Фрейд (1866-1939), австрийский врач, психолог, создатель психоанализа — специфического психотерапевтического метода. В широком понимании понятие психоанализа охватывает всю совокупность практических и теоретических концепций, методик различных направлений фрейдизма и неофрейдизма, в том числе социально-философские и социологические теории. Фрейдизм — одно из наиболее распространенных и влиятельных социологических направлений нашего времени. Его идеи не только пронизывают науку, но и оказывают сильное влияние на литературу, искусство, культуру, социальную практику. Причины такого всеобъемлющего влияния фрейдизма на общественное сознание, вероятно, связаны с тем, что в психоанализе аккумулированы различные идеи: гуманистические, консервативные, радикальные, рациональные и иррациональные, обыденные и философско-психологические.
Поэтому не случайно фрейдизм признается не только социологами, психоаналитиками, психологами, медиками, но и представителями других наук как одно из оснований их собственных научных дисциплин. Именно это всеобъемлющее содержание фрейдизма вызывает и его всестороннюю критику, порождает многочисленные дискуссии. Вместе с тем сам Зигмунд Фрейд никогда не считал себя социологом, хотя в его работах, по мнению немецко-американского философа и социолога Г. Маркузе (1898-1979), существуют глубоко социологические обобщения. Этот социологический аспект в работах Фрейда усиливается и развивается его последователями: Ж. Лаканом, К. Леви-Строссом и другими.
Каковы же основные концептуальные положения доктрины 3. Фрейда?
Психоанализ как метод возник в недрах социальной терапии и лишь затем была разработана общепсихологическая теория, способствующая его интеграции в социальные сферы жизнедеятельности человека. Главная проблема, которую пытался разрешить Фрейд, связана с поиском причин и путей преодоления противоречий между обществом и личностью. В свете этого он анализирует проблемы социального контроля, нравственных норм, социальных запретов и т.д.
Основной мотив концепции 3. Фрейда — универсализация сферы бессознательного в человеческой психике и значение полового инстинкта в человеческом поведении. Концепция Фрейда базируется на четырех основных положениях:
1. Биопсихологизм и индивидуальная психология как модель большинства социологических конструкций.
2. Акцент на бессознательном как определителе характера поведения.
3. Гиперсексуализм, в частности роль Эдипова комплекса в поведении, а также идея сублимации сексуальной энергии, лежащая в основе социокультурной, художественной и других видов деятельности человека.
4. Дуализм инстинктов жизни и смерти, борьба которых между собой и цивилизацией, равно как динамика бессознательного, определяет природу общества, его фукнционирование и конфликты [3.4]. Исходя из этих положений Фрейд решает проблемы взаимоотношения человека и общества, которое осуществляет социальный контроль над личностью через социальные нормы и, соответственно, социальные запреты с целью поощрения должного поведения и наказания лиц, отклоняющихся от принятых норм. С одной стороны, Фрейд совершенно прав в том, что именно социальный контроль обеспечивает обуздание человеческих инстинктов, высвобождение которых могло бы привести к самоуничтожению общества. С другой — сам Фрейд воспринимает социальный контроль как фактор социального давления, искажающий сущность человека, что соответственно ведет к росту психических отклонений, неврозов и стрессов.
Возникновение социального контроля как общественной формы регулирования человеческих отношений Фрейд связывает с мифологической сексуально-психологической драмой — убийством взбунтовавшимися сыновьями деспотического главы первобытной орды. Эта драма, по мнению Фрейда, разыгралась на заре человеческой цивилизации, и чтобы она не повторялась люди решили установить общественный договор, своего рода систему запретов и социального контроля, обеспечивающего согласие. Таким образом, мораль, социальные нормы и чувства вырабатывались филогенетически на отцовском комплексе, религии и нравственных ограничениях — через подавление Эдипова комплекса. Обожествление отца на основе чувства вины и преклонение перед ним лежат в основе таких феноменов, как власть, бог, государство. По мнению З.Фрейда, они есть не что иное, как идеализированный отец.
Что касается приверженности Фрейда к индивидуалистической концепции общества, то на протяжении пятидесяти лет она оценивается положительно почти всеми, кроме марксистов.
Однако в работах Фрейда имеются идеи противоположного характера — могущества бессознательных инстинктов и влечений, которые часто определяют поведение человека и даже человеческую историю и общественную жизнь. Разумный, сознательный элемент в человеке представляет, по Фрейду, лишь небольшой поверхностный слой, входящий в наше "Я", которое является модификацией бессознательного. Значит, в определенной степени интеллект подчиняется аффектам и конкретной проблемной ситуации. Хотя, утверждал Фрейд, "идеальным состоянием было бы общество людей, которые подчиняли бы жизнь своих влечений диктатуре разума... Но в высшей степени вероятно, что это — утопическая надежда" [3.5]. Не случайно большинство исследовательских работ Зигмунда Фрейда характеризуют его как социального пессимиста, декларирующего биологическую основу человека как "злую" и "эгоистичную".
С проблемами жизни и смерти, агрессивности человека связано отношение Фрейда к войне. Он — пацифист, ненавидит войны и считает, что их удастся устранить из жизни человечества. Однако утверждения Фрейда не категоричны в силу признания им все той же агрессивности человеческого существа.
Представления Фрейда о взаимоотношениях человека и общества, психологии и культуры также пессимистичны, так как индивид и общество находятся в глубоком конфликте: общество принуждает, индивид стремится к свободе. Выход из этой конфликтной ситуации проблематичен, как и сама перспектива "выживания" общества. Путь к новому обществу, по мнению ученого, лежит в процессе трансформации бессознательных, агрессивных устремлений и эгоистических влечений в "социальные чувства". Этот постулат Фрейда практически отражает социализацию ребенка, становление его как личности. Такой процесс социализации новых поколений является обязательным атрибутом любой цивилизации.
Не менее интересны социотерапевтические идеи 3. Фрейда. Они направлены на адаптационно-интегративные формы, защиту человека от социальных болезней и страданий. Здесь Фрейд использует и эскапизм, и йогу, и любовь, и покорение природы с помощью науки, и технические достижения. Фрейд практически вскрывает механизмы социальных, национальных и культурных разногласий, которые, по его мнению, связаны с социально-психологическими механизмами подавления других народов за счет культивирования "нарциссистского" любования собственной системой, культурными традициями, национальными особенностями.
Фрейд враждебно относился и к социализму, считал его нереальным строем, недооценивающим социально-психологические особенности человеческой природы. Для освобождения человека от зла и взаимной вражды недостаточно установить общественную собственность на средства производства. Реальность этих идей Фрейда подтвердила жизнь нашего общества (распад социалистического лагеря, распад СССР).
Психоанализ Фрейда широко применяется в форме биографического метода, о всеобщем признании которого свидетельствует проведенный в 1927 году "круглый стол" на годичных собраниях социологов мира. При помощи этого метода изучаются субъективные стороны общественной жизни. Исследование основывается на анализе так называемых личных документов.

Теория 3. Фрейда и неофрейдистские идеи проникли во многие специализированные области социологии, где их часто используют, не отдавая себе отчета в их интеллектуальных истоках. Они как бы "растворены" в социологическом мышлении, изучающем коллективное поведение, общественное мнение, коммуникации, социологию семьи, расовые и этнические отношения, социальную стратификацию, социальную психиатрию и социологическую теорию.

Тойнби. Цивилизация — главное понятие, служащее Арнольду Тойнби (1889—1975) для организации всего конкретно-исторического материала. Цивилизации разделяются им на три поколения. Первое поколение — примитивные, маленькие, бесписьменные культуры. Их много, и возраст их невелик. Они отличаются односторонней специализацией, приспособлены к жизни в конкретной географической среде; надстроечные элементы — государственность, образование, церковь, а тем более наука и искусство — в них отсутствуют. Эти культуры размножаются, подобно кроликам, и гибнут стихийно, если не вливаются благодаря творческому акту в более мощную цивилизацию второго поколения.

Творческий акт затруднен статичностью примитивных обществ: в них социальная связь (подражание), регулирующая единообразие поступков и устойчивость отношений, направлена на умерших предков, на старшее поколение. В таких обществах правит обычай, и инновации затруднены. При резком изменении условий жизни, которые Тойнби называет «вызовом», общество не может дать адекватного ответа, перестроиться и изменить образ жизни. Продолжая жизнь и действовать так, как будто «вызова» нет, как будто ничего не произошло, культура движется к пропасти и гибнет. Некоторые общества, однако, выделяют из своей Среды «творческое меньшинство», которое осознает «вызов» Среды и способно дать на него удовлетворительный ответ. Эта горстка энтузиастов — пророков, жрецов, философов, ученых, политиков — примером собственного бескорыстного служения увлекает за собой косную массу, и общество переходит на новые рельсы. Начинается формирование дочерней цивилизации, унаследовавшей опыт своей предшественницы, но гораздо более гибкой и многосторонней. Согласно Тойнби, культуры, живущие в комфортных условиях, не получающие «вызова» со стороны Среды, пребывают в состоянии стагнации. Только там, где возникают трудности, где ум людей возбуждается в поисках выхода и новых форм выживания, создаются условия для рождения цивилизации более высокого уровня.

Согласно закону «золотой середины» Тойнби, вызов не должен быть ни слишком слабым, ни слишком суровым. В первом случае не последует активного ответа, а во втором — непреодолимые трудности могут в корне пресечь зарождение цивилизации. Конкретные примеры «вызовов», известные из истории, связаны с иссушением или заболочиванием почв, наступлением враждебных племен, вынужденным изменением места жительства. Наиболее распространенные ответы: переход к новому типу хозяйствования, создание ирригационных систем, формирование мощных властных структур, способных мобилизовать энергию общества, создание новой религии, науки, техники.

В цивилизациях второго поколения социальная связь направлена на творческие личности, которые ведут за собой пионеров нового социального порядка. Цивилизации второго поколения динамичны, они создают большие города, вроде Рима и Вавилона, в них развивается разделение труда, товарный обмен, рынок. Возникают слои ремесленников, ученых, торговцев, людей умственного труда. Утверждается сложная система рангов и статусов. Здесь могут развиться атрибуты демократии: выборные органы, правовая система, самоуправление, разделение властей.

Возникновение полноценной вторичной цивилизации не предрешено. Для того чтобы она появилась, необходимо стечение ряда условий. Поскольку это не всегда имеет место, постольку некоторые цивилизации оказываются застывшими, или «недоразвитыми». К последним Тойнби относит общество полинезийцев и эскимосов. Он подробно исследовал вопрос о возникновении очагов цивилизации второго поколения, которых он насчитывает четыре: египетско-шумерская, минойская, китайская и южноамериканская. Проблема рождения цивилизаций является для Тойнби одной из центральных. Он считает, что ни расовый тип, ни среда, ни экономический строй не играют решающей роли в генезисе цивилизаций: они возникают в результате мутаций примитивных культур, которые происходят в зависимости от комбинаций множества причин. Предсказать мутацию трудно, как результат карточной игры.

Цивилизации третьего поколения формируются на основе церквей: из первичной минойской рождается вторичная эллинская, а из нее — на основе возникшего в ее недрах христианства — формируется третичная, западноевропейская. Всего, согласно Тойнби, к середине XX в. из трех десятков существовавших цивилизаций сохранилось семь или восемь: христианская, исламская, индуистская и др.

Подобно своим предшественникам, Тойнби признает циклическую схему развития цивилизаций: рождение, рост, расцвет, надлом и разложение. Но эта схема не является фатальной, гибель цивилизаций вероятна, но не неизбежна. Цивилизации, как и люди, недальновидны: они не сознают до конца пружины своих собственных действий и важнейших условий, обеспечивающих их процветание. Ограниченность и эгоизм правящих элит в сочетании с леностью и консерватизмом большинства приводят к вырождению цивилизации. Однако в ходе истории степень осознания людьми последствий своих действий возрастает. Степень влияния мысли на исторический процесс увеличивается. Авторитет ученых и их воздействие на политическую жизнь становятся все значительнее. Религии распространяют свое влияние на политику, экономику и повседневную жизнь.

Осмысляя историю с христианских позиций, Тойнби использует для понимания исторических процессов вполне реалистические представления. Главное из них — механизм «вызов — ответ», о котором уже шла речь. Другая идея — различие между творческим меньшинством и пассивным большинством, которое Тойнби называет пролетариатом. Развивается культура до тех пор, пока не прервется цепочка «вызов — ответ». Когда элита не способна дать эффективного ответа пролетариату, тогда начинается надлом цивилизации. В этот период творческая позиция элиты и доверие к ней пролетариата сменяются «душевным самотеком», «расколом души». Выходом из этого положения Тойнби считает «трансфигурацию», т. е. духовную перестройку, которая должна привести к формированию новой, высшей религии и дать ответ на вопросы страждущей души, импульс для новой серии творческих актов. Но осуществится духовная перестройка или нет — зависит от многих факторов, в том числе от искусства и самоотверженности правящих элит, степени одухотворенности пролетариата. Последний может искать и требовать новой истинной религии либо удовлетвориться неким суррогатом, каковым стал, например, марксизм, в течение жизни одного поколения превратившийся в пролетарскую религию.

В противовес фаталистическим и релятивистским теориям Шпенглера и его последователей Тойнби ищет прочного основания для объединения человечества, пытается нащупать пути мирного перехода к «вселенской церкви» и «вселенскому государству». Вершиной земного прогресса явилось бы, согласно Тойнби, создание «общины святых». Ее члены были бы свободны от греха и способны, сотрудничая с Богом, хотя бы и ценой тяжких усилий трансформировать человеческую природу. Только новая религия, выстроенная в духе пантеизма, смогла бы, по Тойнби, примирить враждующие группы людей, сформировать экологически здоровое отношение к природе и тем самым спасти человечество от гибели.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1094; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.